Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Капитан И.С. Рачков
#42
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 16:57
Ну, потонул один - плохо, конечно, но бывает, время военное. Так остальные два-то задачу выполнили, а значит, 2/3 эвакуированных довезли. Сколько бы довезли по суше - большой вопрос. Скорее всего бы - ноль. Их бы, конечно всех не убили, но люди бы просто разбежались.
А теплоход вполне может в тумане заблудиться. Был даже фильм такой - "два долгих гудка в тумане". Там теплоход заблудился и долго гудел. Никто его так и не нашёл.
#43
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 17:06
Александр, это во всех воюющих странах так. СССР в те времена не был исключением и ничем особенно не отличался от Англии, Америки и Германии.Так вот именно в этом и заключается главный порок "сталинизма" как социально - административной онкологии - приравнивание людей к скоту, самолётам и бензину.
На судах "Куин Мери" и "Куин Елизабет" перевозили одновременно по 10-15 тысяч людей в один конец, вы можете себе представить что творилось внутри этих судов, несмотря на меры организационного характера, о которых много и красиво написано. Как минимум обрыганные углы, обосранные и обосс.. туалеты, вонища кругом, 100% влажность, неимоверная теснота и угнетенное состояние людей. Так что в данном конкретном случае сталинизм ни при чем.
#44
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 17:55
Александр, жму руку, попадание в самую точку!Александр, это во всех воюющих странах так. СССР в те времена не был исключением и ничем особенно не отличался от Англии, Америки и Германии.Так вот именно в этом и заключается главный порок "сталинизма" как социально - административной онкологии - приравнивание людей к скоту, самолётам и бензину.
Алексей, думаю что отличался и во многом не в лучшую сторону...
т/х в моей жизни:
"А.С.Попов";"Вл.Ильич"/"Санкт-Петербург";"Герой Ю.Гагарин";"Т.Г.Шевченко";"А.Сурков";
"М.Ульянова";"С.Орлов";"Н.К.Крупская";"А.Ульянов"/"Кронштадт"
#45
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 19:25
Что-то опасная стала тема, вот-вот перейдет в банальную ругань на тему истории и политики... Чего в теме про капитана И.С. Рачкова совсем не хотелось бы. Для меня он в первую очередь передовой прогрессивный капитан конца 30-х, которому не повезло во время войны...
Александр Сергеевич. Полностью согласен.
По поводу истории Великой Отечественной и роли личностей, мог бы поспорить.
Но это надо делать на исторических или военных форумах.
#46
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 19:26
Нельзя ставить в один ряд дискомфорт при перевозке и безразличие к чужим жизням. Для англичан сохранение жизней своих солдат было приоритетом.Александр, это во всех воюющих странах так. СССР в те времена не был исключением и ничем особенно не отличался от Англии, Америки и Германии.Так вот именно в этом и заключается главный порок "сталинизма" как социально - административной онкологии - приравнивание людей к скоту, самолётам и бензину.
На судах "Куин Мери" и "Куин Елизабет" перевозили одновременно по 10-15 тысяч людей в один конец, вы можете себе представить что творилось внутри этих судов, несмотря на меры организационного характера, о которых много и красиво написано. Как минимум обрыганные углы, обосранные и обосс.. туалеты, вонища кругом, 100% влажность, неимоверная теснота и угнетенное состояние людей. Так что в данном конкретном случае сталинизм ни при чем.
Я думаю, этим хотя бы частично объясняется тот факт, что Великобритания создала могучую стратегическую авиацию ("Галлифаксы" и, конечно же, "Ланкастеры"), а СССР и Германия закончили войну, не имея или почти не имея таковой (у нас за время войны не пострили и сотни дальних бомбардировщиков, а англичане только "Ланкастеров" выпустили более 7000).
Я не представляю, что бы в Англии или в США, случись ленинградская блокада у них, кто-нибудь умер от голода. Десяти Ли-2 было достаточно, чтобы обеспечить продминимум для миллиона человек.
#47
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 19:50
А в данном случае, вывоз беженцев на пароходах считаю обоснованным. Надо было только использовать тёмное время суток, и пару бронекатеров для охранения.
#49
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 20:43
Не были они мобилизованы. Мобилизация - это включение в состав вооружённых сил. Флот, как и железнодорожный транспорт, был переведён на военное положение, а это разные понятия. Работники флота и ж.д. транспорта, в отличие от экипажей мобилизованных судов, не были военными и не считались участниками боевых действий. Возможно, и подсудность они сохраняли гражданскую.Вы кажется за спорами забыли, что суда были мобилизованы. А приказы, хоть они и тупые не обсуждаются, а выполняются. Капитан Рачков погиб при выполнении приказа вышестоящего командования, на мостике своего корабля. Отказаться он не мог и не имел права, отказ от выполнения приказа автоматически подводил его под статью военного трибунала.
Вот, например, "Александр Сибиряков" был мобилизован. (Удивительно, как пароходу удалось сохранить дореволюционное название? Ладно, Пушкин или Гоголь. А тут - буржуй, белоэмигрант, к тому же живой (до 1933 г.)! Кстати, кавалер ордена Красного Знамени А.А. Качарава - тоже герой?
#51
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 20:57
Военная Волга, мы помним тот год:
Без устали бьет канонада.
По Волге груженый идет пароход,
Идет мимо стен Сталинграда.
Все небо и Волга в багровом дыму,
А в небе — кровавые пятна.
Снаряды летели навстречу ему,
И он не вернулся обратно.
Все знают — в бою отступает лишь трус,
Таких капитан презирает.
Чтоб фронту доставить немедленно груз,
Он путь смельчака выбирает.
Он видел, как с берега фрицев орда
Свинцом пароход поливала,
Как красно-кровавою стала вода,
Но он не ушел от штурвала.
И вот капитану в широкую грудь
Фашистская пуля попала,
Но судно его продолжало свой путь,
А он все стоял у штурвала.
Бесстрашно погиб капитан на посту,
Но помниться будет он долго
Запомнили подвиг геройский его
И город, и люди, и Волга.
Песня взята с сайта Фольклорного фонда им. проф. В. Н. Морохина
http://a-pesni.org/ww2/folk/kapratchkov.htm
#52
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 21:10
Не "принять бой", а "вступить бой". "Адмирал Шеер" не собирался сражаться, а требовал сдачи. Бой начал Качарава. Не имея шансов существенно навредить линкору, но обрекая на гибель людей, за которых он отвечал.Принять бой с немецким линкором, это не подвиг? И давайте тогда скажем что бой Тумана, Дежнева и многих других, это чистой воды идиотизм. Тогда что считать подвигом?
#55
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 21:50
Знаете один поэт написал хорошие слова, и пускай они будут эпилогом в нашем споре.
"Гвозди бы сделать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей."
#56
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 22:06
Также, немцы, обнаружив военные транспорты, обязаны были предпринять все возможные меры для уничтожения как самих судов, так и их пассажиров. Ведь на военных транспортах гражданские не ездят. Если бы "Иосиф Сталин" не имел вооружения, либо не использовал бы его, то его должны были принудить к остановке, высадить пассажиров, пленить команду, а пароход либо уничтожить, либо использовать на своё усмотрение. Если бы "Иосиф Сталин" шёл бы под флагом Красного Креста, его должны были пропустить, возможно, после досмотра. Мы не можем обсуждать варианты того, что бы случилось в этом случае - пропустили немцы бы госпитальное судно, или потопили бы его. С немецкой стороны есть примеры как крайней жестокости и нарушения Гаагской конвенции, так и её полного выполнения.
Так что в обеих рассматриваемых ситуациях все стороны, и наша, и немецкая действовали абсолютно правильно. И капитан Рачков всё правильно сделал, не сдавшись противнику, а до конца оказывая ему сопротивление, и военнослужащие вермахта, уничтожив военный транспорт исполнили свой долг и приказы старших по званию. То же самое относится к небольшому бою между "Сибиряковым" и "Шеером". Оба командира действовали строго по Уставу. Они не могли поступить иначе. Кстати, командир "Шеера" был оправдан, и умер только в 80х, а не на виселице, поскольку во время своих боевых походов в Индийском океане он избегал жертв, обеспечивал пленным питание и прогулки. Эпизод с "Сибиряковым" расматривался трибуналом, но никаких нарушений суд, в котором присутствовал и советский представитель не нашёл. Как ни крути, а произошло столкновение двух военных кораблей. Уклониться от него они не имели права.
Почему, никто не осуждает Маринеско, в одном походе потопившем два пасс судна с 15000 гражданских лиц? Потому что эти суда шли в составе конвоя и были военными транспотрами. Следовательно, они являлись законной "добычей". И никаких претензий к нему ни у наших, ни у немцев после войны не было. Это у немцев должна голова болеть, чтобы выяснить - кто виноват, что на ворружённое судно, шедшее в составе конвоя посадили гражданских лиц. И в случае с "Сталиным" нужно было выбирать - или зенитка на борту, или пассажиры. Но, это никак не проблема капитана.
"Шеер", кстати в одном из своих ранних рейсов отличился таким же образом, как позже с "Сибиряковым". В охранении конвоя оказался один вооружённый транспорт "Джервис Бей" (Кстати, сейчас такое имя носит контейнеровоз). Был бой, "Шеер" его потопил. Этот эпизод также рассматривался в суде, и не вызвал каких-либо замечаний.
А всё-таки преемственность есть. И "И Сталин" погиб, не спустив флага, так и на "Абрамове" он висел до самого конца. Не по правилам, конечно было - держать поднятый флаг ночью, зато получилось очень патриотично: "Ушёл под воду с развевающимися знамёнами".
#57
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 22:47
Всё-таки про "Абрамова" это слишком громко сказано"Ушёл под воду с развевающимися знамёнами"
#58
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 22:48
Наличие вооружения не делает судно военным транспортом. Были какие-то специальные регламенты, типа - если орудие только на юте, то это оборонительное вооружение, а если на баке - то наступательное. И средства ПВО не делали судно "вооружённым". Но это всё совершенно не важно. Все топили друг друга независимо от назначения судна (кроме Красного Креста), и это было по правилам. Имел значение только флаг.
Команду "Иосифа Сталина" (в отличие от команды "Сибирякова") не могли взять в плен - они были гражданскими лицами.
Но и это неважно, я же нигде не говорил, что надо было сдаться (хотя, может быть, и надо было).
Также, немцы, обнаружив военные транспорты, обязаны были предпринять все возможные меры для уничтожения как самих судов, так и их пассажиров
и
Не видите противоречия?Кстати, командир "Шеера" был оправдан, и умер только в 80х, а не на виселице, поскольку во время своих боевых походов в Индийском океане он избегал жертв, обеспечивал пленным питание и прогулки.
Что касается того боя и устава.
У нормальных людей действие присяги и устава заканчивается тогда, когда исчерпаны или отсутствуют возможности для нанесения противнику существенного урона, а продолжение сопротивления чревато гибелью. Конечно, "Сибиряков" должен был выполнить приказ о сдаче, хоть там и не знали о человеколюбии Вильгельма Меендсен-Болькена.
А у Вас с тов. Сталиным сдавшиеся в плен - это предатели.
Сообщение отредактировал Евгений Блохин: 22 Ноябрь 2011 - 22:56
#59
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 23:10
Дёница тоже не повесили, хотя крови на нём ой как много было.
#60
Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 23:34
Но, в случае, если "Шеер" нападал на конвой, в котором были военные корабли, все суда, которые находились под их защитой автоматически становились комбатантами. И тут он не был ограничен никакими соглашениями и правилами. Топил сначала военные корабли, затем военные транспорты. И это не было нарушением. То есть он не растреливал и не топил тех, которые не высказывали желания сражаться. "Сибиряков" сдаться не мог, хотя ему и предлагали. Что же должен был делать тов (а они там тоже были товарищами) Мендсен-Болькен? Может, сдаться "Сибирякову"? Или добровольно перейти в состав СФ? Или притвориться, что не видел? Так все ходы записаны. Его бы не поняли потом, на "разборе полётов". Ну, и у Качаравы не было другого выхода. Военные на суше и на море должны сражаться, а не думать, как бы сдаться в плен, или притвориться, что не видел противника. За это мы им, как налогоплательщики платим деньги.
Что касается "Сталина". Командир немецкой батареи получил кординаты "парохода,с которого стреляет по нам зенитный пулемёт", наверняка вёл огонь с закрытой позиции. Пушки-то тяжеленные, попробуй покатай. Да, и если бы огонь вёлся прямой наводкой, вряд-ли он мог видеть то, что на борту гражданские лица. А даже, если бы и увидел, то по любому сопротивление надо было подавить, а потом уже разбираться кто там на борту. А так - судя по поведению, "Сталин" - явно не гражданский транспорт. На приказы остановиться не реагирует, на предложения о сдаче отвечает стрельбой. А военные транспорты во всём нормальном мире используются для перевозки комбатантов - людей, принимающих участие в боевых действиях. Поэтому и пароход и все кто на борту должны были быть уничтожены. Я не в восторге от таких правил, но не мы их устанавливали, не нам и отменять.
Вот, если в процессе добивания "Сталина" артиллерийский корректировщик, либо те, кто "заказывали" огонь увидели, что есть призхнаки того, что на судне гражданские, огонь следовало прекратить. Так, скорее всего и было, поскольку остатки команды и пассажиров покинули п/х , что им не удалось бы сделать под градом ОФ снарядов.
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных