Часть 1-я. Крестовские водонапорные башни...
Первый в Москве централизованный водопровод, строительство которого началось в 1779 г. по указу императрицы Екатерины II, не только принес городу чистую воду, но и подарил ему несколько архитектурных шедевров. Изначально, в конце 18 в.. Мытищинский водопровод был устроен следующим образом: чистые грунтовые воды, прошедшие через песчаные слои, собирались из источников в верховьях реки Яузы. Затем вода самотеком по трубам (использовался естественный уклон рельефа от Мытищ до Москвы) поступала в городские фонтаны, откуда ведрами и бочками ее разбирали москвичи.
Казалось, что запасов мытищинской воды хватит надолго, но дальнейший рост населения города, бурное развитие промышленности в конце 80-х гг. 19 столетия требовали значительного усиления подачи воды в Москву. Эта проблема становилась острее и острее...
Фрагмент Суворинской карты 1911 г. с Мытищинским водопроводом.
Вскоре из городского бюджета на реконструкцию водопровода были выделены средства: «... В Мытищах, в двух верстах от станции Ярославской железной дороги, была сооружена водоподъемная станция. Вода поднималась... из колодцев, заложенных на глубине 15 сажен, в машинное здание.
Фото 1900-х гг. Запасной резервуар Алексеевской насосной станции (арх.М.К.Геппенер).
Отсюда по трубам она поступала в Алексеевский резервуар, построенный на водоподъемной станции близ села Алексеевское, в двух верстах от Крестовской заставы.
Алексеевская насосная станция построена у села Алексеевского в 1830. На станции были установлены два паровых насоса по 25 л.с. каждый, вода подавалась в бак, расположенный на Сухаревой башне.
В 1892, после окончания строительства подземного приёмного резервуара на Мытищинском акведуке
и нового машинного здания, вода стала поступать в Крестовские водонапорные башни. Алексеевская насосная станция проработала до 1940, когда после пуска Восточной водонапорной станции в её здании разместили ремонтные мастерские Московского водопровода.
В настоящее время ОАО "Завод Водоприбор"
Вид на здания, стоящие до ныне. Живы даже липы, старые фонари. Снесены пакгаузы на третьем плане. Дом №16 корпус 5 - главный дом управления станции, построен архитектором Максимилианом Геппенером в стиле "Христиана IV", недавно обновлён, на стенах можно увидеть старые клейма кирпичных заводов, родные фонарные кронштейны. Всё содержится в порядке, реставрируется за счет средств "Водоприбора".
Отсюда вода перекачивается в водонапорные резервуары, заключенные в двух Крестовских башнях, а из этих башен с высоты 14 сажен над уровнем земли, вода поступает самотеком в городскую сеть труб».
Крестовские водонапорные башни. Музей Воды.
Крестовские водонапорные башни - две круглые в плане кирпичные башни высотой около 40 м и диаметром 20 м, связанные между собой ажурным мостиком
В верхнем ярусе башен размещались резервуары весом в 78,5 т и ёмкостью 1850 м3 каждый. На пяти нижних этажах находились жилые и служебные помещения, Контрольная станция водомеров. Построены Крестовские башни были в основном на личные деньги московского городского головы Н.А.Алексеева. Сооруженные в 1892 г. на площади Крестовской заставы, в самом начале Ярославского шоссе, они сразу стали достопримечательностью Москвы того времени. «Снаружи частично облицовано тарусским мрамором...
Заняты строения главным образом помещением [в верхнем ярусе] металлических резервуаров, наполненных водой... остальные этажи заняты конторами (техническою и водопроводною), помещением архива, квартирами служащих, в одной из башен устроена ремонтная мастерская водомеров». А еще сюда приходила и отсюда отправлялась почта всего московского водопровода.
Элементы украшений.
Нарядные, украшенные белыми каменными «кружевами» Крестовские башни символизировали вход в Москву со стороны Ярославля. Путников встречал закрепленный на ажурном мостике образ св. Георгия Победоносца, а уходящих из Первопрестольной провожала икона Божией Матери «Живоносный источник».
К концу 19 в. все наземные сооружения этого технически сложного инженерного комплекса (в Мытищах, в селе Алексеевском, на площади Крестовской заставы) представляли единый архитектурный ансамбль, в оформлении которого использовались декоративные элементы древнерусского зодчества: шатровые башенки, фигурные наличники, «дыньки» и «ширинки». «Фасады главнейших зданий и архитектурные детальные чертежи для них вырабатывались архитектором М.К.Геппенером».
Фото 1900-х гг. М.К.Геппенер.
Максим (Максимиллиан) Карлович Геппенер, всю жизнь проработал в Строительном совете Московской городской управы.
Фото 1930-х гг.
Сферой его деятельности было, в основном, проектирование и архитектурное оформление объектов коммунального и хозяйства — водопровода, канализации, трамвайной сети, строительство училищ, гимназий и других зданий общественно-социального назначения.
В 1886-1911 по 1-й Мещанской от Сухаревки до Крестовской заставы ходил конный трамвай, заменённый электрическим трамваем, а последний, в свою очередь, при СССР был вытеснен троллейбусом
Фото кон.1930-х гг.
В 1920-х гг. в одной из башен размещался Музей московского городского хозяйства. После пуска Восточной водопроводной станции в 1937 напоры в водопроводных сетях возросли и надобность в напорных баках Крестовских водонапорных башен отпала.
Фото 1940 г. Начало "реконструкции"...
В 1940 г. в связи с реконструкцией Ярославского шоссе башни были уничтожены.
Фото 1940 г. А здесь уже "реконструировали"... От башен только следы...
Составлено по материалам "Московский архитектор Максим Карлович Геппенер"
и сайта www.oldmos.ru