Не буду ограничиваться одними фотографиями, надо добавить текста. В своём повествовании я не буду соблюдать хронологический порядок событий, ибо последовательность осмотра достопримечательностей значения не имеет (по крайней мере, для меня). Начну, так сказать, с изюма - города Североморска.
Интересные результаты при подготовке поездки принёс поиск по сайтам мурманских турфирм, внимание сразу же привлекла экскурсия "Североморск - Столица Северного Флота" от фирмы Парк Экстрим, где и когда ещё можно увидеть и подводную лодку, да не простую, а овеянную славой, и боевые корабли на причилах? Оценив возможности своей копилки, решил: надо брать! Оформлением пропуска занималась "принимающая сторона", от меня потребовалась только сканированная копия паспорта (две страницы). Но ещё до заключения договора изучал вопрос, как попасть туда самому. На сайте администрации ЗАТО есть указания, как оформить пропуск, но вот на местных форумах возможность самостоятельного посещения практически опровергалась, отказывают даже родственникам проживающих там людей и матерям призывников, попавших туда на службу.
В Мурманск я уезжал с договором в рюкзаке и выделенной в календаре датой - 5 декабря...
В назначенный день в 10 утра у гостиницы "Моряк" меня ожидал автомобиль с крепким дядей - водителем и энергичным молодым гидом Романом, в ближайшие пять часов им (и не только им) предстояло знакомить меня с Североморском.
ЗАТО Североморск кроме самого города включает населённые пункты Росляково, Сафоново, Сафоново-1, Североморск-3, Щукозеро и было образовано в 1996 году, а начиналось всё с небольшого поселения, образованного в конце 19 века на берегу губы Ваенга, в месте впадения в Кольский залив одноимённой речки. В 20-х годах 20 века поселение превратилось в рабочий посёлок, занимающийся заготовкой леса и производством кирпича из местной глины для активно строящегося Мурманска. В 30-х годах формировалась Северная флотилия (ставшая в 37 году Северным флотом) и Ваенга стала базой надводного флота, а в последствии сюда из Полярного переехал Штаб Северного Флота. В 1951 году посёлок Ваенга стал Североморском (моряки, защищавшие Мурманск в ВОВ, называли себя североморцами, поэтому их новую столицу и назвали так).
Первым номером программы стала подводная лодка К-21. Она прошла славный боевой путь, совершала 12 боевых походов, одержала 17 побед. Из числа наиболее значительных успехов - атака немецкого линкора "Тирпиц", шедшего на перехват конвоя PQ-17. В ходе сложных манёвров её командир Лунин смог выйти в центр немецкой эскадры, пройдя все корабли охранения, и атакой с кормовых торпедных аппаратов поразить линкор. Он остался на плаву, но это вынудило всю эскадру вернуться на базу, а сам "Тирпиц" встал на ремонт на 14 месяцев.
Сейчас лодка стоит как мемориал на площади Мужества по соседству с причалами кораблей (насколько я понял, она стоит на твёрдом фундаменте, а не находится на плаву).
В лодке оборудован музей (в нескольких отсеках размещена экспозиция, посвящённая истории подводного флота), часть отсеков сохранены в исходном виде (центральный пост управления, торпедный кормовой). Время у нас было ограничено, поэтому экскурсия по лодке шла в укороченном варианте, вёл её лично директор музея (у всего остального коллектива оказывается был выходной). Он сам бывший подводник, поэтому рассказывает интересно, с увлечением.
Экскурсия началась с истории (по ходу экскурсии фотографировал мало и не особо заботился о качестве. т.к. в основном слушал экскурсовода, поэтому прошу прощения за качество фотографий).
"Дельфин" - первая отечественная подводная лодка, построена в С.-Петербурге на Балтийском заводе, в состав флота вошла в 1903 г., в 1904-05 годах защищала Владивосток, в 1916 году вошла в состав Флотилии Северного ледовитого океана (была перевезена по суше).
Водоизмещение (надводное/подводное) 113/135,5 т.
Длина 19,25 м, ширина 3,65 м.
Имеет один бензиновый двигатель в 300 л.с. и один электрический в 130 л.с.
Скорость полная (надводная/подводная) 9 / 4,5 узла.
Предельная глубина погружения 50 метров.
Вооружение - две торпеды 453 мм,расположены снаружи, запуск их осуществлялся с надводного положения.
Экипаж 20 человек.
Небольшие размеры первых лодок позволяли перевозить их разным транспортом: железнодорожным и речным (фотографии слева - погрузка на баржу в Вологде).