Уже нет понятия "отечественный" и "зарубежный" авиапром, разработать, построить и запустить в серию новую модель самолета одной стране практически не по силам. Это заранее проигрышный вариант. Слишком велики затраты.
Да ладно, сказки рассказывать
Не будем говорить про военную авиацию. Остановимся на гражданской, в частности на самолетах ( вертолеты и так зашибись выпускаются и отлично продаются).
То, что уровень развития промышленности в РФ принципиально позволяет создать любой вид транспорта (хоть пароход, хоть самолет, хоть космический корабль), сомнения не вызывает. Основные вопросы: сколько это будет стоить, будет кто-либо покупать за эти деньги и, где взять деньги, чтобы всю эту прелесть купить.
Теперь по пунктам.
Проекты полностью российских самолетов существуют и часть из них выпускается серийно Ил-96, Ту-204/214, Ту-334 (мог бы выпускаться, но проект заморожен по причинам, не связанным с техникой).
За прошлый год всего новых самолетов в РФ было закуплено несколько десятков (часть из них собственного производства и по кооперации с Украиной). Спрашивается, а почему? Отвечу - дорого! Дешевле взять за копейки 15-летнего иностранца и эксплуатировать его лет пять, пока не начнет "сыпаться".
Где взять деньги? Тоже вопрос. Под импортную старую машину импортный банк даст больше денег, чем под новую отечественную.
Проблемы Госрегистрации тоже играют не последняя роль. Посмотрите на бортовой номер летательного аппарата. Если на нем первые буквы RA, значит зарегистрирован в РФ. Значит его проверяет отечественная администрация по весьма жестким правилам, зачастую более жестким, чем за рубежом. Много-ли импортных самолетов летает под нашей регистрацией? Вимавиа в свое время прошла все "прелести" регистрации под наш номер 12 Boeing 757. Сейчас жалеют.
И еще один аспект. Если регистрация отечественная, то самолет можно арестовать по решению суда. Если импортная, значит самолет арендован у иностранной компании и пеопробуйте его отсудить!
А увернности у частных компаний в завтрашнем дне не прибавляется (помните историю с Air Union, бывшими Красноярскими авиалиниями)?
Вывод. Не промышленность виновата, что нет новой отечественной техники, а авиакомпании не готовы ее покупать.