Информации о пароходах 732-го проекта на Лене мало. Известно, что на Лене производилась сборка привезенных в разобранном виде пароходов. Причем, это делалось и до войны. Например, в статье по истории Ленского флота (
http://www.yakutskhistory.net) сообщается что «16 августа 1932 года Колчановский затон был передан "Лензолотофлоту" и уже к концу года там приступили к сборке пароходов проекта СБ-23, поступавших в разобранном виде из Перми (ныне завод "Кама"). Прибыли квалифицированные судостроители-волгари и в течение 1933 года было собрано восемь судов:
"Степан Васильев" (переименован в Куйбышев)
"Артём"
"Герои-Челюскинцы"
"Лазо"
"Правда"
"Орджоникидзе"
"Димитров"
"Горький"»
Возможно это пароходы такого же типа как Леваневский (Пермская серия для МРП).
Затем на Лене собирали и пароходы Рыбинской постройки, а вот о сборке пароходов 732 проекта написано следующее про период 1946 — 1950 годов (четвертая пятилетка) : «Следует отметить начало сборки крупной серии (около 50 единиц) удачных пароходов проекта 732 — головной "Андрей Жданов" (затем "Маныч")».
Очень коротко, без подробностей….и 50 единиц это громадный флот – многовато?
В другой статье (
http://www.lgbu.ru/area2.php) можно прочитать: « В 1949 году предприятие осваивало с нуля новое судостроение. Пароходы проекта 732 мощностью 400 л.с. изготавливались в Киеве на заводе «Ленинская Кузница» и в разборном виде поставлялись в Жигалово. Сборка корпусов производилась россыпью на стапеле. Установка тяжелых частей пароходов, таких как паровые котлы, весом до 40 т, производилась способом затаскивания по склизам конным воротом и опускания на фундамент талями. В 1949 г. сдали в эксплуатацию головное судно этого проекта пароход «Жданов».
По 1953 год сдали в эксплуатацию 13 пароходов проекта 732»
Это ближе к делу. Однако известно (списки пермских 742-х Г. Ракитина), что в эти годы на Пермском заводе в разобранном виде было построено 16 пароходов. Причем для Лены 8 судов (52-53 годы).
Так что, по крайней мере кроме Ленинской Кузницы поступали разборные пароходы и из Перми, причем большая часть (если их было 13).
Короче сведения не полные (список еще нужно составить) и даже по количеству судов (50 и 13) разночтения.
Самая большая серия речных судов (может и в мире), а сведения отрывочные! Что у нас с памятью?
Фотку с пароходом 732 проекта на Ленских сайтах нашел только одну.
http://fotki.yandex....of/view/697943/ На реке Лена после ледохода. Якутия.
Про пароходы 732 го проекта на Амуре – ничего внятного не слышал.
Про среднеазиатское пароходство (ММФ СССР) регулярно писали в отраслевой газете «Водный транспорт». Названия, фамилии капитанов, но вот типы пароходов оставались неизвестными. Знаю, только, что колесные движители на Аму-Дарье (река неглубокая, быстрая, с частыми переменами течения) очень уважали. Были специалисты, которые при движении в перекате вверх умели цепляться колесом за берег (это реально – я видел кое что подобное на верхней Оке). Когда перестали строить пароходы – для них проект колесного теплохода сделали по линии ММФ (помнится речники забраковали этот проект и сделали свои). Короче, пароходов было много, но были ли там 732-го проекта не ясно.
Вот нашел заметку от 1961 года в издании День мира.
Линдорф А. День мира — М.: Известия, 1961.
ПЕРЕМЕНЫ НА АМУ-ДАРЬЕ
Из Термезского порта рано утром 27 сентября теплоход «Гоголь» отправился в дружественный Афганистан. Пароход «Чарджоу» доставил для южных районов три баржи с горючим.
Мне вспоминается 27 сентября 1935 года. Тогда пароход «Кара-Калпак», на котором я служил капитаном, отправлялся в рейс вверх по Аму-Дарье; везли мы лесоматериалы, сельскохозяйственный инвентарь — начиналось освоение Вахшской долины Таджикистана. Кстати, и порта-то тогда не было, а была пристань Патта-Гиссар — с двумя пароходами, тремя теплоходами и десятком деревянных барж.
А сейчас в порту Термез пятьдесят пароходов и теплоходов.Вырос благоустроенный рабочий городок. Только за последние годы речники получили сотни квартир — удобных, светлых, просторных.
Я много лет работаю в порту Термез, и все эти перемены происходили у меня на глазах. Особенно радует, как растут люди. Хочу сказать доброе слово о капитане парохода «Кара-Калпак» Кара Джуманиязове, о молодом капитане парохода «Щорс» Аллаяре Шарипове, крановщиках Пулате Наврузове, Салиме Темиргалиеве, Михаиле Круглове, мастерах своего дела.
И. Ряслов,
напитан-наставник речного порта.
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ, 30 сентября.
Вот все сведения такого рода – много названий, фамилий. Да, и пароходов много, но конкретики нет.
Итак, пароходы работали почти во всех бассейнах бывшего СССР. Это еще и памятник Великой Войны. В названиях..... Даже такие известные названия, повторяющиеся в различных бассейнах как Александр Невский, А. Суворов, адмирал Ушаков - могли появится только после войны, многие суда названы известными маршалами, генералами, адмиралами этой, последней войны. И есть пароходы, названные в честь героев войны, память о которых постепенно стирается. Тем более нужно восстановить список этой серии. Сейчас начал это делать Михаил Архипов - пока у него в списке около 200 судов (причем 732 + 733), то есть 732-х только небольшая часть. Одному человеку это не осилить - нужно как то помочь
З.Ы. Методом исключения получается, что 732-е МРП построены на заводе "Ленинская Кузница" (в списках Пермского завода и Обуды их нет)