Зачем вам Викиликсы и Роспилы?Написано для моего блога на сайте радиостанции Эхо Москвы.
Поначалу я на ура воспринял и проект Викиликс, и то, что из этого получилось. Такое же отношение у меня было и к проекту Роспил. Однако несколько поостыв и подумав, кричать ура я перестал. Я не сомневаюсь в целесообразности и полезности такого рода проектов, но я сомневаюсь в масштабах. Я вообще во всем сомневаюсь, и прежде всего в СМИ и общественности. На поверхности лежат «секреты» куда более скандального и масштабного характера, чем те, что нам преподносятся. Как обычно, я сужу со своей колокольни судоходства. Вот вам примеры из мирового и из российского судоходства – примеры отношения СМИ и общественности к огромным по своим масштабам аферам, которые никто при этом и не скрывает. Пример первый – сомалийское пиратство. Тема у всех на слуху. Не написал про сомалийское пиратство только самый ленивый. Вся писанина – непролазная банальщина, все цифры и факты – из СМИ, а СМИ в свою очередь, берут их у международных морских организаций, у ООН, у военных, у всяких спецслужб. В январе этого года появилось «сенсационное» исследование экономического ущерба от сомалийского пиратства, состряпанное неким американским фондом. Исследование является удивительной по наглости и размерам фальсификацией. Исследователи оценили ущерб в 7-12 миллиардов долларов. Я провел свое исследование этого американского исследования, вот вкратце самые вопиющие фальсификации:
Исследователи американского фонда сделали 2009-й год «базовым» для расчета общей суммы выплаченных пиратам выкупов. Рекордные выкупы того года – супертанкер, украинский ро-ро с танками и еще пара судов, размеры рекордных выкупов от 3 до 3.5 миллионов долларов. То есть было 4 рекорда, при общем количестве выкупленных судов 31. Что делают «исследователи»? Они обьявляют средним размером выкупа 2009 года сумму в 3.4 миллиона долларов, и натягивают ее на все случаи выкупов, то есть уравнивают в стоимости деревянное ближневосточное доу с с парой сотен тонн риса на борту, общей стоимостью несколько десятков тысяч долларов, с супертанкером с 250 тысячами тонн нефти на борту, общей стоимостью 200-250 миллионов долларов, или с ро-ро, набитом танками и Шилками. Но и этого мало. Они вносят в список выкупленных за эти самые рекордные 3.4 миллиона долларов (которые они обьявили «средними») похищенные суда и те суда, которые похищенными не были. То есть суда, которые были захвачены пиратами, но спустя несколько часов были освобождены. И у них получается, что выкуплено было 52 судна, по стоимости супертанкера каждое. И с помощью такой вот арифметики они ухитрились сделать общую сумму полученных пиратами выкупов равной 177 миллионам долларов, тогда как на самом деле никогда еще в своей истории пираты не получали выкупов даже рядом с планкой 100 миллионов, никак не более 75 миллионов долларов в рекордные 2009 и 2010 года.
Но «золотое дно» фальсификаций исследователи нашли в другом – в стоимости изменений маршрутов судов, равной согласно их исследованию, 3-4 миллиардам долларов в год, а также в стоимости страхования и защитных мер. Что они сделали? Они взяли два самых дорогих в эксплуатации типа судов, супертанкеры и гигантские мега-контейнеровозы, «перенаправили» их в обход Африки мимо Суэца, и «расчитали» убытки. Самое смешное тут в том, что супертанкеры в полном грузу никогда Суэцким каналом и не ходили, они всю жизнь ходили и ходят вокруг Африки, Суэцкий канал для них мелковат. А мега-контейнеровозы в свою очередь, никогда еще не перенаправлялись мимо Суэца, они как ходили им так и ходят. По очень простой причине – они были и остаются самыми неуязвимыми для пиратов судами благодаря своим размерам и скорости. Изменения маршрутов есть, но их характер совершенно другой, и стоимость таких изменений, по максимальным параметрам, не превышает 300 миллионов долларов в год. Оцените разницу 300 миллионов или 3-4 миллиарда. Такие же песни, такая же потрясающая наглость вранья и в оценке стоимости страхования и защиты – везде истина на порядок или порядки меньше цифр «исследования». Я могу продолжать, однако это займет слишком много места. Желающие могут скачать мой подробный доклад с выкладками, цифрами, схемами, фотографиями и ежегодной статистикой по адресу
http://www.odin.tc/e...sifications.pdf «Исследование» оформлено по всем требуемым канонам, там есть и список организаций, которым «исследователи» благодарны за оказанную помощь. В списке само собой, международные морские организации. Доклад удостаивается торжественной презентации в Лондоне и похвал со стороны международного чиновничества, цифры доклада вовсю цитируются на трибунах ООН и в речах руководителей международных морских организаций, я уж не говорю про СМИ, те вообще в восторге – как же, аж 12 миллиардов! Про фонд, по крайней мере в судоходстве, никто до доклада ничего не слышал. Откуда он взялся, черт его знает. Судя по всему, «исследователи» и их «исследование» были оплачены заказчиками. Кем? А кому выгодно сомалийское пиратство на том уровне, на котором оно существует? Международным морским организациям, ООН, политикам и военным. Если бы мировое сообщество в лице ООН, международных организаций и заинтересованных государств, хотело бы устранить пиратскую угрозу для судоходства в Индийском океане, оно могло бы это сделать давным-давно, за несопоставимо меньшие деньги чем те, которые тратятся на борьбу с пиратством. Не надо с ним бороться, умоляет судоходство, просто избавьте нас от угрозы захвата. Нет, отвечает мировое сообщество, мы боролись и будем бороться, и за ценой не постоим. Дельце выгодное – только на конференции и круглые столы, посвященные борьбе с пиратством, ухитрились потратить, на конец прошлого года, 28.5 миллиона долларов. Избавиться от угрозы пиратов, не борясь с ними, можно очень просто – снабдив максимальное количество судов вооруженной охраной. Ллойд подсчитал, сколько это будет стоить. Держитесь крепче – 27.5 миллиона долларов, при том, что на военных в Аденском заливе в год тратится не менее миллиарда (американские «исследователи» утверждают, что 2 миллиарда). И не будет ни выкупов, ни уже сотен (если считать и пиратов) погибших, ни других убытков и расходов. Но тогда не будет денег на судебное преследование пиратов, не будет денег на конференции, а военные вынуждены будут уйти из региона, чего многие из них (вернее, страны их туда пославшие) очень не хотят. Решения пиратской проблемы не надо ни морским организациям, ни военным и странам, их туда пославшим. Им необходимо какое-то контролируемое пиратство в определенных рамках с почти неощутимым ущербом, но с громкой известностью. Поэтому они так яростно противодействуют идее охраны каждого судна, военной или частной. Вот вам и вся тайна сомалийского пиратства и тех таинственных заправил, которые его направляют и поддерживают.
Но мировые СМИ упорно этих лежащих на поверхности, кричащих фактов, не замечают. Кто по сути, в одиночестве, критикует действия мирового сообщества в истории с сомалийским пиратством? Да всего никого – известное новостное агентство Ecoterra Intl и я, посредством своего издания Maritime Bulletin. Критикуют мировое сообщество, и крайне резко, также те, кто непосредственно страдает от пиратов – участники судоходства, судовладельцы, грузовладельцы и моряки. Но их кроме Ecoterra и меня, никто не слышит. Они вообще никому не интересны. То есть не совсем так, конечно. Взять интервью у моряка, побывавшего в плену, и живописать ужасы плена, это хорошо, это СМИ любят. А вот возмущение моряков и судовладельцев преступным поведением политиков, это уже неинтересно, СМИ это не пропустят. СМИ как шакалы на падаль, бросаются на всяческую ложь, которую им обильно скармливают те, кто в пиратстве, в борьбе с ним, очень заинтересован – все вышеперечисленные мною организации. СМИ играются в беспристрастность – мол, вот мнение военных, а вот мнение судоходства, высказываемое его лидерами, главами морских организаций. СМИ не понимают или делают вид, что не понимают, что все они – военные, политики и морское руководство, завязаны общим интересом, потому и врут все вместе и очень слаженно, перепевая речи друг друга.
СМИ любят скандалы. Чего проще – возьмите заявления международных морских организаций, не всех даже, а главной, IMO, которая при ООН, и ее главы Митропулоса. Возьмите цифры, которыми они оперируют, и сличите их с другими цифрами, со статистикой пиратства. Если вы ее не ведете годами, обратитесь к тем кто ведет – ко мне например. Поговорите с моряками и судовладельцами. Проведите столь любимое вами журналистское расследование. И вы получите готовый грандиозный скандал. Глава подразделения ООН на протяжении ряда лет говорит откровенную ложь, тем самым способствуя пиратству, гибели невинных людей и трате огромных ресурсов. Он делает это сознательно, преследуя интересы своей организации и свои личные. Тем же занимаются и другие организации, и целые страны. Но может быть, СМИ не знают про Ecoterra или меня? Прекрасно знают, и нашим новостям верят, и время от времени к нам за комментами обращаются. Так почему же СМИ этого не делают?
Это психология как СМИ, так и того стада, которое является его паствой – общественности то есть. В каком случае СМИ непременно устроили бы скандал? Если бы предположим, в сейфе Митропулоса нашлась бы папочка со всеми опусами Ecoterra и моими, с резолюцией Митропулоса – «Все верно!», и подписью с датой. Если бы эту папочку выкрала из сейфа какая-нибудь замечательная внешне и внутренее разведчица, и в порванной от бедра юбке (привкус секса в такого рода делах крайне желателен, почти необходим), ускользнув от охраны, добежала с папочкой до офиса ВВС, благо Митропулос сидит в Лондоне и далеко бежать не надо. Если бы дополнительно выяснилось, что Митропулос таскается по лондонским проституткам и лечит гонорею. Вот тогда и только тогда СМИ бы глядишь, заинтересовались. Видимое и очевидное, сколь вопиющим оно бы не было, неинтересно. Нужны секреты и викиликсы, которые их добывают и публикуют.
Кто-нибудь припомнит что-нибудь конкретное из Викиликс? Имена, явки, цифры? Хоть одно конкретное дело решилось благодаря утечкам Викиликс, или нет? А тут вам СМИ, конкретное дело. Тысячи люди страдают и рискуют жизнью. На крови, трупах и грязи, на том, что происходит в Индийском океане, наживаются зажравшиеся, аморальные политиканы, и все это можно пресечь, если СМИ профессионально сделают свою работу, выполнят свой долг. Не делают и не выполняют. Неинтересно, потому что не украдено из сейфов, да и по морде можно схлопотать.
Обратимся к Роспилу. Это конечно, хорошо и важно, знать про нарушения в госзакупках и тендерах. Но вот вам примерчик из речного судоходства и судостроения. Сформировалось общее мнение, согласно которому речной флот на грани полного затопления и нуждается в срочном обновлении. При этом нет никакой заявленной концепции, и почему-то, никто не задается парой простых вопросов. Нам говорят, что флот очень старый, 25-30 лет. При этом нам тут же говорят, что срок окупаемости речного флота эти самые 25-30 лет. При этом речные суда в той же Европе и США плавают по 40, 50 и более, вплоть до ста, лет. Вопрос – так каковы же сроки окупаемости речных судов России, и если они ниже или равны срокам жизни судов, то кто должен оплачивать речной флот? Ведь частнику он получается, разорителен? Что будут делать наши дети и внуки через 25-30 лет? Строить новый флот в порядке очередной кампании? Строить заново весь речной флот России будет Объединенная судостроительная корпорация, ОСК. Без повторяю, планов, обоснований и расчетов. Обоснование только одно – флоту в среднем 25-30 лет, поэтому он вот-вот потонет, поэтому мы будем срочно строить новый. СМИ активно эту версию поддерживают. Все очень просто и понятно как для СМИ, так и для общественности – средний возраст 25-30 лет, это конечно же катастрофа. Роспил предположим, выяснит нарушения при закупках ОСК оргтехники или унитазов. Ну и что? Если суть всей работы сомнительна, то что такое нарушения при закупке чего-то там? Это даже не верхушка айсберга, это какашки на верхушке айсберга, и вот именно они СМИ и общественности и интересны.
Какова главная идея многих политических боевиков? Кто-то бесстрашный находит какую-то бумажку или файл с текстом, который в корне меняет все и может вызвать сильнейшие потрясения в мире. Текст при этом должен быть доступен по смыслу любому человеку, даже умственно отсталому. Да нет таких бумажек. Большие секреты и большие преступления открыты, на виду, никто их в сейфы не прячет, потому что уж больно они большие. Надо просто их видеть и профессионально, грамотно разоблачать, чего современные СМИ делать не могут. Свободные СМИ это конечно, хорошо, но только это как раз тот случай, когда компьютером (свободой) заколачивают гвозди. Общественность удовлетворяется тем временем, какашками на верхушке айсберга, заботливо отогретыми горячим дыханием профессиональных журналистов и экспертов, чтобы для остроты ощущений, подбавить и запашку. Политикам и другим творцам различных афер только того и надо. Детям дали по погремушке и бубену, чтобы не доставали, и выпнули в соседнюю комнату, а взрослые вернулись к своим серьезным взрослым делам.
Войтенко Михаил
http://www.sovfracht.info/?PageID=2152