Прежде чем приступлю к изложению следующего раздела про путешествие по Енисею, позволю себе небольшое отступление.
Честно говоря, для меня эта составляющая нашего путешествия изначально была главной, мы даже планировали возвращаться обратно тоже по Енисею на «Близняке», чтобы пройти полный круг. К сожалению, невозможность продлить отпуск еще на неделю нарушила эти планы, тем больше ожиданий вызывали предстоящие 4 дня. У нас с мужем скудный круизный опыт и практически любая река – радость встречи и узнавания, а тут интерес подогревали еще и великолепные отчеты гораздо более опытных речных энтузиастов А. Урицка, Елизаветы, К_mz, Buzzer’а. Не берусь что-либо добавить к уже сказанному про это путешествие в плане описательном: ни берега, ни поселки, ни теплоход «Валерий Чкалов» не изменились в чем-либо существенном, достойном упоминания. Тем более, что в силу нашей опять-таки неопытности мы не сфотографировали и половины того, что полагается фотографировать и помещать в отчете, например мы не запечатлели нашу двухместную каюту первого класса №25, а единственная фотография внутренних интерьеров теплохода, сделанная на наш фотоаппарат Ольгой, включает скорее нас на фоне, чем интерьер. Так что вместо подробного последовательного описания программы нашей поездки упомяну лишь о своих от нее впечатлениях.
Сразу скажу – нас Енисей не разочаровал. И самое подходящее слово для этой реки – мощный, могучий. Когда в нижнем течении ширина такая, что противоположный берег – узенькая полоска, но при этом бакены (озерные) все равно – углом, такое сильное течение, другого слова просто не подобрать. Мы с удовольствием проводили на палубе почти все возможное время. Любимое место нахождения нашей группы, которую на теплоходе все называли московской, хотя в нашем составе были представители шести городов - кормовая площадка на шлюпочной палубе, та самая, что была облюбована еще вечером накануне отправления.

Хотя в ожидании прохождения каких-либо интересных мест мы собирались и на носовой площадке:

И на борту:

Раньше, читая чей-нибудь отчет, я не понимала, как это можно встать в 5ть утра на полчаса, чтобы запечатлеть слабо различимую достопримечательность на берегу, а затем отправиться досыпать. А теперь мы с Володей, как самые заправские энтузиасты вставали по будильнику, чтобы увидеть, как опускают мотобот для отправки на берег пассажиров, ведь за время пути это происходило лишь дважды и оба раз ночью в нашем понимании (ночь была полярной).


А ожидание Курейки, когда вглядываешься в берег с каким-то самой себе непонятным чувством, чтобы буквально в течение двух-трех минут увидеть ноги Сталина, это все, что осталось от памятника. Причем даже фотографии хорошей не получилось, ведь опять-таки ночь.
Да конечно, нам не повезло по сравнению с прошлыми годами – стоянки во всех почти городах и поселках сократили до минимума в полчаса,

а в некоторых, например, в Енисейске из-за опоздания и вовсе до 15 минут – мы даже не стали выходить на берег.
Да, конечно, после Бирюсы берега Енисея не поражали таким разнообразием и поистине феерической сменой скал и пейзажей, один другого краше.

Да, конечно, мы скорее сверяли свои впечатления от увиденного с многократно описанным в отчетах наших предшественников, чем встречались с неизведанным.
Барыня в 2010 году

Крестовоздвиженский собор в Лесосибирске

Мальчиш-Кибальчиш, место былого расположения пионерлагерей для детей Норильска и Дудинки

Кораблик и Барочка

«Валерий Чкалов» на пристани Бор

«Набег сомалийских пиратов» (лодок)

И тем не менее, чем дальше, тем больше крепло убеждение, что река неизмеримо больше и интереснее, чем можно показать в любом из отчетов. Никакие фотографии не передают ощущения, которые испытываешь при прохождении Казачинского порога,

или сильнейший ветер, который откуда ни возьмись, налетает в Атамановой трубе (говорят, там дует всегда).
К тому же наше путешествие все-таки имело одно сильное отличие – мы плыли командой. Центром притяжения ее, как-то само собой получилось, стали Олег с Аней и Ольгой и присоединившиеся к ним Роман Игоревич и Дмитрий Илескин. И все неизбежные пустоты, возникающие при путешествии на транспортной линии, в отличие от круизов, где их заполняют аниматоры, мы заполняли общением друг с другом. Большинство компании ехало в одноместных каютах на шлюпочной палубе, поэтому в первый вечер плавания мы собрались в нашей двухместной каюте, где поместились все пришедшие, не было мне кажется, двоих человек. Но в первую же ночь начисто затопило каюту Ольги, о чем она расскажет с фотокомментариями гораздо подробнее, и ее переселили в двухместную каюту на нашей палубе, но в среднем пролете. На следующий день мы зашли посмотреть, как она устроилась, заодно отметить новоселье, зашли и остались, можно сказать навсегда. И не мы одни… Каюта плавно превратилась в кают-компанию нашей команды, если мы не находились на палубе, то значит были в каюте № 31, даже отсутствие хозяйки по какой-нибудь бытовой или фотонадобности не означало, что каюта пустует. Так что путешествие наше было насыщено общением в духе мероприятий форума Инфофлот, что называется «выше крыши».
Каждый из четырех дней поездки имел свою изюминку, но, пожалуй, в первый день впечатления от реки и ее берегов были самые сильные. И ширина реки позволяла рассмотреть оба берега достаточно подробно, и рельеф изменяющийся от горного к холмистому, и жилых мест на пути следования много. Но, конечно, самым сильным впечатлением первого дня было прохождение Казачинского порога. Никаких катаклизмов в виде грозы с ливнем или тумана нам не выпало, стояла ясная солнечная погода, даже ветра такого сильного, как в Атамановой трубе не случилось и, тем не менее, в воздухе физически чувствовалось напряжение от опасности, может из-за шума реки на перекатах, может из-за резкого маневрирования теплохода на приличной скорости…
После прохождения Казачинского порога для нашей компании устроили экскурсию по теплоходу, сначала в рубку,


а затем и в машинное отделение


В этот же день мы проплывали знаменитое слияние Енисея с Ангарой

и Лесосибирск

Впечатление от бесконечной, как кажется (порядка 20 км) череды кранов на фоне заката очень сильное.
Да и сам закат великолепен

Во второй день мы первый раз сошли на берег в Ярцево.

И хотя стоянка была минимальной, мы, в основном ограничились закупкой местной провизии на импровизированном рыночке у причала, все равно было приятно пройтись по земле, повеяло настоящим круизом.