Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Капитан И.С. Рачков
#1
Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 02:26
1. МЧС - паразитическая и недееспособная структура. Но это не новость.
2. Собственник лишился незастрахованного имущества - "Вот злонравия достойные плоды!"
3. Неадекватное поведение собственника не должно удивлять почтенную публику, коль скоро он считает возможным называть собственность в честь себя любимого.
4. Использование судов как гостиниц предоставляет огню слишком много шансов. Эти шансы возрастают ещё больше, когда команда сокращена почти до нуля (официантки, повара и горничные - не в счёт).
5. Не верю в магию имён, но капитан Рачков вряд ли был достоен увековечения. По-моему, его последний рейс - это позор, а не слава...
#2
Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 10:18
5. Не верю в магию имён, но капитан Рачков вряд ли был достоен увековечения. По-моему, его последний рейс - это позор, а не слава...
Почему Вы так считаете?
Из книги А.И.Торсукова "Путь на капитанский мостик" (практически моя настольная книга)
Есть на Волге, пониже города Горького, два старинных волжских села, расположенных недалеко друг от друга, Великий Враг и Кстово. Эти села испокон веков занимали на Волге такое же почетное место, как Кадницы, Чернопенье, Безводное, Голошубиха, Работки и другие, поставляя кадры речников. Здесь царили такие династии волгарей, как Владыкины, Рачковы. Из одной такой рачковской ветви и вышел Иван Семенович Рачков . Это был прирожденный волгарь, человек большой сметливости, напористости, любивший Волгу беззаветно и преданно. Он хорошо знал волжские плесы, так как большинство кстовцев ходили в лоцманах, и сам Иван был сыном лоцмана. Но Рачков-младший шагнул дальше своего отца: по окончании речного техникума его назначили сразу первым штурманом, а не много позднее и капитаном парохода “Гончаров”. Затем И. С. Рачков возглавил экипаж большого пассажирского парохода “Иосиф Сталин”. Это было перед самой войной, а в тяжелые дни, когда враг стоял под стенами Сталинграда, пароход вывозил жителей, эвакуированных из города.
В ночь на 27 августа 1942 года капитану Рачкову был вручен приказ следовать с эвакуированными женщинами и детьми в Куйбышев. Такой же приказ получили капитаны парохода “Михаил Калинин” и теплохода “Парижская Коммуна”.
Все три пассажирских судна снялись с якорей и взяли курс вверх по Волге. Впереди шли “Михаил Калинин” и “Парижская Коммуна”, соблюдая между собой дистанцию. Пароход “Иосиф Сталин” шел последним. Немцы к этому времени вышли на берег реки в районе Окатовка — Рынок. Их орудия простреливали Волгу. Когда проходили мимо этого места, суда подверглись обстрелу противника. “Михаил Калинин” и “Парижская Коммуна” на полном ходу проскочили опасную зону, хотя и получили некоторые повреждения. Идущий сзади пароход “Иосиф Сталин” подвергся более усиленному обстрелу противника и встал на мель. Тогда на пароход обрушился ураганный огонь, и он загорелся. Недавно стали известны воспоминания очевидца этих событий, бывшего политрука Никиты Георгиевича Ягодкина, который до самой гибели судна находился около капитана Рачкова, командуя зенитной установкой. Из них мы узнали некоторые подробности. “ Капитан Рачков И. С. усиленно готовил команду судна к сложному рейсу: рассказал о предстоящем рейсе в Куйбышев, поставил конкретные задачи перед членами экипажа, затем выслушал информацию механика о техническом состоянии судна, о полной готовности к действию противопожарных средств и средств спасения людей на воде. Особо капитан обратил внимание команды на то, чтобы не поддаваться панике в случае осложнения обстановки”.
Для прикрытия с воздуха пароход имел только одну зенитную установку, расчет которой вел огонь по немецким огневым точкам. Но силы были неравные. Рубка была обложена мешками с песком, но вскоре она была разрушена орудийным огнем врага. Стоящий на боевом посту, в рубке, капитан Рачков был смертельно ранен.
“Положение парохода “Иосиф Сталин”,— рассказывает Н. Г. Ягодкин,— стало гибельным, потому что один из многочисленных снарядов попал в машинное отделение, вызвал пожар и вывел из строя механизм подачи воды, так что тушить пожар было нечем, хотя командой и принимались все меры к спасению судна”. Спасательная группа в труднейших условиях помогала попавшим в беду женщинам и детям. Положение осложнялось тем, что выше горящего парохода был подорван миной караван с горючим, поверхность реки была покрыта горящим мазутом, и вскоре вокруг судна образовалось огненное кольцо. “Расчет зенитной установки,— продолжал Н. Г. Ягодкин,— находился на верхней палубе. Когда же на судне оставаться стало невозможно и бесполезно, расчет снял казенную часть пулемета и, привязав его к деревянному предмету, сбросил в воду. Воины привязали тело капитана Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду. Штурман дал команду всем покинуть судно и сам последним сошел с него, захватив судовой журнал. Вместе с экипажем судно покинул и мой пулеметный расчет. В спасательных нагрудниках переплыли мы на левый берег Волги. Пулемет и тело капитана Рачкова были пойманы на переправе”.
Иван Семенович Рачков похоронен на площади Павших бойцов в Волгограде. Он посмертно награжден орденом Ленина. Его имя носит один из пассажирских теплоходов.
#3
Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 10:36
Это как минимум спорный вопрос... Есть разные мнения на этот счет. Но если даже считать, что какие-то действия И.С. Рачкова в той ситуации не были оптимальными, то и позорными они тоже не были. Если я чего-то не понимаю, поправьте.Не верю в магию имён, но капитан Рачков вряд ли был достоен увековечения. По-моему, его последний рейс - это позор, а не слава...
И потом, легко оценивать те действия из-за компьютера, когда тебе не ставят невыполнимых задач, не бомбят и не обстреливают, и когда не требуется провести свой пароход с сотнями людей через практически непроходимые места.
И еще один момент - Иван Семенович был молодым, прогрессивным капитаном новой формации, не обремененным предрассудками и опытом прошлых поколений. А с другой стороны, он выдвинулся из "низов", пройдя весь путь от матроса. Рачков одним из первых в 1930-е годы перешел с лоцманской на штурманскую систему, которая успешно существует на реке и сейчас, и мы все ей пользуемся, в том числе она использовалась и на теплоходе его имени. Во многом такие люди обеспечивают прогресс в любой отрасли (под разговоры остальных про ее развал - вы думаете, они не велись в 1930-е годы в среде лоцманов и опытных речников?). Думаю, что такие люди вполне достойны, чтобы их имена носили теплоходы.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#4
Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 11:13
Несомненно ДОСТОЙНЫ! Более того, недопустимо забывать те имена, которые составляют СЛАВУ ВОЛГИ и и Российского флота! Что касается конкретно И.С.Рачкова, подвиг его описан не только в книге А.И.Торсукова. Ещё живы люди, которые знают реальную картину тех событий от непосредственных участников. Дело в том, что "Михаил Калинин" и "Парижская Коммуна" сумели пройти вдоль высокого правого берега в мёртвой зоне фашистских арт.орудий, поскольку сделали вид, что сдаются: подняли белый флаг и резко повернули в сторону горного берега. Иван Семёнович Рачков не мог пойти на подобную хитрость. Над названием "Иосиф Сталин" в те дни поднять белый флаг - было бы реальным преступлением! Судно подверглось жестокому обстрелу и уже неуправляемое село на мель. При этом героически погиб сам КАПИТАН. Теплоход "Капитан Рачков" всегда проводил Ритал "Память" на месте гибели парохода "Иосиф Сталин". Волгари действительно гордились названием быв."Дружбы". Последнее переименование большинство восприняло с горечью...Думаю, что такие люди вполне достойны, чтобы их имена носили теплоходы.Не верю в магию имён, но капитан Рачков вряд ли был достоен увековечения. По-моему, его последний рейс - это позор, а не слава...
#5
Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 11:29
Женя! Лично у меня, как правило, вызывают одобрения Ваши суждения. Но, по-моему, п.5 Ваших выводов весьма сомнителен. И.С.Рачков действительно Герой, коренной волгарь, Капитан с Большой буквы, а потому достоин увековеченья..., и не заслужил того, чтобы теплоход, носящий его имя, был переименован. С другой стороны, хорошо, что Вы коснулись этой темы. Пусть форумчане (на любой ветке) побольше узнают из истории пассажирского флота Волги. Искреннее СПАСИБО "Боцману", что он привёл выдержки из книги замечательного капитана А.И.Торсукова (в самом хорошем смысле у меня вызвало приятное удивление, что это его "настольная книга").5. Не верю в магию имён, но капитан Рачков вряд ли был достоен увековечения. По-моему, его последний рейс - это позор, а не слава...
#6
Отправлено 19 Ноябрь 2011 - 11:43
Вот с этим я согласен на все сто! Не хочется верить во всякие там знамения, но это уже не первый случай, когда судно переименовывают, а потом с ним что-либо плохое случается. Не стоило его переименовывать, да ещё и в честь себя, любимого...и не заслужил того, чтобы теплоход, носящий его имя, был переименован.
ныне - машинист электровоза,
а мог бы стать старшим механиком всех групп судов...
#7
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 14:01
Если бы капитан отказался и пошёл под трибунал - я бы им восхищался.
Может, всё было не так. Может, никто не знал, что Волга перерезана. Или другие, неизвестные мне обстоятельства.
Если я обвинил достойного человека по незнанию истины, то с радостью признаю свою неправоту.
#8
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 14:08
А кто вы такой, чтобы его осуждать? Знаете, как говорится, не судите, да и не судимы будете! Меня, как и вас, там не было. Как вы думаете, а что бы было, если бы он не стал пытаться выводить пароход из оцепления, а покорно сдался бы на милость "победителя"? Я конечно понимаю, что у нас всегда любили всякого рода мучеников, ведь именно так можно понимать ваши слова: "пошёл под трибунал - я бы им восхищался"...Я осуждаю капитана Рачкова (как и капитанов "Паркомунны" и "Калинина") за то, что взялись за выполнение приказа на вывод судов через перерезанный противником участок. Если бы суда выводились пустыми - другое дело. Но ведь на них было по тысяче или больше раненых (по другой версии - гражданских лиц).
Если бы капитан отказался и пошёл под трибунал - я бы им восхищался.
Может, всё было не так. Может, никто не знал, что Волга перерезана. Или другие, неизвестные мне обстоятельства.
Если я обвинил достойного человека по незнанию истины, то с радостью признаю свою неправоту.
ныне - машинист электровоза,
а мог бы стать старшим механиком всех групп судов...
#10
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 14:25
Капитаны Галашин и Богатов, однако, успешно выполнили задачу и вывезли из зоны боевых действий тысячи людей, среди которых было много детей. Можно, конечно, оценивать риски и прочее, но как-то режет глаз слово "осуждаю" по отношению к таким действиям.Я осуждаю капитана Рачкова (как и капитанов "Паркомунны" и "Калинина") за то, что взялись за выполнение приказа на вывод судов через перерезанный противником участок. Если бы суда выводились пустыми - другое дело. Но ведь на них было по тысяче или больше раненых (по другой версии - гражданских лиц).
Если бы капитан отказался и пошёл под трибунал - я бы им восхищался.
У Рачкова же задача, видимо, была близка к невыполнимой, так как его пароход задержали из-за погрузки чуть ли не шоколада. Капитан торопился, нервничал, но был вынужден ждать. Что было бы, если бы он отказался выполнять рейс? Взялся бы другой капитан, а этого бы расстреляли. Но дело даже не в этом, а в том, что война - не место для невыполнения приказов и декларации своей позиции. Тогда проще сразу сдаться.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#11
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 14:30
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#12
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 14:33
Совершенно верно. Просто, как говорится, победителей не судят. А ведь они сделали то же самое, что и пытался сделать Рачков.Капитаны Галашин и Богатов, однако, успешно выполнили задачу и вывезли из зоны боевых действий тысячи людей, среди которых было много детей. Можно, конечно, оценивать риски и прочее, но как-то режет глаз слово "осуждаю" по отношению к таким действиям.
Ему просто не повезло. Но он не сдался!У Рачкова же задача, видимо, была близка к невыполнимой, так как его пароход задержали из-за погрузки чуть ли не шоколада. Капитан торопился, нервничал, но был вынужден ждать. Что было бы, если бы он отказался выполнять рейс? Взялся бы другой капитан, а этого бы расстреляли. Но дело даже не в этом, а в том, что война - не место для невыполнения приказов и декларации своей позиции. Тогда проще сразу сдаться.
ныне - машинист электровоза,
а мог бы стать старшим механиком всех групп судов...
#13
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 14:33
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#14
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 14:40
У меня дед в годы войны был первым помощником механика на пароходе "Глеб Успенский", он тоже участвовал в эвакуации раненых под Сталинградом, а бабушка моя была вместе с ним. Она работала и кочегаром и водосмотрщиком и проводницей и медсестрой. Таскала раненых и трупы погибших, нередко и под артобстрелом. Не раз они попадали под обстрел и бомбёжки. На их глазах погиб пароход "Бородин", на котором работали их родственники (все они погибли)...Кстати, и моя бабушка была эвакуирована в Казань из Сталинграда пароходом - возможно, одним из этих судов.
ныне - машинист электровоза,
а мог бы стать старшим механиком всех групп судов...
#15
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 16:05
Опять же, не факт, что Рачков знал оперативную обстановку выше Сталинграда.
Так что мои обвинения, возможно, беспочвенны.
Вот только про приказы вы зря. Не выполнить людоедский приказ и пойти за это под трибунал - вполне возможный личный выбор. "Если я откажусь - выполнит другой" - это не очень сильный аргумент. Я не утверждаю, что именно этот приказ был людоедским, я сейчас рассуждаю о личном выборе вообще.
Если, например, немецкий офицер отдал приказ расстрелять детей - могу я восхититься тем, кто отказался такой приказ выполнять? И с пониманием, но без уважения - к тому, кто дисциплинированно разрядил магазин?
#16
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 16:27
О логике этого приказа можно только догадываться. Действительно, основная часть населения эвакуировалась на левый берег. Наверное, если бы начать эвакуацию раньше, можно было вывозить людей и вверх по Волге, пока немцы не подошли к Волге выше Сталинграда. Но мы сейчас можем только строить предположения насчет того, почему были приняты именно такие решения.Мне пока непонятна необходимость эвакуации со столь высокой степенью риска, когда к 27-у августа уже вроде бы стали постоянными ночные перевозки через Волгу. Да, под огнём, да, тонули и гибли - но немногая часть. Понятно, что руководство готовилось к сдаче Астрахани и хотело сохранить суда, поэтому их и отправили на прорыв. А о степени риска для эвакуируемых думать было не принято - есть борт, уходящий из пылающего города - надо его загрузить.
Но, даже если решение было ошибочным, и капитан Рачков это четко осознавал, то его отказ ничего бы не изменил. Приказ бы выполнил другой капитан. Но у Рачкова с его опытом работы на данном судне и с данным экипажем было больше шансов успешно выполнить задачу. Поэтому отказываться - это было еще и снижать шансы на успех. А они, думаю, были. И, кстати, существет версия, согласно которой "Иосиф Сталин" сначала сел на мель, а потом уже (как следствие) был расстрелян с берега. То есть по этой версии именно посадка на мель, а не "ярость немцев, которых обманули первые два капитана" стала причиной гибели судна и людей.
Это имеет мало общего с приведенным выше примером с приказом немецкого офицера.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#17
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 17:21
Это имеет мало общего с приведенным выше примером с приказом немецкого офицера.
Пример с немецким офицером при том, что вместо отказавшегося приказ выполнит кто-то другой. Но согласен, что с новым капитаном шансов было бы меньше.
Полагаю, что был неправ со своими обвинениями. Это тот случай, когда приятно избавиться от заблуждений.
#18
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 19:24
И, кстати, существет версия, согласно которой "Иосиф Сталин" сначала сел на мель, а потом уже (как следствие) был расстрелян с берега. То есть по этой версии именно посадка на мель, а не "ярость немцев, которых обманули первые два капитана" стала причиной гибели судна и людей.
А по этой версии как раз просматривается вина судоводителя, ведь это он посадил корабль на мель. Хотя опять же, в оправдание можно сказать, что в реалиях того времени наверно врят ли была выставлена обстановка, да и шли скорей всего пытаясь остаться незамеченными, то есть не по фарватеру.
#19
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 19:29
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#20
Отправлено 20 Ноябрь 2011 - 19:34
А ещё у меня есть книжка"Москва - порт пяти морей". Там "Капитан Рачков" во всей красе нарисован.
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных