Малые Дивы. Пещерная церковь Иоанна Предтечи.Около часа дня привела меня традиционная пешеходная дорога по рельсам к Малым Дивам, а точнее к Свято-Успенскому Дивногорскому монастырю.
(вид на традиционный путь от Малых Див)
Именно этот путь как кратчайший мне и многим туристам посоветовал экскурсовод музея «Дивногорье».
Монастырь и Малые Дивы расположены около железнодорожной станции «Дивногорская».
Свято-Успенский Дивногорский монастырь. Еще по зиме, будучи в паломнической поездке по святыням земли Воронежской и Липецкой, до Дивногорья мы не доехали, дабы не благословил нас местный настоятель на его посещение. От экскурсовода в музее также были наслышаны, что строги в монастыре нравы и правила, и что на территорию его могут и не пустить. С опаской подходила я к его стенам.
Ворота были закрыты на засов. Походила вокруг да около, прошлась в ту и иную стороны и поняла, что иной дороги к меловым Дивам как через территорию монастыря и нет. Тут на удачу, вышли монастырские охранники покурить, я и спросила у них, как мне до Див добраться. В ответ мне было, снимай брюки, а на голову платок покрывай и иди через монастырь. Надев фартук и платочек, приоткрыла я тяжелые ворота монастыря, немного прошлась по его территории и вышла на дорогу к Дивам.
Пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Несмотря на то, что на воротах висит табличка, что храм закрыт для посещения, прогуливаясь по территории монастыря, мне все же удалось попасть внутрь и этого храма. Сестры (скорее работницы храма, в своем повествовании я все же назову ее сестрой) организуют экскурсии по Пещерному храму, на которую я попала совершенно случайно. Нагулявшись по Малым Дивам я спустилась к основному собору в честь Успения Божией Матери, дабы купить буклетик о монастыре. Свечная, иконная лавка была закрыта и я осталась ждать прихода кого-нибудь и дождалась. Нет, лавка по-прежнему была закрыта, а на вопрос о том, что мне нужно, честно ответила о желании приобрести книжку про монастырь. Удалившаяся в темных комнатах сестра через некоторое мгновение вынесла мне маленький буклетик, со словами, я нашла его в Пещерном храме, наверное, он дожидался Вас, и позвала меня на экскурсию в Пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Внутри храм напоминает пещерный храм в Больших Дивах, только в нем намного прохладнее и сырее. Храм реставрируется, в нем почти совсем нет икон. Стены храма покрыты плесенью, конечно еще столько нужно сделать, чтобы восстановить его былую стать, но, несмотря на запущенность в храме присутствует благодатный дух. Стены этого храма пока не украшают информационные стенды как в Больших Дивах и свечи для крестного хода также не продаются. Взяв огарки свечей из небольшой коробочки мы направляемся вслед за сестрой по узкому коридору Малых меловых Див, совершая крестный ход под тусклый свет горящей свечи. На пути крутые и стертые ступеньки, от влаги и сырости мокрые, а потому скользкие, приходится опираться на стены храма. Темно, лишь силуэты и тени, а впереди тонкий и тихий голосок на распев ведущий вперед. Вскоре свет. Крестный ход и по Малым Дивам завершен. После темноты глазу непривычно смотреть на свет и первые минуты мир ощущается не глазами, а чем-то изнутри, где царит состояние покоя и умиротворения.
Говоря о монастыре, все же стоит упомянуть, что в самом соборе в честь Успения Божией Матери также находятся списки иконы Сицилийской Божией Матери, а поэтому не бойтесь как пройтись по территории монастыря, так и зайти в собор.
Крутой подъем к поклонному кресту по мелу, спасает лишь то, что он сухой, был бы скользкий, ни в жизнь не поднялась бы.
Река, что на заднем фоне, то Дон.
Остатки меловых Див. Говорят, что раньше их было куда больше, при строительстве железной дороги многие были взорваны из-за безопасности, дабы избежать их обрушения на дорогу, но большая часть их была уничтожена в революционные годы и после. В частности территория монастыря в 1927 году была передана под санаторий героев революции, эти годы в истории обители отмечены как приведшие ее к сильному разрушению. А это все, что дошло до наших дней с тех лет лихолетья. Остатки Див ныне как немой укор или скорее памятник человеческому бездушию.
Остатки звонницы