


Мёртвые суда в Волгограде и окрестностях
#1
Отправлено 07 Июнь 2011 - 13:18
Некогда ими восхищались, провожая взглядом, любовались экстерьером. То ли шустрый мальчишка босыми ногами поднимал пыль на прибрежной степной тропинке, стараясь обогнать идущий по реке пароход, то ли девушка с замиранием в сердце подавала знак белым платком, уходящему за горизонт любимому и родному речнику-волгарю...
В годы войны они выносили из под обстрела, спасая от града неприятельских пуль. И часто, когда волжские воды окрашивались красным, рядом, на волнах зеркальной плёнкой блестела соляра из пробитых топливных цистерн уходящего под воду парохода...
В современной истории, чаще всего они уходили, когда наступало их время, но порой, смерть настигала их нежданно, скоропостижно, и от рук человеческих...
Останкам судов разных времён - как исчезающим свидетельствам истории отечественного речного флота, разбросанных по берегам Волгоградской области и людям, с их судьбами связанными, посвящается...
ОБЩАЯ СХЕМА ВОЛГОГРАДА С УКАЗАНИЕМ МЕСТОПОЛОЖЕНИЙ ЗАТОНУВШИХ И ЗАБРОШЕННЫХ СУДОВ, СУДОВ-ПАМЯТНИКОВ, А ТАК ЖЕ ИНЫХ ПАМЯТНЫХ МЕСТ, БЛИЗКИХ К ТЕМАТИКЕ ВЕТКИ (версия 1.0)
http://content.foto....ograd/2/s-3.jpg
Дочерняя ветка: Разобранное судно в порту Волжский (предположительно "Бакы" или "Волгоград")
http://www.infoflotf...showtopic=33926
#2
Отправлено 07 Июнь 2011 - 13:55
Если доехать до остановки Мамаев Курган, и пройти 500 метров к Волге, то с обрывистого берега откроется необычная картина. Внизу, у самой воды, вы увидите останки трёх судов - свидетелей Сталинградской битвы. Два судна - восьмидесятиметровые баржи, третье, меньшее по размерам - колёсный буксирный пароход. Увы, время не пощадило хрупкие клёпаные корпуса, помяло их и занесло песком. Возвышающиеся над водой борта со временем срезали газовыми резаками. При виде сверху глаз различает лишь контуры - веретенообразные очертания бортов, трюмные переборки.
Самая массивная деталь этого корабельного кладбища - литая часть паровой машины, частично увязшая в песке.
ВНИМАНИЕ! Берег в этом месте очень отвесный! Спускаясь по почти вертикальным тропинкам, идущий рискует сорваться вниз! В лучшем случае вы испачкаете и порвёте одежду, в худшем - травмируете себя!
Общий вид останков с берега

Где и что лежит

Вид места со спутника. На этом снимке различимы только баржи

Я не смог сдержать возгласа изумления. Сделав несколько кадров, я направился искать тропинку, что бы сойти к воде. Первая тропинка уходила в кусты и достигала таких значений уклона, что ноги просто ехали. Но кусты закончились, и на полпути к пологой части берега я увидел то, что тропинка на длинну более полметра разрушена. Перепрыгивать эту дыру я не решился (внизу виднелся строительный мусор и поблёскивали бутылки), и не без труда вернулся наверх. Осмотревшись, я увидел ответвление - эта тропинка сбегала к воде не в том направлении, чем мне надо было, но выбирать не приходилось. Продираясь через кусты и поминая при этом клещей, по почти отвесной пыльной тропинке я спустился таки вниз (продолжение следует).
#3
Отправлено 07 Июнь 2011 - 14:21
На обломках истории развлекались местные рыболовы. За полчаса моего прибывания здесь, один из них сумел изловить бычка

Первым по порядку следовал буксир. Причём, тот рыбак, что виден на переднем плане, поначалу возразил - мол, все три судна - баржи. Я указал ему на обломок машины, торчащий из песка точно посредине корпуса. Рыбак не сопротивлялся, скорее всего его самого никогда не беспокоило то, что лежало в этом месте со времён войны. Указывая на обломки буксира он вспомнил, что будучи пацаном бывал тут не раз. Баржи не имели особенных повреждений, а буксир был разрушен сильнее остальных. Это несколько приободрило меня, логика подсказывала, что для неприятеля самоходные суда были более желанными мишенями, нежели чем несамоходные. Я с разных точек и несколько раз осмотрел реликвию, похоже, что это был всё таки буксирный пароход - обводы корпуса более обтекаемые, длинна на глазок - около 50 м


Часть паровой машины

Вал отрезали "под самый корешок"

(продолжение следует)
#4
Отправлено 07 Июнь 2011 - 14:45
На теле части судовой машины, я увидел след от заплатки. Заваренный шов не указывал на боевой характер повреждения, а вот то, почему и куда исчезла накладка, останется тайной. Может она была из меди, и её просто реквизировали охотники за цветным ломом?

Тут и там торчали болты с прямоугольной огранкой головки

За буксиром лежали две баржи, судя по всему однотипные.
Одна из них почти целиком была под водой, другая находилась у самой воды, частично занесённая песком
Как и полагается, баржи стояли носом вверх по течению. Выяснить это удалось по соответствующим пазам для крепления руля с одной из сторон.

Честно говоря удивило то, из чего были сделаны эти баржи. Снаружи корпус был обшит достаточно тонким металлом (всего около 3 мм), листы которого крепились между собой и к силовому набору двойным рядом заклёпок. За металлической обшивкой был обнаружен... бетон, армированный проволочной сеткой


(продолжение следует)
#5
Отправлено 07 Июнь 2011 - 15:06
Вид в сторону кормы

Левый борт за десятилетия обветшал и обвалился

Вид в сторону носовой оконечности

Вид носовой оконечности

Часть силового набора

Обе баржи и после смерти лежат бок о бок

(продолжение следует)
#6
Отправлено 07 Июнь 2011 - 15:17
Вид на носовые оконечности обеих барж

Вторая баржа почти полностью скрыта в воде, лишь нос её находится на берегу

Кормовая часть второй баржи

ПАНОРАМНЫЕ ВИДЫ



(продолжение следует)
#7
Отправлено 07 Июнь 2011 - 15:32
#8
Отправлено 07 Июнь 2011 - 20:46
http://www.infoflotf...=...st&id=11850
Впрочем, по данным на 2000 год, где-то в район Сарепты, в заболоченом районе, находился однотипный "Щорс".
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#9
Отправлено 08 Июнь 2011 - 04:30
Не этот ли буксир Вами найден?
http://www.infoflotf...=...st&id=11850
Впрочем, по данным на 2000 год, где-то в район Сарепты, в заболоченом районе, находился однотипный "Щорс".
Александр, а как называется буксир, что изображён на фото?
Что касается "Щорса".
Вы пишете "в заболоченном районе Сарепты". Откуда такое описание места, не поделитесь информацией?
Я пару лет назад видел в Сарептском затоне, рядом с понтонным мостом, корпус старого клёпаного судна. Но не колёсного, а винтового. И если сказать на вскидку, на что он был похож, то быстрее всего приходит ассоциация с "Гасителем".

По крайней мере архитектура корпуса похожа, только неизвестный из Сарепты был несколько массивнее. Бросалось в глаза хорошее состояние корпуса.
Я был в затоне в феврале этого года, и уже на старом месте ничего не нашёл. Или переставили, хотя по спутниковым снимкам ответов нет - одни вопросы, или порезали в последние год-два.
Был это "Щорс", или кто-то другой, пока не ясно.
Спасибо, что ответили

#10
Отправлено 09 Июнь 2011 - 15:41
Если стоя на Мамаевом Кургане повернуться лицом к Волге, то можно увидеть, как за дальним волжским берегом, на фоне заволжской зелени, светлым пятном выделяется Денежное озеро. Его назвали так из-за того, что в былые времена там водилось очень много рыбы, и местные рыбаки были весьма зажиточны.
В лесу той части озера, что обращена к Волгограду, стоит уникальное сооружение - двухдечный дебаркадер на бетонном поплавке и с ажурной деревянной надстройкой.
После войны он долгие годы служил пассажирским речным вокзалом в городе Камышин, что расположен на Волгоградском водохранилище, между Волгоградом и Саратовым. После списания его отбуксировали в Волгоградский затон, откуда в паводок перетащили на Денежное озеро.
После ухода воды, к нему подвели свет, и стали оборудовать под гребную базу местного фискультурного ВУЗа.
Через время деревянное строение совсем обветшало, в начале 1990-х годов иссякло финансирование, и содержание гребной базы в рабочем состоянии стало для института не по карману. Позже, электропитание обрезали, а на входе в дебаркадер посадили грозного Барбоса, что бы отпугивал хулиганов.
Там, в деревьях, привязанный ржавыми тросами к их стволам, он находится и по сей день.
В прошлую жару, эти леса миновали пожары, и уникальный объект остался цел.
Что будет дальше, никто не знает...
Вид места со спутника

Схема проезда и прохода к дебаркадеру

Вывеска на фасаде

ПАНОРАМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (август 2010 года)


(продолжение следует)
#11
Отправлено 09 Июнь 2011 - 15:50
ПАНОРАМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (весна 2011 года)



Речной вокзал Камышина на картине камышинского художника Павла Бутяева

(продолжение следует)
#12
Отправлено 09 Июнь 2011 - 15:56
Волгоградско-Камышинскую реликвию снимали и другие фотографы, на некоторых, более ранних снимках он выглядит заметно лучше, чем теперь
(из свободного доступа в сети Интернет)




(продолжение следует)
#13
Отправлено 09 Июнь 2011 - 16:03
Однотипные дебаркадеры:
Хабаровск


Набережные Челны

Теперь, роль городского причала города Камышин выполняет вот такой "поплавок"

(© DM-Vlg)
...........................................
Планирую ещё раз посетить "объект" для изучения его интерьеров
#14
Отправлено 09 Июнь 2011 - 18:13
Снаружи корпус был обшит достаточно тонким металлом (всего около 3 мм), листы которого крепились между собой и к силовому набору двойным рядом заклёпок. За металлической обшивкой был обнаружен... бетон, армированный проволочной сеткой
Это говорит о том, что последние годы своей жизни баржи доживали как стоечные суда - в роли причалов или дебаркадеров. Укрепление корпуса изнутри при помощи бетона на сетчатой арматуре - типичное для таких случаев решение. Баржи старые (потому как клепаные), и изначально корпус явно был потолще 3 мм.
#15
Отправлено 09 Июнь 2011 - 19:08
Снаружи корпус был обшит достаточно тонким металлом (всего около 3 мм), листы которого крепились между собой и к силовому набору двойным рядом заклёпок. За металлической обшивкой был обнаружен... бетон, армированный проволочной сеткой
Это говорит о том, что последние годы своей жизни баржи доживали как стоечные суда - в роли причалов или дебаркадеров. Укрепление корпуса изнутри при помощи бетона на сетчатой арматуре - типичное для таких случаев решение. Баржи старые (потому как клепаные), и изначально корпус явно был потолще 3 мм.
Мои изучения аэрофотосъёмок Сталинграда подводят меня к такому же выводу
Спасибо за ответ

#16
Отправлено 09 Июнь 2011 - 20:19
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#17
Отправлено 10 Июнь 2011 - 06:00
Виктор, вам как следопыту - ещё один вопрос: в Красноармейском затоне в 1980-х гг. находился на отстое пароход "Мпхаил Калинин" (экс - "Баян"). К началу 1990-х гг. корпус проржавел и судно затонуло метрах в 20-ти от берега, надстройку со временем снесло паводками. В Музее Боевой славы речников на Речном вокзале находятся снятые с него гудок, багажная полка, и ещё какие-то предметы. А сам корпус остался покоится на дне или поднят и разобран?
С удовольствием отвечаю. В пароход "Михаил Калинин" в начале 1990-х годов (по материалам местной прессы) загрузили какие то нефтепродукты (вроде, писали про мазут) и притопили у берега. Кстати, в витрине волгоградского гастронома "Минск" стоял стенд, на котором было и несколько фотографий, посвящённых экологическим проблемам Волгограда. Там был большой снимок "Калинина" (вид с кормы). Его засняли уже после затопления, с проходящего мимо судна.
Позже, надстройку постепенно демонтировали. Снести её паводками не могло, так как это водоём со стоячей водой. Может и были повреждения от воздействия льдов, но незначительные. Человеческие руки - вот что доломало надстройку. Так или иначе, всё то, что возвышалось над водой было срезано подчистую. Ныне, место где покоится корпус парохода отмечено тремя вешками (точащими из воды брёвнами), как напоминание о грозящей судоводителям опасности.
Может, после очередного обновления карт Гугл, если позволят условия освещения местности, на снимке этой части затона можно будет разглядеть силуэт корпуса парохода.
#18
Отправлено 10 Июнь 2011 - 19:48
На тему Сталинградского флота есть стенд на "Пожарском":

Полноформатное
БЫВШИЙ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ Г. КАМЫШИН (часть 4)
Однотипные дебаркадеры:
Череповец


2000-Гладков Пермь-Астрахань, 2003-Разумовский Пермь-СПб, 2004-Кутузов Пермь-Астрахань, 2005-Кутузов Пермь-Кижи, 2006-Фадеев Пермь-Астрахань,
2007-Кутузов Пермь-Кострома, 2008-Кабаргин НН-СПб, 2009-Жуков НН-Астрахань, 2010-Глазунов Пермь-Волгоград, Пожарский НН-СПб, 2011-Зайцев Уфа-Москва ЮРВ.
#19
Отправлено 10 Июнь 2011 - 20:14
Замечательное исследование, Спасибо!
Спасибо за тёплые слова, особенное спасибо за фото "Ласточки".
Поделюсь историей, услышанной от деда - Самоделова Виктора Васильевича.
Послевоенное время. "Ласточка" готовится к рейсу. Но на судно к отбытию не прибыла женщина-матрос. Капитан в сердцах машет рукой, и "Ласточка" отходит от деревянного причала. Тут находящиеся на берегу слышат истошный крик - это припозднившаяся особа со всех ног мчится по берегу, яростно размахивая руками. Капитан всё видит, и припадает губами к переговорной трубке - "Стоп машина! Малый вперёд!". Тугоухий моторист полагая, что пора бы прибавить ходу (так оно всегда и было), переводит рукоятку оборотов машины в положение максимального хода.
Но капитан уже положил руль "к берегу"...
"Ласточка" со всего маху врезается в бревенчатый пирс, да так лихо, что деревянные обломки летят во все стороны.
Немая сцена. Из люка МО вылезает ошарашеный моторист. Капитан воздевает к небу кулаки, и потрясая ими грозит мотористу кровавой расправой. На берегу тяжело дышит незадачливая матросиха...
#20
Отправлено 11 Июнь 2011 - 14:40
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных