Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Мёртвые суда в Волгограде и окрестностях
#1
Отправлено 07 Июнь 2011 - 13:18
Некогда ими восхищались, провожая взглядом, любовались экстерьером. То ли шустрый мальчишка босыми ногами поднимал пыль на прибрежной степной тропинке, стараясь обогнать идущий по реке пароход, то ли девушка с замиранием в сердце подавала знак белым платком, уходящему за горизонт любимому и родному речнику-волгарю...
В годы войны они выносили из под обстрела, спасая от града неприятельских пуль. И часто, когда волжские воды окрашивались красным, рядом, на волнах зеркальной плёнкой блестела соляра из пробитых топливных цистерн уходящего под воду парохода...
В современной истории, чаще всего они уходили, когда наступало их время, но порой, смерть настигала их нежданно, скоропостижно, и от рук человеческих...
Останкам судов разных времён - как исчезающим свидетельствам истории отечественного речного флота, разбросанных по берегам Волгоградской области и людям, с их судьбами связанными, посвящается...
ОБЩАЯ СХЕМА ВОЛГОГРАДА С УКАЗАНИЕМ МЕСТОПОЛОЖЕНИЙ ЗАТОНУВШИХ И ЗАБРОШЕННЫХ СУДОВ, СУДОВ-ПАМЯТНИКОВ, А ТАК ЖЕ ИНЫХ ПАМЯТНЫХ МЕСТ, БЛИЗКИХ К ТЕМАТИКЕ ВЕТКИ (версия 1.0)
http://content.foto....ograd/2/s-3.jpg
Дочерняя ветка: Разобранное судно в порту Волжский (предположительно "Бакы" или "Волгоград")
http://www.infoflotf...showtopic=33926
#2
Отправлено 07 Июнь 2011 - 13:55
Если доехать до остановки Мамаев Курган, и пройти 500 метров к Волге, то с обрывистого берега откроется необычная картина. Внизу, у самой воды, вы увидите останки трёх судов - свидетелей Сталинградской битвы. Два судна - восьмидесятиметровые баржи, третье, меньшее по размерам - колёсный буксирный пароход. Увы, время не пощадило хрупкие клёпаные корпуса, помяло их и занесло песком. Возвышающиеся над водой борта со временем срезали газовыми резаками. При виде сверху глаз различает лишь контуры - веретенообразные очертания бортов, трюмные переборки.
Самая массивная деталь этого корабельного кладбища - литая часть паровой машины, частично увязшая в песке.
ВНИМАНИЕ! Берег в этом месте очень отвесный! Спускаясь по почти вертикальным тропинкам, идущий рискует сорваться вниз! В лучшем случае вы испачкаете и порвёте одежду, в худшем - травмируете себя!
Общий вид останков с берега
001_Панорама_Рэк_0_050611_copy.jpg 481,92К 228 Количество загрузок:
Где и что лежит
Панорама_Рэк_000_050611_copy.jpg 562,4К 184 Количество загрузок:
Вид места со спутника. На этом снимке различимы только баржи
Баржи_у_Мамаева_Кургана_copy.jpg 451,41К 156 Количество загрузок:
Я не смог сдержать возгласа изумления. Сделав несколько кадров, я направился искать тропинку, что бы сойти к воде. Первая тропинка уходила в кусты и достигала таких значений уклона, что ноги просто ехали. Но кусты закончились, и на полпути к пологой части берега я увидел то, что тропинка на длинну более полметра разрушена. Перепрыгивать эту дыру я не решился (внизу виднелся строительный мусор и поблёскивали бутылки), и не без труда вернулся наверх. Осмотревшись, я увидел ответвление - эта тропинка сбегала к воде не в том направлении, чем мне надо было, но выбирать не приходилось. Продираясь через кусты и поминая при этом клещей, по почти отвесной пыльной тропинке я спустился таки вниз (продолжение следует).
#3
Отправлено 07 Июнь 2011 - 14:21
На обломках истории развлекались местные рыболовы. За полчаса моего прибывания здесь, один из них сумел изловить бычка
001_Рыбаки.jpg 343,63К 171 Количество загрузок:
Первым по порядку следовал буксир. Причём, тот рыбак, что виден на переднем плане, поначалу возразил - мол, все три судна - баржи. Я указал ему на обломок машины, торчащий из песка точно посредине корпуса. Рыбак не сопротивлялся, скорее всего его самого никогда не беспокоило то, что лежало в этом месте со времён войны. Указывая на обломки буксира он вспомнил, что будучи пацаном бывал тут не раз. Баржи не имели особенных повреждений, а буксир был разрушен сильнее остальных. Это несколько приободрило меня, логика подсказывала, что для неприятеля самоходные суда были более желанными мишенями, нежели чем несамоходные. Я с разных точек и несколько раз осмотрел реликвию, похоже, что это был всё таки буксирный пароход - обводы корпуса более обтекаемые, длинна на глазок - около 50 м
001_Буксир_1_copy.jpg 292,1К 168 Количество загрузок:
001_Буксир_3_copy.jpg 317,98К 134 Количество загрузок:
Часть паровой машины
001_Буксир_2_copy.jpg 291,41К 145 Количество загрузок:
Вал отрезали "под самый корешок"
001_Буксир_4_copy.jpg 287,18К 137 Количество загрузок:
(продолжение следует)
#4
Отправлено 07 Июнь 2011 - 14:45
На теле части судовой машины, я увидел след от заплатки. Заваренный шов не указывал на боевой характер повреждения, а вот то, почему и куда исчезла накладка, останется тайной. Может она была из меди, и её просто реквизировали охотники за цветным ломом?
001_Буксир_5_copy.jpg 287,97К 89 Количество загрузок:
Тут и там торчали болты с прямоугольной огранкой головки
001_Буксир_6_copy.jpg 319,24К 81 Количество загрузок:
За буксиром лежали две баржи, судя по всему однотипные.
Одна из них почти целиком была под водой, другая находилась у самой воды, частично занесённая песком
Как и полагается, баржи стояли носом вверх по течению. Выяснить это удалось по соответствующим пазам для крепления руля с одной из сторон.
001_Баржа1_1_copy.jpg 374,26К 89 Количество загрузок:
Честно говоря удивило то, из чего были сделаны эти баржи. Снаружи корпус был обшит достаточно тонким металлом (всего около 3 мм), листы которого крепились между собой и к силовому набору двойным рядом заклёпок. За металлической обшивкой был обнаружен... бетон, армированный проволочной сеткой
001_Баржа1_2_copy.jpg 362,15К 98 Количество загрузок:
001_Баржа1_4_copy.jpg 326,45К 91 Количество загрузок:
(продолжение следует)
#5
Отправлено 07 Июнь 2011 - 15:06
Вид в сторону кормы
001_Баржа1_3_copy.jpg 349,09К 61 Количество загрузок:
Левый борт за десятилетия обветшал и обвалился
001_Баржа1_5_copy.jpg 316,9К 58 Количество загрузок:
Вид в сторону носовой оконечности
001_Баржа1_7_copy.jpg 233,21К 52 Количество загрузок:
Вид носовой оконечности
001_Баржа1_8_copy.jpg 224,21К 66 Количество загрузок:
Часть силового набора
001_Баржа1_9_copy.jpg 320,96К 67 Количество загрузок:
Обе баржи и после смерти лежат бок о бок
001_Баржа2_3_copy.jpg 288,43К 77 Количество загрузок:
(продолжение следует)
#6
Отправлено 07 Июнь 2011 - 15:17
Вид на носовые оконечности обеих барж
001_Баржа2_2_copy.jpg 308,24К 42 Количество загрузок:
Вторая баржа почти полностью скрыта в воде, лишь нос её находится на берегу
001_Баржа2_4_copy.jpg 271,73К 48 Количество загрузок:
Кормовая часть второй баржи
001_Баржа2_1_copy.jpg 232,76К 63 Количество загрузок:
ПАНОРАМНЫЕ ВИДЫ
001_Панорама_1_copy_copy.jpg 259,3К 61 Количество загрузок:
001_Панорама_Рэк_1_050611.jpg 398,01К 58 Количество загрузок:
001_Панорама_Рэк_2_050611.jpg 252,16К 46 Количество загрузок:
(продолжение следует)
#7
Отправлено 07 Июнь 2011 - 15:32
#8
Отправлено 07 Июнь 2011 - 20:46
http://www.infoflotf...=...st&id=11850
Впрочем, по данным на 2000 год, где-то в район Сарепты, в заболоченом районе, находился однотипный "Щорс".
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#9
Отправлено 08 Июнь 2011 - 04:30
Не этот ли буксир Вами найден?
http://www.infoflotf...=...st&id=11850
Впрочем, по данным на 2000 год, где-то в район Сарепты, в заболоченом районе, находился однотипный "Щорс".
Александр, а как называется буксир, что изображён на фото?
Что касается "Щорса".
Вы пишете "в заболоченном районе Сарепты". Откуда такое описание места, не поделитесь информацией?
Я пару лет назад видел в Сарептском затоне, рядом с понтонным мостом, корпус старого клёпаного судна. Но не колёсного, а винтового. И если сказать на вскидку, на что он был похож, то быстрее всего приходит ассоциация с "Гасителем".
Гаситель__весна_11.jpg 285,75К 62 Количество загрузок:
По крайней мере архитектура корпуса похожа, только неизвестный из Сарепты был несколько массивнее. Бросалось в глаза хорошее состояние корпуса.
Я был в затоне в феврале этого года, и уже на старом месте ничего не нашёл. Или переставили, хотя по спутниковым снимкам ответов нет - одни вопросы, или порезали в последние год-два.
Был это "Щорс", или кто-то другой, пока не ясно.
Спасибо, что ответили
#10
Отправлено 09 Июнь 2011 - 15:41
Если стоя на Мамаевом Кургане повернуться лицом к Волге, то можно увидеть, как за дальним волжским берегом, на фоне заволжской зелени, светлым пятном выделяется Денежное озеро. Его назвали так из-за того, что в былые времена там водилось очень много рыбы, и местные рыбаки были весьма зажиточны.
В лесу той части озера, что обращена к Волгограду, стоит уникальное сооружение - двухдечный дебаркадер на бетонном поплавке и с ажурной деревянной надстройкой.
После войны он долгие годы служил пассажирским речным вокзалом в городе Камышин, что расположен на Волгоградском водохранилище, между Волгоградом и Саратовым. После списания его отбуксировали в Волгоградский затон, откуда в паводок перетащили на Денежное озеро.
После ухода воды, к нему подвели свет, и стали оборудовать под гребную базу местного фискультурного ВУЗа.
Через время деревянное строение совсем обветшало, в начале 1990-х годов иссякло финансирование, и содержание гребной базы в рабочем состоянии стало для института не по карману. Позже, электропитание обрезали, а на входе в дебаркадер посадили грозного Барбоса, что бы отпугивал хулиганов.
Там, в деревьях, привязанный ржавыми тросами к их стволам, он находится и по сей день.
В прошлую жару, эти леса миновали пожары, и уникальный объект остался цел.
Что будет дальше, никто не знает...
Вид места со спутника
Вид_со_спутника_copy.jpg 395,98К 75 Количество загрузок:
Схема проезда и прохода к дебаркадеру
ДЕБАРКАДЕР_copy.jpg 336,17К 88 Количество загрузок:
Вывеска на фасаде
Фасад_copy.jpg 325,58К 95 Количество загрузок:
ПАНОРАМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (август 2010 года)
Дебаркадер_150810.jpg 302,91К 111 Количество загрузок:
Дебаркадер__Денежное_150810.jpg 290,62К 116 Количество загрузок:
(продолжение следует)
#11
Отправлено 09 Июнь 2011 - 15:50
ПАНОРАМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (весна 2011 года)
S1057406-Panorama2.jpg 549,23К 94 Количество загрузок:
S1057411-Panorama2jpg.jpg 429,02К 86 Количество загрузок:
Дебаркадер__весна_2011.jpg 354,36К 94 Количество загрузок:
Речной вокзал Камышина на картине камышинского художника Павла Бутяева
2_origin.jpg 202,1К 104 Количество загрузок:
(продолжение следует)
#12
Отправлено 09 Июнь 2011 - 15:56
Волгоградско-Камышинскую реликвию снимали и другие фотографы, на некоторых, более ранних снимках он выглядит заметно лучше, чем теперь
(из свободного доступа в сети Интернет)
IVAN_MONIKOV._Старый_дебаркадер_в_лесу.jpg 443,83К 68 Количество загрузок:
538656.jpg 287,29К 45 Количество загрузок:
26-debarkader-01.jpg 361,48К 61 Количество загрузок:
0_8189_f41581ac_XL.jpg 220,17К 59 Количество загрузок:
(продолжение следует)
#13
Отправлено 09 Июнь 2011 - 16:03
Однотипные дебаркадеры:
Хабаровск
khabarovsk.jpg 83,62К 63 Количество загрузок:
54799346_09900011.jpg 88,05К 53 Количество загрузок:
Набережные Челны
Набережные_Челны.jpg 115,23К 66 Количество загрузок:
Теперь, роль городского причала города Камышин выполняет вот такой "поплавок"
Камышин.jpg 216,73К 69 Количество загрузок:
(© DM-Vlg)
...........................................
Планирую ещё раз посетить "объект" для изучения его интерьеров
#14
Отправлено 09 Июнь 2011 - 18:13
Снаружи корпус был обшит достаточно тонким металлом (всего около 3 мм), листы которого крепились между собой и к силовому набору двойным рядом заклёпок. За металлической обшивкой был обнаружен... бетон, армированный проволочной сеткой
Это говорит о том, что последние годы своей жизни баржи доживали как стоечные суда - в роли причалов или дебаркадеров. Укрепление корпуса изнутри при помощи бетона на сетчатой арматуре - типичное для таких случаев решение. Баржи старые (потому как клепаные), и изначально корпус явно был потолще 3 мм.
#15
Отправлено 09 Июнь 2011 - 19:08
Снаружи корпус был обшит достаточно тонким металлом (всего около 3 мм), листы которого крепились между собой и к силовому набору двойным рядом заклёпок. За металлической обшивкой был обнаружен... бетон, армированный проволочной сеткой
Это говорит о том, что последние годы своей жизни баржи доживали как стоечные суда - в роли причалов или дебаркадеров. Укрепление корпуса изнутри при помощи бетона на сетчатой арматуре - типичное для таких случаев решение. Баржи старые (потому как клепаные), и изначально корпус явно был потолще 3 мм.
Мои изучения аэрофотосъёмок Сталинграда подводят меня к такому же выводу
Спасибо за ответ
#16
Отправлено 09 Июнь 2011 - 20:19
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#17
Отправлено 10 Июнь 2011 - 06:00
Виктор, вам как следопыту - ещё один вопрос: в Красноармейском затоне в 1980-х гг. находился на отстое пароход "Мпхаил Калинин" (экс - "Баян"). К началу 1990-х гг. корпус проржавел и судно затонуло метрах в 20-ти от берега, надстройку со временем снесло паводками. В Музее Боевой славы речников на Речном вокзале находятся снятые с него гудок, багажная полка, и ещё какие-то предметы. А сам корпус остался покоится на дне или поднят и разобран?
С удовольствием отвечаю. В пароход "Михаил Калинин" в начале 1990-х годов (по материалам местной прессы) загрузили какие то нефтепродукты (вроде, писали про мазут) и притопили у берега. Кстати, в витрине волгоградского гастронома "Минск" стоял стенд, на котором было и несколько фотографий, посвящённых экологическим проблемам Волгограда. Там был большой снимок "Калинина" (вид с кормы). Его засняли уже после затопления, с проходящего мимо судна.
Позже, надстройку постепенно демонтировали. Снести её паводками не могло, так как это водоём со стоячей водой. Может и были повреждения от воздействия льдов, но незначительные. Человеческие руки - вот что доломало надстройку. Так или иначе, всё то, что возвышалось над водой было срезано подчистую. Ныне, место где покоится корпус парохода отмечено тремя вешками (точащими из воды брёвнами), как напоминание о грозящей судоводителям опасности.
Может, после очередного обновления карт Гугл, если позволят условия освещения местности, на снимке этой части затона можно будет разглядеть силуэт корпуса парохода.
#18
Отправлено 10 Июнь 2011 - 19:48
На тему Сталинградского флота есть стенд на "Пожарском":
Полноформатное
БЫВШИЙ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ Г. КАМЫШИН (часть 4)
Однотипные дебаркадеры:
Череповец
2000-Гладков Пермь-Астрахань, 2003-Разумовский Пермь-СПб, 2004-Кутузов Пермь-Астрахань, 2005-Кутузов Пермь-Кижи, 2006-Фадеев Пермь-Астрахань,
2007-Кутузов Пермь-Кострома, 2008-Кабаргин НН-СПб, 2009-Жуков НН-Астрахань, 2010-Глазунов Пермь-Волгоград, Пожарский НН-СПб, 2011-Зайцев Уфа-Москва ЮРВ.
#19
Отправлено 10 Июнь 2011 - 20:14
Замечательное исследование, Спасибо!
Спасибо за тёплые слова, особенное спасибо за фото "Ласточки".
Поделюсь историей, услышанной от деда - Самоделова Виктора Васильевича.
Послевоенное время. "Ласточка" готовится к рейсу. Но на судно к отбытию не прибыла женщина-матрос. Капитан в сердцах машет рукой, и "Ласточка" отходит от деревянного причала. Тут находящиеся на берегу слышат истошный крик - это припозднившаяся особа со всех ног мчится по берегу, яростно размахивая руками. Капитан всё видит, и припадает губами к переговорной трубке - "Стоп машина! Малый вперёд!". Тугоухий моторист полагая, что пора бы прибавить ходу (так оно всегда и было), переводит рукоятку оборотов машины в положение максимального хода.
Но капитан уже положил руль "к берегу"...
"Ласточка" со всего маху врезается в бревенчатый пирс, да так лихо, что деревянные обломки летят во все стороны.
Немая сцена. Из люка МО вылезает ошарашеный моторист. Капитан воздевает к небу кулаки, и потрясая ими грозит мотористу кровавой расправой. На берегу тяжело дышит незадачливая матросиха...
#20
Отправлено 11 Июнь 2011 - 14:40
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных