Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Проблемы организации речных круизов на современном этапе


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 370

#21 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 23 Январь 2011 - 23:58

Ну, по-моему, сравнивать речные и морские круизы не совсем корректно, т. к. у них только одно общее - что человек находится на плавсредстве, в остальном это разные жанры отдыха и путешествия. Я, например, люблю все круизы - морские, речные (и российские, и зарубежные), но именно как разные жанры. Цена/себестоимость речных круизов практически во всем мире получается выше, чем морских, это можно одобрять или нет, но это объективная реальность.

На этом фоне продление навигации на октябрь-ноябрь выглядит замечательной инициативой разрывающей стереотипы о четырёхмесячной навигации в России. И видно, что за первопроходцем "Карлом Марксом" потянулись и другие теплоходы. Что не может не радовать. Тем более, увеличенная навигация должна позволить сократить стоимость круизов в другие месяцы навигации.

В принципе - да. Но пока задача была только добиться минимальной цены на октябрьско-ноябрьские рейсы. Когда (если) эти круизы станут популярнее, думаю что они действительно смогут влиять на некоторое снижение цены на остальные круизы.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#22 Дмитрий Тверянкин

Дмитрий Тверянкин

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 019 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 08
  • Город:5 км. к северо-западу от Столицы нашей Родины

Отправлено 24 Январь 2011 - 18:12

ИМХО: да, цены на российские речные круизы уже зашкаливают. По-моему, еще несколько лет назад за выходные в нормальной каюте за 1000$ за двоих переваливало, или около того. Разумеется, жалко таких денег, потому как:
- куда можно было бы доплыть за выходные - уже доплыто по 2 раза
- а если есть неделя-две, то дешевле и интереснее в морской зарубежный круиз отправится.
Поэтому, не очень понимаю любителей отечественных речных круизов.


"Любители" потому так и называются, что они любят это дело больше, чем какой-то любой другой отдых, который может быть и дешевле, и дороже пароходов. ban Не цена определяет хобби. :ph34r:

Кстати, сравнение по цене с морскими круизами - дело неблагодарное. Там ещё перелёты, визы, трансферы, доп. расходы на борту и экскурсии.


Ясно, что имеется проблема устаревших судов и прожорливых двигателей.
Но неужели больше не на чем съэкономить?
Лично я бы легко отказался в небольшом речном круизе от:
- всяких аниматоров (по-моему, только шум создают)
- уборки кают (кровать могу и сам заправить, мусорить особо нечем, полотенца поменять разве что)
- обеда на борту, если весь день стоянка в каком-нибудь городе (даже всегда хочется местные забегаловки посетить - любопытно же)
- могу с подносом подойти на раздачу как с СССРской столовке и за собой отнести посуду на мойку, (т.е. официантов тоже нафиг).
- про шведский стол молчу, пусть как дешевле будет.
- ну билеты что ли в электронном виде через интернет продавать, чтоб всяким менеджерам не платить...
- 80% времени пустующие бары, библиотеки, музыкальные салоны, может их каютами застроить?
- чего еще.....?
Вот если бы при этом круизы стоили на 30-50% дешевле.....


Получится на 3-5%, а не на 30-50. :)
Закройте вашу
книжку,
Допейте вашу чашку,
Дожуйте свой
дежурный
бутерброд.
Снимите и продайте
Последнюю рубашку
И купите билет на
пароход.

#23 SergeiKa

SergeiKa

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 724 сообщений
  • Регистрация: 13-Апрель 08

Отправлено 24 Январь 2011 - 19:15

Ясно, что имеется проблема устаревших судов и прожорливых двигателей.
Но неужели больше не на чем съэкономить?
Лично я бы легко отказался в небольшом речном круизе от:
- всяких аниматоров (по-моему, только шум создают)
- уборки кают (кровать могу и сам заправить, мусорить особо нечем, полотенца поменять разве что)
- обеда на борту, если весь день стоянка в каком-нибудь городе (даже всегда хочется местные забегаловки посетить - любопытно же)
- могу с подносом подойти на раздачу как с СССРской столовке и за собой отнести посуду на мойку, (т.е. официантов тоже нафиг).
- про шведский стол молчу, пусть как дешевле будет.
- ну билеты что ли в электронном виде через интернет продавать, чтоб всяким менеджерам не платить...
- 80% времени пустующие бары, библиотеки, музыкальные салоны, может их каютами застроить?
- чего еще.....?
Вот если бы при этом круизы стоили на 30-50% дешевле.....


Получится на 3-5%, а не на 30-50. ban


А где же тогда все расходы прячутся? В топливе? Обслуживании судна?

#24 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 499 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 24 Январь 2011 - 19:28

Ну вообще-то за 10 лет мировые цены на сырую нефть выросли примерно в 5 раз (!!!) в долларовом исчислении.
Зарплаты, видимо, тоже... в 2001 моя московская зарплата в 500-600 долларов была сравнительно приличной (съём приличной 1-комнатной кв. в достаточно удобном районе обходился менее 200 долл. в мес., сейчас такая стоит под или за 1000).
Но вообще... особых проблем с заполняемостью в 2010 не было (только 3-4 теплохода встали в отстой), с учетом ушедших на Каспий ситуация в 2011 станет еще благоприятнее для операторов...
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#25 SergeiKa

SergeiKa

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 724 сообщений
  • Регистрация: 13-Апрель 08

Отправлено 24 Январь 2011 - 20:05

Ну вообще-то за 10 лет мировые цены на сырую нефть выросли примерно в 5 раз (!!!) в долларовом исчислении.
Зарплаты, видимо, тоже... в 2001 моя московская зарплата в 500-600 долларов была сравнительно приличной (съём приличной 1-комнатной кв. в достаточно удобном районе обходился менее 200 долл. в мес., сейчас такая стоит под или за 1000).
Но вообще... особых проблем с заполняемостью в 2010 не было (только 3-4 теплохода встали в отстой), с учетом ушедших на Каспий ситуация в 2011 станет еще благоприятнее для операторов...


А цены на круизы во сколько раз?
Чего уж 2001г. вспоминать?
Вот помнится мне, как мы с матерью в 1983 году Москва-Астрахань-Москва (21 день) на главной палубе с умывальником за 193 руб. на двоих.... ban

#26 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 499 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 24 Январь 2011 - 21:58

96 р на человека... примерно 60% средней зарплаты
Если принять индекс цен 200, то получается 19 000 р., т.е. примерно в 2,5-3 раза дешевле того, что есть... (примерно 55 000 р. за 18 суток) и порядка 100-150% средней зарплаты
Эх, нет что-то у меня старых цен на транспортную линию...

2001 год, "Дзержинский"
М-Астрахань-М
20 дней 05.авг - 24.авг

"Полн.пан."взр.
Каюты по убыванию категории (кроме люксов)

34 728.00
32 688.00
27 384.00
25 248.00

То же, но питание только завтрак

28 128.00
26 100.00
21 360.00
18 660.00

2002 год, очень дешевый "Пташников"
07.07.02 22.07.02 Ярославль-Астрахань-Ярославль Пташников (588) 16 дней
19 690 - 1-м
18 920 - 2-м на средней
13 090 - 2-м на главное

Т.е. за 10 лет цены в рублях выросли примерно в 2-3 раза (точнее сказать трудно, т.к. уровень сервиса с тех пор подрос). Впрочем, в долларах тоже - тогда курс был сопоставим...
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#27 Дмитрий Тверянкин

Дмитрий Тверянкин

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 019 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 08
  • Город:5 км. к северо-западу от Столицы нашей Родины

Отправлено 24 Январь 2011 - 22:00

Ясно, что А где же тогда все расходы прячутся? В топливе? Обслуживании судна?


Именно там. В основном топливо. Главная статья расходов. Там рядышком сидят ещё несколько статей затрат, сдача сухого мусора, фекалек, подсланевых вод... Снабжение.
Поддержка старых судов в работоспособном состоянии не может уменьшаться в человекочасах в год. Эти самые человекочасы, хоть и не велики совсем, но растут. Тут и межнавигационные работы и экипаж.

Так что речь идёт не о возможности на чём-то урезать расходы так, чтобы немедленно снизить, или удержать цены на путёвки. Речь о том, чтобы путёвки, по возможности, не дорожали быстрее роста номинальных (в количестве рублей в год) доходов тех, кто эти путёвки покупает.
Если вместо "обедневших" туристов придут новые, "разбогатевшие", то для отрасли всё нормально, а если никто не придёт, тогда плохо дело.
Пока дело нормально (не говорю хорошо, именно нормально).

Ухудшение сервиса со снижением цен - тупик для любой отрасли.
Закройте вашу
книжку,
Допейте вашу чашку,
Дожуйте свой
дежурный
бутерброд.
Снимите и продайте
Последнюю рубашку
И купите билет на
пароход.

#28 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 25 Январь 2011 - 00:56

Вот здесь обсуждали цены на речные круизы в 1980-е годы: http://www.infoflotf...?showtopic=6261. Только не забудьте, что проезд по транспортной линии (упомянутой и в этой ветке) не включал в себя питание и экскурсии.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#29 SergeiKa

SergeiKa

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 724 сообщений
  • Регистрация: 13-Апрель 08

Отправлено 25 Январь 2011 - 08:00

Ухудшение сервиса со снижением цен - тупик для любой отрасли.


А в пассажирских авиаперевозках очень даже дискаунтеры популярны....
Только почему-то не у нас, а за рубежом. Может у нас все люди побогаче?

Вот здесь обсуждали цены на речные круизы в 1980-е годы: http://www.infoflotf...?showtopic=6261. Только не забудьте, что проезд по транспортной линии (упомянутой и в этой ветке) не включал в себя питание и экскурсии.


У нас в 83г. точно круиз был. Потому как нас 3-хразово кормили и экскурсии тоже были.

#30 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 25 Январь 2011 - 09:15

Ухудшение сервиса со снижением цен - тупик для любой отрасли.


А в пассажирских авиаперевозках очень даже дискаунтеры популярны....
Только почему-то не у нас, а за рубежом. Может у нас все люди побогаче?

Вот здесь обсуждали цены на речные круизы в 1980-е годы: http://www.infoflotf...?showtopic=6261. Только не забудьте, что проезд по транспортной линии (упомянутой и в этой ветке) не включал в себя питание и экскурсии.


У нас в 83г. точно круиз был. Потому как нас 3-хразово кормили и экскурсии тоже были.

На транспортной линии Москва - Астрахань все это было, но за дополнительную плату. Вообще не слышал о возможности совершить круиз Москва - Астрахань - Москва в каюте с умывальником за 96 руб., если это полная цена... Довольно много работал с первоисточниками, такие цены можно было в последний раз встретить в начале 1960-х, и в многоместной каюте без умывальника. Не знаю, что и сказать.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#31 Сисой

Сисой

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 805 сообщений
  • Регистрация: 18-Январь 11
  • Город:Маськва

Отправлено 25 Январь 2011 - 09:17

А в пассажирских авиаперевозках очень даже дискаунтеры популярны....
Только почему-то не у нас, а за рубежом. Может у нас все люди побогаче?
[


Это потому что у нас практически отсутствует средний класс. Большинство людей просто не может себе позволить летать на самолетах, кроме как на чартере в Египет раз в три года.
Вариант круизного дискаунтера - это вообще жесть. Представляю себе "плацкарт" на нижней палубе, все остальные каюты ярусные четырехместные без удобств, вместо ресторана - столовка советского типа за дополнительную плату, из развлечений - домино и шашки, по судовому радио непрерывно транслируются марши и патриотические песни, на главной палубе сушится белье. Вау!
до 2018 - 16 круизов, от 3 до 17 дней. 2018 - Маркс, Пирогов, Жуков, Лебединое озеро, Родная Русь 2019 - Невский, Родная Русь, Дзержинский, Октябрина, Лебединое озеро 2020 - Родная Русь, Кутузов, Булгаков, Мустай Карим

#32 РЕЧФЛОТ-63

РЕЧФЛОТ-63

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 349 сообщений
  • Регистрация: 19-Март 07
  • Город:САМАРА

Отправлено 25 Январь 2011 - 09:47

Вот здесь обсуждали цены на речные круизы в 1980-е годы: http://www.infoflotf...?showtopic=6261. Только не забудьте, что проезд по транспортной линии (упомянутой и в этой ветке) не включал в себя питание и экскурсии.

так и в настоящее время можно на определённые месяцы купить круиз(или правильнее сказать, билет на проезд)на т/х экс-ТЛ без питания и соответсвенно экскурсий...я сам лично так делал в мае и купили просто проезд в каюте на отрезок Самара-Чебоксары и так же, благополучно обратно Чебоксары-Самара... :blink: Очень удобно т.к со времён ТЛ таких услуг НИКТО НЕ ОКАЗЫВАЕТ НА РЕКЕ... :wub:
Только река даёт возможность человеку ощутить величие России в её природе и уникальной самобытности российских городов...
"Отдых на судах речного флота-залог здоровья и хорошего настроения" Речфлот СССР.
Хочешь в РЕЧНОЙ КРУИЗ? -ИДИ!

#33 Дмитрий Тверянкин

Дмитрий Тверянкин

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 019 сообщений
  • Регистрация: 30-Июль 08
  • Город:5 км. к северо-западу от Столицы нашей Родины

Отправлено 25 Январь 2011 - 09:53

А в пассажирских авиаперевозках очень даже дискаунтеры популярны....
Только почему-то не у нас, а за рубежом. Может у нас все люди побогаче?
[


Это потому что у нас практически отсутствует средний класс. Большинство людей просто не может себе позволить летать на самолетах, кроме как на чартере в Египет раз в три года.
Вариант круизного дискаунтера - это вообще жесть. Представляю себе "плацкарт" на нижней палубе, все остальные каюты ярусные четырехместные без удобств, вместо ресторана - столовка советского типа за дополнительную плату, из развлечений - домино и шашки, по судовому радио непрерывно транслируются марши и патриотические песни, на главной палубе сушится белье. Вау!


Популярны, но есть смысл отдавать себе отчёт, что такое авиакомпания - дискаунтер.

Пара-тройка штрихов из ценообразования в области авиаперевозок:

Авиакомпании, называющие себя "дискаунтерами" отличаются следующими особенностями:
1) у них гораздо большая разница между ценами на билеты в пиковые сезоны и в непиковые, чем у "обычных" авиакомпаний. Средняя цена на билеты практически не отличается, кроме первых двух-пяти лет существования новой компании. А затем компания или становится нормальной, или заканчивает своё существование.
2) Расписание "дискаунтеров" заполняет нишы, остающиеся не занятыми у обычных авиакомпаний, неудобное время вылета-прилёта, неудобные аэропорты, где такие есть... Новые маршруты, или наоборот, занимают брошенные традиционными компаниями направления. Кроме того, работа с турфирмами, т.е. замещение чартеров.


То есть эти грамотные ребята работают более гибко, чем традиционные, по ценообразованию, составлению и изменению маршрутов, по количеству часов налёта на борт, по времени обслуживания в аэропортах, по снижению издержек. Ну и немножко пиара для полного счастья.

И один очень-очень важный момент! За спиной этих дискаунтеров стоит финансирование на исключительно хороших условиях. Длинные и дешёвые деньги и работающий механизм рефинансирования уже имеющих задолженностей.
Закройте вашу
книжку,
Допейте вашу чашку,
Дожуйте свой
дежурный
бутерброд.
Снимите и продайте
Последнюю рубашку
И купите билет на
пароход.

#34 nick29

nick29

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 232 сообщений
  • Регистрация: 08-Июль 08
  • Город:Москва

Отправлено 25 Январь 2011 - 14:47

Коллеги, коль скоро зашел разговор о "прежних" ценах, включая ТЛ, имеет смысл вспомнить и о том, как покупались билеты по тем ценам на ТЛ в те времена. Очередь на эти билеты начинала формироваться с осени, на самом деле. На Белорусской, там где кассы (Ленинградский просп., 1). И отмечаться туда надо было ходить не по разу, и гарантии никакой, фактически, это не давало, ибо инициаторы всего этого джаза из года в год были одни и те же и занимали первые несколько сотен этой очереди. А продавался теплоход ТЛ в Москве далеко не весь, а из того, что продавалось, примерно 30 - 40% шло льготникам, остальное - по очереди, где первые сотни три номеров держали господа см. выше. В частности, на очень в то время популярную ТЛ Москва - Уфа (была такая, если кто забыл), оперировавшуюся Бельским пароходством, в 80-е на Москву часто приходилось около 10 кают на рейс, из них приличного класса - максимум пять, из которых 2 - 3 - обязательно льготникам (инвалидам ВОВ etc.). Так, кстати, и не удалось на Уфу сходить за всю дорогу... :rolleyes:

А еще была альтернативная очередь в кассе на СРВ. Если кто забыл или не знал, была и такая касса, в которой продавались билеты на текущие сутки (!), из снятой брони; ликвидировали кассу с ликвидацией последней ТЛ. Сам лично участвовал в этой лотерее в июне-июле 1990 г. Лотерея, по счастью, оказалась удачной, но это просто отдельная песня, смех сквозь слезы. Если интересно, поделюсь подробностями, какие вспомню.

#35 SergeiKa

SergeiKa

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 724 сообщений
  • Регистрация: 13-Апрель 08

Отправлено 26 Январь 2011 - 12:31

Мне вот что непонятно: за последние десятилетия много пассажирских судов выведено из использования. Новых, я так понимаю, никто не строил и не покупал. Т.е. количество пассажиров уменьшается, а цена за билеты (разумеется) растет.
Утрирую: это еще через десятилетие будет пару теплоходов с круизами по 10000$ за неделю? При этом:

Это потому что у нас практически отсутствует средний класс. Большинство людей просто не может себе позволить летать на самолетах, кроме как на чартере в Египет раз в три года.

Где логика?

#36 Борис2006

Борис2006

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 943 сообщений
  • Регистрация: 21-Сентябрь 06

Отправлено 26 Январь 2011 - 16:52

Десяти тонн "зеленых" не будет. :P

На самом деле, есть ценовой порог, который рынок может "переварить" без падения спроса. Если мы выходим за этот предел, продажи "летят" вниз со всеми вытекающими, так сказать...
Нынешние цены в сезон - и так уже почти на этом самом пределе. Сейчас просто идет некоторая коррекция с курсом рубля и инфляцией. Если эти 2 фактора существенно замедлятся в своем росте, предел цены на круизы будет моментально достигнут. И дальше уже о повышении цен можно не думать.

#37 SvetkaKoz

SvetkaKoz

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 807 сообщений
  • Регистрация: 23-Март 09

Отправлено 26 Январь 2011 - 17:57

Нынешние цены в сезон - и так уже почти на этом самом пределе....Сейчас просто идет некоторая коррекция с курсом рубля и инфляцией. Если эти 2 фактора существенно замедлятся в своем росте, предел цены на круизы будет моментально достигнут. И дальше уже о повышении цен можно не думать.


Вот именно! По мне так нынешние опубликованные цены на большинстве судов просто запредельными представляются! :P

#38 SergeiKa

SergeiKa

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 724 сообщений
  • Регистрация: 13-Апрель 08

Отправлено 26 Январь 2011 - 18:43

Нынешние цены в сезон - и так уже почти на этом самом пределе....Сейчас просто идет некоторая коррекция с курсом рубля и инфляцией. Если эти 2 фактора существенно замедлятся в своем росте, предел цены на круизы будет моментально достигнут. И дальше уже о повышении цен можно не думать.


Вот именно! По мне так нынешние опубликованные цены на большинстве судов просто запредельными представляются! :P


Ага, и мне тоже кажутся слишком высокими. :lol:

#39 588

588

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 073 сообщений
  • Регистрация: 03-Июль 07
  • Город:Москва, Чертаново-Южное

Отправлено 27 Январь 2011 - 08:18

По мне так нынешние опубликованные цены на большинстве судов просто запредельными представляются!

И это при том, что некоторые туркомпании в марте еще процентов на 10 поднимут цены на некоторые рейсы. :huh:

#40 Сисой

Сисой

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 805 сообщений
  • Регистрация: 18-Январь 11
  • Город:Маськва

Отправлено 27 Январь 2011 - 15:19

Цены просто улет.
Фактически при таких ценах отрублен семейный отдых, т.к. чем больше человек в круизе, тем существенней становится разница между круизом и другими вариантами отдыха.
Учитывая, что сейчас легко организовать себе тур за границу или по России, не прибегая к услугам турфирм (все бронировать самостоятельно), стоимость речного круиза по РФ скоро окажется дороже, чем круиз по Дунаю/Рейну + авиаперелет.
Кстати, 12-дневный тур из Одессы в Киев по Днепру стоит сейчас 30-40 тыс. рублей на человека .
Сопоставимый по сезону, ценам и комфорту тур Инфофлота будет только 7-8 дневным. Т.е. разница в 1,5 раза.
Думайте, решайте....
до 2018 - 16 круизов, от 3 до 17 дней. 2018 - Маркс, Пирогов, Жуков, Лебединое озеро, Родная Русь 2019 - Невский, Родная Русь, Дзержинский, Октябрина, Лебединое озеро 2020 - Родная Русь, Кутузов, Булгаков, Мустай Карим




Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования