то есть о Корее мы не знаем практически ничего.
А как же речное судоходство?



В наши дни
Ханган, главная река Южной Кореи, пустынен – только изредка пройдёт по нему прогулочный теплоход, вроде тех, которые в России называют "речными трамваями". Однако сто лет назад всё выглядело совсем иначе: Ханган был главной магистралью, по которой снабжалась корейская столица.
До середины XIX века нигде в мире сухопутный транспорт не мог соперничать с водным ни по дешевизне перевозок, ни по их скорости. Каким бы тихоходным устройством не казался нам парусник или речная баржа, они все равно двигались куда быстрее, чем телега или карета. Если же говорить о цене, то доставка тонны груза по воде обходилась дешевле в десятки раз. Только с появлением железных дорог сухопутный транспорт смог конкурировать с водным, по крайней мере – на реках и озёрах.
Казалось бы, корейские реки не слишком приспособлены для судоходства: они короткие, мелкие, быстрые, изобилуют порогами и текут, в основном, в "неправильном" направлении, с востока на запад, в то время как основные грузовые перевозки в Корее испокон веку проходят по "вертикальной" оси север-юг. Однако до начала прошлого XX века и в Корее основная масса грузов доставлялась речным и морским транспортом. По горным дорогам доставлять грузы в любом случае было куда сложнее.
А возить в старые времена в Корее приходилось много. При том, что частная коммерция в стране была не слишком развита, все налоги и сборы выплачивались натурой, то есть зерном и тканями. Часть податей оставалась на месте, но немалое количество зерна следовало доставлять в государственные хранилища в Сеуле. На протяжении столетий само существование корейской столицы зависило от этих поставок. В XVIII веке примерно 70-80 процентов всего зерна, потребляемого в Сеуле, доставлялось туда по воде. К счастью, Ханган, на котором располагается город – река, по корейским меркам, большая и для судоходства вполне благоприятная.
При этом по-настоящему больших кораблей в Корее в годы правления династии Ли не строили, хотя в более ранние времена в Корее умели делать и достаточно крупные суда. Однако с XV века корейское правительство жёстко ограничивало внешние контакты своих подданных, и запрещало им строить корабли, пригодные для дальних плаваний. Поэтому большинство кораблей были небольшими, водоизмещением в несколько десятков тонн. Плавали они в основном вдоль изрезанного западного побережья Корейского полуострова, где бухты и острова обеспечивали им надёжное укрытие в случае шторма. Главным грузом на этих кораблях было зерно, которое потом по Хангану доставлялось в столицу.
Кроме кораблей с зерном по Хангану в те времена ходило немало лодок, владельцы которых занимались перевозкой через реку людей и грузов. Первый постоянный мост пересёк Ханган только в 1900 г. В более ранние времена сообщение между берегами обеспечивали либо наводившиеся время от времени понтонные мосты, либо перевозчики-лодочники. И поныне многие районы на берегах Хангана включают в своё название слово "нару", то есть "паромная переправа".
В 1880-е годы на Хангане появились пароходы. Они принадлежали западным фирмам, но были зафрахтованы корейским правительством. Как ни странно, паровое судоходство не могло вытеснить парусники почти полвека. Оказалось, что небольшие парусные суда старого образца отличаются исключительной экономичностью, и перевозки на них обходятся дешевле, чем новомодных пароходах. Только в двадцатые годы речной транспорт на Хангане стал по преимуществу паровым.
Впрочем, после постройки в 1899 году первой железной дороги, речной транспорт стал быстро терять своё былое значение. Первая в Корее железная дорога соединила Сеул и Инчхон, и прошла параллельно Хангану, сделав речные перевозки нерентабельными. В колониальные времена японская администрация построила сеть железных дорог, которые соединили между собой все основные города страны, так что к тридцатым годам по корейским рекам сплавляли только плоты с древесиной – и, конечно же, продолжали работать многочисленнные паромные переправы.
Окончательный удар по корейскому речному транспорту нанесла Корейская война 1950-1953 г. Устье Хангана, главной реки Южной Кореи, оказалось разделено военно-демаркационной линией. Фактически, река была отрезана от моря.
Только в середине восьмидесятых годов речной транспорт на Хангане возродился – но на этот раз уже в туристско-развлекательном качестве. Именно тогла на реке появились первые прогулочные корабли. Для того чтобы сделать возможным движение этих небольших теплоходов, пришлось перестроить даже несколько мостов. Сейчас речные прогулки по Хангану совершают около миллиона человек ежегодно.
Кроме прогулочных теплоходов время от времени на реке можно увидеть землечерпалки и небольшие баржи, которые заняты вывозом намытого грунта. Но настоящего грузового судоходства по Хангану нет – и, скорее всего, не будет больше никогда.