Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
#22
Отправлено 16 Январь 2012 - 10:00
Мой ЖЖ x-ledi.livejournal.com
Сайт для планирования путешествий, поисковая система отелей TripLife
#24
Отправлено 16 Январь 2012 - 13:52
Алина, а ты только Москвой интересуешься? а как же Питер?)
Дело в том, что специально я темы не выискиваю, они сами как то меня находят ...попадется одна какая нибудь фотография, начинаешь по ней что то выяснять, а таааммм ....столько всего интересного....
Так было с Крестовскими водонапорными башнями, там было с Верхними торговыми рядами, по всего одной старой фотографии рызыскиваются события, история, факты...
По странам и городам различия я не делаю , хотя, конечно, легче и интересней писать о месте которое знаешь...однако и с минимальным текстом темы о "Германии до 30-х" на нашем форуме и о старой Варшаве и Тифлисе в моем жж нашли своих читатей...
Ир, если что попадется интересное по Питеру- обязательно размещу. Спасибо за рекомендации тебе и Диме(очень полезная информация) и за отклики всем кто благодарит. Это беспорно добавляет сил и желания что то писать. Вечером еще размещу кой-чего...
#25
Отправлено 16 Январь 2012 - 18:08
http://terranovez.livejournal.com/
Я начал жить в трущобах городских, и добрых слов я не слыхал
#26
Отправлено 16 Январь 2012 - 18:49
Очень интересно, Большое Спасибо!
Москва. Наводнение 1908г за спиной фотографа Крымский мост, а впереди и справа здание где сейчас находится корпус МГИМО.
Но все-таки на снимке, по-моему, не корпус МГИМО, а здание Дипломатической Академии МИД РФ (в те годы - Императорский лицей памяти цесаревича Николая)
Волга, Кама, Ока, Москва, Дон, Белая, Ковжа, Шексна, Свирь, Нева, Вологда, Сухона, Молога, Казанка, Енисей, Бирюса, Лена, Сура, Днепр, Дунай, Манавгат, Сена, Амстел, Вятка, Трубеж.
Моря: Черное, Балтийское, Охотское, Японское, Лаптевых, Мраморное, Адриатическое, Средиземное, Северное.
#27
Отправлено 16 Январь 2012 - 20:10
Но все-таки на снимке, по-моему, не корпус МГИМО, а здание Дипломатической Академии МИД РФ (в те годы - Императорский лицей памяти цесаревича Николая)
Шамиль, спасибо большое. Это конечно моя ошибка. Уже поправила.
#28
Отправлено 16 Январь 2012 - 20:45
Часть 4-я. «Эх, ямщик, гони-ка к Яру…»
Песня эта стала классикой русского романса, широко известна и можно сказать популярна, однако многие ли из нас доподлинно знают о чем в ней речь....
Где находился этот самый "яр" и что собой представлял...?
В канун 1826 года француз Транкиль Ярд (Tranquille Yard) на углу Кузнецкого моста и Неглинки ( на фото слева) в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана открыл ресторан с гостиницей.
Газета «Московские ведомости» сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».
Известно, что несколько лет - с 1848 по 1851 гг. - ресторан Ярда работал в саду «Эрмитаж», но не в современном саду «Эрмитаж» на Петровке, а в старом на Божедомке. Так или иначе, но к концу 19-го началу 20-го веков «Яръ»- название нескольких знаменитых ресторанов в Москве. Также известно, что «Яръ» пользовался популярностью у представителей богемы, был одним из центров цыганской музыки.
Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига. У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем*.
Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет...- рассказывал А. И. Герцен..... С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
В «Былом и думах» Герцен описал в свой первый обед у знаменитого ресторатора «Яра»: "У меня был золотой и у Огарева около того же. Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали ouha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные…"
В 1836 году «Яръ» открывается в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) в загородном владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.
Владимир Гиляровский писал об этом: «Были ещё рестораны загородные, из них лучшие — «Яръ» и „Стрельна“».
В «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы — Олимпиада Николаевна Фёдорова (Пиша), а позднее — Варвара Васильевна Панина (Васильева).
Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки - в "Яръ".
Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.
А в 1895 году у прежнего владельца за 92 тысячи рублей «Яръ» приобретает Алексей Акимович Судаков. Судаков был незаурядным человеком. Он стал не только последним дореволюционным владельцем "Яра", но и сделал его всероссийски знаменитым. Стоит добавить, что Судакову принадлежал и самый знаменитый петербургский ресторан "Медведь", который он также прославил на весь свет. Как и Аксенов, свою карьеру Судаков начал официантом.
Вот, что писал о нем журнал "Ресторатор" в 1910 году:
"Первым делом Судаков арендовал часть соседнего участка, на котором устраивает террасу и окружает ее со стороны улицы деревянной крепостной стеной с двумя гранеными башнями и кирпичными воротами. Многие детали стены – зубцы, машикули, пинакли имитировали настоящую крепостную архитектуру. В стене имелись небольшие стрельчатые окошки, за которыми любой любопытный прохожий мог рассмотреть гостей «Яра». Автором перестроек конца 19-го века и 1905 года был архитектор Лев Кекушев.
Большой доход ресторану принесла идея Судакова привлечь публику на обеды, которые считались в ресторане «мертвым часом». Для этого по соглашению со Скаковым и Беговым обществами было сделано соглашение. Общества бесплатно предлагают ресторану билеты на ипподром в дни игр на тотализаторе, а ресторан распространяет их среди клиентов. Кто же откажется от бесплатного угощения? Учитывая, что игра на тотализаторе приносила неплохие выигрыши, многие сразу обмывали их в «Яре», который находился напротив ипподрома. В дни бегов обеды продлевали до 5 вечера и ресторан стал заполняться и днем. На полученные прибыли Судаков смог начать капитальную реконструкцию ресторана и еще оставаться благотворителем. Он являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке
и построил несколько школ на своей родине в Углическом уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам".
У «Яра» была собственная электростанция, водяное отопление, имелась и артезианская скважина. Новый «Яр», вместе с фонтаном, электростанцией и террасой был оценен в 500 тысяч рублей золотом.
В апреле 1910 года открылось летнее отделение. Отделка и оснащение здания продолжалась до конца 1910 года, когда 19 декабря обновленный «Яр» был торжественно открыт. На Петербургском шоссе образовалась настоящая пробка из экипажей и автомобилей. В ресторан съехалась вся Москва – от именитой аристократии до замоскворецких купцов, от высших чиновников до писателей и художников. В честь открытия капельмейстер ресторанного оркестра Е.Ю.Журавский сочинил марш «Новый Яр». Судакова осыпали подарками: тарелями с хлебом-солью, иконами в дорогих ризах, серебряными крюшонницами, посудой, фарфоровыми сервизами. Бывший швейцар «Яра», а ныне владелец гостиницы «Париж» и одновременно односельчанин Судакова – Загвоздкин преподнес ему Адрес от земляков и альбом с видами родного края.
Итак в 1910 году по поручению Судакова архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду.
Внутри были устроены Большой и Малый залы
императорская ложа и кабинеты,
один из которых получил название «Пушкинский» в память поэта.
Этот кабинет ещё в старом здании ресторана «Яр» был посвящён Пушкину. Стенная роспись представляла собой иллюстрации к его поэмам и драматическим произведениям, в переднем углу стоял бюст поэта, а в простенках были вделаны мраморные доски с написанными золотыми буквами отрывками из стихов Пушкина, в том числе и строфа, где говорится о «Яре». Зал без изменений был перенесён в новое здание ресторана.
написавшего о «Яре» на Кузнецком:
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
Ресторан стал очень популярным среди российской элиты. Он был в числе лучших образцов ресторанного дела в Европе. По звонку клиента за ним в любое время выезжал автомобиль ресторана или готовились самые экзотические блюда В числе посетителей «Яра» были Савва Морозов, Плевако, Чехов, Куприн, Горький, Шаляпин и Распутин.
К «Яру» примыкали трехэтажные корпуса «номеров» для гостей. Правда, принадлежали они другим владельцам. Сам же Судаков с женой и его 8 детьми поселился в соседнем особняке.
В годы Первой Мировой войны жизнь мало изменилась в ресторане. Только с лета 1915 года до апреля 1916 он был реквизирован властями для устройства госпиталя. Но затем здание вернули Судакову, и ресторан открылся вновь. Как раз в это время его посещал Распутин, память о котором сохранилась в названии единственного ныне не перестроенного кабинета. 6- 23 февраля 1918 года «Яръ» был закрыт.
Петербургское шоссе. Особняк владельца ресторана "Яръ" - Судакова.Стоял на современном Ленинградском проспекте, во владении №32. Архитектор Адольф Эрихсон.
После октябрьской революции Алексея Судакова арестовали. Некоторое время в период НЭПа в здании «Яра» ещё работал ресторан. Позднее здесь размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК, Клуб лётчиков.
В 1952 году здание было ещё раз перестроено, теперь уже в стиле сталинского ампира, и в нём открылась гостиница «Советская» с одноимённым рестораном. А с 1980-х гг. в одном из залов ресторана находится театр «Ромэн».
рецептик* - Сладкий суп из ревеня.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).
Составлено по материалам : www.oldmos.ru , историка Натальи Титовой, dedushkin1
#29
Отправлено 16 Январь 2012 - 21:31
#30
Отправлено 16 Январь 2012 - 23:37
Добавлю немного современных фотографий Ростокинского акведука и некоторые материалы из истории его строительства.
В 1767 году императрица Екатерина II созвала в Москве Комиссию для разработки нового законодательства страны. В наказе москвичей затрагивалась проблема водоснабжения Москвы, к тому же эпидемия чумы в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»). 28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Фридрих Вильгельм Бауер провёл необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотёчного водопровода. Строительство акведука началось в 1780 году под руководством Бауера и полковника И. Герарда и длилось около 25 лет, несколько раз прерываясь. В итоге водопровод был достроен и пущен только в 1804 году, а казне строительство обошлось в 1 миллион 648 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. В народе Ростокинский акведук получил название «Миллионный мост». Вообще Мытищинский водопровод в те времена представлял собой грандиозное сооружение. В 1785 году Екатерина II назвала его самой лучшей постройкой в Москве, сказав при этом, что «он с виду лёгок, как перо … и весьма прочен». Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров был для своего времени самым большим в России каменным мостом. Снабжение столицы водой уже давно осуществляется из крупных водохранилищ, а на память о давних временах остался в столице мост-акведук:
Ростокинский акведук. Фото конца XIX века отсюда:
#31
Отправлено 19 Январь 2012 - 08:01
Особенно про наводнение рассказ понравился!
Чтоб не писать еще одну главу на ту же тему, Миш, тебе и всем кому интересна тема наводнения в Москве 1908 года, предлагаю еще один рассказ.Рассказ очевидца событий … Текста много, но читается не тяжело и очень интересно.
Записки Московского генерал-губернатора В.Ф.Джунковского
Там же приведены новые фотографии описываемых событий…Миш,кстати поздравляю тебя с собственной страничкой livejournal…Обязательно пиши, у тебя талант. Кто знает, может потомки будут и тебя также читать как мы сейчас записки Московского генерал –губернатора.
Добавлю немного современных фотографий Ростокинского акведука и некоторые материалы из истории его строительства.
Саша, спасибо за дополнения. Мытищинский акведук прекрасен. Ценен он еще и тем, что сохранился единственный из пяти в системе Мытищинско-Московского водопровода. Кстати, ссылку которую ты привел в своем дополнении, удивительным образом связывает тему Водонапорных башен с героиней моего следующего повествования.
(Материал пока готовится .)
#32
Отправлено 20 Январь 2012 - 14:16
Алина, всегда пожалуйста. Да, к сожалению, из всей системы сохранился только акведук, притом где-то лет 5-7 назад он ещё был в довольно запущенном состоянии, а на фотографиях, кроме последней, - уже после реставрационных работ. Жду с нетерпением продолжения твоего повествования!Добавлю немного современных фотографий Ростокинского акведука и некоторые материалы из истории его строительства.
Саша, спасибо за дополнения. Мытищинский акведук прекрасен. Ценен он еще и тем, что сохранился единственный из пяти в системе Мытищинско-Московского водопровода. Кстати, ссылку которую ты привел в своем дополнении, удивительным образом связывает тему Водонапорных башен с героиней моего следующего повествования.
(Материал пока готовится .)
#33
Отправлено 22 Январь 2012 - 19:14
Часть 5-я. Сухарева башня.
Сухарева башня, которую также называют Сухаревской, была построена в Москве в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Если говорить точнее, то тогда решили перестроить Сретенские ворота из камня, и укрепили их боевой башней. Ворота находились в месте пересечения нынешнего Садового кольца с улицей Сретенкой.
Сухарева башня стала уникальным сооружением, единственным подобным во всей России. Башня, наряду с Кремлем и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, являлась символом Москвы вплоть до 1934 года.
Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году, за сто лет перед тем, как Сухаревскую башню уничтожили, так писал о ней в "Панораме Москвы": " …На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться".
Действительно, Сухарева башня была гигантской для Москвы того времени, она словно нависала над близлежащими кварталами, являясь одной из архитектурных доминант города. Поскольку башню построили на месте Сретенских ворот, она сохранила в себе их главную функцию – Северных ворот Москвы, откуда брала начало дорога в Ярославль. Опережая события, можно сказать, что в годы Октябрьской революции Сухарева башня стала одним из опорных пунктов революционеров, отсюда с двух пулеметов красногвардейцы обстреливали юнкеров на площади.
Сухарева башня была настолько необычной, что сразу же обросла множеством легенд и преданий. Ни одно здание в Москве не окружало такое количество легенд и слухов, как знаменитую Сухареву башню. Московские кладоискатели считали, что именно в её подвалах и стенах спрятаны таинственные клады чародея и чернокнижника Брюса. Именно в этой башне чаще всего видели приведений, а для поимки одного из них даже вынуждены были пригласить из Петрограда знаменитого сыщика Ивана Путилина. Сухарева башня два столетия была зримым образом Москвы, соперничая с Кремлем и храмом Василия Блаженного.
Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров, и в народе ее называли невестой колокольни Ивана Великого. В башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1812 года.
По мнению исследователей, Сухаревская башня была построена не просто по образцу западноевропейских ратуш, а, скорее, была устроена как аллегорический корабль с мачтой. Восточная часть башни символизировала корабельный нос, а западная – корму. Поэтому, зная о пристрастии Петра I ко всему, что касается флота, можно предположить, что он действительно участвовал в разработке проекта башни. По подобию Спасской башни Кремля, Сухарева башня была украшена часами, а венчал ее двуглавый орел. Изображение орла было нетрадиционным, его крепкие лапы окружали стрелы, возможно они символизировали молнии.
Сухарева башня стала первым в России гражданским сооружением такого масштаба. До ее появления такими высокими строили лишь церковные колокольни. Одна из легенд башни рассказывает, что за день до вступления наполеоновских войск в Москву над Сухаревой башней пролетал ястреб с лапами, опутанными веревкой. Зацепившись за крылья орла, ястреб долго бился, пытаясь вырваться на волю, но растерял силы и умер. Москвичи это событие истолковали как доброе знамение, решив, что Бонапарт, как и ястреб, погибнет от крыльев русского орла.
Но все это случится гораздо позднее. А поначалу башня служила полковой избой, в которой размещались стрельцы полковника Сухарева, охранявшие Сретенские ворота. Собственно, от фамилии Сухарева и возникло название башни. Известно, что полк Лаврентия Сухарева был единственным из девяти стрелецких полков, который сохранил верность молодому государю, и стал на его защиту в августе 1698 года, в дни противостояния Петра I и его сводной сестры Софьи.
После подавления Петром Стрелецкого бунта, вместе с другими полками был расформирован и полк Сухарева. С 1700 по 1715 год в башне работала знаменитая математическая и навигацкая школа. Школа стала первым в России высшим специальным учебным заведением и первым флотским училищем-прародителем Петербургской морской академии.
Возглавил навигацкую школу военный деятель, астроном, химик, инженер и дипломат Яков Брюс. На одном из последних этажей Сухаревой башни он организовал астрономическую обсерваторию. Граф Яков Брюс вел довольно уединенный образ жизни, из-за чего его личность еще при жизни была окутана тайной, его даже считали колдуном-чернокнижником. Большая часть легенд Сухаревой башни связана с именем Брюса. Самая известная из них – о спрятанной в основании постройки «черной книге», состоящей из семи деревянных табличек с непонятными письменами. Поговаривали, что тот, кому повезет найти эту книгу, приобретет неограниченную власть над миром. Опасаясь, что книга попадет в недобрые руки после его смерти, Брюс будто бы замуровал ее где-то в башне.
Затем долгое время Сухаревская башня находилась в ведении Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Здесь располагались склады Балтийского флота и Архангельского порта. В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В 1854 году объем резервуара увеличили. С середины 19 века и до 1920 годов у подножия башни по выходным разворачивала торговлю известная на всю Москву Сухаревская барахолка.
В 1870-е годы башню отреставрировали, руководил работами архитектор А.Л. Обер. Начиная с 1925 годы в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы.
В 1931 году было принято решение о разработке плана Генеральной реконструкции Москвы, выполнение которого должно было изменить облик советской столицы, и саму его суть. На карте должен был появиться совершенно новый город – центр мировой пролетарской революции. В соответствии с этим планом началось планомерное уничтожение уникальных памятников истории и архитектуры. К тому же, набирала обороты антирелигиозная компания, в ходе которой также немало выдающихся памятников православной культуры.
Все усилия новой власти были направлены на расширение центральной части города. Здесь планировалось создать новые транспортные магистрали, построить высотные здания, а для осуществления этих проектов нужно было освобождать застроенные территории. Сухарева башня, по мнению руководства страны, мешала развитию движения на Сухаревской площади, и должна была исчезнуть с лица Москвы.
Обычные москвичи не могли выступить в поддержку старинной башни, но выдающиеся деятели культуры предпринимали попытки спасти Сухареву башню. В августе 1933 года известный художник и искусствовед И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский написали И. В. Сталину коллективное письмо, в котором пытались объяснить ошибочность принятого решения. Они говорили, что их мнение не одиноко, а разделяется всей научной и культурной общественностью, независимо от убеждений и вкусов.
"Сухарева башня, есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров". " Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера" - это выдержка из письма Сталину.
Но в письме содержалась не только просьба. Его авторы предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему при этом сохранив Сухареву башню.
В частности, предлагалось прорубить в нижней части башни шесть арок, через которые проложить трамвайные пути, и направить транспортный и пешеходный поток. Вместе с письмом был направлен и примерный график движения автотранспорта на данном участке. Одновременно такое же письмо было направлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.
Несколько дней спустя, 4 сентября на совещании московских архитекторов-коммунистов Каганович сказал, что спор о башне является ярчайшим примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. " Я не вхожу в существо этих аргументов, возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты архитектора атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры? ". Как бы там ни было, Каганович согласился рассмотреть с предложением архитекторов, заявив, что если проект реконструкции будет удачным, то Сухарева башня останется на Сретенской площади.
Но случилось так, что за снос башни был сам Сталин,и тут уже ничего нельзя было поделать. 18 сентября 1933 года из Сочи Кагановичу пришла телеграмма от Сталина и Ворошилова, в которой говорилось буквально следующее: " Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.».Несмотря на все усилия защитников башни, 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) одобрил с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и Китайгородской стены. Участь древних московских памятников была решена. В ответ на это решение 17 апреля 1934 года с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, к которым присоединились и авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. В письме говорилось: " Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры".
Ответ Сталина пришел 22 апреля 1934 года, и он был предельно однозначным. " Письмо с предложением не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И.Сталин".
Разрушение Сухаревской башни шло быстро и методично.
По поводу ее уничтожения существует еще одно предание. Говорили, что Сталин, как и многие тираны, имел склонность к мистике, и хотел отыскать книгу Брюса. Именно поэтому было приказано разбирать башню по кирпичику, а затем, когда так ничего и не нашли, в гневе он приказал взорвать остатки здания.
На самом деле вряд ли эта история правдива, в те годы часто разбирали памятники архитектуры, а затем старинными кирпичами мостили улицы, или пускали на постройку новых домов.
В газетах того времени осталась хронология варварства. По ним можно проследить. Как постепенно исчезал один из символов Москвы – Сухаревская башня:
-19 апреля 1934 года – верхние 6 метров сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы.
-29 апреля 1934 года – вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступили к сносу основного здания.
-24 мая 1934 года – разборка сухаревской башни заканчивается. План работ выполнен более чем на 80%.
Очевидцем событий был знаменитый журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский, который в письме своей дочери писал: " Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом".
Эти слова он дополнил своими стихами:
"Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…"
Итак, 12 июня 1934 года – в ночь на 11 июня работы по сносу Сухаревой башни завершились. Считалось, что сделано это было на благо города и москвичей.
В ходе разборки Сухаревой башни был сохранен наличник одного из сдвоенных окон третьего этажа. Его перевезли в Донской монастырь, где в то время работал филиал Государственного музея архитектуры. Там его вмуровали в аркаду монастырской стены. Этот наличник сохранился и до наших дней, но доступ к нему ограничен, так как этот участок стены находится на территории, закрытой для посетителей. Часы Сухаревой башни также сохранились, они установлены на Передних воротах музея-усадьбы Коломенское.
После того, как башню уничтожили, Сухаревскую площадь по предложению Кагановича переименовали в Колхозную. В ноябре 1934 года, после проведенной коллективизации, на Сухаревской площади торжественно установили монументальную доску почета колхозов Московской области.
Необычайно крепкие фундаменты Сухаревой башни при сносе не уничтожили, они скрыты под Сухаревской площадью. В 1982 году исполком Москвы объявил конкурс на лучший проект по восстановлению Сухаревой башни, но по итогам ни одно предложение принято не было. В 2006 году, когда под Сухаревской площадью прокладывали подземные переходы, проводились частичные раскопки и исследования фундаментов, о чем гласит памятная табличка.
Сухаревская башня часто упоминается и в литературных произведениях, и на полотнах живописцев. Ее можно увидеть на полотне А. Саврасова, написанном в 1872 году, которое так и называется – Сухарева башня. В знаменитом романе Ильфа и Петрова " Золотой теленок" конвенция " детей лейтенанта Шмидта" была подписана в трактире, расположенном у Сухаревой башни. А в рассказе фантаста Кира Булычева "Новости будущего века" в конце 21 века Сухарева башня будет восстановлена…
По материалам www.moscow.org , www.wikipedia.ru, www.oldmos.ru
#35
Отправлено 29 Январь 2012 - 08:58
Часть 6-я. Сухаревка.
Конец улицы Сретенки издавна был местом развитой рыночной торговли. В 1789 году торговля была переведена на Сухареву площадь, а после Отечественной войны 1812 года, когда в погоревшей и разграбленной Москве царила полная неразбериха с собственностью, многие кинулись искать свои пропавшие вещи. Тогда московский градоначальник граф Ростопчин издал указ том, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет». И повелел свободно торговать ими, но только по воскресеньям до сумерек и только на площади у Сухаревой башни. Так появился знаменитый Сухаревский рынок или попросту -Сухаревка..
В первое же воскресенье после выхода указа народ хлынул к Сухаревой башне, где уже лежали на земле горы одежды, мебели, посуды, книг. Позже Сухаревка ко всему прочему стала и местом сбыта краденого.
Торгово-криминальная жизнь била здесь ключом. Против роскошного дворца Шереметевской больницы(Странноприимный Дом) выросли сотни палаток.
раскинутых за ночь на один только день.
От рассвета до потемок колыхалось на площади море голов
оставляя узкие дорожки для проезда по обеим сторонам широченной в этом месте Садовой улицы. Толклось множество народа, и у всякого была своя цель.
Горожане ходили разыскивать украденные у них вещи, и не безуспешно, потому что исстари Сухаревка была местом сбыта краденого. Вор-одиночка тащил сюда под полой «стыренные» вещи, скупщики возили их возами.
Вещи продавались на Сухаревке дешево, «по случаю».
Если вещь не подходила размером, тут же производили обмер и понравившаяся одежа подгонялась.
Сухаревка жила «случаем», нередко несчастным.
Сухаревский торговец покупал там, где несчастье в доме, когда все нипочем; или он «укупит» у не знающего цену нуждающегося человека, или из-под полы «товарца» приобретет,
«Товарец» иногда дымом поджога пах, иногда и кровью был облит, а уж слезами горькими-почти всегда.
Нескончаемыми рядами на рогожах немудрый товар и торговали кто чем: кто рваной обувью,
кто старым железом;
кто ключи к замкам подбирал и тут же подпиливал, если ключ не подходит. Здесь можно было приобрести посуду
Продукты
и еду
которую отведывали прямо тут.
В те времена палаток букинистов было до тридцати.
Здесь можно было приобрести все, что хочешь. Если не найдется нужный том какого-нибудь разрозненного сочинения, только закажи, к другому воскресенью достанут. Много даже редчайших книг можно было приобрести только здесь. Библиофилы не пропускали ни одного воскресенья. А как к этому дню готовились букинисты!13 декабря 1920 года Моссовет принял постановление о ликвидации Сухаревского рынка. Газета «Правда» в 1920 году так комментировала закрытие «Сухаревки»:
Не давая почти ничего нового и, таким образом, чрезвычайно мало служа дополнением государственному снабжению, Сухаревка была поистине очагом спекулятивной заразы и спекулятивного разврата.
Она растлевала не только буржуазные ряды, она деморализовала красноармейцев, которые „соблазнялись“ и продавали там свои шинели, и даже рабочих, находивших там сбыт для того, что исчезало с фабрик и заводов»
Изменение численного и социального состава населения, а также проводимая политика военного коммунизма и продразвёрстки изменили характер торговли на рынке, превратив его в барахолку с быстро возрастающим криминальным характером.
На проходившем в те дни VIII Всероссийском съезде Советов Ленин дважды возвращался к ликвидации знаменитого рынка.Однако, с переходом экономики к НЭПу, решение выполнено не было и Сухаревский рынок продолжал фактически существовать, хаотично переместившись в переулки Сретенки.
В 1924 году Моссоветом было принято решение об упорядочении частной торговли и создании Ново-сухаревского рынка. Под строительство нового рынка были отведены пустыри и бывшие владения Гефсиманского скита мужду Большим Сухаревским переулком, Трубной улицей и Садовой-Сухаревской улицей, где, как писал в 1926 году В. Гиляровский, когда-то были монастырские огороды «а последнее время дикий пустырь, притон тёмного люда». Строительство рынка было начато по традиционному «казённому» проекту управления Московского коммунального хозяйства. Однако, архитектор К. С. Мельников, прославившийся к тому времени строительством деревянного павильона «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, предложил принципиально новое решение, которое было принято и реализовано.
Начало сборки павильонов
К. Мельников предложил застроить всю отведённую под рынок территорию однотипными сблокированными деревянными торговыми павильонами-киосками, каждый блок которых состоял из двух изолированных друг от друга помещений, выходящих входом и торговой витриной на противоположные стороны. От четырёх до двадцати блоков собиралось в ряды таким образом, чтобы на обе стороны их лицевые стены выходили под углом. В результате такой планировки перед каждым торговым киоском создавалось выделенное пространство.
Предложенное Мельниковым архитектурно-планировочное решение позволило, во-первых, экономно использовать отведённую под строительство рынка территорию, во-вторых, в короткий срок возвести торговые киоски, которые собирались на месте из стандартных заранее заготовленных деревянных элементов, в-третьих, создать комфортные условия как для торговцев, так и для покупателей. Устройство на рынке павильонов-киосков позволило торговцам не просто приходить на рынок с товаром на один день, как это было на Сухаревском и других московских рынках той поры, а получить возможность арендовать на какое-то время отдельное небольшое торговое помещение. Особенности планировки давали возможность покупателю сразу видеть весь товар целого ряда. Кроме того, покупатель, находясь в уступе, не мешал проходящей по рядам публике.
Новый Сухаревский рынок имел несколько выходов: главный вход выходил на Сухаревскую площадь, боковые входы находились с Садовой-Сухаревской и с Трубной улиц и два проезда было устроено с Большого Сухаревского переулка.
Ворота Ново-Сухаревского рынка.
Рынок был оснащён электрическим освещением, шестью водонапорными кранами и пожарной сигнализацией. На территории Ново-Сухаревского рынка была также предусмотрена небольшая территория для «толкучки»:
««— Где же антиквария? — спрашиваю одного старого сухаревщика, — писал о Ново-Сухаревском рынке В. Гиляровский, — Старьевщики-то? Да кому теперь ихнее барахло нужно? Вот там, в „развале“, есть один-другой со своими рогожками. Для „развала“, то есть именно для толкучки, отведен угол ближе к Трубной улице. Его со временем отгородят от рядов. А пока иду туда. Это пахнет старой Сухаревкой»
По описанию В. Гиляровского, к 1926 году из 1647 отдельных магазинов-киосков (или, как их называл В. Гиляровский, «бараков») торговцами было занято около 1000 помещений.
«Бараки расположены по отделам: галантерея, обувь, кожа, одежда, москательный, щепной, скобяной, шапочный, стеклянный, мебель, меха, мануфактура, мясной, рыбный, мучной, письменные принадлежности, табак и пока только две книжных лавки букинистов и ни одной антикварной»
Ново-Сухаревский рынок был закрыт в 1930 году и торговля продовольственными товарами была переведена на Ярославский рынок, находившийся на Мещанской улице. После закрытия Ново-Сухаревского рынка на его месте расположилась автодормехбаза, использовавшая в перестроенном виде трехэтажное здание конторы рынка.
Здание бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения. В 1997 году конторское здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации
Источники : www.oldmos.ru , www.wikipedia.ru , dedushkin1
#36
Отправлено 23 Февраль 2012 - 22:48
Часть 7-я. Красная Площадь...
Красная площадь....Как она выглядела много лет назад? сильно ли поменяла облик свой за последние сто с лишним лет? чем она была примечательна когда-то и какие события происходили на ней, кроме известных нам всем парадов?....ответы на некоторые из этих вопросов можно получить, если посмотреть старые фото...на каких то узнаваемы не только здания но и люди, а где то запечатлены совсем незнакомые нам простые москвичи...почти невероятно, но ходили они когда то по такой же брусчатке и видели многое из того, что мы видим сегодня на Красной площади, но их давно уже нет на свете...для меня такие фото представляют особый интерес....давайте рассматривать их вместе....
Вид на Спасскую башню от Верхних торговых рядов......
Была площадь когда то вполне себе обыденной...никакого особой важности или запретов проезда, судя по фото...
временами даже пустынной...
Но было время, когда то на ней разместились Временные торговые ряды..фото это 1888 года, и с полной уверенностью можно сказать, что было это,когда снесли старые Верхние торговые ряды и начали строить новые..
а иногда вся площадь целиком, становилась торговой и, как видно на фото, при уже построенных новых Верхних торговых рядах...
фото ниже называется "На вербах" .....видимо имеется ввиду вербное воскресенье..
а на этой запечатлен просто кадр той спокойной жизни, что жила площадь вне праздников и ярмарок...
Иностранные гости и когда то, считали нужным посетить и отметится на Красной площади- Победитель гонки 1908 года Санкт-Петербург–Москва Виктор Эмери
Когда то здесь проходили не только парады....
Молебен в честь 100 летия победы в войне 1812 года ...
Лица Свиты его Императорского Величества 29 августа 1912 года перед памятникам национальным героям на Красной площади. Участники и потомки полководцев Бородинского сражения..
Кстати в этом году 200-летие даты...Будет ли отмечатся это как то на Красной площади?
Фото ниже предпложительно 1925-1927гг. Вид на некрополь.
а мавзолей был когда то вот таким- деревянным..
Узнаваемые лица- И. В. Сталин и Н. С. Аллилуева возле Спасской башни Кремля.
ну и последний кадр под событие дня минувшего -Парад Красной гвардии в Москве, на Красной площади в ноябре 1918 г. "...приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами". К. Е. Ворошилов
Фотоматериал сайта www.oldmos.ru
#37
Отправлено 24 Февраль 2012 - 07:26
#38
Отправлено 24 Февраль 2012 - 08:01
#39
Отправлено 29 Февраль 2012 - 07:34
Вот еще интересный материал про Манежную площадь.
http://zyalt.livejou...com/526100.html
#40
Отправлено 29 Февраль 2012 - 09:28
Вот еще подборка, на мой взгляд интересная, но чтоб оценить ее в полной мере, нужно хорошо знать Москву нынешнюю….похвастать этим не могу, пересказывать не берусь, а ссылками делюсь с удовольствием…
Стены и башни Китай-города, ч.1
Стены и башни Китай-города, ч.2
Стены и башни Китай-города, ч.3
Темы с аналогичным тегами история
Рассказы и отзывы о круизах и путешествиях →
Города и экскурсии на речных маршрутах →
КалязинъАвтор Alina, 15 окт 2012 история |
|
|||
Круизы и Судоходство →
Форум о речных круизах и речном судоходстве →
Железнодорожные паромные переправы...Автор Alina, 20 авг 2012 история |
|
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных