Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
«Михаил Светлов» (q056) // Якутск - Ленские столбы - Тикси - Якутск // 1-14 августа 2008
#22
Отправлено 12 Сентябрь 2008 - 14:36
Да, помнится, обсуждали это на "Светлове". Местные действительно рассказывали про это необычное место, а кто-то говорил, что даже ездил туда. Но в целом - ничего сенсационного сверх того, что находит Яндекс.Андрей, а вам местные ничего не рассказывали о долине смерти и загадочных котлах в пойме Вилюя?!
А то понаписать-то могут всякого...
Надо будет энтузиастам туда съездить.
Если память не изменяет, это Коли Смыслова...зы: а чья это шестидесятка на столе?
Мой блог о путешествиях=>>
#23
Отправлено 12 Сентябрь 2008 - 15:19
#24
Отправлено 12 Сентябрь 2008 - 21:20
Потрясающие фото.
Туркомпаниям надо задуматься: не послать ли вас в очередной круиз.
Реклама обеспечена.
Вы первый, кто вызвал желание - отправиться на Лену!!!!!!!!!!!
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то
#26
Отправлено 14 Сентябрь 2008 - 16:51
День 5.
5 августа. Жиганск. Заполярье. Далее на Север
В этот день палубы «Светлова» оживились как никогда рано – около 7 утра мы проходили знак «Полярный круг». Строго говоря, саму заветную параллель 66 градусов 33 минуты мы прошли парой часов ранее, но памятный знак установлен именно здесь – на крутом берегу в 10 километрах от посёлка Жиганска – первого заполярного поселения на нашем пути. После пересечения Полярного круга нам ещё двое суток двигаться на Север до заветной 72 широты. Да, насколько же севернее мы заберёмся по Лене, чем во время недавнего путешествия по Енисею!
Раннее утро на палубе. В ожидании Полярного круга можно поснимать флот...
...и необъятные ленские просторы
А вот и знак на крутом склоне:
В данном рассказе я ещё вернусь к этому памятному месту, но несколько позднее.
А пока - слева по борту мы проходим знак "Полярный круг"...
Вскоре после завтрака теплоход остановился на рейде Жиганска – подойти непосредственно к берегу здесь нет возможности, поэтому туристы доставляются на сушу паромом.
Панорама Жиганска:
К борту теплохода подходит паром, на котором нам и предстоит добраться до берега. Погода шепчет.
Поехали!...
На берегу:
Сопровождаемые ватагой местных ребятишек, мы направляемся в посёлок,...
...где на центральной площади прошёл небольшой концерт
Фото на память.
Вторым пунктом организованной программы по Жиганску стало посещение местного музея, где представлены интересные экспозиции, рассказывающие об истории, природе и культуре края...
В центре - герб Жиганска:
В 17-18 веках через Жиганск проходили маршруты многих дальних экспедиций.
Во время Великой Отечественной войны многие жители посёлка ушли на фронт...
А вот ещё один очень интересный экспонат - нижняя челюсть неизвестного животного, найденная в окрестностях Жиганска. Предположительно, это был мамонтёнок...
Во дворике музея:
До отхода парома на теплоход оставалось около двух часов, и мы пошли гулять по посёлку. Фотопрогулка по Жиганску, а также небольшой исторический экскурс - далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#27
Отправлено 14 Сентябрь 2008 - 17:25
Жиганск – очень древнее поселение на Лене. Он основан в 1632 году казаками из отряда П. Бекетова. Вскоре здесь была размещена таможенная застава, а также основано плотбище, где строились кочи для путешествий на Колыму, Индигирку, Яну… В 1783 году Жиганск стал уездным городом, но в 1805 году город был разграблен шайкой каторжан, бежавших из Охотского острога, после чего наступил упадок. Долгое время селение было полузаброшенным, и лишь в 30-х годах 20 века с началом освоения Северного Морского пути Жиганск вновь получил развитие – появились пристань, аэропорт, радиостанция. В 1980 году здесь появилось телевидение, в 1991 году автодорога соединила Жиганск с Вилюйским трактом, а в 2009 году здесь начнёт работать вышка сотовой связи.
Жиганск – типичный сибирский заполярный посёлок со своим чарующим колоритом – грунтовые улицы со снующими туда сюда "УАЗами" и "Уралами", дома на сваях, простые и открытие люди… Жиганск оставил исключительно позитивные впечатления!
Фотопрогулка по улицам посёлка...
Приветственные слова от работников торговли:
На улицах Жиганска... Жизнь идёт размеренно и неторопливо.
Заполярные бурёнки:
Центральная улица Жиганска:
Один из жилых домов:
А это - здание, в котором располагается прокуратура, а также ещё ряд государственных служб:
Верный пёс охраняет лавку женской одежды... Или ему просто приятно находиться в обществе нарисованной на стене фотомодели?
Памятник героям Великой Отечественной на центральной площади Жиганска:
Православный храм, недавно возведённый в посёлке:
На берегу Лены. Копия древней стены Жиганского острога. Так что, можно сказать, это фотография Жиганска 17 века.
В память русским казакам - основателям Жиганска
Лена...
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#28
Отправлено 14 Сентябрь 2008 - 17:46
Спускаемся к воде. Живые и мёртвые...
К ЗиЛу поданы швартовы...
============================================================
А ещё поражают северные собаки! Живущие в этом суровом крае, они очень преданны людям – кажется, что они так же остро чувствуют и понимают все происходящие события – такие, например, как прибытие теплохода.
Когда мы стояли на пароме, готовясь отойти от берега, необычайно обаятельная стайка собак долго не хотела расставаться с нами, а потом, когда, паром уже отчалил, вожак стаи, матёрый пёс по кличке Север, прыгнул в реку и подхваченный могучим течением, поплыл за нами!
Пёс Север.
Паром стремительно отдалялся от берега, вода в реке была не теплее 15 градусов, но Север всё также плыл за нами – стало страшно за собаку.
Однако мы недооценили её возможности. Проплыв около сотни метров, пёс развернулся и вскоре, виляя хвостом, уже стоял на берегу, провожая взглядом путешественников.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#30
Отправлено 14 Сентябрь 2008 - 18:07
Покинув рейд Жиганска, теплоход долгое время идёт вдоль обрывистого берега Лены.
"Ленанефть 2060" у топливной базы Жиганска
Встречный танкер:
Палатки рыбаков:
Погода налаживается...
Обращает на себя внимание большое количество валунов, во множестве присутствующих по берегам. Установлено, что валуны в низовья Лены были принесены речным льдом – сначала по Витиму, Алдану, Олёкме, а потом уже по долине Лены. Лёд «торосит» коренные породы, выступающие на дне реки, и переносит во время половодья вместе со льдом на расстояние 300 метров за сезон.
Обрывистый левый берег реки порой приобретает самые причудливые очертания - вот здесь, например, как будто просматривается голова коровы:
Похоже, правда?
... а здесь - голова лошади:
а здесь береговой уступ напоминает носовую оконечность какого-то мощного судна:
рыбацкая стоянка:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#31
Отправлено 14 Сентябрь 2008 - 18:34
Одним из удивительных явлений Лены являются ленские мысы, - склоны коренной долины, в нескольких местах течения реки мощными массивами выдающиеся в воду. Мы прошли Табагинский и Кангаласский мысы в районе Якутска. После Жиганска теплоход долгое время идёт вдоль кручи левого берега. Через пару часов хода левобережная круча резко отступает от Лены, теплоход минует последний обрывистый склон левобережья, мыс Хоронгхо,...
(на этой фотографии виден этот мыс и остров, отделяющий довольно узкую протоку, по которой вдоль самого берега проходит фарватер, от остального русла Лены)
...после чего судовой ход поворачивает на 90 градусов и идёт буквально поперёк реки по прямой, направляясь от левого к правому берегу, который встречает теплоход своей, правобережной кручей.
Удаляемся от левого берега и идём практически наперерез течению реки:
Эта огромная гора, издалека заметная справа по ходу теплохода – «грозный мыс Кыстатым», как значится в дневниках путешественников прошлого. Долгое время теплоход идёт поперёк реки прямо в гору, и лишь за несколько сотен метров до громадного массива выворачивает влево, проходя прямо под уступами поражающего своей мощью «грозного мыса».
Идём наперерез реке прямо в берег:
... резкий поворот перед горой, - и мы проходим под самой её кручей!
Выходы пород приобретают здесь поистине удивительные формы! Порой кажется, что они неземного происхождения!
Минуем мыс Кыстатым:
Да... Насколько же разной предстаёт перед нами Лена! То она поражает воображение величественными пейзажами Столбов, то долгое время создаёт иллюзию южной полосы, практически в заполярье удивляя степной растительностью среди сотен островов и проток, то вздымается над головой своими берегами… Лена определённо менее сурова, чем её брат Енисей!
===================================================================
Интересно, что два года назад, в октябре 2006 года, когда мы с коллегами летели в Магадан, самолёт пересекал Лену примерно в этом же месте. И тогда мне удалось сделать с 10 километровой высоты несколько кадров. Вот один из них.
Октябрь-2006. Лена ниже Жиганска с высоты 10 километров. Суровая зима постепенно вступает в свои права...
==================================================================
А это один из наиболее интересных представителей флота, встреченных нами по пути:
Ленская классика - толкач ОТ-2050 ведёт наливной состав: одну баржу толкает перед собой, а две тянет за собой на буксире:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#32
Отправлено 14 Сентябрь 2008 - 18:54
Теплоход сопровождают чайки...
Заполярное солнце...
Какая гладь! Где вода? Где небо?
Долгое время высокий правый берег сопровождает теплоход. После ужина мы минуем посёлок Джарджан, а вскоре – рыбацкую стоянку Натара, расположенную в устье одноимённой реки. На обратном пути у нас здесь будет остановка.
Натара...
Вода - словно зеркало...
На закате...
После ужина в музыкальном салоне состоялся чайный вечер у самовара. К чаю подавали изумительные блины, а сопровождалась чайно-блинная церемония забавными викторинами, связанными с чаем, а также выступлениями певческого коллектива с русскими песнями.
А завершился день ставшим традиционным караоке и зажигательной дискотекой до глубокой ночи!
Продолжение - в следующий раз.
Мой блог о путешествиях=>>
#33
Отправлено 16 Сентябрь 2008 - 21:03
День 6.
6 августа. Кюсюр. Сквозь горы к Океану.
Чекуровские щёки. «Ленская труба». Остров Столб. Дельта.
За ночь теплоход продвинулся еще на 200 километров на Север. Вскоре после завтрака (который я счёл благоразумным проспать ) вдали по курсу показались горные массивы, простиравшиеся вдоль горизонта насколько хватало глаз; берега могучей реки стали значительно выше, русло сузилось. Мы приближались, пожалуй, к самому удивительному участку Лены в нижнем её течении.
Около полудня теплоход подошёл к Кюсюру – довольно крупному посёлку рыбаков, промышленников и оленеводов. Изначально поселение было на противоположном, левом, берегу реки и называлось Булун. Булун был основан в 1805 году жителями Жиганска, бежавшими вниз по Лене, по-видимому от эпидемии оспы, однако с начала 20 века люди стали постепенно переселяться на правый берег, где и возник Кюсюр, к середине 20 века ставший крупным посёлком. Булун же наоборот постепенно потерял своё значение, и с 1959 года стал полностью заброшен. В Кюсюре сегодня расположены пристань, школа, Дом Культуры и другие учреждения.
Кюсюр находится в самом начале удивительного приустьевого участка Лены. Здесь долина реки значительно суживается и во время ледохода течением на берег выносится могучий ледяной вал, достигающий высоты нескольких метров.
Швартовка в Кюсюре необычайно интересна. Как вы уже, наверное, заметили, на нашем пути по Лене практически нигде нет оборудованных дебаркадеров, и теплоход на стоянках просто подходит к берегу, присаживаясь носом на грунт, а швартовыми закрепляясь за береговые скалы, крупные деревья или специально заготовленные анкеры. В Кюсюре же один из канатов крепится к... местному трактору, который каждый раз к прибытию теплохода, лениво тарахтя, прикатывается откуда-то из посёлка.
Техника на грани фантастики!
В Кюсюре, как и в Жиганске, нас ожидает фольклорная программа – национальные якутские танцы, песни, стихи, неизменная игра на хомусе (якутском музыкальном инструменте, звуки которого хотя бы раз слышал каждый). На высоком берегу туристы могут сфотографироваться в национальных костюмах, а также с чучелом оленя или в чуме.
Довольно бегло посмотрев выступления, большинство энтузиастов направилось в посёлок.
И опять меня поразили местные собаки – огромные матёрые лайки с необычайно мощным подшёрстком. Несмотря на грозный вид, они очень добры, преданны людям и являются полноправными жителями посёлка.
Кюсюр – необычайно удалённый северный посёлок, практически отрезанный от Большой Земли. Лишь могучая Лена связывает его с внешним миром: одежда, топливо, медикаменты – всё привозится сюда за короткую летнюю навигацию. В ходе прогулки по Кюсюру эта удалённость от внешнего мира, безусловно, чувствуется.
Фотопрогулка по Кюсюру.
Необычный памятник на берегу
Одиночество...
"Сибирский" "Капитан Шандровский" направляется вверх по Лене
Интересно, кто из нас врач?
Местный клуб
Сегодня в клубе КВН и дискотека, но мы на них не попадём...
Котельная
Магазин:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#34
Отправлено 16 Сентябрь 2008 - 21:18
Вид с обрыва...
Лошадка на Крайнем Севере...
На одной из улиц посёлка...
Школа.
А это красивое здание - новый спортзал:
Дизельная электростанция, снабжающая посёлок электроэнергией.
На берегу...
Яркие краски!...
...и стальная вода
цветущий "Светлов"
"Волгонефть" "Советская Якутия" привезла в Кюсюр топливо.
Местные приносят к теплоходу рыбу, ягоды (очень вкусная морошка!), а также разные сувениры. Перед самым отправлением селяне приволокли к берегу мешок, в котором оказались две пары шикарных оленьих рогов, быстро ставшие памятными сувенирами энтузиастов...
Местные ребята
Тот самый трактор!
Да, что и говорить, прибытие теплохода для посёлка нерядовое событие.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#35
Отправлено 16 Сентябрь 2008 - 21:41
В 17-00 «Светлов», доселе крепко удерживаемый трактором, покинул Кюсюр и направился в дальнейший путь по Лене.
"Волгонефть" "Советская Якутия" в Кюсюре:
На Север!
Нам предстоит финишная прямая – сначала 214 километров до начала дельты сквозь скалы Верхоянского хребта, а потом ещё 175 километров по Быковской протоке и заливу Неёлова до далёкого Тикси – крайней точки нашего пути. Ниже Кюсюра Лена пересекает границу лесной растительности – далее к северу по берегам встречаются лишь низкорослые деревья, а со временем исчезают и они.
Погода поменялась. Если ещё вчера мы наслаждались 30 градусной жарой, загорая на палубах, то сегодня суровый Север предстал во всей своей красе – пронизывающий ветер, кое-где снег по берегам.
Здесь, вблизи самого устья, перед могучей Леной предстаёт необычайно мощная преграда - долина реки пересекает западную ветвь Верхоянского Хребта. Гигантская река, достигавшая до этого порой 10 километровой ширины, сужается тут до 2 километров и, собрав всю мощь, прорывается на Север между скалами. Вскоре после Кюсюра долина реки делает крутой поворот, который поначалу незаметен с теплохода – кажется, что впереди тупик, и река устремляет свои воды прямо в горный хребет!
Зажатая справа огромным Хараулахским хребтом, самый высокий пик которого достигает 994 метров, а слева – кряжем Чекановского (высота – до 496 метров), Лена делает несколько крутых поворотов, называемых Чекуровскими щёками. Здесь, у посёлка Чекуровка, ширина реки (которая по водности равна здесь 2,5 Волгам) достигает всего 1600 метров – тут, перед самым устьем находится едва ли не самое узкое место на реке! И одно из самых глубоких – свыше 25 метров! Здесь и далее на протяжении практически 100 километров Лена с обеих сторон сжата скальными массивами – отвесные скалистые берега высотой до 400 метров как бы нависают над водой. Ширина русла на этом участке не превышает 2,5 километров, что только подчёркивает мощь и размеры утёсов. Этот удивительный участок Лены называется «Ленской трубой».
Проходим Чекуровские щёки. Я думаю, без комментариев...
Фантастика!!! А какое потрясающее освещение! Палубы теплохода оккупированы энтузиастами, ежесекундно щёлкают фотокамеры. А мы с Серёгой для лучшего обзора решили забраться несколько повыше - на стул.
Здесь, в горах, в 50-х годах потерпел крушение самолёт, обломки которого чётко различимы на скальных утёсах до сих пор...
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#36
Отправлено 16 Сентябрь 2008 - 22:07
Лена пересекает горы. Река течёт здесь одним руслом в пустынной и необычайно суровой местности.
Но до чего же красиво!!!
Село Чекуровка. Здесь ширина огромной реки составляет всего 1600 метров!
Этот холм называют "гора-подводная лодка". Своими очертаниями он якобы напоминает рубку субмарины. Ну в общем действительно что-то есть.
Какое удивительное освещение!!!
"Ленская труба". Суровые горы, рассеянный свет, облака... Нет слов!
Ручьи стекают прямо по отвесным скалам!
На Север, сквозь горы к Океану!
Именно здесь, в «Ленской Трубе», в своё время планировалось построить Нижнеленскую ГЭС – гидроэлектростанцию, равной которой не было (и сейчас нет) нигде в мире! Позволю себе остановиться на этом чуть подробнее.
==========================================================================
Ленский каскад гидроэлектростанций должен был стать самым мощным В СССР. Реально в жизнь воплотились лишь сравнительно небольшие Вилюйская и Мамаканская плотины (на притоке Лене Вилюе и притоке Витима Мамакане соответственно), но проект "покорения" Лены был действительно грандиозным!!!
Гидротехники предложили сразу несколько вариантов создания каскада гидроузлов на Лене. По одному из них намечалось строительство четырех ГЭС - Киренской, Жедайской, Якутской и Нижнеленской. По осторожным подсчетам специалистов, они могли вырабатывать в год до 150 (!) миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Мощность только одной Жедайской ГЭС могла составить 5 миллионов киловатт, то есть быть равной по мощности Братской ГЭС на Ангаре. По другому варианту намечалось строительство тех же станций, кроме Якутской (вместо нее проектировалась Олекминская ГЭС). Третий, и, по мнению специалистов, наиболее приемлемый вариант создания каскада Ленских ГЭС, предполагал строительство четырех гидростанций на самой Лене и одной - Шороховской - на реке Киренге. Проектировщиками были рассмотрены также варианты строительства 7 и 9 гидростанций на Лене, 5 из которых намечалось возвести выше Якутска.
На этой картинке приведены возможные створы строительства плотин на Лене:
Нижнеленская ГЭС. Если на верхней и средней Лене существовало несколько вариантов расположения гидроузлов, то применительно к нижнему течению реки от Якутска до Тикси (1694 км, которые мы как раз преодолели на "Михаиле Светлове" ) всё было предельно ясно - решено было построить одну огромную Нижнеленскую ГЭС перед самым впадением реки в море Лаптевых - в узком месте, где гигантская сибирская река, продираясь между подступающих с двух сторон хребтов, сужается до двух километров - т.н. Ленская "труба". Образовавшееся выше плотины водохранилище должно было простираться на полторы тысячи километров на юг - до самого Якутска! Это рукотворное море стало бы самым большим искусственным водоёмом на земле.
Нижнеленская ГЭС представлялась просто чудом гидроэнергетики! Ее годовая проектная мощность - это около 100 миллиардов киловатт-часов самой дешевой в мире электроэнергии. Цена одного киловатт-часа могла быть в 40 раз дешевле коробка спичек. Нижнеленский энергетический гигант должен был стать аж в 4 (!) раза мощнее Братской или Киренской ГЭС, вдвое - чем весь Волжско-Камский каскад. По мощности он мог бы значительно превосходить все гидроэлектростанции Германии и Франции вместе взятые, в 15-20 раз - самую большую в США гидростанцию Гранд-Кули. Нижнеленская ГЭС была бы в полтора раза мощнее построенной недавно в Китае мегаплотины "Три Ущелья"!
Министр энергетики и электрификации СССР в 1972 году П.С. Непорожний, называя Нижнеленскую ГЭС венцом советских электростанций, приводил следующее сравнение: "В этой пятилетке мы начали строительство 45 гидростанций, и все они вместе смогут дать столько же энергии, сколько даст одна Нижнеленская ГЭС…".
Плотина Нижнеленской ГЭС должна была перегородить узкую часть Лены там, где она прорывает скалы Верхоянского хребта. Здесь, по мнениям специалистов, были очень удобные топографические условия местности. Они как будто созданы самой природой для сооружения мощной гидроэлектростанции: ширина долины - немногим больше 2 километров, очень крутые и высокие скалистые берега, глубина реки обычно 20-25 метров, а весной - до 50 метров. Планировалось, что длина плотины будет порядка 2300 метров, а высота - 118 метров (как 40-этажный дом). По проекту планировалось уложить внутри сотни миллионов "кубов" песка и три с половиной миллиона "кубов" бетона и железобетона. При такой высоте плотины уровень воды в Лене мог подняться до 90 метров! Оборудование гидростанции должно было состоять из 20 сверхмощных турбин по одному миллиону киловатт каждая. Через каждую турбину могла бы протекать большая река, равная примерно Дону.
Выше каменно-набросной плотины ГЭС должно было на 1500 километров (почти до Якутска) разлиться величайшее в мире искусственное водохранилище - Нижнеленское море. Площадь Нижнеленского моря составляла в проекте свыше 60 тысяч квадратных километров (вдвое больше Азовского моря и в пять - Ладожского озера) объем - 1900 куб. километров (в шесть раз больше Азовского моря и вдвое больше, чем у Ладоги) при средней ширине 70 километров, средней глубине 35 метров и максимальной до 129 метров у самой плотины. После осуществления строительства Нижнеленской ГЭС Лена превратилась бы в глубоководную трассу, доступную не только крупным речным судам, но и морским лайнерам, став таким образом одной из лучших судоходных рек мира. Образование Нижнеленского водохранилища вкупе с планировавшимся созданием канала Лена - Охотское море позволило бы морским судам с Севморпути через Лену и канал напрямую попадать в акваторию Тихого океана, сократив путь на несколько тысяч километров.
Естественно, что при сооружении такого супергиганта, какого никогда не создавалось на планете, потребовалось бы выполнить множество подготовительных работ, решить ряд сложнейших инженерных проблем. Как строить такую гигантскую ГЭС в условиях крайнего севера и вечной мерзлоты? Как сделать, чтобы агрегаты работали бесперебойно в продолжительную суровую зиму? Это должно было показать время. А пока советские ученые рассчитывали преимущества сооружения гидроузлов на Лене. Это, во-первых, получение огромного количества дешевой электроэнергии, а во-вторых, значительное улучшение условий судоходства и лесосплава. На этом потенциальные возможности не ограничивались. Разработчики проекта пришли к выводу, что все эти огромные запасы водной энергии одной Якутии полностью использовать не удастся. Значительная часть энергии могла бы передаваться по сверхдальним линиям электропередач (ЛЭП) в объединенные энергетические системы Сибири, Дальнего Востока и далее в единую систему европейской части СССР.
Создание на Лене гигантского рукотворного моря, не имевшего и не имеющего аналогов в мире, привело бы к огромным изменениям в жизни самой реки и в природе прилегающих территорий.
Так, к примеру, смягчился бы климат Приленья: повысилась влажность воздуха, стало больше атмосферных осадков, зима бы стала короче и мягче. В связи с этим, против проекта строительства гидроузлов выступили многие известные ученые. Светила науки доказали, что колоссальное количество электроэнергии не найдет полного использования даже в отдаленном будущем. Насторожил их и тот факт, что при создании огромных водохранилищ на Лене и ее притоках, непременно произойдет затопление и заболачивание земель, пригодных для промышленного и сельскохозяйственного освоения, а также уникальных месторождений полезных ископаемых, плодородных сельхозугодий и лесов. Кроме того, будут затоплены несколько крупных населенных пунктов. Все это, по мнению ученых, нанесет громадный ущерб народному хозяйству страны. Веские возражения имелись и у гидрологов. Большой знаток реки Лены профессор В.С. Антонов считал, что создание такого грандиозного гидроузла в низовьях Лены будет иметь очень серьезные природные и экономические последствия. Огромные размеры Нижнеленского водохранилища приведут к интенсивному разрушению берегов, сложенных мерзлыми породами, а значит и к еще большему увеличению площади водохранилища.
По поводу судоходства на Лене тоже имелись свои минусы, так как этому могли помешать высокие волны (до 2-4 метров и более), которые к тому же нанесут ущерб рыбному хозяйству. Существенно изменится температурный и ледовый режим Нижней Лены и придельтовой части моря Лаптевых. По предварительным подсчетам специалистов, очищение водохранилища ото льда происходило бы в конце июня, то есть на 3-4 недели позже обычного. А навигация сократилась бы на 20-25 дней. При эксплуатации Нижнеленской ГЭС объем осенне-зимнего стока Лены в море Лаптевых увеличился бы примерно в 5 раз, а весенне-летнего - сократился в 3 раза, что привело к интенсивному образованию прочного и мощного пресноводного льда, к увеличению ледовитости морей Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Это опять-таки могло ухудшить условия судоходства.
Таким образом, строительство Нижнеленской ГЭС переросло в сложную проблему, требующую глубочайшего изучения. Мегапроект, как назвали бы его сейчас, так и не осуществился…
===========================================================
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#37
Отправлено 16 Сентябрь 2008 - 22:35
На Нижней Лене периодически можно наблюдать настоящие миражи. Эти оптические эффекты возникают здесь в результате соприкосновения относительно холодных масс воздуха с тёплой поверхностью приходящей с юга ленской воды. Поток восходящего теплого воздуха образует над водной поверхностью слой, обладающий иными оптическими свойствами, чем основная воздушная масса. Если в такую пору навстречу идёт судно с низкими тёмными бортами, то они не просматриваются и глазу видна только белая надстройка, словно парящая в воздухе.
Вот, например, типичный ленский мираж - на горизонте в воздухе левее горы "парит" рубка идущего впереди земснаряда "Яна".
Лучи вечернего солнца прорвали плотную облачность и на секунду осветили склон холма:
Мы всё ближе к началу дельты
Обгоняем земсняряд "Яна". Он идёт из Якутска в устье Лены - в Быковской протоке необходимо провести углубление фарватера.
Около 11 вечера «Светлов» миновал устье ручья Хатыстях, вскоре после которого долина Лены начинает постепенно расширяться. Теплоход минует справа низкий каменистый остров Тас-Ары.
Ещё севернее, слева от основного русла Лены, находится второй крупный остров – Тит-Ары. Это одно из самых северных мест в мире, где произрастает даурская лиственница. Остров Тит Ары ограничен с запада Булкурской протокой. Эта небольшая протока – самая верхняя протока дельты Лены, впадающая севернее в Оленёкскую протоку. Отчленяющая с запада остров Тит-Ары от материка, она мелководна и несудоходна. Весенним половодьем Лена выносит в Булкурскую протоку массу битого льда, образующего многокилометровые торосы. Порой случается так, что протока оказывается полностью забитой льдом, который не успевает растаять за короткое лето. Здесь, в царстве льда, даже жарким летним днём всегда прохладно – над водой стелется туман, из которого, будто айсберги, выплывают льдины.... Такова Булкурская протока в середине лета – такая картина оставляет необычайно сильное впечатление даже у самых бывалых путешественников...
Остров Тит-Ары и одноимённый посёлок:
Теплоход стремительно приближается к дельте Лены – в районе острова Тас-Ары проходит южная граница Усть-Ленского биосферного заповедника. Возле острова Тит-Ары на правом берегу Лены виден утёс, поднимающийся из Ленских вод и известный как Белая Скала или Тит-Арынский мыс. Омывая этот утёс, Лена нередко штормит, волны разбиваются о скалы, порождая множество брызг, совсем как на морском берегу.
Горы тянутся и далее вдоль правого берега, на всём отрезке от Белой Скалы до самой Быковской протоки представляя собой крутой обрывистый склон, расчленённый долинами небольших рек и ручьёв. Наблюдая за этими удивительными скалами с борта теплохода, можно увидеть различные напластования горных пород, словно древняя книга рассказывающие об истории формирования Ленской долины. Наверху монолитные отвесные стены расчленяются на блоки, образующие пирамидальные башни, обелиски, стеллы, арки. С теплохода можно наблюдать даже целые замки из камня, созданные величайшим архитектором всех времён, имя которому Природа.
Между тем, если оторваться от скал и переместиться с правого борта на нос теплохода, то уже можно отчётливо видеть Остров Столб – стоящий посреди реки у начала дельты Лены величественный останец скальных пород, отторгнутый рекой у хребта. Внешне остров вовсе не похож на столб, а скорее напоминает массивный каменный холм с крутыми склонами и пологой вершиной, возвышающейся над Леной на 104 метра.
Остров Столб с давних времён считается священным и долгое время служил объектом поклонения среди жителей этого сурового края. Считается, что один из склонов острова при определенном ракурсе напоминает профиль головы шамана. Когда теплоход идёт мимо острова, многие бросают в реку сувениры, монетки или конфеты.
Приближаемся...
Остров Столб является величественным стражем дельты реки Лены – здесь могучая река разделяется на множество проток, разбегающихся в разные стороны. Ленская дельта является одной из крупнейших речных дельт в мире – это уникальное место на Земле, в котором сочетаются разнообразные тундровые сообщества, насчитываются десятки видов редких растений, обитает 32 вида млекопитающих. В дельте находятся места массового гнездования водоплавающих птиц.
В 1986 году дельта Лены и прилегающие к ней возвышенности правого берега стали заповедником. Усть-Ленский заповедник – крупнейший в нашей стране.
Площадь дельты Лены составляет 30000 квадратных километров, общее количество рукавов и проток – более 150-ти, а крупнейшими протоками являются Трофимовская (по этой, уходящей на северо-восток протоке сбрасывается в море около 70% речной воды), Оленёкская (уходит на запад) и Быковская. Судоходство осуществляется по ведущей на юго-восток к Тикси Быковской протоке, в которую мы и направляемся.
Миновав остров Столб, теплоход поворачивает направо, делая резкий поворот более чем на 90 градусов. Если смотреть на остров в этом ракурсе то левый его склон, как говорят, напоминает профиль головы шамана...
Итак, мы делаем резкий поворот на Юго-Восток и направляемся в Быковскую протоку.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#38
Отправлено 16 Сентябрь 2008 - 22:56
Около часа ночи, миновав остров Столб, теплоход поворачивает направо, делая резкий поворот более чем на 90 градусов. Вскоре справа мы проходим международную научно-исследовательскую станцию «Лена Нордшельд».
А слева насколько хватает глаз простираются водные просторы ленской дельты - сотни проток разбегаются здесь в разные стороны...
Это самая северная точка нашего пути – 72 градуса 25 минут северной широты! Это на 320 километров севернее Дудинки, расположенной практически в устье Енисея, и на 150 километров севернее расположенного в Норвегии мыса Нордкап – самой северной точки Европы! Да… куда же мы забрались!!!
Далее Быковская протока поворачивает чуть южнее, вдоль неизменно сопровождающих нас правобережных скал направляясь к Быковскому мысу – арктическим воротам Лены, месту, где великая река отдаёт свои воды и энергию Северному Ледовитому океану.
=========================================================================
Я очень подробно описал здесь потрясающий предустьевой участок Лены, опираясь на ряд книг, карт, путеводителей и, конечно, своих впечатлений. Совсем скоро мы пойдём здесь в обратном направлении, но на пути назад вплоть до самого Кюсюра меня не будет покидать внутреннее ощущение новизны, ощущение того, что видишь всё впервые – настолько другими предстанут эти места на обратном пути!
Между тем, увлекшись рассказом о низовьях Лены, я как-то совершенно упустил из виду остальные стороны теплоходной жизни. Давно заметил, что самый кайф от круизов испытываешь, когда рейс получается сверхнасыщенным, когда у тебя нет ни секунды свободного времени, когда интереснейший маршрут сочетается со столь же захватывающими событиями теплоходной жизни – когда носишься по палубе, восхищаясь достопримечательностями, фотографируя и неотрывно следя за картой, а спустя каких-то пару минут уже переносишься на концерт, праздничный вечер или дискотеку. Мне вообще импонирует такой стиль жизни – стремительный, максимально насыщенный самыми разными событиями… Когда жалеешь, что в сутках не 48, а всего 24 часа, значит, сутки удались.
После ужина в салоне прошёл вечер танцев (на фото - фрагменты выступления известного якутского танцора).
Вечер танцев... Начавшийся с забавных розыгрышей и викторин, он завершился лишь глубокой ночью, совершенно светлой заполярной ночью, никак не созданной для сна. Шум воды, пустынный теплоход, освещённые рассеянным светом палубы, тёплые пледы…
Тем временем дымка рассеивается, всё ярче розовеют сопки, освещаемые мягким северным солнцем, - наступает новый день…
Продолжение - в следующий раз...
Мой блог о путешествиях=>>
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных