
До поездки
В этот раз мы решили пойти по Рейну. Выбрали круиз с русской группой, поскольку Германия и Нидерланды предполагают знание хотя бы английского языка, французского тут недостаточно, думали взять круиз на французском теплоходе, но там тоже нет гарантии, что с языками будет всё в порядке.
Здесь же было вот такое обещание:
На всех рейсах сформирована гарантированная русская группа с сопровождающим от компании «Инфофлот», экскурсиями, меню и бортовой газетой на русском языке и другим дополнительным сервисом. Обслуживание российских туристов будет организовано круизной компанией «Инфофлот» совместно с компанией CRUCEMUNDO S.L. – европейским оператором по речным круизам.
Ну а раз Инфофлот, решили мы, то всё будет в полном порядке. Так это или нет, станет понятно из моего рассказа.
При покупке круиза не была точно известна программа, не были известны и дополнительные экскурсии. Иногда мы вспоминали про планы на лето, залезали на сайт "Инфофлота" и смотрели, что изменилось по нашему круизу.
Когда мы в октябре покупали круиз, в предварительной программе на сайте https://www.infoflot.com/ городом отправления значился Кембс. Мы удивились, потому что на французских сайтах читали, что шлюз (точнее, одна из двух ниток) в Кембсе должен открыться после ремонта в июне 2017 года, и уточнили в офисе. В ответ мы услышали, что в нашем круизе уже будет Базель. Всю зиму и весну мы периодически заглядывали на сайт, в какой-то момент Кембс остался только в весенних круизах, а в нашем его уже не было.
Базель (2 дня, Швейцария) – Страсбург (Франция) – Шпайер (Германия) – Мангейм (Германия) – Майнц (Германия) – Рюдесхайм (Германия) – Кобленц (Германия) – Кёльн (Германия) – Амстердам (2 дня, Нидерланды)
Мы расслабились, но потом вдруг снова увидели Кембс. В новостях Эльзаса говорилось только про февральскую замену дверей в шлюзе, но не было ни слова о том, что шлюз открылся после ремонта. Так стало ясно, что наш маршрут будет выглядеть следующим образом:
Базель (Швейцария)/ Кембс (2 дня, Франция) – Страсбург (Франция) – Шпайер (Германия) – Мангейм (Германия) – Майнц (Германия) – Рюдесхайм (Германия) – Кобленц (Германия) – Кёльн (Германия) – Амстердам (2 дня, Нидерланды)
А что же Базель? Неужели мы лишимся этого города? Ведь заявлено было целых два дня! Информация на сайте обновлялась редко, что-то мы выяснили у менеджеров, оказалось, что в Базель будет организована автобусная двухчасовая экскурсия (дорога до Кембса занимает порядка 30 минут в одну сторону, если без пробок и задержек на границе). Таким образом, предлагалось провести в Базеле всего лишь 2 часа с организованной экскурсией вместо почти полных двух дней, за которые можно было не только город посмотреть, но и куда-то ещё по Швейцарии съездить. Я считаю, что хорошим тоном было бы организовать свободное время и несколько трансферов за день обратно на теплоход (например, один к обеду, а второй к ужину). Мы были в Базеле два раза, потому поняли, что за два часа успеем посмотреть только то же самое. Хорошо, что мы догадались узнать обо всём этом заранее, и запланировали прогулку по Кембсу и окрестностям. Милый эльзасский городок, свой порт для барж и яхт, канал, лес, в общем, есть, где погулять. Однако для многих изменение программы по Базелю стало неприятной неожиданностью.
Трансфер
Документы по круизу обещали прислать за неделю, Когда осталось совсем мало дней до нашего отъезда в Швейцарию, пришлось обращаться к менеджерам с вопросом, где же наши документы. Бумаги пришли. Среди них была и информация по трансферу в Кембс из Базеля.
Глянув на схему и описание, мы обрадовались, что место знакомое, не составит проблем найти стоянку автобуса. Но не тут-то было. Схема оказалась устаревшей, а в описании были перепутаны направления. Зеленым цветом я показала, как на самом деле.



Вот современная схема с сайта вокзала.

На стоянке автобуса мы ожидали увидеть Марию, нашу сопровождающую, но её не было. Автобус подошёл без пяти шесть, мы погрузились, нас никто не пересчитал и не проверил, и ровно в 18.00 мы отправились.
Ехали чуть больше получаса. Автобус подвёз прямо к теплоходу. Но до трапа надо было ещё дотащить чемодан. Все сами вытаскивали чемоданы из автобуса и шли на теплоход. Везти чемоданы по камням было затруднительно, нести вообще тяжело, но нас никто не вышел встречать (что удивительно, даже на СРВ на досмотре помогают с вещами).
У ресепшена мы встретились с сопровождающей, нам выдали ключи в обмен на паспорта и посадочные талоны (паспорта отдали на следующее утро). Сопровождающая Мария спросила, есть ли у нас бирки с номером кают на чемоданах. Ни у кого таких бирок не было. В каюту нас проводила горничная, вот тут она очень хотела сама везти наши чемоданы, хотя каюта прямо рядом с ресепшеном. В каюте мы нашли программу на день, из которой следовало, что ещё до нашего приезда на борту уже были какие-то мероприятия, а мы и не знали. Времени переодеться и умыться с дороги не было - в 19.00 оказался ужин, правда, уже потом в ресторане стало понятно, что в общем-то можно было и не торопиться: ужин был в формате "шведский стол".

Каюта
Сама по себе каюта замечательная. Две кровати, большое окно с откидывающейся фрамугой, одно кресло, большой шкаф для двух человек, полка над одной из кроватей и рядом над изголовьем телевизор. Мягкие матрасы, есть пледы. Душ и туалет вместе, а раковина напротив отдельно около выхода из каюты. Есть кондиционер, но он плохо работал на стоянках. Плохо, что нет сейфа и холодильника, хотя место для них в каюте есть.

Шок мы испытали, когда увидели, что одна из кроватей заслоняет дверь в соседнюю каюту. Наша каюта оказалась смежной с другой. Как нам продали эту каюту, если на сайте написано, что смежные каюты приобретаются только в паре? Две кровати стоят впритык и отгорожены только дверью, а подушки около замочной скважины. Слышимость потрясающая: шёпот, кашель, фен, храп, открытый кран, звонки телефонов и будильников... Будто это и не каюта на теплоходе вовсе, а плацкартный вагон. Хотя и мы, и наши соседи старались по возможности не шуметь и с пониманием относиться к сложившейся ситуации. Посмотрела сейчас на сайте схему загрузки какого-то будущего круиза, эти две каюты не значатся смежными. Получается, нас обманули, и всех туристов, которые купят путевки в эти каюты, тоже обманывают.
В каюте была идеальная чистота. Полная уборка проводилась утром, во время стоянки. Вечером выносили мусор, разбирали постели, зажигали ночники. Лицевые полотенца меняли два раза в день. Банные - обычно один, но если горничная видела, что они уже использованы, то и вечером тоже меняла на чистые.
Во время движения теплохода всё дребезжит, потолок буквально ходит ходуном, дверь в туалет пришлось держать открытой, кроме того сильно ощущается качка, хотя мы брали каюту на главной палубе в середине (кроме этой палубы каюты только на нижней, а на верхней расположены ресторан, салон и бар), очень чувствуются шлюзы.
Русская группа
Мы не ощутили, каких-либо дополнительных преимуществ или удобств от того, что взяли круиз с русской группой, возможно, потому что не посещали экскурсии. Да, нам очень повезло с попутчиками и соседями по столу, было интересно и приятно общаться. Наличие бортовой газеты именно на русском языке - удобно, но не обязательно. По любому вопросу можно было обратиться к сопровождающей Марии, но нам не пришлось этого делать. Как выяснилось, русским был и Директор круиза, но мы его видели всего лишь несколько раз и выступал он только по-английски. А сопровождающие по очереди переводили его на свои языки. С нами были туристы из Турции, Словении, Китая и Дании.
Экскурсии
Ещё до поездки мы долго ждали информации из офиса по дополнительных экскурсиям. Не дождавшись, стали выяснять сами. Оказалось, что купить эти экскурсии можно только здесь, в Москве. Взвесив все за и против, мы решили эти экскурсии не брать. Кстати, потом их можно было купить и на самом теплоходе, правда, предлагались почему-то не все. Например, та единственная, которая нас изначально интересовала, по 60 евро с носа, отсутствовала в списке дополнительных экскурсий. Мы съездили самостоятельно и потратили в пять раз меньше. На основные экскурсии, входящие в стоимость (Базель, Страсбург, Кельн, Амстердам) тоже не ходили. Из нового для нас был только Амстердам. День оказался очень жарким. С утра мы съездили самостоятельно в Заансе Сханс (Zaanse Schans), после обеда прокатились на кораблике, а на второй день съедили в Лейден. Тоже самостоятельно.
Со слов соседей по столу, дополнительная автобусная экскурсия в Кольмар из Страсбурга была неудачной, поскольку в одном автобусе было несколько разных языковых групп, экскурсия велась на одном языке, потом шёл перевод на второй, а потом на третий. И все туристы вынуждены были слушать тексты на разных языках. Мне бы было очень некомфортно на такой экскурсии.