Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Воздушно-водно-пешеходное путешествие по Красноярскому краю. Женский взгляд
#61
Отправлено 03 Сентябрь 2010 - 10:55
Не зря река названа Енисеем - слово Енисей происходит от эвенкийского «Ионеси» – большая вода или река. Однако, спокойно здесь она течет недолго. Приближаемся к так называемой Осиновской системе. Енисейский кряж, пересекаемый рекой образует в русле реки порог Осиновский - самая низкая отметка кряжа (30м). Преодолевать его не так-то просто, ведь проход через порог узкий по судоходным меркам (менее 100м) да еще и извилист. Два судна здесь уже не разойдутся, движение одностороннее.
Порогом Енисей входит в Осиновские щеки. Высокие гранитные берега образуют коридор высотой 150 м, здесь всегда дует сильный ветер. Прохождение порогов всегда сопряжено с риском и не всегда успешно. В царские времена у больших порогов стояли сторожки, и летом в них проживали сторожа, они окликали идущие в стремнину суда и записывали имена людей - только так можно было узнать, кто здесь погиб. Со времени строительства на Енисее электростанций (Красноярской и Шушенской) русло реки изменилось, и многие пороги остались только в воспоминаниях. Задумывалось строительство ГЭС и на Тунгуске, тогда и Ворогово, и другие села оказались бы навсегда затоплены и стерты с карты края. К счастью идея в жизнь не воплотилась. Но и так каждую весну Щеки становятся преградой идущему по реке льду. И пока Енисей не продавит сквозь ущелье ледовые горы, вся пойма выше затора превращается в один огромный разлив.
Через 20км река делает поворот и на пути возникают два знаменитых островка: Кораблик и Барочка. Они разделены очень узким перешейком и издалека, говорят, выглядят, как кораблик, тянущий на буксире барку. Я все силилась рассмотреть два острова, но перешеек настолько узок, а теплоход идет под таким углом к ним, что они сливаются в один остров. По ходу движения теплоход обходит острова вокруг и всё становится понятно
Относительно сходства... Олег говорит, что раньше на макушке острова стояла одинокая сосна, прямо как мачта, и еще более усиливала сходство с корабликом. Но не так давно в эту сосну ударила молния... Мне же остров Кораблик, хоть убей, напоминает кита из советского мультика "Кит и кот"
Наш РукЭкс гордо зрит с капитанского мостика
А видит он остров Монастырский. Один из крупнейших, скалистый, неприступный - в старину сюда отправляли в ссылку беглых монахов Спасского монастыря. А еще, говорят, когда жива была на Енисее должность бакенщика, жил на этом острове бакенщик-людоед! Зарубал двух женщин. Откуда они там взялись - вопрос другой, и нечего им задаваться и портить легенду!
#63
Отправлено 04 Сентябрь 2010 - 03:21
А еще, говорят, когда жива была на Енисее должность бакенщика, жил на этом острове бакенщик-людоед! Зарубал двух женщин. Откуда они там взялись - вопрос другой, и нечего им задаваться и портить легенду!
Про людоеда тоже слышал эту легенду. Мне рассказывали, что он этих женщин брал в жены.
#64
Отправлено 07 Сентябрь 2010 - 12:53
Между прочим, здесь находится Центральная усадьба Центральносибирского заповедника, который (очередной повод для гордости) является одним из крупнейших лесных резерватов мира! Вообще, «Центральносибирский» - это первый заповедник в стране, который специально проектировался как биосферный заповедник
Напротив поселка сливаются Подкаменная Тунгуска и Енисей. Если определять по фото, то с правой стороны вытекает Енисей, слева вливается в него Подкаменная Тунгуска, а на переднем плане хулиганская старая насосная станция
На берег сошли не все
Не все молодые лодки да резвые на службе у людей, ходят по Енисею и такие ветераны
Познакомились мы на берегу с замечательным четвероногим существом. Лайки- милейшие собаки! На всей мордахе у них написано дружелюбие и общительность. К тому же они еще и очень умные! Эта наша знакомая незнакомка недвумысленно обнюхивала протянутые руки и вопросительно смотрела в глаза, мол где же угощение?!
Она плюхнулась на четыре кости прямо у тропинки и состроила умилительную рожицу. Устоять было невозможно и кто-то из проходящих женщин протянул ей конфету. Конфету животина благодарно и очень аккуратно взяла, одними губами практически - просто потомственный интеллигент в третьем поколении!
Но самое удивительное произошло с Лешей. Я только потом узнала, что Леша, оказывается, не жалует собак! Говорят, что собаки чувствуют характер человека и отношение к себе, но тут всё было в самых лучших эмоциях, потому что собака прильнула к Леше, уткнулась носом в его ладонь... Полная идиллия!
Здесь Енисей подарил нам чудесный вечер!...
...И мы опять до поздна не расходились по каютам. А на утро опять был принудительный подъем В пять утра!!! Успокаивала только одна мысль - не для того же я ехала, чтоб проспать все самое интересное?! Итак проспала Бахту. Солнце уже во всю светило, команда готовилась спускать боты
Рассвет над Верхнеибатском
Процесс протекает следующим образом: сначала спускают на воду бот и закрепляют его
Затем туда спускаются кто-то из команды
тем временем с теплохода спускают трапик
Бот подгоняют к трапу и начинается загрузка вещей и людей на бот
И остается только доставить людей к берегу
и благополучно возвратиться
Проходя мимо последующих поселений мы уже не причаливали к берегу и не спускали боты. Здесь лодки местных жителей встречали вернувшихся родных прямо у борта теплохода
Вообщем дальше, до Туруханска, мы шли без остановок
#66
Отправлено 07 Сентябрь 2010 - 14:26
про все достопримечательности уже Оля и Александра рассказали, мне как всегда остается лишь дополнить снимками
Музей Спандаряна
Окрестности, что попались по пути к монастырю. Ни дать, ни взять - обычная улочка обычного провинциального городка!
Монастырь. Совсем небольшой и очень чистый и ухоженый
От такое ДТП....
Речной мусоровоз. Особенно хорош вооон тот мусор - на 4-х колесах
Не могу обойти вниманием нашего очаровательного капитана Теперь-то я знаю, что они обсуждали с Олегом церемонию прохождения полярного круга
Ну а мы идем дальше, как всегда бурно обсуждая увиденное. Впереди полярный круг и музей вечной мерзлоты. Большинство в нашей группе уже побывали за полярным кругом, правда в европейской части нашей страны, им интересно сравнить, мне - просто увидеть, услышать, ощутить и осознать. А музей в Игарке предвкушали все и каждый!
#67
Отправлено 08 Сентябрь 2010 - 11:31
Самым стойким оказался Леша. Я его чаще других (а потом и вовсе единственного) видела на палубе
В этот вечер мы наблюдали красивейший закат. Оставалось пройти Курейку и вот он - полярный круг!
Заготовка шампанского для того, чтоб отметить пересечение заветных долгожданных 66 градусов 33-х минут северной широты, выпала мне еще в день погрузки на теплоход. Олегом задумывалось на палубе вручить нам диски с фильмом о Енисее, подписанные на долгую и светлую память капитаном, произнести торжественную речь и символически звякнуть бокалами. Однако, нас ждал сюрприз от капитана: он не остался равнодушным к нашему энтузиазму, к нашему восхищению путешествием, рекой, и внес свою лепту! Пригласив всех в рубку, Алексей Михайлович вручил нам по маленькому Чкалову (симпатишный значок) и грамоте Нептуна, в которой значились мы никак иначе - а покорителями Северного Полярного круга! Вручение проходило уж очень бойко, я успела запечатлить только двух героев: Майю и Олега
Олег рассказывал, что среди речников первое прохождение полярного круга отмечено традицией: виновника торжества выбрасывают за борт! В фильме "Жизнь на великой реке" это наглядно продемонстрировали корреспонденту Однако, из воспоминаний самих речников, я вычитала немного другой ритуал: "При пересечении Полярного круга устраивался карнавал, всем туристам выдавались грамоты Нептуна. Персонажами карнавала, кроме Нептуна, царя морей и рек, выступали Енисей, Ангара, звездочеты, русалки, ведьмы, черти и прочая нечисть. Готовились к карнавалу таким образом: на шлюпочной палубе из больших брезентов устраивается купель, чтобы бросать туда грешников, которых вычисляли звездочеты как среди туристов, так и среди членов экипажа" (Иван Антонович Булава. "ФЛОТСКАЯ СУДЬБА")
вот она - широта 66 и 33`! И ночь за окном уже совсем даже не ночь, а просто белесые сумерки (время 02:15)
Читая рассказы других путешественников о пути, аналогичном нашему, в основном натыкаюсь на восторженные, оптимистичные отзывы. Но встречаются и откровенно грустные, прямо таки безнадежно беспросветные! И здесь обнаруживаю некоторую закономерность: первые пишут путешественники заезжие к нам из европейской части страны, вторые, соответственно, - наши земляки и восток. Сказывается в корне различный образ, ритм жизни, плотность населения, мировоззрение... Европейцы видят участки дикой природы, нетронутой цивилизацией, где редкие поселения живут своей особенной жизнью, где никто не пытается втиснуть в сутки 48 часов, не спешит в восемь мест одновременно, не стоит в пробках и не делает практически ничего из привычного городскому жителю, а все приметы, традиции, правила и законы тесно связаны с природой, рекой, сменой времен года... Кажется нет ничего естественнее в этих местах такой тихой, наполненной простой необходимой для выживания работой, жизни! А что бросается в глаза человеку, выросшему в небольшом сибирском городке, селе, деревеньке? Раззор и упадок, запустение, пришедшее на родную землю. Особенно, если человек старшего поколения и застал те времена, когда вовсю работали заводы, леспромхозы, порты... Впрочем, не показалась мне обстановка критичной. Живут люди, и не нам судить КАК живут в этих условиях. Каждый год их топит Енисей, и не просто лужами во дворе и подполе, а льдинами дома сворачивает! Однако отстраивают дома заново! Нет работы наемной - работают люди на себя, огородами, рыбалкой, охотой! Хочется надеяться - выстоят, переживут северяне все кризисы и смены лихой власти, и не утратят приветливого открытого взгляда, бескорыстия, готовности помочь ближнему!
Однако, я увлеклась изложением своего женского взгляда тем временем мы подходили к Игарке. Небо хмурилось и брызгалось препротивненьким монотонным дождичком и мантра в виде "у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать..." не спасала. Появились бакены неопознанной конструкции, мне объяснили, что это уже не речные, но морские бакены!
На посещение музеев у нас было очень мало времени, передвигаться старались максимально оперативно. А я для себя решила: в музее буду снимать все подряд, дома разберусь, что ценно, а что не очень!
Удивила табличка: трудно себе представить высококультурного алкоголика, щемящегося после банкета в музей... Но для северных жителей она актуальна, не секрет, что алкоголизм - бич для местного населения. Особенно, для коренных народов, которые вымирают на глазах, и не последнюю роль в этом играет зеленый змий
Музей устроен из двух помещений. В верхнем собрана общая информация о климате, грунтах, рельефе, флоре и фауне, населении, деятельности человека в условиях вечной мерзлоты
Когда-то по тундре бегали-резвились мамонты, подтверждения этому найдены учеными и сохранены музеем
Рыбки просто покорили
Группу сопровождала работник музея, знающая про наш временной цейтнот и пытающаяся максимально кратко и ёмко провести экскурсию. Самое интересное было в нижнем зале музея, поэтому наверху мы долго не задержались. Сохранность экспонатов в условиях холода - настоящее искусство с одной стороны и тяжелая кропотливая работа - с другой! Наплыв людей - опять же стресс, изменение воздуха, изменение температуры и других факторов, влияющих на состояние экспонатов. Когда мы начали спускаться, нас попросили делать это оперативно и обязательно плотно закрыть за собой дверь последнему, в камерах больше трех не собираться и не задерживаться в них надолго
4,5м в глубину. Как правильно заметила Александра - мерзлота представляет собой перемежающиеся слои грунта и льда
на глубине 10-ти метров слои уже не такие пестрые, выглядят значительно солиднее!
Выйдя из музея, мы уже не думали, что на улице холодно Музей 503 стройки находится совсем рядом
Но о нем чуть позже!
#68
Отправлено 09 Сентябрь 2010 - 10:45
В музеях хороший выбор сувениров. Книги, диски, изделия ручного производства (всякие милые женскому сердцу безделушки). Но мы не успели как следует насладиться мучительностью выбора, время пребывания на берегу стремительно истекало
Оставшийся путь до Дудинки у меня было стойкое ощущение, что мы идем по морю. Берега были далеко, в серой пасмурной дымке да еще в пелене дождя и вовсе были не видны. А штормило уже не шуточно!
Но из поселков все равно пошли лодки на высадку. Отважных северных мужчин подобным не испугаешь!
А вот и знаменитый диван. Уже погружен
Итак, наше речное путешествие подошло к концу, уже показались впереди океанские суда, стоящие в Дудинке, ее порт и домики... Грустно немного, но впереди еще столько предстоит увидеть, что тяжело вздыхать даже расхотелось
Заканчиваем последние приготовления и сходим на берег
На этом отрезке путешествия фотоаппарат у меня изъяли и упаковали, и один из самых волнующих и массовых моментов из моей фотоистории выпал, увы. При выходе на берег у всех проверяют документы сотрудники милиции и, по-моему, обошлось без инцидентов. Удивило обилие лиц кавказской национальности в порту! Никак не ожидала увидеть их на крайнем севере! Предлагают, как и везде, услуги извоза. Нас, к счастью, миновала чаша сия, т.к. по предварительной договоренности Олега нас уже встречали норильчане на трех больших машинках.
#69
Отправлено 16 Сентябрь 2010 - 10:47
Путь на плато Путорана начинался из Дудинки. Пока мы, благополучно пройдя процедуру паспортного контроля, наблюдали за выгрузкой грузов и пассажиров с нашего, ставшего родным за 4 дня пути теплохода «Валерий Чкалов», подъехали встречающие нас ребята из Норильска. Прощаемся с товарищами и наш караван из трех внедорожников отправляется в путь, так что Дудинку мы видели только мельком из окна автомобиля. (Между прочим, с нашими ребятами мы встретились еще раз на причале в Вальке, они приехали нас проводить).
Трасса на Норильск – асфальтированная дорога, которую каждый год латают наново.
Пейзажи вокруг вдохновляют – тундра. Бесчисленные озера и озерки, ручейки и болотца.
Уже около 22х часов, но совсем светло, белые ночи. Мы чуть-чуть разминулись с полярным днем, в районе Норильска он закончился 25 июля, а мы прибыли 29-го. До Норильска около 100 километров, неподалеку проложены рельсы железнодорожной дороги, столбы иногда стоят прямо в воде. Сейчас по этой дороге ходят только грузовые поезда, а раньше ходила электричка, рассказывают, что путешествие из Норильска в Дудинку проходило по индийскому варианту и могло длиться до 8ми часов.
Подпрыгивая на ухабах, общаемся с симпатичным молодым человеком, которого зовут Александр (если перепутала, простите, пожалуйста). Он отвечает на наши расспросы, рассказывает местные байки и комментирует проносящиеся пейзажи и достопримечательности.
Например, мы увидели полностью готовые к заселению дома, построенные когда-то для военного городка, которые так и не заселили, потому что при строительстве не заложили отвод канализации.
Время от времени останавливаемся, чтобы сдать пару снимков по ходу движения.
Памятник старой узкоколейке
Раньше здесь же стоял отреставрированный паровоз, но его постоянно раскурочивали и этим летом памятник ж/д убрали поближе к городу, к зданию вокзала, которое само уже стало музейным экспонатом.
В Норильск въезжаем со стороны, так называемого старого города, и сразу попадаем в заводскую зону, к которой слово «Зона» с большой буквы подходит больше всего.
Позже, когда мы вернемся в Норильск с озера Лама, то познакомимся с жилым Норильском, вполне симпатичным, весело раскрашенным городом, не без своих, обусловленных заполярным положением, особенностей, но по-своему интересным. А тогда на нас промышленный Норильск произвел, конечно, очень сильное гнетущее впечатление.
Медный завод
А ведь там еще никелевый завод, комбинат «Надежда», обогатительная фабрика, один другого «краше».
Все это гремит, коптит, все опутано трубами всех мастей и калибров. Никогда не видела столько труб одновременно, ведь в Норильске не зарывают их в землю, вот они и опутали все пространство вокруг, многократно пересекаясь, сливаясь и расходясь в разные стороны.
Я вообще все детство и юность прожила в промышленных городах, где мертвая земля и оранжевая река – данность, но в том же Челябинске все это коптящее производство отделено от жилых кварталов глухими заборами, пустырями, зеленой зоной, в конце концов, тоже заводами, но уже не такими вредоносными, вроде локомотивного, к примеру. Туда не подъедешь запросто на машине, проезжая из аэропорта, местность ровная, и все шито-крыто. А здесь все как на ладони!
Вполне впечатлившись увиденным, мы заехали в гараж бросить цивильные, ненужные на озере вещи, затем в ночной магазин за кое-какими продуктами и двинули на Валек – место, откуда отправляются катера на плато Путорана.
К этому времени мы не спали уже почти сутки, а если учесть, что и предыдущая ночь была сильно сокращена пересечением Полярного круга и бдением, связанным со спуском мотобота, то я уже плохо соображала, что вижу перед собой. Помню асфальтированную площадку перед каким-то заливчиком с водой и достаточно скромную по виду посудину, на которую мы начали закидывать просто-таки гору наших вещей. Помню, я ужаснулась – как это все туда может поместиться, ведь еще и мы должны войти, и двое норильчан: Андрей и Сергей, которые ехали с нами. Но все вошли, катерок взревел двигателем и начал отходить, я устроилась в самом углу микроскопической каютки и заснула. Последнее, что помню, это слова капитана, «А теперь все замрите в тех позах, в каких стоите или сидите, и не шевелитесь, пока не пройдем перекат».
А тем временем для тех, кто не спал, открывались виды – один красивее другого.
Говорят, муж пытался меня разбудить, чтобы и я не пропустила эту красоту, но увы…
А вот Ольга с Аней провели большую часть времени на палубе, поэтому, думаю, их фотографии гораздо полнее отразят этот восхитительный мир!
Но вот мы на месте, выгрузили вещи и после легкой неразберихи, связанной с окончательным выбором места стоянки, начинаем распаковываться и обустраивать лагерь.
Место, где мы остановились, представляло из себя открытый всем ветрам берег небольшого залива, где гора отходит от озера метров на 50.
Метрах в двадцати справа с этой горы стекал небольшой ручеек, где мы брали воду для готовки, далее на самом мысу залива, примерно в полукилометре находилась турбаза из домиков, напоминающих рыбацко-охотничьи балаганы. Налево залив уходил так далеко, как видел глаз, его огибающий мыс синел совсем вдали, среди очертаний берега различалась зеленая равнина. Со всех сторон озеро окружали горы.
Здесь я по примеру «классика жанра» А.Урицка (определение содрала у Ольги, по-моему, очень метко) вставлю немного самых общих сведений из географии
Плато Путорана
Горами Путорана называют базальтовое плато в северо-западной части Средне-Сибирского плоскогорья, южнее полуострова Таймыр. Оно простирается от Северного полярного круга на север почти до 71° с.ш. и от 88° до 101° в.д. и занимает основную часть прямоугольника между реками Енисей на западе, Котуй (в среднем и нижнем течении) на востоке, Хета (в среднем течении) на север и Нижняя Тунгуска на юге. Характерная особенность Путорана — ступенчатость склонов и тальвегов долин, подчеркнутая чередованием трудно выветривающихся базальтов, диабазов и долеритов с легко разрушаемыми туфами и туфо-песчаниками. Пожалуй, нигде больше слово «траппы» (в переводе со шведского — «лестница») не отвечает так своему названию, как в Путорана.
Длина этой горной страны более 500 км, ширина около 250 км. Средняя высота гор 900-1200 м. Глубина расчленения гор значительна — до 1500 м. Наиболее же типичные амплитуды относительных высот — 800-1000 м. Наивысшей отметкой Путорана является гора Камень — 1701 м.
В мире нет другой столь возвышенной провинции, которая могла бы сравниться по количеству и глубине озер с Путоранской. Здесь только очень крупных озер с площадью зеркала от 135 до 560 кв.км — 8 [в том числе и озеро Виви, площадь которого 229 км2]; от 51 до 100 кв.км — 10; от 21 до 50 кв. км — 12; от 6,1 до 20 кв. км — 16; от 1,1 до 6 кв.км — 56; от 0,2 до 1 кв.км — 9415, а озер с площадью менее 0,2 кв.км — более 9 тысяч.
Среди них пожалуй самое известное озеро Лама
Протяжённость озера — 80 километров, максимальная ширина — 14, площадь — 318 кв. км. Озеро отличается большой глубиной (свыше 300 метров, в некоторых местах, возможно, до 600 метров), чистой водой и низкой её температурой. По берегам озера находятся горы высотой 400-600 метров и более. Озеро Лама соединяется с озером Мелкое речкой Лама. На карте азиатской России, изданной в 1911 году Российским генеральным штабом, Лама называлась озером Давыдово. В летний период с пристани Валёк на реке Норильской каждую пятницу отходят речные трамваи, доставляющие на выходные пассажиров на базу отдыха, находящуюся на берегу Ламы. Путь по рекам Норильской, Талой через озеро Мелкое, реке Лама и озеру Лама занимает около пяти часов. Путь обратно — около трёх часов.
Мы остановились где-то посередине береговой линии озера, если можно так выразиться. До крайней его восточной оконечности было еще километров 40.
Режим нашей жизни на озере носил с самого начала совершенно стихийный характер, в отличие от красноярско-дивногорской части, которая была заорганизована предельно жестко, да и на теплоходе мы все действовали в ритме расписания его движения. Расставив палатки и отдохнув (кто-то спал, кто-то бродил в окрестностях, кто-то сидел у разведенного костра, кто-то варил еду), подкрепились и собрались сходить на водопад в окрестностях лагеря.
Еще правее турбазы в озеро впадала довольно приличная река, выше по течению которой расположен красивый и пользующийся популярностью водопад. В провожатые с нами пошел Андрей. Дорога сама по себе очень живописна, северная природа щемящее красива, после спуска к самой реке и подъема обратно на тропу мы вышли к водопаду.
Зрелище мощное
Ребята спускались ниже
После непродолжительных попыток перебраться на другую сторону реки повернули обратно.
В пути набрали грибов, которые на вечер, вернее уже на ночь приготовили вместе с картошкой.
Вообще, анархичность нашей жизни на Ламе распространялась и на питание.
Продуктов перед поездкой было закуплено столько, что не то, что экономить, даже как-то упорядочивать их потребление не было надобности. В качестве ехидного отступления хочу заметить, что мы с Ольгой пытались убедить мужскую часть нашей группы в некоторой избыточности создаваемых запасов, но тщетно.
Готовкой с утра занимался тот, кто первый просыпался, сначала два дня подряд это был Стереометрия, в последний день - мы с Володей. Днем готовили норильчане, Сергей варил замечательную уху (они брали с собой резиновую лодку и ставили сеть) и не менее замечательный грибной суп, по вечерам готовили мы с Ольгой, в основном жарили грибы.
Проснувшись - кто когда хотел, каждый самостоятельно грел себе на костре, который никогда не гас, пайку приготовленной пищи, когда вставали все, собирались и шли в экспедицию.
Во второй день нашей озерной жизни мы полезли в гору, у подножия которой стояли. На первый взгляд казалось, что со стороны реки с водопадом к вершине идет достаточно пологий склон, подъем на который не будет напоминать альпинистское восхождение. Приготовив перекус, вышли из лагеря. Из наших исследовательских рядов к этому разу выпал Северный Гость, которого окончательно свалила нелегкая в виде подхваченной еще на теплоходе простуды.
В пути мы сразу разделились на три группы: впереди на лихом коне неслись ребята (Ваня с Никитой и Алексей),
дальше мы с Володей, а дальше Аня с Ольгой и Романом Игоревичем. В пути то ребята дожидались нас, то мы дожидались девушек с Романом.
Очень скоро дорога не просто пошла вверх, а превратилась в крутой склон, по которому уже не идешь, а ползешь, разве что пока еще на двух ногах.
Зеленые, заросшие мхом, кустарником и деревцами участки пересекались моренными россыпями камней всех размеров, по которым идти было особенно трудно. Но и остановиться отдохнуть нам не давали тучи комаров, которые, несмотря на все противомоскитные средства, набрасывались на тебя, стоило замереть хотя бы на полминуты.
Позади из-за деревьев показалось озеро.
Не засекала, как долго мы так поднимались, но в какой-то момент первая группа подошла к практически отвесной стенке, часть которой (на фотографии – в центре) обвалилась когда-то в незапамятные времена. И вместо того, чтобы поискать обход, ребята бодро полезли по осыпи уже на 4х конечностях.
Бодро помахав нам рукой на путь, по которому ползти предстояло теперь уже нам, Алексей скрылся за очередным валуном. А мы, ожидая отставшую группу, прислонились к камням и оглянулись назад. Вид на озеро стал еще красивее, но мысль, что с этой почти отвесной горы придется лезть вниз, тут же стерла из моего мозга все остальное. В общем, еще раз убедившись, что альпинизм не для меня, я сообщила эту «новость» подошедшим Роману Игоревичу с девушками, которые в отличие от нас, хотя и вздохнули тяжело, но, ни минуты не колеблясь, продолжили свой путь.
А мы вернулись. На обратном пути
Скоро пошел дождь, стало мокро, камни стали совсем скользкие, до вершины долезли только Ваня с Никитой, дневальные в лагере сфотографировали их, а вот получились снимки или нет – не спросила.
Вообще, погода на севере с лихвой оправдала наши самые худшие ожидания, старожилы говорят, что такого холодного лета просто не помнят. В день нашего приезда в Норильске было +5, ночью обещали +2, думаю, было не больше. Еще на теплоходе перед Игаркой я достала теплую куртку и уже почти не снимала ее до самого возвращения в Красноярск. И в первую, и во вторую ночь принимался идти дождь, так что палатку пришлось растягивать дополнительными растяжками, чтобы не промокала.
Единственный день, когда повеяло каким-то мало-мальским теплом был третий день нашего житья на Ламе.
В этот день мы решили сходить в противоположную сторону, где по слухам находился еще один водопад. К этому времени болезни и погодные условия вырвали из наших рядов еще двоих товарищей, ночью вконец промерзших и промокших Аню и Романа Игоревича пришлось переправить на турбазу, откуда они рассчитывали днем в воскресенье отправиться в Норильск на «Луче». Так что в дорогу отправились ребята втроем (с гордым позывным «Пешеход-1») и мы с Ольгой и Володей («Пешеход-2»). Во все наши вылазки мы брали с собой рации, которые привез Андрей, связывались и между собой, и с оставшимися в лагере, которых не менее гордо именовали «База».
В отличие от предыдущих дней ни в какую гору лезть было не надо, шли мы по берегу, любовались непрерывно сменяющимися пейзажами озера, фотографируя животный и растительный мир, встречающийся на пути.
*
Такая спокойная дорога оказалась не интересна Ване с Алексеем, они вернулись часа через два или три пути, хотя препятствия все же встречались в виде многочисленных ручьев всех калибров, через которые приходилось переправляться, иногда с помощью подручных средств. Никита преимущественно успевал обежать все впереди, сообщить нам по рации об очередном препятствии, он первый и наткнулся на большую реку, на которой по слухам должен был находиться водопад. Начали подниматься вверх по течению, дорога сразу превратилась из весьма комфортной в сплошную полосу препятствий: и через кустарник мы продирались, и через притоки по камням прыгали, и по бревнам перелезали. Каждый раз я начинала ныть, что я не полезу, я не прыгну, но не оставаться же одной, ведь товарищи просто не реагировали на мое нытье.
Однако после 5ти часов пути и полным отсутствием присутствия признаков приближения к водопаду, как-то близость гор впереди, или хотя бы сужения долины, по которой текла река, встал вопрос - не пора ли нам возвращаться? Дольше всех сопротивлялся Никита, но, быстренько сбегав впереди нас еще метров на 500, сдался и он. Решили вернуться, но перед этим устроить привал на камнях здоровенной морены, протянувшейся вдоль какого-то невзрачного ручья, впадающего в нашу реку. Сидели на камешках, ели конфеты, пили чистейшую воду из ручья. Кто первый, повернувшись к истоку ручья, увидел на горе темную полосу, не помню, да и не так это важно, главное водопад был вот он, впереди и какой водопад – из многих уступов, перемежающихся ровными участками.
Красиво было издалека,
но не менее красиво и вблизи
В долине еще лежал спрессованный снег
Групповое фото на память, Никита был на другом берегу ручья, к сожалению в кадр не попал
Вдоволь нафотографироваши все вокруг,
двинулись обратно, пошли напрямик через гору. Нам с Володей, правда пришлось вернуться за оставленным у водопада рюкзаком, поэтому в лагерь мы пришли много позднее, в пути получилось около 9ти часов.
Как говорится, «усталые, но довольные», ложились спать.
И как же отличался от только что прожитого следующий день!
#70
Отправлено 16 Сентябрь 2010 - 11:05
А на следующее утро в очередном перерыве дождя мы вылезли из палатки и ахнули, крайних от нас палаток было не видно из-за сильнейшего тумана.
Самое поразительное, что через полчаса через этот туман полил дождь, да еще какой. Такое ощущение, что и не туман это был вовсе, а облако опустилось на землю.
Оно ходило по озеру кругами, через небольшое окошко просвечивало солнце, которое также ходило по кругу, создавая радугу. Вдали над Норильском вообще было голубое небо, а на нас периодически накатывало облако и тогда опять все окружающие предметы едва проступали через молоко. Как все это было красиво.
Однако после 2х часов дня, когда начало приближаться время "Ч", туман потихоньку расступился, дождь прекратился, задул сначала слабый, а потом все более и более усиливающийся ветер, на озере появились волны, затем на этих волнах появились барашки и во всех наших разговорах рефреном стала звучать мысль, а выпускают ли катера в Ламу? Под противоположным берегом прошел «Луч» - значит выпускают, время идет к 6ти вечера, ничего не слышно – может и не выпускают, варить еду, а вдруг выпускают, идти ночевать на турбазу или еще одна ночь под дождем в палатках – вдруг не выпускают?
И тут в какой-то момент Ольга вспомнила про обсуждение на форуме темы про модернизацию «Василия Чапаева». Как же мы смеялись, просто закатывались. Мысль, что вот придет за нами катер, а мы ему – «не нравится нам ваш вариант модернизации салона, и травки зеленой на палубе нет, да и шторки в каюте явно на того цвета, не поплывем, пожалуй» вызвала приступ гомерического хохота.
И уже было не страшно, что палатки собраны, а вещи упакованы.
Мы сварили макароны, тушенки было навалом, и катер пришел.
Все закончилось. Мы еще ждали, когда он отвезет катамаран с хозяевами к месту выброски и вернется за нами, потом перегружались на другой катер, который и повез нас к Вальку, нас еще очень сильно качало и на Ламе, и на озере Мелком, но все равно - Путораны для нас уже закончились.
#71
Отправлено 16 Сентябрь 2010 - 15:33
Июль и правда выдался прохладным, вот что пишут об этом синоптики:
"Вот и закончился июль 2010, который за 73 года наблюдений, оказался на 11-м месте по холоду. Было установлено 6 суточных рекордов по холоду и ни одного по теплу. Средняя была +11,8, при норме июля +14,1, тоесть на 2,3 градуса ниже нормы. Больше всего выделилась 3-я декада июля, средняя была +8,7 при норме +13,8, тоесть на 5,1 градус ниже нормы. До этого года, самой холодной 3-я декада июля, в Норильске, была в 2003 году, тогда была +9,2 средняя. Получается +8,7, против +9,2 очень внушительно, такой холодной 3-й декады июля, в этом десятилетии не было точно, даже 2003 год ушёл в историю!
Средняя температура лета была +9,43, при норме +10,81, что на 1,4 гр. ниже нормы."
Одно утешение - чем ниже температура, тем меньше гнуса.
А рассказ хороший у вас, хоть вы и решили ничего не писать об инциденте с катером, про который была статья в местной прессе.
#72
Отправлено 16 Сентябрь 2010 - 22:31
Переход по Енисею завершен, совсем скоро мы окажемся на плато Путорана, куда с ребятами мы мысленно так долго собирались. Ну что же, настало время сдавать экзамен на туристическую профпригодность, к которому «теоретически», да и не только, я готовилась столь длительное время. Крайний кадр на память всей нашей группы на причале Дудинки и вскоре, не теряя времени, мы с попутчиками занимаем места в автомобилях.
Сажусь на сидение рядом с водителем, фотоаппарат уже готов снимать все увиденное через лобовое стекло внедорожника. Пожалуй, стоит сказать, что автопутешествия я люблю наравне с речными путешествиями, стараюсь не упускать возможности вновь пуститься в очередное путешествие на автомобиле, но пока, увы, лишь только как пассажир. Итак, произошла лишь смена транспорта, но само путешествие не завершилось.
За окном вечер, но еще довольно светло. Пару поворотов и мы выезжаем на дорогу, с которой открывается вид на Дудинку. Идем третьими, впереди машины задают маршрут и скорость. Притормаживаем.
В лобовое стекло вижу, как ребята один за другим выходят, чтобы сфотографировать виды открывающегося города. Немного мрачно, на фоне серого неба высятся рядом стоящие разноцветные жилые дома, дома, построенные в тундре, на вечной мерзлоте.
Через пару кадров ощущаю озноб, пригревшись в машине, выхожу из нее без куртки, в голове роятся мысли – «а ведь на Ламе ночью будет куда холоднее и совсем некуда будет спрятаться от холода, не разболеться бы, ночуя в палатке, ведь после плато Путорана мое путешествие не заканчивается». Но жажда новых ощущений, их предвкушение, куда сильнее собственных страхов и опасений.
Совсем скоро Дудинка остается позади, впереди лишь змейкой вьется темная полоса асфальта - дорога, ведущая сквозь тундру в Норильск.
По трассе от Дудинки до Норильска из крупных населенных пунктов лишь Кайеркан, ранее имевший статус города, а ныне один из районов Норильска. Но, кроме жилых, промышленных районов и поселков вдоль трассы в тундре также встречаются некогда недостроенные жилые дома, в целом производящие весьма неоднозначное впечатление, словно дома были спешно кем-то покинуты, хотя жизни в них никогда и не было.
До Норильска по дороге делаем еще несколько остановок, снимаем «пустынные» пейзажи тундры, памятные знаки, заброшенные дома.
Не доезжая до Кайеркана вновь останавливаемся, теперь у реки Амбарной, чтобы сфотографировать ныне памятник железнодорожный мост с остатками узкоколейки, где в мае 1937 году соединились рельсы самой северной в мире железной дороги Норильск-Дудинка. В июне 1936 года на строительстве 114 – километровой узкоколейки к Енисею укладку пути вели одновременно из Дудинки и из Норильска, строители встретились в мае 1937 года.
Ранее на сохранившемся участке узкоколейки был установлен паровоз, ныне перенесенный к зданию железнодорожного вокзала в Норильске.
Чуть далее, при въезде в Норильск фотографируемся с местной достопримечательностью, называемой местными жителями «рогами», коими являются стелы, встречающие въезжающего названием города, градообразующей компании и промышленности, провожающие пожеланиями.
Серое небо, бывшее нам несколько дней попутчиком, осталось где-то в Дудинке, на подъезде к Норильску темное небо прорезали яркие лучи солнца, отражаясь желтым светом от поверхностей дорог, домов и бесконечных труб.
Проезжаем Кайеркан, до Норильска около 20 километров пути, следующую остановку мы сделаем лишь у здания железнодорожного вокзала, чтобы сфотографировать тот самый паровоз, некогда стоящий на мосту с узкоколейкой.
#73
Отправлено 16 Сентябрь 2010 - 22:32
Первая остановка в городе
и о Боже, что за шипяще, свистящий, оглушающий звук… Из многочисленных, нет просто бесконечных труб, возвышающихся над городом с диким свистом вырывались в небо клубящие пары.
Город словно пропал, растворился в тумане, в белом едком облаке дыма, а на фоне ясно сияющего на горизонте солнца, казалось, что клубящийся пар был дымом от огня, коим воспринималось раскаленное солнце.
Как тогда сказала Аня при виде промышленной части Норильска, выглядело все это весьма футуристично. Мы же были под впечатлением от увиденного. Заводы стоят один возле другого и тянутся бесконечной полосой, вслед за которой также бесконечно по земле тянутся, словно вены, коммуникационные трубы. Честно говоря, Норильск, в промышленной его части, его окрестности с выжженными вредными выбросами деревьями, стоящими черными голыми палками посреди тундры, произвел очень сильное впечатление, мне захотелось сразу же уехать из этого города и никогда в него не возвращаться. Как рассказали местные ребята, отработанный металлолом не вывозится, где сломалось, там и бросили, поэтому и пейзажи в городе и его окрестностях соответствующие.
Нет, центральные улицы города имеют вполне ухоженный вид,
но с ними мы познакомимся уже после возвращения с Ламы, а пока первые впечатления от Норильска, а точнее от его промышленной части не самые позитивные, хотя промышленность в городе, безусловно, работает вовсю. Знаете, меня сильно удивило то, что нам никто не запрещал фотографировать работающие заводы. На производство и территорию заводов, конечно, мы не заходили, но даже все эти трубы, здания предприятий с улицы – все это можно было сфотографировать. Либо нам так повезло, либо в Норильске нет режима запрета съемок.
Заезжаем к ребятам Андрею и Сергею в гараж, оставляем там лишние для Путоран вещи, затем в магазин, закупаем дополнительную провизию, хлеб и направляемся в сторону порта Валек, где нас уже ждала КСка, чтобы переправить на Ламу группу путешествующих туристов.
Наши попутчики по Енисейскому путешествию Владимир, Евгений, Дмитрий и Майя провожали нас в порту немного обреченным взглядом, мы же, с нетерпением так долго ждавшие этого момента, грузили свои вещи и провизию на катер, в ожидании его скорейшего отправления.
Вскоре все мосты и берега остались где-то вдали, катер нас нес к чему-то новому и доселе неизведанному, мы уходили далеко, туда, где нет ни связи, ни цивилизации…
Так завершился лишь шестой день нашего путешествия.
#74
Отправлено 17 Сентябрь 2010 - 10:17
о! кстати! а есть ссылка? или скан статьи?решили ничего не писать об инциденте с катером, про который была статья в местной прессе.
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#75
Отправлено 17 Сентябрь 2010 - 10:31
о! кстати! а есть ссылка? или скан статьи?решили ничего не писать об инциденте с катером, про который была статья в местной прессе.
Есть http://gazetazp.ru/2010/112/4/
#76
Отправлено 17 Сентябрь 2010 - 10:54
спасибо, повеселили ненавижу журналюго! кстати! а есть ссылка? или скан статьи?решили ничего не писать об инциденте с катером, про который была статья в местной прессе.
Есть http://gazetazp.ru/2010/112/4/
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#80
Отправлено 17 Сентябрь 2010 - 13:03
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных