Впереди - автобус с первой группой туристов. Наш водитель очень слабо ориентировался в городе и пригородах, поэтому он следовал за этим автобусом. Наша экскурсовод тоже была весьма специфичной молодой женщиной, которая тоже весьма слабо владела ситуацией на дамбе. Википедия всё расставила на свои места в моём сознании.


Вдали - остров Котлин и кронштадский порт.


Промелькнул за окном какой-то форт и немного флота.


Приближаемся к знаменитому тоннелю под фарватером финского залива. То ли 17 метров под дном, то ли 28 метров заглубления. Именно под дном финского залива, дабы избежать влияния грунтовых фильтрационных вод. Цифры во многих источниках разняться. Проектирование не обошлось без помощи голландских строителей. С нашей кондовой бюрократией, буквоедством и святым преклонением перед нормами, противоречащими одна другой, только бы проектирование продолжалось ещё лет так 5-10! А когда строить бы начали! Сколько яхт бы появилось у прорабов, сколько мерсов и любовниц! Взятки, откаты, воровство на каждом шагу! Сколько бы потом было работы у следователей, у милиции, у судебных приставов! И братва не осталась бы без дел! Суды и следственные комитеты работали бы в три смены сутками!
...Нет, пришли голландцы! Такую малину испортили, ироды!


Сердце начало стучать учащённо. Вдруг не выдержат перекрытия? Вдруг прорвётся вода?
Вперёд, только вперёд. Не заглохни, автобус!

Хоть качество фото и ужасное, однако мощные вентиляторы под потолком разглядеть можно.

Должно быть, они нужны чтобы вентилировать тоннель от выхлопных газов.
Виден свет в конце тоннеля!

На свободе.
