Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
«Валерий Чкалов» (588) // Красноярск-Дудинка-Красноярск // 23 июня - 2 июля 2009
#41
Отправлено 02 Август 2009 - 17:35
да, с обратной стороны ночника- подсветка номера каюты
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#42
Отправлено 02 Август 2009 - 18:56
Случайным образом набрел на ваш сайт и испытал дикий восторг!
Так получилось, что в сентябре собирался в отпуск в Красноярск (прикидывал чем загрузить время нахождения там)и тут набрел на ваш потрясающе интересный форум.
К тем кто был есть вопросы.
1. Сколько выходит по деньгам маршрут Красноярск-Дудинка-Красноярск?
2. Какая ситуация с билетами они есть или сейчас уже поздно метаться (по вашим прикидкам)?
2. Номер 2 местный 1 класса?
#43
Отправлено 02 Август 2009 - 19:22
Приветствую участников форума!
Случайным образом набрел на ваш сайт и испытал дикий восторг!
Так получилось, что в сентябре собирался в отпуск в Красноярск (прикидывал чем загрузить время нахождения там)и тут набрел на ваш потрясающе интересный форум.
К тем кто был есть вопросы.
1. Сколько выходит по деньгам маршрут Красноярск-Дудинка-Красноярск?
2. Какая ситуация с билетами они есть или сейчас уже поздно метаться (по вашим прикидкам)?
2. Номер 2 местный 1 класса?
Приветствую! Сейчас коротко отвечу:
1) билет (1 место) в каюту первого класса в одну сторону - 10500. Соответственно туда-обратно - два билета, 21000. Но надо учитывать ещё много дополнительных трат - как минимум на еду (400..500 рублей в день, если "лапшой быстрого реагирования" не ограничиваться), + 300 рублей - ночевка в каюте в ночь, когда теплоход стоит в Дудинке.
2) Вот это точно не могу сказать. Но, учитывая что линия все-таки транспортная - билеты ещё могут быть. В конце концов, билеты "без места" на борту всегда продают Другой вопрос - в какие каюты,какого класса.
3) Есть и одноместные каюты и двухместные первого класса. Но одноместок меньше.
#44
Отправлено 04 Август 2009 - 22:13
И вот, наступает он - день, когда мы должны уже отправиться в наше путешествие по Великой Реке...
Отправление по расписанию - в 7утра, но в пол-шестого мы уже на палубе. Нельзя пропустить ничего!
Коммунальный мост в первых рассветных лучах...
Теплоход уже "подтянулся" обратно к причальной стенке - и на борт поднимаются пассажиры.
Многие что-то загружают - вот, к примеру, на этом снимке можно заметить, как на теплоход вносят тщательно упакованное лобовое стекло для автомобиля...
Последние минуты перед отправлением...
И вот - зазвучали эти так знакомые любимые команды - "В пролёте трап убрать...", "На баке отдать носовой..."
Плюх!
Бешеное, на наш, "волжский" взгляд течение Енисея сразу подхватывает судно, и начинает его разворачивать...
Заметка на полях: Нужно отметить, что на "Чкалове" подруливающее устройство "с рождения" работало не очень хорошо (судьба первого теплохода в серии - быть, практически, "эксперментальным"...) - и в результате его полностью демонтировали и заварили отверстия. Таким образом - "Чкалов" - единственный 588 без подруливающего устройства!
Безусловно, это затрудняет управление судном, да ещё на такой сложной и быстрой реке как Енисей. И каждая швартовка или отход превращается в настоящий высший пилотаж... Но судоводители "Чкалова" при этом управляют теплоходом поистине виртуозно! Хотя, конечно, для них это усложнение отнюдь не приятно.
Вот теплоход уже порядочно отнесло течением от причала...
И тут на набережной появляются несколько чеолвек с сумками, и отчаянно смотрят на уходящий теплоход...
Опоздали!
С борта им кричат - "На автобус садитесь, и до Енисейска!".
Заметка на полях: Между прочем, по берегу на автобусе от Красноярска до Енисейска добраться можно гораздо быстрее, чем и пользуются некоторые пассажиры - например, сойдя в Енисейске, когда теплоход идёт вверх, можно прибыть в Красноярск почти на сутки раньше
К сожалению, я не отследил дальнейшего развития ситуации, и не знаю, удалось ли опоздавшим догнать теплоход...
А "Чкалов" тем временем выбирает якорь.
В этот момент открывается великолепный вид на здание Красняорского Речного вокзала...
Впечатляющая постройка, явно перекликающаяся с московским СРВ, к сожалению сейчас по назначению не используется...
Уже довольно давно в здании начались какие-то реконструкционные работы, в результате которых одну половину коллонады на фасаде закрыли пластиковыми окнами, изуродовав вид памятника архитектуры. С тех пор "ремонт" заморожен, и начата долгая судебная тяжба... А вокзал так и стоит, заперт и огорожен забором.
Кстати, еще не так давно в этом здании была и автостанция! Пожалуй, уникальное сочетание...
А вот уже прозвучало "чист якорь!"
И тут над утренней рекой раздаются такие радостные для всякого любителя речных путешествий первые звуки "Славянки"...
#45
Отправлено 04 Август 2009 - 22:34
Впрочем, вид на центральный район города здесь всё равно великолепный!
Но тут как раз традиционная "Славянка" сменяется замечательной песней - странно, что никто ещё не упомянул о ней в своих рассказах... Авторы и исполнители - некая довольно известная красноярская группа - но, к огромному сожалению, я не запомнил название этой группы!
И вот эта, вроде бы незатейливая, но такая искренняя песня на меня произвела потрясающее впечатление, и всё время нашего путешествия я напевал её...
Вот текст:
Когда над Енисеем качается заря
Уходят от причалов корабли:
Всем по местам стоять, и выбрать якоря,
Переложить к отплытию рули!
Прощальный с мостика гудок...
Колышет эхо по волнам - наш путь далёк! -
Пусть там, внизу, пороги, туманы, шивера -
На северА! (На северАа...)
Пока! Нас позвала к себе река.
Пока! Махнула с берега рука.
Пока! Машинам снова полный ход,
Пока! Нам бакен подмигнул и вот,
Вдали растаял теплоход...
От севера до юга - речной меридиан,
Мотаем километры на винты.
Кильватер за кормой... Так хочется домой,
Что мы не замечаем красоты -
Вокруг сибирская тайга (тайга, тайга!)
И тают в дымке голубой все берега;
А нам скорей швартовы так хочется принять
И всех обнять, расцеловать!...
Пока! Нас позвала к себе река.
Пока! Махнула с берега рука.
Пока! Машинам снова полный ход,
Пока! Нам бакен подмигнул и вот,
Вдали растаял теплоход...
(Славянка! )
Пока! Машинам снова полный ход,
Пока! Нам бакен подмигнул и вот,
Вдали растаял теплоход...
Звучит эта песня только при отправлении из "крайних" точек маршрута - Красноярска и Дудинки, и ещё - при отходе от пристани Подтёсово...
А ещё у меня есть её запись. Обращайтесь в личку
#46
Отправлено 04 Август 2009 - 23:06
К сожалению, забыл, что за здания здесь видны, друзья подскажут, надеюсь. Точно только знаю, что на заднем плане - "голая" решетка легендарного красноярского долгостроя - здания НИИ КАТЭКуголь.
"Святитель Николай" (мы ещё попадём на его борт... )
И отстранённый от работы ДЭХ "Композитор Калинников"
Тут взгляд падает на буй...
И вновь поражаюсь скорости енисейского течения!
Заметка на полях: Говорят, был случай, когда неискушенные туристы, глядя на подобную картину, радостно воскликнули: "Ой, гляди, гляди! Бакен с моторчиком!!!"
А тем временем причал остаётся всё дальше за кормой...
Впереди - две тысячи километров до Дудинки!
"Нас позвала к себе река..."
#47
Отправлено 06 Август 2009 - 22:55
Но ещё как минимум пару часов по берегам будут преобладать техногенные пейзажи...
Так что этот пост, возможно, будет несколько "на любителя"... Полагаю, Михаил Архипов будет рад
Вот открывается вид на затон красноярского судоремонтного центра:
Видна лишь малая толика судов, находящихся в затоне... Но посмотреть есть на что!
Например - "компания на букву "К""
А вот и ещё один из "отставников" - дизель-электроход "Литва"
По берегам бесконечной лентой потянулись грузовые причалы:
Вот такие "контейнеровозы" тут формируют:
"Ока" на Енисее!
Не мог я не запечатлеть и судно с замечательным названием "Советская Арктика"!
Вот впереди уже виднеется Октябрьский автомобильно-пешеходный мост - первый из трёх мостов, под которыми нам предстоит пройти...
Несколько минут - и он уже за кормой...
В далеке виднеется полуразобранная труба - не простая! Труба внутри металлической опорной конструкции сделана из дерева. Ещё совсем недавно здесь располагалось производство искуственного волокна, отличающееся очень агрессивными выбросами - поэтому труба и сделана максимально "ремонтопригодной".
К сожалению, сейчас это предприятие умерло...
#48
Отправлено 06 Август 2009 - 22:57
А мы, тем временем, проходим под совмещённый железнодорожно-автомобильный мост, в народе прозванный "Три Семёрки".
Вновь погрузочные площадки и грузовые суда...
Плавмагазины! На волге их в первоначальном их назначении, вроде, уже и не осталось - а тут востребованы, живут.
Интересный теплоход... Полагаю, рефрижератор.
А вон на берегу - Луч-25
"Тутаев", к сожалению, уже навряд ли куда-нибудь пойдёт...
#49
Отправлено 06 Август 2009 - 22:58
принадлежащего компании «РУСАЛ» - хи, тоже какое-то "речное" название )
Десятки дымящих труб, уходящие в бесконечность цеха...
На переднем плане - заводской водозабор.
Только когда стал обрабатывать фотографии - заметил такой забавный способ "парковки" лодки!
Панорама КрАЗа сменяется видом на ещё один индустриальный гигант - Красноярскую ТЭЦ-3.
Строительство этой станции началось в 1981 году, но через десять лет, в 90-е годы было заморожено.
Лишь в 2007 году Енисейская теплогенерирующая компания возобновила строительство - и в ближайшие пару лет два энергоблока уже будут запущены.
Забавно, что Енисей ниже Красняорска довольно сильно петляет - в результате чего труба ТЭЦ-3 будет ещё долго маячить... то на левом берегу, то на правом!
Нефтеналивные баржи:
Этот вот теримнал с гигантским мостовым краном - как я понял, предназначен для перевалки на суда групногабаритных грузов, доставляемых далее по Енисею, через Дудинку, в Норильск. В том числе - подвижной состав для самой северной "островной" железной дороги.
На фотографии не очень заметно - но там, внизу, у одной из опор фермы крана "завалялся" тепловоз ...
БТП-605 в лучах восходящего солнца
Поворот...
Вот такой он, Енисей под Красноярском... Кажется пока не таким уж большим
И тут - вот он, третий мост на нашем пути, мост северного автомобильного обхода города.
Ещё в прошлом году Андрей Урицк показывал фотографию его строитеьства...
А теперь вот он - во всей красе!
Ну вот теперь пора поднять мачту... больше мостов на нашем пути не предвидится!
Кормовая мачта - пошла!
И носовая - пошла!
Вот так!
Заметка на полях: Позже, в беседе со старшим помошником капитана, Юрием Михайловичем Серёгиным, я рассказал, что на Волге кормовые мачты на трёхпалубниках отсутствуют. И это вызвало у него искреннее сожаление - "Так вида ж никакого у теплохода нет тогда!".
И в этом я с ним полностью согласен... Но увы - на Волге слишком много мостов
#50
Отправлено 06 Август 2009 - 22:59
...и малый флот.
Техногенные пейзажи понемногу уступают место живописной сибирской природе...
Вот и Ермолаевский затон
Ах, какая замечательная палуба на "Чкалове"!
Я ещё не раз буду ей восхищаться!
А на берегу - стадо!
Хорошие такие, упитанные и ухоженные коровы!
Проходим деревню Барабаново. На берегу - большая деревянная церковь Параскевы-Пятницы, построенная аж в 1857 году...
А сколько ещё интересного у нас впереди!
Продолжение будет...
#52
Отправлено 03 Ноябрь 2009 - 21:21
Когда будет-то?Продолжение будет...
#53
Отправлено 14 Январь 2010 - 12:02
"Атамановская труба"... здесь вплотную к Енисею встают скалы Атамановского хребта - низкогорного отрога Енисейского кряжа с абсолютными отметками до 550 метров, общей протяженностью 68 километров.
Картина кажется идиллической...
Но - вот строки из лоции Енисейя: "...Шиверо-Атамановский затруднительный для судоходства участок (70,8 - 84,9 км) включает перекаты Верхний Шиверский, Средний Шиверский, Нижний Шиверский и Атамановские Камни..."
На этом снимке хорошо видны ограждающие фарватер буи:
Приведу для ясности картинку из лоции (мы сейчас идём вниз, тоесть слева-направо):
Это - Средне-Шиверский перекат.
"..перекат Средний Шиверский (74,4 - 76,2 км) образован каменистыми грядами и выходами скального дна. Судовой ход на перекате сильно искривлён каменисто-галечной косой Потехина. наименьшая глубина судового хода на перекате 3,0 м, ширина 80 м..."
Ну а с точки зрения пассажиров - скалы вокруг восхитительны и прекарсны! :-)
А вот и "Барыня"!
Воспользовавшись небезызвестной формулировкой определяем, что сейчас воды уже маловато, и баржа пройдёт не везде (хотя паводок только-только пошел на убыль)
Но вот мы минуем памятную скалу, и движемся дальше...
В самый "зев" Атамановской Трубы....
Но что это такое виднеется в дымке, у правого берега?
Домики на берегу начинают напоминать ДОТы...
Историческая справка:
В январе 1950 года после ряда проведённых изысканий был подготовлен доклад правительству о строительстве под Красноярском третьего, после Челябинска-40 и Томска-7, закрытого города и производственного комплекса для выработки оружейного плутония — горно-химический комбинат — ГХК. Основной объект был размещён в соответствии с уникальным проектом в толще горного массива, на глубине 200 метров от поверхности, на правом берегу реки Енисей. Такое расположение придавало стратегическому производству особую защищённость, вплоть до устойчивости к прямому ядерному удару.
Комбинат был предназначен для наработки оружейного плутония в промышленных реакторах и его выделения на радиохимическом производстве.
"...Реакторное и радиохимическое производства, атомная ТЭЦ, объекты водоснабжения и вентиляции расположены в скальных выработках в глубине горного хребта. Инженерные решения по размещению в глубине горного массива атомного производства не имеют аналогов в отечественной и мировой практике..."
"...Сброс охлаждающих вод двух прямоточных реакторов производился у правого берега (80-й км от Красноярска по лоцманской карте). В водах охлаждения контролировалось около тридцати радионуклидов активационного и осколочного происхождения. Деятельность ГХК определила радиационную обстановку в бассейне реки на протяжении до 1500 км вниз по течению от места сброса..."
"...«Полка» вдоль правого берега Енисея, по которой проложена железная и автомобильная дороги, образована породой, вывезенной из недр горы..."
В горе видны многочисленные служебные штольни
Это, между прочем, такая вот монументальная вентиляционная шахта... Впрочем, там вокруг всяких отверстий в горе очень много заметно
Полагаю, в иные времена, меня, с моим "фоторужьём" (объектив Sigma 70-300 - та ещё конструкция!) не особо церемонясь "сняли" бы вот с этой вышечки... Но теперь - только с интересом рассматривают в бинокль:
И тут происходит нечто совершенно неожиданное...
По железной дороге, проходящей по "полке", катится атится "хозяйственная единица" - погрузочно-транспортный мотовоз, этакая железнодорожная "воровайка"
Поровнявшись с теплоходом она вдруг приветствует его своим высоким гудком...
И тут с мостика нашего теплохода ей отвечают глубоким басовитым тифоном!
"Пароход с паровозом поздоровался" :-))
Машинист "хоз. единицы" очень доволен
Ну а мы продолжаем путь... Вот вдалеке на берегу виднеется весьма интересное здание:
Это, между прочем, не так давно построенный Железногорский завод полупроводникового кремния! Этакая попытка "конверсии" закрытого города...
А рядом постройки, имеющие отношение к ещё одному "назначению" этих мест.
Здесь расположена одно из крупнейших предприятий по переработке и захоронению ядерных отходов, в том числе отработанного топлива АЭС...
И где-то здесь под Енисеем проходит тоннель, построенный некогда для перекачки жидких ЯО с завода по переработке к площадками захоронения, но так и не введённый в эксплуатацию...
А вокруг... А вокруг дивно красивая природа!
И даже как-то не верится в такое странное соседство...
В завершение этого поста замечу: когда теплоход идёт вниз по течению Енисея, он проходит Атамановскую трубу при таком положении солнца, что сфотографировать "артефакты" горно-химического комбината очень трудно. Но зато на обратном пути всё видно просто замечательно! :-) Поэтому, когда мы возвращались обратно в Красноярск, удалось сделать ещё много красивого "фотопалева" ГХК, которое я, пожалуй, покажу отдельно и попозже.
Продолжение будет!
#54
Отправлено 17 Январь 2010 - 23:23
Мой блог о путешествиях=>>
#56
Отправлено 25 Январь 2010 - 18:56
Идём дальше!
Вот показалось и село Атаманово:
И его маленький но живописный грузовой порт!
Немного ниже по течению обнаруживается какая-то локальная база флота
И небольшой местный "Аланг", где идёт разделка судов на чермет
И тут у берега разворачивается занимательное зрелище...
Как известно, мостов через Енисей до самого устья больше нет. Зато есть многочисленные переправы! И вот, на наших глазах груженый "под завязку" лесовоз прибыл с правого берега на левый...
"Урал" мееедленно съезжает на берег с парома-площадки. Площадка угрожающе кренится, "вытягивая" из воды счаленный с ней катерок-буксир. Тот же отчаянно бурлит воду, изо всех сил прижимая паром к берегу...
Со стороны всё это выглядит довольно рискованно... Но, судя по всему - не впервой! Разгрузочная перация успешно завершена!
Ну а мы спешим дальше, вниз по течению Енисея...
Погода замечательная, вокруг - красота...
С палубы не хочется уходить ни на минуту!
Как она прекрасна, чистая деревянная палуба! А такой же гладкий деревянный планширь, и вот эти лавочки! Просто уютно!
Вот на берегу - створные знаки. Интересная особенность - на Волге обычно обходятся двумя такими знаками. Здесь же, на Енисее, часто нужна более точная навигация - поэтому ставят три.
И в заключение поста - ещё пара красивых видов:
"...вокруг сибирская тайга..."
#57
Отправлено 29 Январь 2010 - 18:24
Погода была замечательная.
Но тут метеоусловия начали меняться...
Лишь недавно прямо по курсу открывалась такая картина:
А спустя каких-то пол-часа перед нами развернулся во всём своём великолепии Грозовой Фронт!
На берегах ещё свет борется с тьмой...
А прямо по курсу - тьма уже победила...
Накрывает потихоньку...
Обратите внимание на тех вон ребят, сидящих на столах
Это - студенты-геологи из Екатеринбурга. Из забрасывали на практику - в геологическую партию на пару месяцев. Разведка месторождений золота на северных отрогах Енисейского кряжа... На главной палубе теплохода один из больших порталов, ведущих к грузовому лифту, был доверху завален ящиками с каким-то геологоразведочным оборудованием и старыми-добрыми-бородатыми брезентовыми палатками
Студенты эти сошли с теплохода в Бору - там вертолётная база, оттуда им до места своей практики - ещё чуть не пару часов лёту...
А там - тайга, мошкА, медведи... И золото Романтика!
Ребята, конечно, нервничали немного... Но перешучивались - "обратно поедем - полные карманы денег будут!".. В этом есть доля правды - заработать там даже за период практики можно немало.
А вон видите того парня, раскинувшего руки? Вот его - не подберу другого слова - просто тащило и плющило от всего происходящего! Он практически не уходил с палубы, стоял вот тут, на носу, на самом ветру, жадно вдыхал запах реки и тайги... "Я так всё это увидеть хотел! Вот эту настоящую тайгу, да!!!"...
И вот - спустя минуту - теплоход вошел в стену дождя...
Всех моментально "смыло" с палубы в надстройку... Кроме того самого парня - он остался там же, точно так же раскинув руки "ловил" дождь и периодически что-то радостно кричал!
Ну а столичные туристы аккуратно наблюдали причуды погоды из-под тента:
Ливень - стеной... Но проходит всего лишь четверть часа - и теплоход выныривает из полосы дождя!
Вновь кругом - ясно, тепло и красочно!
И только мокрый планширь напоминает о недавнем буйстве природы...
Опять выходим на палубу и любуемся берегами...
А впереди у нас - ещё так много всего интересного!...
#58
Отправлено 30 Январь 2010 - 10:38
А вон видите того парня, раскинувшего руки? ... Он практически не уходил с палубы, стоял вот тут, на носу, на самом ветру, жадно вдыхал запах реки и тайги... "Я так всё это увидеть хотел! Вот эту настоящую тайгу, да!!!"...
...
И вот - спустя минуту - теплоход вошел в стену дождя...
Всех моментально "смыло" с палубы в надстройку... Кроме того самого парня - он остался там же, точно так же раскинув руки "ловил" дождь и периодически что-то радостно кричал!
Да-да, Земля вериться пока на ней еще живут вот такие романтики
Пожалуй, с таким отчетом как-то можно «дотянуть» и до своего путешествия, жаль только что столь изумительные сообщения от автора в ней появляются крайне редко .
#59
Отправлено 08 Февраль 2010 - 12:17
Да-да, Земля вериться пока на ней еще живут вот такие романтики
Это верно!
Пожалуй, с таким отчетом как-то можно «дотянуть» и до своего путешествия, жаль только что столь изумительные сообщения от автора в ней появляются крайне редко .
К сожалению, обстоятельства не дают уделять много времени обработке фотографий... Стараюсь сделать рассказ максимально красивым и достаточно информативным при этом (хотя до "энциклопедии" Урицка навряд ли "допрыгну" ).
#60
Отправлено 08 Февраль 2010 - 12:24
Но иногда вода за бортом словно закипает...
...заркручивается, дыбится, бурлит.
Теплоход преодолевает многочисленные перекаты , где Енисей, вновь сжимаемый скалами отрогов Енисейского кряжа, показывает нам свой норов...
На берегах здесь ещё часто встречаются довольно крупные посёлки...
К сожалению, не могу точно сказть, какой из них запечатлён на этом снимке. Предположительно, это посёлок Язаевка.
Тут оборудован небольшой причал. Занимательно устройство причальной стенки: какие-то бессистемные наслоения старых, почерневших брёвен %)
Старый лихтер (несамоходная морская баржа) на "мёртвом" якоре.
Крупная серия таких судов для Енисея была построена некогда в Финляндии, и приведена сюда по Севморпути.
теперь они доживают свой век в виде брандвахт или дебаркадеров...
А впереди - пожалуй, самое известное на Енисее место - Казачинский порог...
Казачинский порог (233,0-240,0 км по лоции), включающий перекат Верхний Порожинский, Верхний и Нижний сливы и перекат Нижний Порожинский, образован скльными выступами, каменистыми грядами и россыпями, которые пересекают русло реки по всей его ширине.
Подводные камни и выступы дня, большие скорости течения, свальные и затяжные течения, майданы и буруны представляют здесь большую опасность для судоходства.
Казачинский порог является единственным на водных путях России участком, где для взводного судоходства используется специальное буксирное судно - туер.
Верхний и Нижний сливы образуют, собствено Казачинский порог. Русло реки здесь сужается с 650 до 300 метров. Падение реки составляет здесь 1 метр на километр (суммарное падение в пороге - 3,8 м)
Скорость течения в пороге может достигать 18-20 км/ч.
Вот страница из лоции Енисея с детальной схемой порога:
"Буковки Т", окруженные пунктиром - это скалы и камни. Попадение на них чревато для судна фатальными повреждениями... Судовой ход между камнями провёден черной линией - можно оценить, насколько близка опасность и как точно нужно выдерживать курс.
Приведу здесь цитату из книги "Флотская Судьба" енисейского капитана Ивана Антоновича Булавы:
" ...
Много достопримечательных мест на Енисее, которые привлекают туристов, и одним из них является Казачинский порог, удаленный от Красноярска на расстояние 250 километров ниже по течению. Расположенный в живописном месте реки, этот порог представляет собой серьезное препятствие для судов — и так на протяжении всей истории судоходства на Енисее. Первый пароход на Енисее был построен в 1863 году, а преодолеть Казачинский порог смогли только в 1882 году — впервые это сделал пароход купца Гадалова «Москва». В качестве бурлаков были наняты крестьяне окрестных деревень — Подпорожной, Галанино, Заливской и других.
Своим ходом порог преодолел пароход «Дальман», который открыл движение между Енисейском и Красноярском. И только через 40 лет, с появлением в пороге туера № 166 — впоследствии «Ангара» — через Казачинский порог началось регулярное движение судов. В 1964 году туер «Ангара» был заменен на новый, построенный на Красноярском судоремонтном заводе, на дизель-электроход-туер «Енисей». И до сих пор здесь остался прежний, изначальный способ подъемки судов за туером, который сам поднимается с помощью лебедки и троса, проложенного по корыту порога, и увлекает за собой других.
Много трагедий произошло и происходит в этом месте. Одна из них — гибель парохода «Модест», именем которого названа каменная плита, на которой он переломился...
(...Камень Модест расположен в Казачинском пороге под нижним сливом у левого берега. В 1898 году на этот камень из-за обрыва штуртроса был выброшен пароход «Модест». Снять с камня его не удалось: пароход переломился. Зимой была снята машина и часть корпуса. С той поры камень называется «Модест»...)
...И в наше время Казачинский порог проходят с особой предосторожностью.
Как правило, на капитанском мостике при этом находится капитан, у руля — или старший помощник капитана, или кто-то из штурманов, на баке — боцман, в машинном отделении у пульта управления — главный механик.
Сначала подается звуковой сигнал, и, если проход свободен на всем протяжении, на мачте поднимаются два цилиндра или два зеленых огня. А если он свободен частично — только до блокпоста «Два свистка», то на сигнальной мачте появляютя два знака: цилиндр и ниже его — конус, ночью сверху зеленый, а под ним — красные огни. В этом случае проход судну разрешен только до следующего блокпоста. Там снова подается сигнал, и если на мачте видны два вертикальных цилиндра — проход разрешен. Капитан выдает команде информацию: «Пошли в порог!» С этого момента и до выхода судна из порога выключаются все посторонние, не связанные с безопасностью движения, агрегаты и приборы. На ручном рулевом приводе стоит вахтенный рулевой. Все подчинено готовности к мгновенной реакции на любые непредвиденные случаи
... "
Для того, чтобы ещё лучше осознать всю трудность этого участка реки, покажу ещё "Указания для плавания" из лоции:
Ну а тем временем нам навстречу толкач ведёт пару нефтеналивных барж - он только что прошёл порог снизу-вверх...
Вот он - блокпост "Два свистка".
Нас пока ещё в порог "не пустили": на мачте - белый цилиндр и красный конус.
Вооон там, впереди - уже виден порог, и проходящий его вниз толкач.
Он пока и "занимает" засемафоренный участок...
Подождём освобождения порога, и прочитаем отрывок изкниги "Царь-рыба" Виктора Петровича Астафьева:
"
...
Когда мне первый раз в жизни довелось проходить Казачинские пороги, я спрятался на палубе под шлюпку и как там не отдал богу душу, до сих пор понять не могу.
Берега к порогу сужались каменным коридором, воду закручивало, вывертывало вспученной изнанкой, от темени скал река казалась бездонной, ее пронзало переменчивым светом, местами тьму глубин просекало остриями немых и потому особенно страшных молний, что-то в воде искристо пересыпалось, образуя скопище огненной пыли, которая тут же скатывалась в шар, набухала, раскалялась, казалось, вот-вот она лопнет взрывом под днищем суденышка и разнесет его в щепки. Но пароход сам бесстрашно врезался плугом носа в огненное месиво, сминал его, крошил и, насорив за собою разноцветного рванья, пер дальше с немыслимой скоростью и устрашающим грохотом.
Кипело, ахало, будто тысячи мельниц одновременно гремели жерновами, лязгали водосливом, бухали кованым вертелом, скрипели деревянными суставами передач и еще чем-то. Глохли, обмирали в камнях всякие земные краски, звуки, и все явственней нарастало глухое рокотание откуда-то из-под реки, из земных недр - так приближается, должно быть, землетрясение
...
Пароход подрагивал, поскрипывал, торопливо бил об воду колесами, пытаясь угнаться за улетающей из-под него рекой, и на последнем уж пределе густо дымил трубою, ревел, оглашая окрестности, не то пугая реку и отгоняя морочь скал, не то умоляя пощадить его, не покидать и в то же время вроде бы совсем неуправляемо, но вертко летел меж гор, оплеух, быков, скал, надсаженно паря, одышливо охая. Что-то чем-то лязгнуло, брякнуло, громыхнуло, ахнуло, и шум поднялся облаком ввысь, отстал, заглухая, воцарилась мертвая тишина. "Все! Идем ко дну! Не зря бабушка мне пророчила: "Мать-утопленница позовет тебя, позовет..."
Но пароход не опрокидывался, никакого визгу и вою не слышалось. Я выглянул из-под шлюпки. Порог дымился, бело кипел, ворочался на грядах камней уже далеко за кормою...
...
"
А вот уже и наш теплоход входит в порог!
Большинство пассажиров - на палубе: грозные белые буруны приковывают взгляды...
Верхний Слив пройден, но впереди - ещё более суровый Нижний Слив!
Сила течения поражает...
Теплоход проносится среди камней со сокростью более 30 км/ч, а вокруг - словно кипящий котёл!
Впрочем, в начале июня вода ещё стоит довольно высоко - и самих камней не видно, их отмечают лишь только пенные буруны. Только поблизости от берега скальные глыбы выступают из воды.
Вот уже видна протока Заостровка, и остров Островки.
Самый опасный участок пройден!
Конечно, с борта трёхпалубного теплохода Казачинский порог кажется чуть мене впечатляющим, чем он описан у Астафьева.
Но, тем не менее, грозная и красивая сила Енисея прекрасно чувствуется, почти физически ощущается даже за ту буквально пару минут, за которую судно "пролетает" среди камней...
А ниже порога на рейде уже стоит в ожидании пара барж - буксирам предстоит провести их через порог вверх...
Внимательный читатель уже, наверное, готов задать вопрос - а где же упомянутый ранее туер "Енисей"?
Увы, придётся разочаровать - это уникальное судно увидеть нам не удалось. Дело в том, что как раз в это время туер находился на профилактическом ремонте в Красноярске! Проводку барж через порог вверх обеспечивали два мощных буксира-толкача.
Впрочем, унывать не стоит - нас ждёт ещё много всего интересного!
Оставим за кормой Казачинский порог...
Бросим взгляд на маленького но смелого труженика - обстановочный катер "Павлин"...
И вглядимся в странное облачное образование в небе %)
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных