Пройдя мимо островов Осиновской системы, теплоход приближается к одноимённому порогу.
Да, на Енисеее немало сложных для судоходства мест, но наиболее "широко разрекламированное" из них - конечно, порог Казачинский, про который я уже писал ранее. Ну оно и понятно - "зрелище" наличествует - камни видны, буруны кипят... Экшн, как он есть.
А вот про остальные места, где судоводителям приходится весьма нелегко, большинство пассажиров енисейской линии могут даже и не догадываться. А между тем, места есть и поопаснее Казачинского.
Вот как раз таков порог Осиновский. Сперва покажу, как он выглядит в лоции:
Вот такой "зигзаг" нужно выписать теплоходу... Обратите внимание, насколько узок ход через порог!
А вот описание из лоции:
И всё же "на бумаге" сложность ситуации непрофессионалу почувствовать сложно. Но нам с
6puragur'ом выдался уникальный шанс - нам разрешли наблюдать прохождение это порога, стоя на капитанском мостике теплохода!
И вот здесь серьёзность происходящего была более чем ощутима!
В рубке к моменту прохождения порога остаются только вахтенный рулевой, стоящий у манипуляторов управления, и капитан. Нам разрешили находиться только на крыле мостика, но дверь в рубку была открыта - и можно было слышать, как капитан, внимательно вглядываясь в обстановку по курсу, негромко но четко давал короткие команды - "Право!"... "Держать!"... "Левее!"...
А впереди в этот момент открывалась вот такая картина:
Когда я увидел, как впереди расставлены буи, то, мягко говоря, напрягся. Ведь теплоходу, несущемуся по течению со скоростью почти 30 км/ч нужно было вирутозно "вписаться" вот в такую траекторию:
Слжность тут как раз в том, что происходит всё очень быстро... Из рубки доносится очередная пара команд, и теплоход довольно ощутимо начинает уходить вправо. И тут - снова команды, быстрая перекладка руля, и, если не ошибаюсь, ещё и смена режима работы машин. "Чкалов" заметно кренится на правый борт, и в этот же момент начавшийся резкий поворот ощущается буквально всем телом...
А спустя несколько десятков секунд - всё уже позади! Руль прямо. И - вот эту характернейшую деталь
6puragur заметил - рулевой, чуть оступив назад от манипуляторов, провёл по брюкам вспотевшими ладонями...
Напряжение на мостике развеивается, можно теперь посмотерть по сторонам, и вглядеться в даль:
А впереди уже видны Осиновские Щеки - узкий и глубокий проход между скалами, который, как естественная плотина, и породил пройденное нами только что многоостровье.
Вот что говорит об этом месте лоция:
"Ниже осиновского порога река течет в ущелье шириной до 740 метров. Берега в ущелье обрываются отвесными скалами ("щеками"); глубины здесь увеличиваются до 40 м."
Вот в эти "щёки" и "протискивается" вся огромная масса воды, которую к этому моменту собрал Енисей...
Да, и на снимке выше уже нетрудно заметить движущееся нам навстречу судно! Это вверх, к Красноярску, идет двухпалубный дизель-электроход "М.Ю. Лермонтов".
Вот это удача! Сейчас будет расхождение двух теплоходов почти в самых Осиновских Щеках!
Пара минут - и вот он, удачнейший кадр! :-)
И ещё один! Эх, как же замечательно, что в этот момент мы оказались на мостике!
Теплоходы приветствуют друг-друга гудками... Да, к сожалению, встреча пассажирских судов на Енисее - явление гораздо более редкое, чем на Волге.
Когда-то здесь таких дизель-электроходов проекта 785 было немало - но тепрь большая их часть доживает свой век в Красноярске в качестве плавгостиниц... "Лермонтов" - один из немногих, кто ещё, как говорится, "стоит на лини".
И тут вдруг палуба под ногами завибрировала как-то непривычно! Взгляд за борт... Ба, что там творится!
Не Харибда, конечно, но впечатляет! Вода закручивается в воронки, мечется и бурлит, протискиваясь в узость между скалами... Теплоход на этом неспокойном течении весьма ощутимо мотает из стороны в сторону!
Но вот и Осиновские щёки остались позади...
...а расслабиться Енисей не даёт!
Впереди ещё одно известнейшее место - острова Кораблик и Барочка!
Вот как они отмечены в лоции:
А вот как они открываются с мостика теплохода!
И правда, в этих двух небольших островках можно увидеть буксир-"кораблик", тянущий за собой "барочку"! Говорят, на Кораблике очень долго стояла огромная сосна, которая, будучи похожей на пароходную трубу, ещё более увеличивала сходство. К сожалению, сосну ту свалило бурей...
Опять радостно пользуюсь моментом, ловлю кадры c "нестандартной" точки!
Вот мы готовимся "разойтись" с Корабликом и Барочкой правым бортом!
Согласно лоции - при движении вниз следует обходить островки слева.
В этот момент по судовой трансляции звучит небольшое сообщение об этом замечательном месте, а затем - [url="http://href="http://sovmusic.ru/sam_download.php?fname=s9738"]известнейшая песня "Стоит туман над Енисеем" на стихи Льва Ошанина.[/url] "Корабль и барочка... Корабль и барочка... Корабль и барочка - два островка!"
Эх, жаль только, оказались они против солнца в этот момент - и вблизи удалось хорошо сфотографировать только разделяющий островки промежуток, где между корабликом и барочкой должен находиться буксирный трос
За легендарными островками - ещё один живописный поворот:
И - ещё множество интересных мест впереди!...
Продолжение будет!