Продолжаю...Дом Культуры:

Утро. Ноябрь. Мороз…

Идем через парк к Амуру.

Памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1934 года:

Более 20 лет работал скульптор С.В. Николин над этим монументом, который был установлен на набережной Амура в 2002 году.
В решении кадровой проблемы Комсомольска-на-Амуре огромное значение имело создание осенью 1933 года особого военно-строительного корпуса. У него было две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Корпус из 15 тысяч военных строителей был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов. Солдатами стали комсомольцы и молодежь призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России.
Приказ о создании особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е. Ворошиловым. На его формирование и сборы давалось всего 45 дней. И уже в декабре, точно в установленный срок, отдельные части корпуса эшелонами по Транссибирской железной дороге направились к месту службы и работы на Дальний Восток. Семь недель первая бригада (6 тысяч военных строителей) добиралась через всю страну в Комсомольск-на-Амуре. 23 декабря 1933 года эшелон теплушек прибыл в Хабаровск, а 26 декабря было приказано выступить в Комсомольск.
Особенно трудно пришлось первой бригаде. Это она совершила в лютые морозы 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. Переход был крайне тяжёл: пронизывающий ветер, мороз 40 градусов, метели, а впереди - 15 дней такого пути по бездорожью от одного поселения к другому, разбросанных вдоль Амура. В распоряжении батальона были лошади и машины, которые везли имущество и продовольствие. Красноармейцы навьючены были не меньше. Они несли на себе, кроме оружия, вещмешки и скатки, фляги и противогазы. Проходили в день 25 – 30 километров. Иногда это расстояние при попутном ветре или тихой погоде удваивалось. В этих случаях выступали в 4 – 5 часов утра, а приходили на новый ночлег где-то в полночь. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам. Но вот уже на высоком берегу темнеет село Вознесенское. Жители не спят, наперебой приглашают к себе уставших бойцов, угощают, чем могут, отводят им лучшие места в горницах.
Все знали: последний переход самый длинный – 60 километров. От Пивани через Амур стали встречаться вешки из еловых ветвей. Это позаботились строители города, чтобы гости не сбились с дороги. Первая колонна 9 января 1934 года вступила в Комсомольск, вторая вошла в город на следующий день. Встречать подкрепление вышло почти всё население города со знамёнами и оркестром. Митинг освещали автомобильные фары. Голова колонны уже достигла толпы встречающих, а конец ещё терялся в сумерках. День и ночь сооружали жильё для бойцов. Барак, который строили комсомольцы для нового пополнения, был ещё без окон. Но это не смутило бойцов. Завесили окна одеялами и палатками, натопили печи, и ночь провели сносно. А утром уже строились повзводно и уходили на строительные объекты.
В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона, отшагав 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек. Бойцы особого военно-строительного корпуса внесли огромный вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре. Сбылось обещание, данное В.К. Блюхером в памятный июньский день 1933 года: «Красная Армия вам поможет». Люди в островерхих красноармейских шлёмах возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов. Они были не просто строителями - они были воинами, и когда грянул час Великой Отечественной войны, особый корпус составил костяк одного из боевых соединений, сражавшихся с немецко-фашисткими захватчиками.
Итак, памятник участникам ледового перехода 1934 года:

А мы минуем парк и выходим на набережную Амура. Ещё один монументальный памятник первостроителям города:

Извиваясь между сопками, словно гигантская змея, Амур могучей лентой течет к Охотскому морю:


Некогда парадная набережная и речной вокзал Комсомольска:

А мы устремили свои взгляды в противоположном направлении – в нескольких сотнях метрах от речного вокзала прямо у берега стояли пришедшие сюда на разделку теплоходы 860-проекта «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров».

Если честно, мы думали, что они находятся на закрытой территории судостроительного завода и рассчитывали в лучшем случае сфотографировать их издалека с какой-нибудь окрестной сопки, однако же, увидев, что теплоходы ошвартованы прямо у берега невдалеке от центральной набережной, мы с Серёгой поняли, что не напрасно проехали 400 километров от Хабаровска (про 6075 километров от Москвы я и не говорю). Амурские теплоходы совсем рядом – цель достигнута! Энтузиастская миссия практически выполнена!
Кстати, какова эта энтузиастская миссия? Теплоходам уже не поможешь, страну тем более не изменишь - так стоило ли лететь в Хабаровск из Москвы и потом ехать через тайгу до Комсомольска? С точки зрения прагматичного здравого смысла едва ли, а если рассуждать по-энтузиастски – бесспорно! Перед нами – навсегда уходящая частичка истории амурского флота и пассажирского судоходства нашей страны. И если есть возможность, то обязательно стоит увидеть её и попрощаться…
Ноябрь. Первая шуга на Амуре:


На берегу…


"Котенко" оказался здесь первым, в середине лета, а два других теплохода пришли в Комсомольск буквально недавно, в октябре.

Продолжение далее...