Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

PavelPilecki

Регистрация: 11 апр 2024
OFFLINE Активность: ноя 11 2024 15:56
-----

Мои сообщения

В теме: Мосты

13 Май 2024 - 13:07

Если кто-нибудь разбирался с такой темой, как деревянные стационарные разводные мосты, то хотелось бы обменяться информацией. Обязательные все три характеристики моста. То есть основной материал моста дерево, но при этом мост НЕ плавучий (например, деревянный свайный или деревянный ряжевый). При этом один из пролетов моста обязательно должен подниматься (то есть разводится для пропуска судов).

 

Я случайно узнал, что такие мосты были в середине 20 века на Верхнем Дону и очень удивился такой конструкции. Но проблема в том, что о донских мостах очень мало известно. А хороших аналогов для сравнения я пока не нашёл.

 

На Верхнем Дону самый очевидный кандидат это мост через реку Воронеж около посёлка Рамонь. Я на 90% уверен, что это действительно был деревянный стационарный разводной мост. Это подтверждает вся история транспорта в Рамони, которая известна относительно хорошо. Но о самой конструкции моста известно очень мало, вот лучшая цитата с краеведческого сайта http://istram.ucoz.ru/:

 

... И все же я еще застал последние плоты паху­чих сосновых бревен, которые гнали с липецких верховьев на восстановление Воронежа, раз­рушенного войной. Помнятся и тихоходные катерки, волоку­щие баржи куда-то вверх.
Низкий деревянный рамонский мост тогда не разводил­ся, а поднимался в своей сере­дине четырьмя лебедками. ...

"Катерки" в Рамони действительно были небольшие. Но зато плоты были нормального размера, есть хорошая фотография. Плюс к этому на мосту была "сахаровозная" узкоколейка. Примерное время существования разводного моста около пятидесяти лет, с середины 1910-х до середины 1960-х. То есть расчётная нагрузка на подъёмный пролет моста могла доходить до 10 тонн (грузовики начала 60-х годов и узкоколейные паровозы). При этом через мост проходили плоты шириной не менее 10 метров. 

 

Второй деревянный стационарный разводной мост мог быть в Коротояке на реке Дон, в существовании этого моста я уверен пока на 45% (я узнал об этом мосте неделю назад). Вот цитата с Большого Воронежсколго форума:

Переправа была точно на том месте, где сейчас разводной понтонный мост. Только до войны мост был деревянный, на сваях. Для
прохождения пароходов раздвигалась небольшая его часть в центре реки. Называли коротоякцы эту раздвижную часть - "накомяга"
(ударения на Я)

 

 

Если это точная информация (о подъёмном судоходном пролёте), то мост в таком виде существовал около 15 лет, с середины 20-х до 1941 года. Плотов на этом участке реки в те годы не было. Но зато на участке могли ходить буксирные пароходы обычных донских размеров (на Верхний Дон часто передавали пароходы с Нижнего Дона).

 

Прямых аналогов этих верхнедонских мостов я пока не нашёл. Вообще аналоги есть, например известный деревянный Биржевой мост в Петербурге окончательно был разобран только в 1960 году. Но это столичный мост и достаточно важный водный путь.

 

Даже в большой обзорной статье по ссылке https://wood.totalar..._wooden_bridges я не нашёл хорошего аналога. Лучше всего подходят петербургские подъемные мосты 18-19 века. Но это столица и совсем другой исторический период. В "образцовой" Рамони теоретически могли до революции построить мост столичного типа. Но в селе Коротояке в середине 20-х годов построили явно мост деревенского типа. Обзорная статья предлагает ещё деревянный подъёмный мост в Вытегре. Но это магистральный водный путь и большое географическое удаление от Верхнего Дона.

 

Из-за отсутствия аналогов пока непонятна степень уникальности верхнедонских мостов. Были ли они обычными для своего региона и времени или это были интересные местные проекты.

 

ДОПОЛНЕНИЕ

 

Я смотрел материалы по истории транспорта в станице Вёшенской и нашёл интересную информацию.

https://vk.com/wall-156059781_10624

 

«От прошлого к настоящему» (из истории станицы Вёшенской). Часть 5.
 
Переправа через Дон осуществлялась через бревенчатый мост на дубовых сваях, по нему осуществлялось сообщение вплоть до прочного ледостава. Этот мост сооружали после спада полой воды через реку Дон.
 
Особенностью моста являлось то, что во время осеннего ледохода центральную часть моста убирали, пропуская лед, а потом снова полностью восстанавливали. Точно так же пропускали летом баржи, пароходы, катера. Этот свайный мост был разрушен немецкой авиацией в июле 1942 года.
 
После существовала паромная переправа, мост на понтонах, построенный к приезду в Вёшенскую Н.С. Хрущёва в 1959 году, а в 1985 году выше по Дону был сдан в эксплуатацию мост стратегического значения, по которому проходят сейчас тысячи машин.

 

https://sholokhov.ru...ews/2021/n3296/

До войны в станице через реку сооружали против Мостового переулка бревенчатый мост на дубовых сваях. К лету 1942 года он оказался единственной переправой через Дон. Когда немцы прорвали фронт и двинулись на Сталинград и Кавказ, началось отступление. В районе моста скопилось несколько тысяч боевых единиц. Капитан Н. Грибачев, который обеспечивал переправу описывал его так: «Это был обыкновенный деревянный мост с пологом, буроватого цвета песчаным выездом к центру станицы Вёшенской. Ставился он для колхозного житья-бытья, катили по нему редкие полуторки, а чаще стукали быки, таская лесок и сенцо – цоб, да цобе. И был вдобавок ко всему идиллический тот сельский мостик единственным на довольно большом участке Дона. И стоял бы он себе еще десять, двадцать, сорок лет, если бы немцы не прорвали в начале июля 1942 года фронт под Харьковом и в Донбассе. А прорвав, не двинулись на Сталинград…».  Всю ночь с 7 на 8 июля через мост шли войска и военная техника, а утром Вёшенская была подвергнута бомбёжке, в ходе которой мост был разрушен.
 
После войны грузы, транспорт, подводы переправляли на пароме.

 

 

То есть в станице Вёшенской, как и в селе Коротояке, до войны был деревянный мост. Это интересная информация. Это значит, что деревянные мосты такого типа (стационарные, но с возможностью пропуска судов и частичной защитой от ледохода) не были уникальными и в принципе могли быть у любого крупного населенного пункта на Верхнем Дону.

 

Правда, я пока не нашёл хорошего технического описания конструкции довоенного моста в Вёшенской, а описание в цитатах невнятное. Но в цитате точно указано место деревянного моста (против Мостового переулка в станице Вёшенской). Это указывает, что мост постоянно должен был разводиться для пропуска судов. Дело в том, что станица Вёшенская выше по течению, чем Базковская. А главная грузовая пристань на этом участке традиционного располагалась в Базковской, а не в Вешенской. То есть через деревянный мост проходил не только транзитный трафик Средний Дон - Верхний Дон (относительно слабый в те годы), но и местный трафик Базковская - Лиски (Лиски были главным перевалочным пунктом для всех пристаней Верхнего Дона).

 

Поэтому в конструкции моста явно было какое-то конструктивное решение для пропуска судов. Простых вариантов всего два: либо был подъёмный пролёт, либо центральная часть моста была наплавной. Цитата говорит скорее о наплавной части (нет особого смысла поднимать пролёт для пропуска ледохода).

 

Сравнение истории Коротояка и Вешенской позволяет говорить об некоторой тенденции. После войны технология традиционных деревянных мостов на Верхнем Дону явно стала угасать. Но причины этого непонятны. Для наземного транспорта замена таких мостов на паромы деревенского типа была шагом назад. Но для речного транспорта это был шаг вперёд. Всё таки при кустарном изготовлении и облуживании таких мостов трудно обеспечить большой судоходный пролёт и быстрый пропуск судов. А речной транспорт после войны был как раз на подъеме. Поэтому есть вероятность, что моста в Коротояке и Вешенской специально не восстанавливали. Хотя также есть вероятность, что исчезновение традиционных деревянных мостов связано с общим упадком сельской жизни. Мосты такого типа местные жители обычно строили сами, при минимальной помощи властей. И после войны эти традиционные мосты просто не смогли поддерживать из-за массовой гибели мужчин и общего обеднения населения.


Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования