Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Капитан И.С. Рачков


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 73

#61 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 231 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 22 Ноябрь 2011 - 23:46

"Ушёл под воду с развевающимися знамёнами"

Всё-таки про "Абрамова" это слишком громко сказано ;)


Ну хорошо, знамя было одно. Там же ещё и вымпел присутствовал. Так что "погиб, не спустив Российского знамени и вымпела Компании" тоже звучит.
Я почему так легко отношусь - ну, жертв вроде бы нет, а так ходить всему этому антиквариату всё равно недолго осталось. Обязательное условие вступления РФ в ВТО - выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители. Если солярка будет по 50 рублей за литр - много можно будет заработать на этих круизах? Плюс открытие ВВП для "иностранцев".
Четырьмя годами раньше, четырьмя годами позже - какая разница? Яркая гибель лучше ржавения в затоне.

#62 Евгений Блохин

Евгений Блохин

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 765 сообщений
  • Регистрация: 07-Февраль 08
  • Город:Москва, Беляево

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 01:17

Ну вот вы сами и ответили на вопрос об Александре Сибирякове. У Сибярикова фактически не было шансов уклонится от боя. А сдача корабля является военным преступлением. Вспоминаем приснопамятного Небогатова, который очень хотел сохранить жизнь матросам вверенной ему эскадры. Приговор ему сами найдёте в интернете. Гибель Сибярикова не была напрасной. Благодаря ему операция Адмирала Шеера по рейдерству в Карском море, была сорвана! И Рачков также герой. Нет его вины в гибели людей. В этом виновата война и общая неразбериха при эвакуации. Насколько я понимаю, выхода немцев к реке в тот момент никто и не ожидал, но обстановка менялась очень быстро. Из таких героических трагедий соткана вся история тех далёких дней.
Знаете один поэт написал хорошие слова, и пускай они будут эпилогом в нашем споре.
"Гвозди бы сделать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей."

Отвечу другой цитатой:
".........................
Так бойтесь тех, в ком дух железный,
Кто преградил сомненьям путь.
В чьем сердце страх увидеть бездну
Сильней, чем страх в нее шагнуть.
Таким ничто печальный опыт.
Их лозунг - «вера, как гранит!»
Такой весь мир в крови утопит,
Но только цельность сохранит.
Он духом нищ, но в нем - идея,
Высокий долг вести вперед.
Ведет!
Не может... Не умеет...
Куда - не знает... Но ведёт.
Он даже сам не различает,
Где в нем корысть, а где - любовь.
Пусть так.
Но это не смягчает
Вины за пролитую кровь."

(Наум, не при Матроскине будет сказано, Коржавин. "Наивность".)

А утверждения, что 100% гражданское судно (зенитный пулемёт не делает его военным) "Иосиф Сталин" должно было вступать в бой - совершенно беспочвенны и говорят лишь о том, советское воспитание смогло-таки смешать в людях базовые понятия о добре и зле.
Даже на войне люди должны заниматься своим делом. Солдаты - воевать, а гражданское население (если попадает на фронт или в оккупацию) - выживать.

Сообщение отредактировал Евгений Блохин: 23 Ноябрь 2011 - 01:37


#63 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 08:31

"Иосиф Сталин" имел зенитный пулемет только для прикрытия, а не для ведения активных боевых действий.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#64 ЖенДос

ЖенДос

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 283 сообщений
  • Регистрация: 07-Ноябрь 09
  • Город:г. Пермь

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 09:51

Работники флота и ж.д. транспорта, в отличие от экипажей мобилизованных судов, не были военными и не считались участниками боевых действий. Возможно, и подсудность они сохраняли гражданскую.

А вот это неправда! Члены экипажей как раз были военнообязанными, т.е. подчинялись кроме всего прочего ещё и военным уставам и несли соответственную ответственность. К примеру, мой дед носил военные погоны, работая, казалось бы, на гражданских пароходах, вплоть до начала 50-х годов... Кстати, если бы пароход "Д. Фурманов" в те непростые годы не перевели вместе со всем экипажем в приказном порядке к нам на Каму, то в дальнейшем мой отец бы не познакомился с моей мамой и я бы не родился...
Экс - 1-ый пом. механика т/х "Владимир Маяковский",
ныне - машинист электровоза,
а мог бы стать старшим механиком всех групп судов...

#65 Евгений Блохин

Евгений Блохин

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 765 сообщений
  • Регистрация: 07-Февраль 08
  • Город:Москва, Беляево

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 12:29

Работники флота и ж.д. транспорта, в отличие от экипажей мобилизованных судов, не были военными и не считались участниками боевых действий. Возможно, и подсудность они сохраняли гражданскую.

А вот это неправда! Члены экипажей как раз были военнообязанными, т.е. подчинялись кроме всего прочего ещё и военным уставам и несли соответственную ответственность. К примеру, мой дед носил военные погоны, работая, казалось бы, на гражданских пароходах, вплоть до начала 50-х годов...

По моему, флот всё же оставался в гражданском ведомстве, как и железнодорожники - в Наркомате Путей Сообщения. Их военизировали, но это далеко не то же самое. Вот "Сибирякова" мобилизовали, то есть экипаж был принят на действительную военную службу, принял присягу, получил воинские звания, на пароходе подняли флаг ВМФ и стал он ходить по приказам. А речные суда работали по военному заказу, и соответствующие рейсы военные оплачивали пароходству.
Но это не значит, конечно, что работники транспортной отрасли могли отказаться от выполнения приказа. Трибунал или гражданский суд - точно не скажу (с точки зрения права, военным судам даже в военное время подсудны только военнослужащие, принявшие присягу) - но уголовная ответственность за отказ от исполнения приказа, конечно, была.
Кроме мобилизации, возможна и такая форма отчуждения имущества для военных нужд как реквизиция, но сомневаюсь, что реквизиции применялись в отношении больших судов.

#66 ЖенДос

ЖенДос

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 283 сообщений
  • Регистрация: 07-Ноябрь 09
  • Город:г. Пермь

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 15:13

Но это не значит, конечно, что работники транспортной отрасли могли отказаться от выполнения приказа. Трибунал или гражданский суд - точно не скажу (с точки зрения права, военным судам даже в военное время подсудны только военнослужащие, принявшие присягу) - но уголовная ответственность за отказ от исполнения приказа, конечно, была.

Думаю, по законам военного времени не было особой разницы гражданское ты лицо или военное, всех провинившихся наказывали одинаково строго...

Кроме мобилизации, возможна и такая форма отчуждения имущества для военных нужд как реквизиция, но сомневаюсь, что реквизиции применялись в отношении больших судов.

Не забывайте, что тогда всё принадлежало Государству. О каком отчуждении вы ведёте речь?
Экс - 1-ый пом. механика т/х "Владимир Маяковский",
ныне - машинист электровоза,
а мог бы стать старшим механиком всех групп судов...

#67 Евгений Блохин

Евгений Блохин

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 765 сообщений
  • Регистрация: 07-Февраль 08
  • Город:Москва, Беляево

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 19:17

Кроме мобилизации, возможна и такая форма отчуждения имущества для военных нужд как реквизиция, но сомневаюсь, что реквизиции применялись в отношении больших судов.

Не забывайте, что тогда всё принадлежало Государству. О каком отчуждении вы ведёте речь?

К примеру, принадлежит грузовик автохозяйству. Военкомат может этот грузовик мобилизовать, есть специальная процедура. Если военные просто отберут грузовик для своих надобностей - это самоуправство и соответствующая статья.
Иное дело - зона боевых действий. Там военные могут отобрать грузовик, высадить водителя и распоряжаться им (грузовиком) по своему усмотрению, то есть реквизировать. Это законно, но только в зоне боевых действий.

#68 ЖенДос

ЖенДос

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 283 сообщений
  • Регистрация: 07-Ноябрь 09
  • Город:г. Пермь

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 19:55

К примеру, принадлежит грузовик автохозяйству. Военкомат может этот грузовик мобилизовать, есть специальная процедура. Если военные просто отберут грузовик для своих надобностей - это самоуправство и соответствующая статья.
Иное дело - зона боевых действий. Там военные могут отобрать грузовик, высадить водителя и распоряжаться им (грузовиком) по своему усмотрению, то есть реквизировать. Это законно, но только в зоне боевых действий.

Тогда это особой сути не меняло: собственник (государство) был прежним, менялось лишь ведомство...
Экс - 1-ый пом. механика т/х "Владимир Маяковский",
ныне - машинист электровоза,
а мог бы стать старшим механиком всех групп судов...

#69 Желтиков Александр

Желтиков Александр

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 628 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 04
  • Город:РЕГИОН 64

Отправлено 23 Ноябрь 2011 - 20:05

Он стоял у штурвала... ("Крестьянская жизнь" № 34 от 20 – 26 августа 2010 г.)

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения русского речника, героя Волги Ивана Семеновича Рачкова. Это был прирожденный волгарь, человек большой сметливости, напористости, любивший Волгу беззаветно и преданно.
Иван Семенович Рачков родился в 1900 году в Котово.Вся его жизнь была неотрывно связана с Волгой. Он хорошо знал волжские плесы,так как большинство котовцев ходили в лоцманах, и сам Иван был сыном лоцмана. В двенадцатилетнем возрасте Ваня уже начал свою трудовую деятельность матросом на пароходе "Лилия". В 1935 году Иван Рачков окончил Горьковский речной техникум,и был назначен капитаном старейшего на Волге судна "Гончаров". Спустя три года,И. С. Рачков был переведен на почтовый пароход "Иосиф Сталин". Это было перед самой войной, а в тяжелые дни, когда враг стоял под стенами Сталинграда,пароход вывозил жителей, эвакуированных из города. Здесь Иван Семенович Рачков проявил себя одним из лучших капитанов Волги.
Когда началась война, речной флот перевели на военное положение. Враг подошел к Сталинграду. На город стали налетать бомбардировщики, сбрасывая бомбы на промышленные объекты и жилые кварталы. Все вокруг охватывало огнем и дымом. Люди толпами, с узлами и детворой, сбегались на берег Волги, чтобы переправиться в пойму, подальше от бомбежек.
Поступила команда начать эвакуацию из города госпиталей, учреждений, раненых бойцов и гражданского населения. Весь речной транспорт сновал от берега к берегу, а количество пассажиров, ждущих переправы на левый берег, не уменьшалось. На причалах стояли шум и гвалт. А в небе с диким воем кружились вражеские самолеты, сбрасывая бомбы на речные переправы.Когда они падали в воду, то поднимали огромные водяные столбы. Волга будто кипела. Суда бросало из стороны в сторону, валило на бок.
Было страшно, но переправлять раненых, которых становилось все больше и больше, было необходимо. Особенно страшным был день 23августа 1942 года. На город налетели сотни фашистских стервятников, обрушили на него тысячи бомб. В Сталинграде вспыхнул пожар, один за другим рушились, словно карточные домики, здания, плавился асфальт, а сильнейший ветер только раздувал пламя.... В считанные минуты город превратился в груду развалин. Но борьба продолжалась, защитники Сталинграда стояли насмерть. Отступать было некуда – позади Волга. Фашистские самолеты все продолжали кружить над пылающим городом. И в таком пекле речники продолжали свою огненную навигацию. Санитары – молодые девушки в военной форме – носили раненых на пароходы и укладывали их рядками на палубе. А на берегу возле пристани – толпа народа. Женщины, дети и старики просили, умоляли перевезти их на другой берег. Было очень душно, пахло дымом и гарью.
Не один рейс совершил в Сталинград пароход "Иосиф Сталин", возглавляемый капитаном Рачковым. Сотни раненых вывез он из Волжской крепости, доставил много продовольствия и боеприпасов в горящий, но не покоренный Сталинград.
Среднего роста, добродушный, но в то же время строгий и требовательный, капитан Иван Семенович Рачков был душой экипажа. Ранним августовским утром сорок второго пароход "Иосиф Сталин" встал на якорь у левого берега Волги напротив завода "Красный Октябрь". В свой последний рейс экипаж судна принял на борт женщин, детей и стариков, эвакуируемых из горящего Сталинграда. А в ночь на 27 августа 1942 года капитану Рачкову был вручен приказ следовать в Куйбышев. Такой же приказ получили капитаны парохода "Михаил Калинин" и теплохода "Парижская Коммуна".
Иван Семенович Рачков усиленно готовил команду судна к сложному заданию: рассказал о предстоящем рейсе в Куйбышев, поставил конкретные задачи перед членами экипажа, затем выслушал информацию механика о техническом состоянии судна, о полной готовности к действию противопожарных средств, и средств спасения людей на воде. Особо капитан обратил внимание команды на то, чтобы не поддаваться панике в случае осложнения обстановки.
Все три пассажирских судна снялись с якорей и взяли курс вверх по Волге. Впереди, соблюдая между собой безопасную дистанцию, шли "Михаил Калинин" и "Парижская Коммуна". Пароход "Иосиф Сталин" замыкал этот караван. Немцы к этому времени вышли на берег реки в районе Акатовка – Рынок.Их орудия простреливали Волгу на всю ее ширину.
Когда суда проходили мимо этого места, они подверглись обстрелу противника. "Михаил Калинин" и "Парижская Коммуна" на полном ходу проскочили опасную зону, хотя и получили некоторые повреждения. Идущий позади пароход "Иосиф Сталин" стал беззащитной мишенью для пристрелявшихся артиллеристов врага, раздосадованных выходом первых судов каравана из зоны поражения. На гражданское судно обрушился ураганный огонь. На пароходе вспыхнул пожар. Горели просушенные солнцем деревянные палубные надстройки, на палубе слышались стоны раненых, крики детей. Над Волгой раздался сигнал бедствия.
Положение парохода "Иосиф Сталин" стало гибельным,когда один из тяжелых снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя механизм подачи воды, так что тушить пожар было нечем, хотя командой и принимались все меры к спасению судна. Спасательная группа в труднейших условиях помогала попавшим в беду женщинам и детям.
Изуродованный вражескими снарядами, горящий пароход медленно дрейфовал вниз по течению реки. Фашисты не прекращали вести огонь по нему до тех пор. пока пароход не скрылся за поворотом. Многие женщины и дети погибли на нем от обстрела и пожара. Люди были вынуждены бросаться в реку. Над Волгой стоял страшный стон плававших в ночной темноте и потерявших надежду на спасение людей.
Невзирая на смертельную опасность, капитан И.С.Рачков до последней минуты продолжал стоять на мостике горящего, тонущего судна. А когда один из снарядов разорвался прямо в рулевой рубке, капитан судна получил смертельное ранение.
Пароход "Иосиф Сталин" затонул на сравнительно небольшой глубине, благодаря чему морякам удалось снять с него пятьдесят человек, большинство из которых были обожжены и ранены. На поверхности воды так и осталась видна мачта парохода с развевающимся красным флагом. Иван Семенович Рачков погиб на боевом посту, спасая людей и государственное имущество.
Так закончил свой последний рейс легендарный капитан Рачков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1943 года Иван Семенович Рачков посмертно награжден орденом Ленина. Он похоронен на площади Павших борцов в Волгограде. Имя И. С. Рачкова значится в ряду героев Сталинградской битвы на мемориале Мамаева Кургана. Именем бесстрашного капитана названа одна из улиц в Кировском районе города Волгограда. А еще имя патриота-речника, славного сына Волги, защитника Сталинграда носит и один из волжских пассажирских теплоходов.
А. Чувилева,
научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва"
"Крестьянская жизнь" № 34 от 20 – 26 августа 2010 г.

http://www.stalingra...d=603&Itemid=17
ЗАЧЕМ МНЕ ЮЖНЫЙ БЕРЕГ КРЫМА, КОГДА Я РОДОМ ИЗ ЧАРДЫМА?

ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.

#70 Евгений Блохин

Евгений Блохин

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 765 сообщений
  • Регистрация: 07-Февраль 08
  • Город:Москва, Беляево

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 01:17

Если прочитать и перечитать - фантастика написана. Не знаю, как было на самом деле, но так быть не могло. Хотя бы потому, что у полевой артиллерии есть оптические прицелы для стрельбы прямой наводкой. С малой дистанции в цель попадал бы каждый снаряд. Наверное, одно орудие за 2-3 минуты гарантировано уничтожило бы крупную и малоподвижную цель. Дело явно было как-то не так...
Может быть, капитан Рачков, понимая невыполнимость задачи, выбросился на мель, чтобы увеличить шансы людей на спасение? Случайная посадка на мель (если она была) представляется маловероятной - и обстановка, наверное, ещё стояла, да и без неё капитан наверняка знал фарватер... С другой стороны, фарватер тогда был переменчив, на мель можно было сесть и на обставленном участке, когда прекратились работы по обслуживанию пути...

#71 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 09:12

Случайная посадка на мель (если она была) представляется маловероятной - и обстановка, наверное, ещё стояла, да и без неё капитан наверняка знал фарватер...


Посадки на мель в военное время были частыми, можно сказать, обыденными. Посадка на мель была и в этой истории. По одной из официальных (!) версий Рачков выбросил судно на мель во избежание затопления. По словам же отдельных работников системы Минречфлота, с которыми я общался на эту тему, посадка на мель не была преднамеренной и усугубила ситуацию. Высказывалось и такое мнение, что если бы Рачков не погиб, его бы расстреляли. Все это, конечно, не умаляет заслуг Ивана Семеновича, но история довольно-таки непростая и неоднозначная.

Кстати, пароход "Иосиф Сталин" был снят с мели и отбуксирован в Горький. Решался вопрос о его восстановлении. Списан этот пароход, как и многие другие, согласно всем источникам погибшие во время войны, был уже в послевоенное время, когда в связи с решением о строительстве нового флота отказались от их восстановления.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#72 Е705ен

Е705ен

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 236 сообщений
  • Регистрация: 30-Май 08
  • Город:Москва

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 11:20

Интересно, Рачкова наградили орденом Ленина, посмертно, а капитанов Калинина и Парижксой Комунны вообще чем нибудь наградили? Ведь они выполнили поставленную задачу.

#73 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 11:35

Интересно, Рачкова наградили орденом Ленина, посмертно, а капитанов Калинина и Парижксой Комунны вообще чем нибудь наградили? Ведь они выполнили поставленную задачу.

Их наградили орденами Красного Знамени.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#74 Е705ен

Е705ен

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 236 сообщений
  • Регистрация: 30-Май 08
  • Город:Москва

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 11:54

Интересно, Рачкова наградили орденом Ленина, посмертно, а капитанов Калинина и Парижксой Комунны вообще чем нибудь наградили? Ведь они выполнили поставленную задачу.

Их наградили орденами Красного Знамени.

Спасибо!




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования