Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Судоходство на Волге выше Твери (Селигер, Вышневолоцкая водная система)
#221
Отправлено 02 Сентябрь 2014 - 16:42
Вид вниз по Тверце. Борисоглебский собор и слева симпатичная Свечная башня.
Борисоглебский собор строил Львов. До этого там был старый Борисоглебский собор древний основанный еще дружинниками князя Бориса - наверное
первый собор в честь первых русских святых. Очень похож был на такие же старые храмы в В. Новгороде. Снесли при Екатерине, жаль.
Свечная башня
А там, ниже монастыря, видно, был перекоп - река то за 200 с лишним лет строительства все выправлена и похожа на канал (как сейчас Ковжа).
Однако, прошло еще 100 лет и река за свое....пошла петлять. Тут бечевник, пишут, в основном, шел по левому берегу, вон по тому напротив.
#223
Отправлено 02 Сентябрь 2014 - 17:21
А сейчас еще несколько фоток Торжка
Памятник Львову (недавно поставили, в 2002 что ли)
Дома на Тверецкой набережной
Спасо-Преображенский собор (проект приписывают Росси), а сзади Входоиерусалимский более поздний - это уже Львов
Имеется довольно древняя деревянная Вознесенская церковь
На фото Прокудина-Горского она такая..
Ну и последнее фото - вертолет МИ-35 (это видно по хвостовому винту). Вертолеты торжокского центра боевого применения все время работают взлет-посадку
#224
Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 09:41
Находится на середине пути между Торжком и Вышним Волочком (ВВ).
Не мог не заехать в городок с таким названием. К тому же тут дорога пересекает Тверцу. Поехали по старой дороге и через старый мост. Почему то думал, что тут был гидроузел на Вышневолоцкой Системе (ВВС). Но нет – название городка ведут от животных выдр – а что такое «пужск» никто объяснить не может.
Что касается гидросооружений на Тверце, то их было всего два – в 1812 году при селении Прутня был прорыт канал в обход порога и устроен деревянный однокамерный шлюз. В этом селении на Прутненском погосте похоронена А.П. Керн – так что те, кто путешествовал (или будет путешествовать) по пушкинским местам, могут за одно посмотреть и остатки прутненского канала (я там не был). Это километрах в 6 выше Торжка у н.п Митино (там была усадьба Львова).
Второе сооружение – это бейшлот на притоке р. Осуга при ее впадении в Тверцу (резервуар воды для судоходства). От него ничего не осталось. Вообще на Волжской части ВВС осталось только одно сооружение – Верхневолжский бейшлот (1843 г.).
Сама же Тверца была хорошо оборудована для взводного судоходства. Эту задачу решил управляющий системой в 19 веке О.И. Корицкий. Пишут (сам я на ходил по берегам Тверцы), что до сих пор можно найти многочисленные остатки мощеных бечевников и каменные мосты и трубы над ручьями.
Выдропужск связан с системой еще и тем, что при недостатке воды тут выгружалась часть груза с поднимающегося каравана и гужевым транспортом отправлялась в ВВ.
Итак мое путешествие в середине августа в ВВ. Вид с моста в Выдропужске вниз – виден мост (двойной) магистрали Москва – Питер.
С того же моста вверх – до чего плавно тут течет река и воды в это сухое лето много
Сам городок выглядит неважно – старинные сооружения как после войны (хотя последняя война эти места не затронула). Вот около моста, по моему, путевой дворец (вернее все, что осталось)
Ну, вперед, на Вышний Волочек, но предупреждаю доехать до него по ленинградке непросто, но об этом в следующий раз
#225
Отправлено 12 Сентябрь 2014 - 11:24
Даже в будни, !5-20 км очередь из фур. Легковые обгоняют по реверсивной (через каждые 700 м), а где ее нет постепенно все начинают двигаться по обочине. Это вызывает ненависть обдаваемых пылью водителей фур, да и вообще всех «заводит». Причиной пробки считается даже не сам город, а перекресток, где основная трасса поворачивает на 90 градусов. Там светофор, который за свою важность величают «Светофор Всея Руси».
Это, конечно портит впечатление от поездки. Правда уже готов грандиозный объезд по две полосы в каждую – будет пущен в ноябре.
Но, ближе к трассе.
Тема интересная, но я тут хочу быть кратким – информацию можно найти на этих сайтах:
http://v.volochekadm...vodnaia_sistema
https://ru.wikipedia..._водная_система
http://dic.academic....6/Вышневолоцкая
Кроме того, ссылаются на сайт А. Соснина, но сейчас он недоступен
Издавна я пользовался книжкой
Быков Л.С. «По Петровскому указу – канал на древнем волоке» М. «Транспорт» 1994 г.
В самом городе московское шоссе пересекает самое первое сооружение ВВС – Тверецкий канал.
Построен в 1703-1708 гг., имел 1.320 сажен длины (2.811 м) при ширине в 7 сажен (15 м). На канале для удержания воды были построены два полушлюза. Вначале этот канал называли Гагаринским (в честь руководителя строительства князя М. П. Гагарина). Техническое руководство осуществляли десять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером. К работам было привлечено до 6000 человек (по другим сведениям до 10000).
Вот указатель на шоссе
Сам канал
Гранитная обделка левого берега канала выполнена в 1825-1826 годах, правого в 1841 году
Левая набережная называется Тверецкая, а правая (на фото), естественно, затверецкая
Фотографии в альбоме «Вышний Волочек», автор vlad.prokof на Яндекс.Фотках
Интересно отметить, что строительство началось по инициативе Петра еще во время взятия Орешка.
На том конце (куда смотрит фотограф) была плотина на Тверце и полушлюз. Сейчас там бетонная перемычка с донным спуском (я там не был).
Сейчас это московский водопровод и хозяйство канала им. Москвы - вдоль канала такие таблички -
#226
Отправлено 12 Сентябрь 2014 - 11:49
Вот тут Тверецкий канал соединяется с подпертой плотиной Цной. Это знаменательное место - здесь первое судоходное соединение Волги с Балтикой.
Вид с того же моста вниз по Цне. Цнинская набережная, за мостиком Богоявленский собор - сейчас главный действующий храм ВВ, а еще дальше вход в цнинский канал.
#227
Отправлено 12 Сентябрь 2014 - 12:52
Конечно судопропускных сооружений сейчас нет (и это с 90-х годов XIX века), но напорные и водопропускные сооружения в отличном состоянии.
Итак мы сейчас на реке Цне между двумя каналами.
Вид с моста на входе в Цнинский канал на Цну. Вон, за тем мостом у развалин завода вход в Тверецкий канал, где сделаны предыдущие снимки
А это развилка - ближе вход в цнинский канал, дальше русло Цны - еще дальше по руслу будет Верхнецнинский бейшлот.
#228
Отправлено 12 Сентябрь 2014 - 13:38
А значит Михаил Сердюков - легенда, "птенец гнезда петрова", новгородский купец, гидротехник самоучка.
Это человек спас идею Петра, на водоразделе системы не было воды - судоходство только в половодье.
Царь уже хотел бросить затею (и может быть построил бы другую систему), но принял проект этого самоучки - практика.
Правда, сам приезжал на место, командировал голландских спецов и даже подарил два экземпляра ценной переводной книги
«Книга о способах, творящих водохождение рек свободное». Семья Сердюковых владела и строила систему в течение 50 лет.
Основные идеи: Повернуть реку Шлину "бесполезно" впадающую в Цну ниже Волочка через систему озер в Цну выше Волочка.
Построить плотину на цне для создания запаса воды (Заводской бейшлот - бейшлот это плотина на боковом резрвуаре, снабжающем судоходную систему водой) и
плотина на Цне в обход которой построен вот этот Цнинский канал.
В 1722 году был построен 1400-метровый Цнинский канал (долгое время называвшийся Сердюковским), который обошёл около 5 извилистых и каменистых вёрст в нижнем течении Цны. На концах его были построены деревянные шлюзы «с вороты раствористыми».В 1810-х годах берега канала получили гранитную обделку (руками пленных шведов, их тогда работало на системе около 2000 человек).
Вот вид со стороны Цнинского канала на место, где был верхнецнинский полушлюз
Вид на гранит шлюза с другой стороны
Сначала шлюз был, конечно деревянный (мы то видим итоговый вид)
Вот план шлюза с "раствористыми" воротами Сердюкова 1722 года (из книжки Быкова)
Вообще то Быков пишет, что на полушлюзах пролеты обычно перекрывались шандорами или даже спицами, а тут вон что......
В канал между верхним и нижним полушлюзами входило около 60 судов и он вполне мог работать как обычный шлюз (у меня сведений нет) - схема - шлюз параллелен плотине - классическая.
На гранитных устоях шлюза остались мощные борозды от бичевы при втаскивании судов в канал.
посмотрите как низко борозды и какой напряг - ситуацию разберем позже.
#229
Отправлено 12 Сентябрь 2014 - 14:10
виден мостик еще одного сооружения - это обводный канал. Начало берет на Цне и соединяется с каналом.
Обводный канал был выкопан в начале 1840-х годов у истока Цнинского канала, рядом с Торговыми рядами.
Вот так он выглядит теперь.
Зачем он был выкопан - встречаются два объяснения: для осушения площади города и для погрузки судов. Оба неубедительны, особенно второе. Но, то что он построен в обход полушлюза наводит на мысль, что как то он связан с функционированием шлюза (например, заполнение канала при закрытых воротах). Может, не получилось.... Система то строилась методом проб и ошибок..
На острове, образованным Обводным каналом и стоит Богоявленский собор, тут молились перед отправкой караванов, а у часовни вывешивался флаг перед открытием шлюза.
[more]
#231
Отправлено 13 Сентябрь 2014 - 16:02
Цнинский канал и сейчас очень красив, во всех буклетах про систему обязательно есть фотки канала, особенно хороши золотые осенние
Но у нас еще лето
Фотографии в альбоме «Вышний Волочек», автор vlad.prokof на Яндекс.Фотках
Очень хорошо сохранились гранитные берега. Из гранита торчат кованые крючья. Это не обязательно для зачаливания судов, некоторые утверждают, что тут крепились растяжки легких мостков, перекинутых через канал. Видны кованые скобы для крепления гранитных блоков.
А этот мостик и каменные устои – остатки еще одного полушлюза на цнинском канале (на расстоянии 1/3 от верхнего входа). Он был построен позже двух других и его называют шандорным полушлюзом. Объясняют, что шандоры это такие щиты на плотине. Я думаю, здесь были шандоры в виде брусьев, которые концами вставляются в устои шлюза. Этот полушлюз играл очень интересную роль (об этом позже) и, между прочим, делал совершенно лишним верхнецнинский полушлюз.
Вид с мостика вниз – виден мост ленинградского шоссе, а дальше в конце канала был нижнецнинский каменный полушлюз (с растворяющимися воротами). Потом (90-е годы XIX века) его переделали в бейшлот с лотком для пропуска плотов, а теперь там бетонная плотина с донным спуском, которая называется нижнецнинской (не совсем верно). Я туда не дошел, но можно посмотреть фотки в инете
http://fotki.yandex....r=gena-volochok
А это вид на цнинский канал вверх
#232
Отправлено 13 Сентябрь 2014 - 16:34
Вид на плотину со стороны напора.
Водомерный пост – в этой точке ВВС при любом режиме работы системы сохранялся постоянный уровень.
Вид на водослив – ну подпор не более 3 метров (с учетом лотка). Пишут, что тут сохранились деревянные щиты еще с сердюковской плотины.
Сооружение в полном порядке и под бдительной охраной.
Так выглядит Цна перед плотиной
#233
Отправлено 13 Сентябрь 2014 - 19:48
Но важно, что представляло тут судоходство. Поэтому очень кратко:
Судоходство было односторонним с Волги на Балтику.
В лучшие времена через систему проходило около 4000 судов в год. Рекорд 5500 судов.
Все суда использовались только один раз.
Движение по системе осуществлялось караванами – три каравана в год.
1. Весенний подразделялся на порядка 4 караванов (2-й из Волочка, Торжка – Твери, верхневолжский – Старица, Ржев, Гжатск)
2. Летний – формировался в Рыбинске (хлебный)
3. Осенний - с Камы, Чусовой (железный) и с Нижней Волги – этот караван часто застревал в Волочке на зиму из за нехватки воды.
Так что в каждом караване было порядка 700 судов!
Самое большое судно (барка) имела длину 36.3 м и ширину 8.6м. Весной на барку можно было нагрузить 115-123 тонны, летом и осенью - 100-107 тонн (осадка 67 см весной и 53 см летом и осенью). Во взводной части системы в бечеву впрягалось 10 лошадей при 4-х коноводах, шли от Твери до В. Волочка 25-30 дней. Маленькие суда: длина 19-25 м, ширина 5.5-6.5м, грузоподъемность до 50 тонн.
На рисунке 1839 г. (из брошюры «Вышневолоцкая водная система – 300 лет на благо России») показан вид барки вооруженной для сплава (вверху - верхний настил, весла, потеси на носу и корме) и для подъема (большой руль, водило, мачта).
В цнинский канал суда втаскивались уже без мачты. За что цепляли канат? Если за нос, то судно неизбежно прижимается к берегу – вот почему может быть на камнях верхнецнинского шлюза такие низкие и мощные шрамы.
Для подъема по Тверце открывался шлюз на Тверецком. Вода из Цны через канал поступала в Тверцу. Думаю, течение в канале было обычное для реки – естественная Цна находится ниже Тверцы и ее уровень регулируется цнинской плотиной (та самая мерная рейка).
Караван входил на водораздел и мог располагаться на обоих каналах и на Цне вплоть до Заводского бейшлота. Примерно за три дня суда перевооружались, одновременно рассчитывалась одна команда и нанималась другая. Если не было воды, то ожидание затягивалось.
В некоторых источниках пишут, что суда отправлялись вниз через цнинские шлюзы по мере готовности – в этом случае два цнинских полушлюза должны работать как один шлюз.
Но обычно пропускался караван целиком. Приведу цитату «Суда распределялись на водораздельном участке в порядке очерёдных номеров от закрытого Нижне-Цнинского шлюза до Заводского бейшлота. Тем временем открывались Заводской, Верхне-Цнинский, Шишковский бейшлоты, а также бейшлоты на озёрах, питавших озеро Мстино. Нижний водораздельный участок (Мстинский — до Мстинского шлюза) сравнительно быстро наполнялся водой. И как только разность между горизонтами верхнего и нижнего участков достигала 12 вершков (53,4 см), Заводской и Шишковский бейшлоты частично прикрывались. Наступал ответственный момент, который ни в коем случае нельзя было пропустить.
В день спуска каравана выставлялся флаг, в часовне свт. Николая, что стояла рядом с Богоявленским собором, служили молебен и под бой барабана начинали расходиться ворота Нижне-Цнинского шлюза. Но отворялись они не сразу, а медленно и только наполовину, и вода с оглушительным шумом низвергалась в «отверстие», — так очевидец описывал спуск весеннего каравана, «форсовой водой» вылетавшего из Цнинского канала в Цну».
Вот акварель 1785 года. Художника М.М. Иванова, сопровождавшего Екатерину II при ее посещении В. Волочка.
Канал еще деревянный – современный вид канала как раз связан с этим посещением императрицы.
Вдали Казанский собор (теперь его нет), примерно в том месте теперь Богоявленский собор. На переднем плане что? Я полагаю шандорный полушлюз (значит в 1785-м он уже был). Устроено было так, что шандоры перемычки были ниже уровня воды. Открывался нижнецнинский полушлюз (я думаю на весь шлюзовой пролет) и по наклонному каналу устремлялся поток, который регулировался вот этими шандорами. Суда проходили их как порог. И это было нормально. Это как бы была проверка «на вшивость». Не ясно еще как устроен был проход Мстинский полушлюза (следующий этап – выход каравана из Мстинского водохранилища – 20 км ниже ВВ). А уж Боровицкие пороги на Мсте это настоящий «экстрим». Быков пишет, что до расчистки Боровицких порогов сплавщики проходили (если им дико везло и они не разбивались) расстояние от Опочинской пристани до Боровичей (50 км) за час (со скоростью современного грузового поезда). Там был порог с перепадом до 3 м. Именно там лимитирующий участок всей системы, именно из-за этого возвратное движение по системе было невозможно, даже после существенного выправления порогов.
#234
Отправлено 15 Сентябрь 2014 - 08:41
Спасибо, очень интересный рассказ. Проезжая Вышней Волочек всегда хотелось разобраться в хитросплетении каналов, рек, платин, да все недосуг. Теперь стало понятно, как это все функционировало.Мне всегда было интересно, как работает полушлюз. Действительно, перемычка закрыта – судам хода нет, открыта – воды нет. Дело видно в том, что работает не один полушлюз, а совокупность. И тут возможны варианты. В случае с цнинской системой можно описать работу довольно подробно.
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#235
Отправлено 17 Сентябрь 2014 - 15:55
Здесь же рядом с верхнецнинским шлюзом на берегу Цны здание магистрата (1782 г.), позже построили еще пожарную каланчу
Хорошо смотрится, а вот, рядом путевой дворец, теперь там средняя школа №6. Впечатление сейчас не производит, да я его и не заметил.
А по другую сторону канала около обводного начинается Ванчакова линия (линия! как на Васильевском в Питере)
Вот эти дома сам Ванчаков и построил на свои средства
в конце этой небольшой улицы драмтеатр и памятник Екатерине II. Поставлен в 2007 году (по указу императрицы ВВ стал городом)
Там еще есть несколько памятников, но я обратил внимание вот на этот безымянный и безносый на Екатерининской улице
нигде не нашел информации о нем. По моему, это уроженец этих мест Анжу Петр Федорович (1797 – 1869) адмирал, полярный исследователь, в его честь названы острова Анжу (входят в Новосибирские острова)
#236
Отправлено 17 Сентябрь 2014 - 16:24
Продолжением линии Ванчакова за Казанский проспект является Сиверсова улица (волочане просто взывают к предкам! Больше не к кому)
В дальнем конце этой улицы, за трассой Москва - Питер на краю города великолепный женский Казанский монастырь (XIX век)
Главный храм Казанской Божьей Матери это что то....посмотрите
Часовня сбоку это новострой, а позади храм в честь Андрониковой Богородицы (эта чтимая иконы была украдена из храма в 1984 г.).
Храм тоже в хорошем состоянии
Ежедневно служба идет только в храме во имя св. Сирина и св. мц. Неонилы под колокольней
Дверь на территорию монастыря открыта, но поражает пустынность (все люди в кадрах "мои") и это за 30 минут до начала службы.
Остальные фотки в альбоме
#237
Отправлено 17 Сентябрь 2014 - 17:15
Сейчас площадь водохранилища 106 квадратных километров - тут затоплены поймы рек Цна и Шлина и три озера Ключинское, Городолюбское и Здешевское.
Сердюков то поставил небольшую плотину, площадь водохранилища была всего 6 квадратных верст. Заводской бейшлот создавал не только запас воды для системы, но и финансовую основу.
Конечно Сердюков получал деньги за проход судов, но основной приход вот от этих заводов, да и от царских привилегий. На базе бейшлота работали лесопильная и зерновая мельницы. Скупалось по дешевке подмоченное зерно (добра на ВВС этого было много). Дальше помол, солод, брожение и винокурение + царская привилегия торговли спиртным без пошлины. Сердюков очень рационально всем распоряжался - по сравнению с госстроительством дешевле обходилось в разы. Но что интересно, основные деньги, стало быть, он получал с тех же работяг системы (не даром имеется поговорка "Вышний Волочек, кто не пьет тот дурачок"). Вот как оказывается надо организовывать "народные" стройки..
После Сердюкова построили новый каменный бейшлот (имеются его останки). Начинал строить Сиверс, закончил Брюс. Напор 3 аршина 10 вершков (2,57 м). Позже Корицкий довел до 6 аршин (4,27 м).
Площадь водохранилища 60 квадратных вёрст. В сторону Каспийского склона сбрасывалось только 25 %, а остальная часть воды шла в Мсту.
Сейчас все не так. Это море создано уже в советское время.
Бетонная зашита берега водохранилища уже здорово разрушается, но тут (это 3 км от центра города) очень красивая сосновая роща на песчаном берегу.
Нужно сказать, что суда системы никогда не появлялись на этом водохранилище. Однако в советское время судоходство по нему было - была пристань Вышний Волочек, которая входила в состав пассажирского порта Калинин. Работало две пассажирские линии. Здесь на водохранилище линия «Здешево - Перерва», протяжённостью 6 км. Этот участок до сих пор формально числится в «Перечне внутренних водных путей-2002г». Здешево это слева от Новоцнинской плотины (о ней позже) и линия поперек водохранилища до Перервы - это на старом русле Цны. Вторая линия порядка 20 км - "В. Волочек - Мстинская плотина" - это по Цне ниже нижнецнинского полушлюза и далее по Мстинскому водохранилищу. Линии обслуживались судами типа «Калининец» (К-80).
А выглядели такие суда так http://www.riverflee...t/8226/ Братск это моя фотка на Селигере после 83 года. Может в то время в ВВ еще было судоходство.
#238
Отправлено 18 Сентябрь 2014 - 14:09
Вот стоит «истукан кирпичной кладки, сделанной чрезвычайно прочно»
Он пожалуй подревнее церквей, что стоят в городе
Вид спереди и с другой стороны
Несмотря на охранные доски
дом выглядит неухоженным, заброшенным. Известно, что местные жители не любили своего благодетеля, сжигали его заводы, убивали людей (пришлось дать ему охрану из Питера). Писали доносы (его биография известна нам из его собственных показаний на допросах). Это чувствуется до сих пор. Сама усадьба теперь почему то в частном владении (а как же охрана государства?), некоторые места ухожены, вот например набережная
вообще к вечеру пустынно, охраны не видно, но бегает штук 6 сторожевых собак
Здесь в усадьбе бывал Петр I, вот этот куст барбариса "по преданию" посажен царем
неужели барбарис может прожить 300 лет?
Есть вот такой домик в голландском стиле
Так и хочется сказать: вот домик Петра, но не знаю.....
Хотя вся эта усадьба на карте обозначена как "Петровские домики".
#239
Отправлено 18 Сентябрь 2014 - 14:46
Теперь тут довольно высокая плотина, построенная уже в советское время тогда же когда строился москва-волга канал.
Я так понимаю, что сердюковская плотина была повыше - она затоплена, а каменный бейшлот был ниже современной плотины. Так что, устои можно видеть и сейчас (у меня уже не было времени).
А вот современную плотину я сфоткал
Вид на сооружение со стороны водохранилища
Но это даже не только плотина, а Ново-Цнинская ГЭС с закрытым машинным залом, с одной турбиной пропеллерного типа мощностью 220 кВт, диаметр рабочего колеса – 1,2 м.
Все это предназначено только для санитарных попусков воды.
Вот фотография вдоль плотины
По плотине проход запрещен (снимок сделан через решетку). За плотиной поселок Здешево (на карте там пристань) откуда и отходил катер. К сожалению попасть туда я не смог, издали никаких заметных судов (только катера) не просматривалось.
Итак, из водохранилища имеются выпуски - ново-цнинский, шишковский (для поднятия уровня реки ниже цнинского канала), возможно еще на старом русле Шлины - все это, в принципе было и на судоходной системе.
#240
Отправлено 18 Сентябрь 2014 - 15:31
Его пересекаешь перед въездом в город по трассе со стороны Москвы
вид на канал (из окна движущейся машины) с шоссейного моста в сторону Тверцы
этот канал длиной около 4 км (то есть длиннее тверецкого и цнинского вместе взятых) построен в 1944 - 45 гг.
Примерно в середине канала построена ГЭС (она хорошо видна с моста шоссе) - это Новотверецкая ГЭС
Вот мои вечерние снимки (солнце уже зашло)
В этот момент довольно слабое течение. А вообще - эта Ново-Тверецкая ГЭС с закрытым машинным залом, оснащена двумя поворотно-лопастными турбинами, мощностью 1200 кВт (каждая). Диаметр рабочего колеса - 2,2 м, расход воды - 20 м³/с. Значит это 8% мощности Иваньковской ГЭС.
Вот такая же цифра имеется в буклетах - а именно, 8% расхода воды в канале это вода из Балтийского бассейна - совсем не ерунда.
Вот такой получился репортаж о поездке в Вышний Волочек. Давно хотел съездить и доволен, что съездил и своими глазами увидел....
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных