Автор - бывший капитан теплоходов «Ерофей Хабаров» и «30 лет ГДР»(«Владимир Арсеньев») А.И.Сенченко
С 1959 по 1963г.г. Амурское речное пароходство пополнилось семью новыми двухпалубными грузо-пассажирскими теплоходами проекта 860 типа «Ерофей Хабаров» пассажировместимостью 305 мест (спальных мест - 215) и грузоподъемностью 80 т., которые пришли на замену грузо-пассажирским колесным пароходам дореволюционной постройки, и считались комфортабельными ко времени их постройки. Эти суда были построены в г. Сретенске Читинской области, т.е. у нас на Амуре. Там же были построены, с последующей сборкой на месте, 1 такой теплоход для реки Ангары и 2 теплохода для реки Лены. Для западных речных бассейнов и для Оби было построено большое количество точно таких же теплоходов в Венгрии, но уже по проекту 305.
Перевозки туристов на Амуре начались из Хабаровска в 1961 году на т/х «Миклухо-Маклай» (капитан - Андриенко Кондрат Кондратьевич, механик - Унжаков Владимир Михайлович). Точнее, эти перевозки можно было бы назвать туристско-пассажиро-грузовыми, т.к. в каютах 1 и 2 классов располагались туристы по туристским путевкам и питались в верхнем зале судового ресторана, в каютах 3 и 4 классов и в салоне жестких сидячих мест ехали обычные пассажиры по пассажирским билетам, которых кормили в нижнем зале ресторана, а в грузовом трюме размещался груз, который выгружался силами экипажа на пристанях, пока туристов водили на ознакомительные экскурсии.
К середине семидесятых годов и последующие годы на туристких линиях с полной загрузкой работали: 3 теплохода из Хабаровска, 2 теплохода из Благовещенска и 2 теплохода из Комсомольска-на-Амуре.
Силами экипажей и Хабаровской РЭБ флота все эти суда приспосабливались под перевозки туристов, чтобы хоть как-то повысить комфортность пребывания людей в днухнедельном плавании по Амуру. Были оборудованы какие-никакие кинозалы, танцплощадки, 8-местные каюты в 4 классе переделаны в 4-местные каюты, на кормовой части верхней (тентовой) палубы переставлено и переделано леерное ограждение чтобы там могли находиться туристы, установлены циркулярные души на верхней палубе, заменена в достаточном количестве ресторанная, салонная, каютная и палубная мебель, улучшен интерьер всех судовых помещений с применением новых отделочных материалов, приобретались новые телевизоры, ауди- и видеотехника, организованы пункт проката рыболовного и спортинвентаря, а также библиотека, приглашались в рейсы вокально-инструментальные ансамбли и т.д. Суда были дооборудованы дополнительными устройствами и траповым хозяйством для возможности причаливания к необорудованному берегу на «зеленые стоянки».
Работники городских бюро путешествий и экскурсий на арендованных ими теплоходах проводили на высоком уровне культурно-массовые, спортивные и развлекательные мероприятия, экскурсии в городах и населенных пунктах по договорам с местными музеями и экскурсоводами. Постоянно обновляли путевую информацию. Силами туристов, членов экипажей, а также местного населения проводились вечера художественной самодеятельности на пристанях.
Амурские лайнеры занимали призовые места, награждались переходящим Красным Знаменем ВЦСПС и Центрального Совета по туризму и экскурсиям, а также Бюро молодёжного туризма «Спутник» по итогам всесоюзных смотров-конкурсов среди морских и речных судов туристских линий. Амурские круизы были весьма и весьма популярны среди советских трудящихся. Организовывались также молодежные, детские и рейсы «мать и дитя». Путевки на речные путешествия уже весной распродавались на всю навигацию. Туристы на Амур ехали со всего Советского Союза.
Много дальневосточников ежегодно отдыхали по несколько раз на амурских круизах, предпочитая их другим видам путешествий. Правда, в мае и в октябре туристские суда всё же ходили загруженные не полностью. Но двухдневные рейсы выходного дня, были нарасхват у производственных предприятий, различных учреждений и организаций в течение всей навигации. С 1988 года, в весенний и осенний периоды, пароходство успешно начало практиковать эксплуатацию судов в качестве гостиниц.
В 1981 на Амур пришел современный комфортабельный четырехпалубный лайнер «30 лет ГДР» (с 1990 года - «Владимир Арсеньев») проекта 301 пассажировместимостью 360 мест. Этот белоснежный красавец, флагман Амурского флота, ходил по Амуру по 1993год, а затем находился во Владивостоке, в Находке, в Республике Корея, где он был продан и стоит по настоящее время переделанный под флот-отель в престижном месте пляжного района Хэундэ, являясь одной из достопримечательностей города Пусана.
В восьмидесятые годы двадцатого века пассажирские суда типа «Ерофей Хабаров», как ни старалось пароходство, уже признавались морально устаревшими для туристских перевозок. Амурское пароходство обратилось в ЦКБ МРФ с просьбой рассмотреть возможность модернизации этих судов и доведения их до уровня комфорта современных лайнеров. Сотрудники ЦКБ привезли в Хабаровск чертежи двух вариантов модернизации судов проекта 860, но совещанием при начальнике Амурского пароходства оба эти варианта были отвергнуты, т.к. предлагаемые изменения были поверхностны и не повышали комфортабельность судов в значительной мере.
В 1988 году пароходство разработало свои чертежи модернизации судов и отправило на реконструкцию в Харбин (КНР) т/х «Василий Поярков». Затем, по одному в год, там же были обновленны теплоходы «Миклухо-Маклай» (с 2004года - «Капитан Котенко»), «Пржевальский» (с1991года - «Звезда Амура», а с 2004года - «Граф Муравьев-Амурский») и «Ерофей Хабаров».
Реконструкция каждого из этих четырех лайнеров, обошлась государству (в то время лайнеры давались пароходствам бесплатно через «Судоимпорт» и Министерство речного флота, это была социальная политика государства до последних дней советских времен), примерно, в 3 500 000 долларов США. Из ремонта они вернулись уже трехпалубными. В каждой каюте на всех четырех палубах, включая трюм, имелись: умывальник, душ, унитаз и климатическая установка. Было и несколько шикарных двухкомнатных кают класса «Люкс».
В западных речных бассейнах много судов проекта 305 тоже были модернизированы и сохранены как круизные суда по настоящее время. Но наши 4 амурских реконструированных лайнера были гораздо красивее западных и вплотную приблизились по уровню комфорта к круизным речным лайнерам, которые в то время строились в ГДР, Чехословакии и Австрии по заказам Министерства речного флота РСФСР.
В 1992 году суда типа «Ерофей Хабаров» начали выполнять рейсы в речные порты КНР. Но были вытеснены с этой линии скоростными судами на подводных крыльях типа «Полесье», которые приобрели в достаточном количестве и Амурское пароходство, и китайские судоходные компании, и поставили их на новую «экскурсионно-туристскую» линию «Хабаровск - Фуюань». С тех времен речной туризм преобразовался в шоп-туризм в сторону китайских речных портов, приносящий хороший доход быстро расплодившимся турфирмам. Организацией речных круизов все просто перестали заниматься.
Да и обстановка в России была такой, что обычным россиянам было не до путешествий. Гораздо важнее было хоть как-то выжить, вырастить детей, и не дать умереть с голоду престарелым родителям.
Амурские круизы умерли не сразу. Несколько лет они продержались на энтузиазме капитанов и экипажей, усилиями которых теплоходы оставались «на плаву». Так получилось, что умирали, или уходили на пенсию по возрасту и по состоянию здоровья капитаны, а вслед за ними умирали и их теплоходы.
Осенью 2010 г. были проданы по цене неразделанного метоллолома теплоходы «Капитан Котенко»,
«Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров». Первый из них был разрезан и сдан в металлолом, а два последних
были удачно перепроданы амурским рыбопромышленникам, и в навигацию 2011 г. использовались в качестве рыболовных плавбаз на Нижнем Амуре. В настоящее время эти два судна поставлены на ремонт в Амурский судостроительный завод, расположенный в Комсомольске-на-Амуре, где после ремонта им будет продлена жизнь, но уже в новом для них амплуа.До осени 2011 г. не сходил с туристских маршрутов только один теплоход «Василий Поярков». Его содержание и эксплуатацию с 1992 г. полностью взял на себя его капитан Виктор Петрович Слюсарь, который вместе со своим экипажем организовал плавучий детский оздоровительный лагерь и другие рейсы по заявкам различных организаций. Последние четыре года «Василий Поярков» находился в аренде у капитана Слюсаря В.П. на условиях Амурского пароходства. Капитан и экипаж ежегодно проводили качественные поддерживающие ремонты своему судну, и были готовы выкупить теплоход «Василий Поярков» по цене, обозначенной в договоре аренды, но новые российские хозяева пароходства продали судно другому покупателю по более высокой цене. Новый хозяин лайнера уговорил и настроил капитана и экипаж на дальнейшую совместную работу, с использованием судна в круизном варианте. Кроме того, пообещал произвести качественный ремонт под жесткие современные требования, предъявляемые к круизным судам. Пожелаем от души им успехов.
На примере «Василия Пояркова» наглядно видно, что круизные суда на Амуре могут работать рентабельно, если не вешать на них все немыслимые расходы, как это делало Амурское пароходство, да так, что сами уверовали только в убытки от эксплуатации судов на туристских машрутах.
Комитет по туризму Правительства Хабаровского края, поверив пароходству об убыточности имеющихся в пароходстве туристских судов, не принял никаких мер по сохранению «Белых теплоходов» на Амуре, Хотя очень долго и много его руководство говорило и продолжает говорить о перспективах возрождения и развития речных круизов по Амуру, при условии строительства для Амура новых круизных лайнеров, даже класса «река-море». Также говорят об интересе иностранцев к речным круизам по Амуру. Но в разы дешевле было бы содержать имеящиеся тогда 4 лайнера, чем построить один новый, при современных ценах, сложившихся в мировом судостроении. Уверен, что при надлежащем уходе речные лайнеры могут работать до 100 и более лет.
В Хабаровске нашлись представители турбизнеса, которые в 2010 г. были готовы взять в аренду с последующим выкупом туристские суда у Амурского пароходства. Китайские крупные турфирмы тоже были готовы принять участие в круизнных амурских маршрутах российских судов с привлечением китайских туристов и прочих иностранцев с заходами в российские и китайские порты.
Но в Амурском пароходстве даже не стали рассматривать такое предложение. Теперь мы имеем то, что имеем.
Сегодня надеяться на дальнейшее развитие речных круизов на Амуре можно лишь при условии, что кто-то с большими деньгами сможет поверить в перспективу развития речных путешествий на Амуре и вложит в это дело свои средства. Окупаемость новых лайнеров займет много времени, а значит вряд ли кто будет вкладываться в это утраченное полезное для людей дело.
А все же очень хочется верить...!
Такое же положение складывается в настоящее время и с пассажирскими перевозками на Нижнем Амуре. На среднем Амуре пассажирские перевозки прекратились ещё в начале девяностых. Сейчас на Нижнем Амуре ежедневно находятся во встречном движении только 2 «Метеора» от Хабаровска до Николаевска и обратно, и 2 «Метеора» от Комсомольска до Николаевска, так же - один туда, а другой обратно. Билеты на «Метеор» стоят в 2 раза дешевле, чем на самолет, а потому имеют большой спрос у местного населения. В сезон отпусков северян и кетовой путины на Нижнем Амуре «Метеоры» даже не могут забрать на пристанях всех желающих выехать из населенных пунктов. Они следуют без остановок после того, как заняты все места, а с лишними пассажирами они просто не смогут выйти на крылья.
Особеннно страдают от этого левобережные села: Дуди, Киселевка и Нижние Халбы, т.к. на левом берегу нет дороги. Все без исключения «Метеоры» уже выработали свой срок, установленный для них правилами ремонта, и работают до сих пор лишь потому, что экипажи постоянно меняют изношенные заклепки, а местами обшивку и детали набора корпусов, что допускается правилами. Програмы и желания замены «Метеоров» на другие суда в пароходстве не имеется, т.к. необходимы существенные вложения, а коммерческое предприятие в этом не заинтересовано. Здесь необходимы компромиссное политическое решение и жесткий контроль за его претворением в жизнь.
С сожалением вспоминают жители Нижнеамурья о тех временах, когда на пассажирской линии «Хабаровск-Николаевск» стояли теплоходы «Семён Дежнёв» и «Пржевальский», которые во время своего следования точно по расписанию подбирали на пристанях всех, кто не смог уехать «Метеорами». Многим просто было интересней и уютней выбираться на «Большую землю» и обратно на теплоходе, чем на крылатой, но трясучей бочке с дымом под названием «Метеор». Да оно было и надежнее, - всегда точно по расписанию. Только на Амуре эксплуатируются «Метеоры» на линии протяженностью в 930км. «Пржевальский» в 1984 г. был переведен на туристскую линию взамен сгоревшему «Георгию Седову», а «Семён Дежнев» в 1992 году встал на прикол, т.к. его работу не согласились частично дотировать г.Николаевск, Николаевский и Ульчский районы. Через год «Семён Дежнев» был отправлен в Китай «на гвозди»...