Электронная продажа путевок, безусловно, вытеснит нынешний способ приобретения туров. Это касается вообще всех туров, в том числе и круизов.
Дааааааааа? в стране "Москва" и "Спб"? Вы сначала приучите всех к интернету, отнимите у людей уверенность в деревянном рубле и заставьте пользоваться банковскими картами!
У нас 90% всех покупок туров приходится на Москву, СПб, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск и т.д. - т.е. на крупные города. Вы хотите сказать, что они все отсталые? По сравнению с Гонконгом или Сингапуром - может быть. Но если вы посмотрите на темпы интернетизации, то увидите экспоненциальный рост. Еще 2 года назад сложно было представить онлайн-ритейл бытовой техники, к примеру, хоть крупногабаритной, хоть мелкогабаритной. А сейчас эти объемы уже сравнялись с объемами обычной розницы, и наметился явный перелом в сторону именно онлайна, поскольку логистика, пардон, существенно дешевле.
Относительно приучения к интернету. А не надо никого специально приучать. Этот процесс идет сам собой. Даже в мелких городах люди участвуют в социальных сетях, местных форумах. Даже там, где используется интернет в основном для выкладывания фото, этот процесс набирает ход.
И при чем тут уверенность в деревянном рубле?
Когда водитель автомобиля получает квитанцию для оплаты штрафа, он думает не о деревнянном, а о том, чтобы побыстрее решить эту проблему. И вот так получается, что оплатить через ближайшее отделение банка, интернет-кошелек, через мобильный телефон, да и просто через терминал - куда проще, чем в кассу ГИБДД. То же самое и с услугами ЖКХ, оплатой всяких квитанций и т.п.
Агентских бизнес - это, в целом, уже бесперспективный бизнес в горизонте 5-6 лет. Единственная ветвь, которая в конечном счете останется оффлайн-бизнесом, - это продажа сложных индивидуальных туров, где полная автоматизация всех процессов ведет к необоснованным издержкам. Групповые пакеты, круизы и т.п. перейдут в категорию прямых продаж от туроператора непосредственно туристу.
Кстати, сложные индивидуальные туры составляют себе путешественники сами! Ибо до самостоятельного туризма доходят не все и для этого нужно гораздо больше, чем сходить к девочке в агентство.
Кстати, Борис, во всех цивилизованных странах, да и в нашей тоже стране уже все же, туроператоры не переманивают клиентов у агентов и не иходят клиенты сами, Ибо нет ничего надежного и удобного, как собственный постоянный консультант в турфирме, который знает твои предпочтения.
Ирина, индивидуальный тур и самостоятельный туризм - это совершенно разные вещи и не надо все смешивать в одной корзине.
Индивидуальный тур - это тур, формируемый туроператором в соответствии с пожеланиями отдельного клиента. Групповой тур - это тур, формируемый туроператром на основе предпочтений какой-либо потенциальной группы клиентов. Туроператор формирует предложения по этим двум категориям. Индивидуальный тур не имеет отношения к самостоятельному туризму - при котором турист сам выбирает через интернет или иным способом отдельные составляющие тура, сам бронирует, сам оплачивает все эти составляющие и прочее без участия туроператора.
Кстати, число самостоятельных туристов в последнее время также растет усиленными темпами. И происходит это за счет оттока клиентов из сектора покупки тура, сформированного оператором, в сектор самостоятельного бронирования отелей, перелетов, трансферов и т.д.
По поводу переманивания туристов операторами. Непонятно, где вы это прочитали. Но отвечу.
Нет нужды кого-то куда-то переманивать. Все произойдет естественным образом. Сначала будут открыты (собственно, это и сегодня уже открыто) в массовом порядке возможности обслужвиания через сайт туроператора и оплаты хоть по карте, хоть просто по банковскому переводу. Затем будут плавно снижены размеры агентских комиссий. И постепенно доходность деятельности агентства упадет до минимума. Так что и переманивать не потребуется.
Вопрос лишь во времени.
А что касается собственного консультанта... Возможно, для вас это имеет принципиальное значение. Но для очень многих туристов абсолютно без разницы, кто будет продавать им тур - тот или этот менеджер. Вы когда приходите в супермаркет тоже вряд ли задаетесь вопросом, та ли девочка расставляет товар по полкам, что две недели назад, или другая. Вас интересует исключительно товар и его наличие на этой полке или на соседней.
Собственно, уже сейчас все к этому готово у наших ведущих туроператоров. Сдерживает лишь отсутствие общей скоординированной позиции по вопросу о том, что делать с агентствами после старта прямых продаж, поскольку ясно, что такая мера обвалит рынок по ряду показателей. Другим тормозящим фактором являются амбиции ряда туроператоров, которые серьезно опасаются перетока части клиентского потока к конкурентам. Названия таких многим хорошо известны.
Вот это вообще комментировать не буду, ибо чего вам объяснять, если вы не в сути операторской деятельности.
К операторской деятельности я имею самое прямое отношение. И прекрасно знаю как особенности деятельности туроператора, так и особенности деятельности турагента. Но суть не в этом.
Советую внимательно почитать статьи и интервью, к примеру, господина Каганера или господина Воробьева, которые неоднократно комментировали данный вопрос. Также можете ознакомиться с позицией господина Иткина. Можете просто внимательно (не в плане туров, предложений, а в плане функционала) изучить возможности сайтов у перечисленных мною компаний. Все весьма незавуалировано.