Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Круизы и навигация на Лене
#221
Отправлено 13 Февраль 2008 - 21:00
================================================================
Совсем недавно очень интересную и перспективную идею создания большого Транссибирского водного пути, позволяющего весьма сократить путь к портам Тихого океана, предложил инженер Г. Д. Чхеидзе. Он много работал на реках Сибири и хорошо их изучил.
Идея такова. Между рекой Маей (система Алдана) и Тогоноком, притоком Улкана, впадающего в Охотское море, находится самая низкая часть хребта Джугджур, служащего водоразделом между Леной и Тихим Океаном. Инженер считает, что в этом месте следует реки соединить.
Для этого нужно прорубить окно из Ленского бассейна к Охотскому морю — устроить канал длиной в 125 километров, соорудить несколько гидроузлов и два наклонных судоподъемника, чтобы поднимать суда на 170 и 180 метров.
Проект, конечно, грандиозный. Чтобы проложить канал через хребет, нужно вынуть грунта в два раза больше, чем при постройке Панамского канала. Напомним, Панамский канал строили десятки тысяч рабочих в течение 35 лет. Было вынуто 212 миллионов кубометров грунта. Тогда не было никакой техники, кроме лопат и мотыг. А сейчас имеются такие гигантские землеройные машины, которые смогли бы вырыть русло Панамского канала за один год, если бы одновременно работало несколько агрегатов.
Устройство канала, предложенного инженером Чхеидзе, при современной технике вполне осуществимо, и в сравнительно короткий срок. Выгода от этого намечается немалая. Путь судов, идущих из Европы к дальневосточным портам на Тихом океане, станет на 3 тысячи километров короче. Будет сэкономлено огромное количество топлива и времени. Поэтому средства, затраченные на создание Транссибирского канала, очень быстро окупятся.
==========================================================
Вот примерно так выглядела бы трасса этого канала:
Мой блог о путешествиях=>>
#223
Отправлено 13 Февраль 2008 - 21:24
Мой блог о путешествиях=>>
#224
Отправлено 10 Март 2008 - 00:46
Ленский каскад гидроэлектростанций по грандиозности не уступал Енисейскому. Правда в жизнь воплотились лишь сравнительно небольшие Вилюйская и Мамаканская плотины (на притоке Лене Вилюе и притоке Витима Мамакане соответственно).
А вот проект "покорения" Лены был действительно грандиозным!!!
Гидротехники предложили сразу несколько вариантов создания каскада гидроузлов на Лене.
По одному из них намечалось строительство четырех ГЭС - Киренской, Жедайской, Якутской и Нижнеленской. По осторожным подсчетам специалистов, они могли вырабатывать в год до 150 (!) миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Мощность только одной Жедайской ГЭС могла составить 5 миллионов киловатт, то есть быть равной по мощности Братской ГЭС.
По другому варианту намечалось строительство тех же станций, кроме Якутской (вместо нее проектировалась Олекминская ГЭС).
Третий, и, по мнению специалистов, наиболее приемлемый вариант создания каскада Ленских ГЭС, предполагал строительство четырех гидростанций на самой Лене и одной - Шороховской - на реке Киренге. Проектировщиками были рассмотрены также варианты строительства 7 и 9 гидростанций на Лене, 5 из которых намечалось возвести выше Якутска.
На этой картинке приведены возможные створы строительства плотин на Лене:
==================================================================
Нижнеленская ГЭС
Если на верхней и средней Лене существовало несколько вариантов расположения гидроузлов, то применительно к нижнему течению реки от Якутска до Тикси (1694 км, которые мы как раз преодолеем летом на "Михаиле Светлове" ) всё было предельно ясно - решено было построить огромную Нижнеленскую ГЭС перед самым впадением реки в море Лаптевых - в узком месте, где гигантская сибирская река, продираясь между подступающих с двух сторон хребтов, сужается до двух километров - т.н. Ленская "труба". Образовавшееся выше плотины водохранилище должно было простираться на полторы тысячи километров на юг - до самого Якутска! Это рукотворное море стало бы самым большим искусственным водоёмом на земле.
Нижнеленская ГЭС представлялась просто чудом гидроэнергетики! Ее годовая проектная мощность - это около 100 миллиардов киловатт-часов самой дешевой в мире электроэнергии. Цена одного киловатт-часа могла быть в 40 раз дешевле коробка спичек. Нижнеленский энергетический гигант должен был стать аж в 4 (!) раза мощнее Братской или Киренской ГЭС, вдвое - чем весь Волжско-Камский каскад. По мощности он мог бы значительно превосходить все гидроэлектростанции Германии и Франции вместе взятые, в 15-20 раз - самую большую в США гидростанцию Гранд-Кули. Нижнеленская ГЭС была бы в полтора раза мощнее построенной недавно в Китае мегаплотины "Три Ущелья"!
Министр энергетики и электрификации СССР в 1972 году П.С. Непорожний, называя Нижнеленскую ГЭС венцом советских электростанций, приводил следующее сравнение: "В этой пятилетке мы начали строительство 45 гидростанций, и все они вместе смогут дать столько же энергии, сколько даст одна Нижнеленская ГЭС…".
Плотина Нижнеленской ГЭС должна была перегородить узкую часть Лены там, где она прорывает скалы Верхоянского хребта. Здесь, по мнениям специалистов, были очень удобные топографические условия местности. Они как будто созданы самой природой для сооружения мощной гидроэлектростанции: ширина долины - немногим больше 2 километров, очень крутые и высокие скалистые берега, глубина реки обычно 20-25 метров, а весной - до 50 метров. Планировалось, что длина плотины будет порядка 2300 метров, а высота - 118 метров (как 40-этажный дом). По проекту планировалось уложить внутри сотни миллионов "кубов" песка и три с половиной миллиона "кубов" бетона и железобетона. При такой высоте плотины уровень воды в Лене мог подняться до 90 метров! Оборудование гидростанции должно было состоять из 20 сверхмощных турбин по одному миллиону киловатт каждая. Через каждую могла бы протекать большая река, равная примерно Дону.
По Лене на морском лайнере
Выше каменно-набросной плотины ГЭС должно было на 1500 километров (почти до Якутска) разлиться величайшее в мире искусственное водохранилище - Нижнеленское море. Площадь Нижнеленского моря составляла в проекте свыше 60 тысяч квадратных километров (вдвое больше Азовского моря и в пять - Ладожского озера) объем - 1900 куб. километров (в шесть раз больше Азовского моря и вдвое больше, чем у Ладоги) при средней ширине 70 километров, средней глубине 35 метров и максимальной до 129 метров у самой плотины. После осуществления строительства Нижнеленской ГЭС Лена превратилась бы в глубоководную трассу, доступную не только крупным речным судам, но и морским лайнерам, став таким образом одной из лучших судоходных рек мира.
Образование Нижнеленского водохранилища вкупе с планировавшимся созданием канала Лена - Охотское море (подробности этого проекта обсуждались тут: http://www.infoflotf...showtopic=19846) позволило бы морским судам с Севморпути через Лену и канал напрямую попадать в акваторию Тихого океана, сократив путь на несколько тысяч километров.
Куда девать электроэнергию?
Естественно, что при сооружении такого супергиганта, какого никогда не создавалось на планете, потребовалось бы выполнить множество подготовительных работ, решить ряд сложнейших инженерных проблем. Как строить такую гигантскую ГЭС в условиях крайнего севера и вечной мерзлоты? Как сделать, чтобы агрегаты работали бесперебойно в продолжительную суровую зиму? Это должно было показать время. А пока советские ученые рассчитывали преимущества сооружения гидроузлов на Лене. Это, во-первых, получение огромного количества дешевой электроэнергии, а во-вторых, значительное улучшение условий судоходства и лесосплава. На этом потенциальные возможности не ограничивались. Разработчики проекта пришли к выводу, что все эти огромные запасы водной энергии одной Якутии полностью использовать не удастся. Значительная часть энергии могла бы передаваться по сверхдальним линиям электропередач (ЛЭП) в объединенные энергетические системы Сибири, Дальнего Востока и далее в единую систему европейской части СССР.
Минусы мегапроекта
Создание на Лене гигантского рукотворного моря, не имевшего и не имеющего аналогов в мире, привело бы к огромным изменениям в жизни самой реки и в природе прилегающих территорий.
Так, к примеру, смягчился бы климат Приленья: повысилась влажность воздуха, стало больше атмосферных осадков, зима бы стала короче и мягче. В связи с этим, против проекта строительства гидроузлов выступили многие известные ученые. Светила науки доказали, что колоссальное количество электроэнергии не найдет полного использования даже в отдаленном будущем. Насторожил их и тот факт, что при создании огромных водохранилищ на Лене и ее притоках, непременно произойдет затопление и заболачивание земель, пригодных для промышленного и сельскохозяйственного освоения, а также уникальных месторождений полезных ископаемых, плодородных сельхозугодий и лесов. Кроме того, будут затоплены несколько крупных населенных пунктов. Все это, по мнению ученых, нанесет громадный ущерб народному хозяйству страны. Веские возражения имелись и у гидрологов. Большой знаток реки Лены профессор В.С. Антонов считал, что создание такого грандиозного гидроузла в низовьях Лены будет иметь очень серьезные природные и экономические последствия. Огромные размеры Нижнеленского водохранилища приведут к интенсивному разрушению берегов, сложенных мерзлыми породами, а значит и к еще большему увеличению площади водохранилища.
По поводу судоходства на Лене тоже имелись свои минусы, так как этому могли помешать высокие волны (до 2-4 метров и более), которые к тому же нанесут ущерб рыбному хозяйству. Существенно изменится температурный и ледовый режим Нижней Лены и придельтовой части моря Лаптевых. По предварительным подсчетам специалистов, очищение водохранилища ото льда происходило бы в конце июня, то есть на 3-4 недели позже обычного. А навигация сократилась бы на 20-25 дней. При эксплуатации Нижнеленской ГЭС объем осенне-зимнего стока Лены в море Лаптевых увеличился бы примерно в 5 раз, а весенне-летнего - сократился в 3 раза, что привело к интенсивному образованию прочного и мощного пресноводного льда, к увеличению ледовитости морей Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Это опять-таки могло ухудшить условия судоходства.
Таким образом, строительство Ленской ГЭС переросло в сложную проблему, требующую глубочайшего изучения. Мегапроект, как назвали бы его сейчас, так и не осуществился…
Мой блог о путешествиях=>>
#225
Отправлено 10 Март 2008 - 01:03
Не нужно увлекаться мегапроектами, хотя и интересно!
#226
Отправлено 10 Март 2008 - 01:35
Это справедливо только для атомной энергетики. А гидроэлектроэнергетика как раз и решает проблему запасания энергии! Станции Волго-Камского каскада так и работают, покрывая пики потребления. Что же касается потерь, то они зависят от напряжения передающей сети: выше напряжение - меньше потери. Кроме того, использование постоянного тока позволяет очень существенно сократить потери при передаче на большие расстояния. От Нижнеленской ГЭС до китайской границы уложились бы в 5% потерь на передачу + 2-3% на преобразование генераторного тока в постоянный ток сверхвысокого напряжения.Вот-вот! В электроэнергетике действуют несколько объективных законов, регулирующих эффективность отрасли. Например, в любой момент времени производство электроэнергии должно соответствовать потребностям. Все потому, что эту самую энергию невозможно запасать (батарейки не в счет! ). Плюс еще одна неприятность: потери при передаче энергии по ЛЭП составляют около 10% на каждую 1000 км. проводов. От устья Лены до основного потребителя в Европейской России не дошло вообще бы ничего!
Не нужно увлекаться мегапроектами, хотя и интересно!
#227
Отправлено 23 Январь 2009 - 17:07
Это очень интересный рейс, которого не было уже довольно много лет. С точки зрения маршрута проходится практически вся доступная для судов Лена выше Якутска (за исключением самого верхнего судоходного участка реки Осетрово - Киренск- Ленские Щёки).
Вот программа и описание рейса:
http://www.infoflot....tours/tour1733/
Да... У меня на летнюю часть 2009 года, планы вроде как уже примерно расписаны, но, круиз, конечно, потрясающий! После путешествия в низовья Лены в 2008 году очень бы хотелось "замкнуть круг" и посетить и верховья великой сибирской реки...
Интересно, что этот круиз впринципе можно уместить всего в одну неделю отпуска...
===========================================
Два рассказа о круизах в низовья Лены по маршруту Якутск - Ленские Столбы - Тикси - Якутск (много фоток!):
http://www.infoflotf...showtopic=22830
(в нём, кстати, довольно много и про верхнюю часть Лены написано)
http://www.infoflotf...showtopic=22671
А это рассказ Александра Соснина о путешествии на пароходе "Красноярск" по транспортной линии как раз-таки в верховья (точнее из верховьев) Лены:
http://www.cruise.infoflot.ru/story/5
Мой блог о путешествиях=>>
#228
Отправлено 23 Январь 2009 - 17:13
#229
Отправлено 23 Январь 2009 - 17:56
2003 - "Кучкин" (92-016)
2004 - "Жуков" (92-016), "Чапаев" (305)
2006 - "Куйбышев" (92-016), "Ватутiн" (302)
2007 - "Чапаев" (305), "Панферов" (588)
2008 - "Шевченко" (302МК), "Чапаев" (305)
2009 - "Чехов" (Q-056)
2010 - "Абрамов" (26-37/311), "Princess Maria" (паром)
2011 - "Маркс" (588)
2012 - "Булгаков" (301)
2014 - "Карамзин" (301)
2015 - "Будённый" (92-016)
2016 - "Фурманов" (301)
2017 - "Коротков" (301),"Князь Владимир" (морской)
2018 - "Фрунзе" (92-016)
2019 - "Дзержинский" (92-016)
--------------------------------
http://martinian.livejournal.com
#230
Отправлено 23 Январь 2009 - 18:10
Справедливости ради отмечу, что что от 73 800.Заманчиво, но цена бещеная, однако.
...
От 113000 рублей за двоих на двенадцать дней - как-то в голове не укладывается.
3000 руб. в день на туриста в каюте с удобствами - вполне обычная и для центрального региона плата.
#232
Отправлено 23 Январь 2009 - 18:52
Я имел ввиду двухместное размещение. Всё-таки, тех, кто едет вдвоем больше, чем тех, кто отправляется в круиз вчетвером.Справедливости ради отмечу, что что от 73 800.
При двухместном размещении выходит порядка 4700 рублей за день за одного или порядка 5100 руб. за сутки за одного (если считать по кол-ву ночей).
Проблема, на мой взгляд, в том, что на Лене очень мало туристических судов. Отсюда и такие цены.
2003 - "Кучкин" (92-016)
2004 - "Жуков" (92-016), "Чапаев" (305)
2006 - "Куйбышев" (92-016), "Ватутiн" (302)
2007 - "Чапаев" (305), "Панферов" (588)
2008 - "Шевченко" (302МК), "Чапаев" (305)
2009 - "Чехов" (Q-056)
2010 - "Абрамов" (26-37/311), "Princess Maria" (паром)
2011 - "Маркс" (588)
2012 - "Булгаков" (301)
2014 - "Карамзин" (301)
2015 - "Будённый" (92-016)
2016 - "Фурманов" (301)
2017 - "Коротков" (301),"Князь Владимир" (морской)
2018 - "Фрунзе" (92-016)
2019 - "Дзержинский" (92-016)
--------------------------------
http://martinian.livejournal.com
#233
Отправлено 23 Январь 2009 - 19:23
#234
Отправлено 24 Январь 2009 - 00:45
Заманчиво, но цена бешеная, однако. Для нас, для провинциалов.
Вот они какие, провинциалыЯ имел ввиду двухместное размещение. Всё-таки, тех, кто едет вдвоем больше, чем тех, кто отправляется в круиз вчетвером.
Я вот сразу прикидываю 4-хместный вариант - ЗДЕСЬ найти хороших попутчиков несложно.
А Вам подавай двухместное размещение. Но цены бешеные...
#236
Отправлено 24 Январь 2009 - 09:48
А причем тут провинциалы?Заманчиво, но цена бешеная, однако. Для нас, для провинциалов.
Вот они какие, провинциалыЯ имел ввиду двухместное размещение. Всё-таки, тех, кто едет вдвоем больше, чем тех, кто отправляется в круиз вчетвером.
Я вот сразу прикидываю 4-хместный вариант - ЗДЕСЬ найти хороших попутчиков несложно.
А Вам подавай двухместное размещение. Но цены бешеные...
Если вы ради экономии готовы ехать двумя супружескими парами в одной каюте по 73тр, то это Ваш выбор.
Хотя, если пары не супружеские или вообще не пары, в этом тоже что-то есть
#237
Отправлено 24 Январь 2009 - 11:16
Справедливости ради отмечу, что что от 73 800.Заманчиво, но цена бещеная, однако.
...
От 113000 рублей за двоих на двенадцать дней - как-то в голове не укладывается.
3000 руб. в день на туриста в каюте с удобствами - вполне обычная и для центрального региона плата.
А перелёт??? Разоришься в сумме!!!
#239
Отправлено 25 Январь 2009 - 16:27
За 12 дней круиза на теплоходе проекта Q-065 место в двухместной каюте обойдётся в 54900 рублей, одноместка - 66900 рублей. Если сравнить эти цены с ценами на "необычайно эксклюзивные" 12 дневные круизы по маршруту Москва - С.Петербург - Москва на комфортабельных теплоходах, то ленские круизы получаются даже дешевле.
Другое дело, что довольно дорогим получается перелёт, но это уже специфика региона - от этого никуда не уйти (если только не добираться в Якутск довольно-таки долгим и экстремальным способом на поезде Москва - Томмот, а далее автотранспортом по трассе М56 "Лена").
======================================
Если возвращаться к истории круизов из Якутска вверх по Лене, то последние несколько лет подобных рейсов не было - как правило, дело ограничивалось парой рейсов в низовья реки (Якутск - Тикси - Якутск), многочисленными 3-дневными рейсами выходного дня Якутск - Ленские Столбы - Якутск и Якутск - Соттинцы - Якутск и эпизодическими рейсами из Якутска вверх до Ленска.
Согласен с Димой - второй год подряд на Лену я бы, пожалуй, тоже не полетел. Но рейс действительно эксклюзивный, поэтому очень хочется верить, что он пройдёт успешно, и практика подобных маршрутов 2009 годом не ограничится. А вот через годик-другой, если всё будет нормально, было бы очень здорово задумать и осуществить вторую ленскую экспедицию - на этот раз уже в верховья великой сибирской реки.
Вот несколько фотографий одного из самых красивых мест Верхней Лены - знаменитых Ленских Щёк (фото Алексея Кириллова, Николая Заводского, сайта Sakha News, а также Большой Советской Энциклопедии).
Мой блог о путешествиях=>>
#240
Отправлено 26 Январь 2009 - 11:45
За 12 дней круиза на теплоходе проекта Q-065 место в двухместной каюте обойдётся в 54900 рублей, одноместка - 66900 рублей. Если сравнить эти цены с ценами на "необычайно эксклюзивные" 12 дневные круизы по маршруту Москва - С.Петербург - Москва на комфортабельных теплоходах, то ленские круизы получаются даже дешевле
С тем, что эксклюзивность оплачивается отдельно я, пожалуй, соглашусь.
Кстати, вот на вскидку для сравнения цены на аналогичные по продолжительности круизы в центральной России на сравнимых по комфорту теплоходах:
- круиз на 301-ом "Белинском" (СПБ-Москва-СПБ") с 5 по 17 июля (13 дней): место в двухместной неярусной каюте - максимум 46300 руб.
- круиз на 302-ом "Кржижановском" (Москва-Елабуга-Москва) с 17 по 28 августа: место в двухместной неярусной каюте - максимум 49900.
Так что, выходит, ленские круизы всё-таки дороже. Не намного, но дороже. В качестве платы за эксклюзивность, пожалуй, это и немного.
2003 - "Кучкин" (92-016)
2004 - "Жуков" (92-016), "Чапаев" (305)
2006 - "Куйбышев" (92-016), "Ватутiн" (302)
2007 - "Чапаев" (305), "Панферов" (588)
2008 - "Шевченко" (302МК), "Чапаев" (305)
2009 - "Чехов" (Q-056)
2010 - "Абрамов" (26-37/311), "Princess Maria" (паром)
2011 - "Маркс" (588)
2012 - "Булгаков" (301)
2014 - "Карамзин" (301)
2015 - "Будённый" (92-016)
2016 - "Фурманов" (301)
2017 - "Коротков" (301),"Князь Владимир" (морской)
2018 - "Фрунзе" (92-016)
2019 - "Дзержинский" (92-016)
--------------------------------
http://martinian.livejournal.com
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных