Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Пароходы, пароходы...
#1
Отправлено 12 Сентябрь 2006 - 20:42
"... В поисках выхода из трудностей, обусловленных мелководьем, Камско-Волжское пароходное общество построило в 1882 г. на своем заводе в Нижнем Новгороде заднеколесный > грузопассажирский пароход "Амазонка" с малой осадкой. Пароход имел деревянный корпус длиной 58,6 и шириной 11 м с ложкообразным носом и кормой санного типа.
При осадке 1,32 м он перевозил 400 т груза и 400 пассажиров, помещения для которых располагались на второй палубе. Паровые котлы были установлены в носовой части, а машина - в кормовой. Средняя часть палубы и трюмы отводились под груз. Пароход хорошо зарекомендовал себя в маловодную навигацию 1883 г. на плесе Нижний Новгород-Саратов и в 1883-1884 гг. общество построило еще три подобных парохода, а в течение 1885-1888 гг. к ним добавили еще три парохода такого же типа, но большей грузоподъемности.
Заднеколесные > пароходы строили и другие судовладельцы. Судоверфь в Звениговском затоне по чертежам механика А. И. Губырина построила для компании "Дружина" три грузовых заднеколесных парохода с деревянными корпусами.
Для предупреждения зависания оконечностей, вызванного тем, что котлы располагались в носовой части судна, а машина в кормовой, было применено шпренгельное крепление, соединившее носовую и кормовую оконечности судна металлическим прутом (или тросом), проложенным на стойках в диаметральной плоскости и натянутым с помощью талрепов.
Первым в 1886 г. был построен пароход "Новинка", имевший грузоподъемность 740 т. Дешевые в постройке и эксплуатации эти пароходы, кроме груза, возили и пассажиров четвертого класса. Скорость их не превышала 13 км/ч, но провозная плата была почти вдвое ниже, чем на других грузопассажирских пароходах. В 90-х годах той же компанией "Дружина" были построены еще три парохода подобного типа - "Бриллиант", "Жемчужина" и "Яхонт", а пароходством Зевеке - пароход "Флорида".
Благодаря своей легкости и дешевизне эти суда имели некоторые экономические преимущества, но недостатки конструкции, низкая скорость хода, плохая управляемость, примитивное оборудование пассажирских помещений не могли удовлетворить возросшим требованиям. Поэтому строительство заднеколесных пароходов на этом прекратилось."
#2
Отправлено 12 Сентябрь 2006 - 20:48
"Машина на “Яхонте” была погружена в корпус на половину высоты трюма (котлы находились на главной палубе). Передача от машины к заднему колесу осуществлялась при помощи длинного (несколько метров) деревянного шатуна. Кривошип имел щеки длиной в метр или более, и при его вращении в нижней точке он доставал до воды, особенно при загрузке на полную осадку. Мотылевый подшипник при этом погружался под воду, а деревянный шатун громко шлепал по воде. Масленщики в этом случае были довольны: не надо постоянно проверять температуру подшипника (на ощупь), он сам охлаждался водой. Управлялись заднеколесные пароходы не так уж плохо: у них было по 3 балансирных руля огромной площади, не очень заглубленных, но длинных, как на нефтянках. Особенно хорошо они управлялись на задний ход, так как давление воды увеличивалось за счет гребного колеса (рули были ближе к носу)."
"Территория и население края в конце XIX в."
"... Следует отметить, что заднеколесные пароходы имела и пассажирская и буксирная компания “Дружина”. Она построила несколько таких пароходов, которым присвоила названия драгоценных камней: “Бриллиант”, “Яхонт”, “Бирюза”, “Изумруд”, “Рубин”, а один получил имя “Жемчужина”. Некоторые из них плавали еще в довоенные годы, а пароход “Яхонт” дожил до 1956 года, когда был списан. В кинофильме “Волга-Волга” показан такой заднеколесный пароход под именем “Севрюга”.
#3
Отправлено 06 Апрель 2008 - 19:04
Большая просьба к усатникам форума - придерживаться названия темы и обсуждать СТАРЫЙ флот.
#4
Отправлено 06 Апрель 2008 - 19:22
Дизелист, Мостовик, Планета (возможно служебный пароход?) и Механик. Что известно так то что Механик из Астрахани.
Прикрепленные файлы
#5
Отправлено 06 Апрель 2008 - 20:01
Во всяком случае весьма похож. У меня где-то есть его фотография, но не оцифрована и посему с ходу найти затрудняюсь.
#6
Отправлено 06 Апрель 2008 - 20:40
И, кроме того, что это пароход о-ва "Самолет" вряд ли что-нибудь удастся прояснить. Ну может, судя по его относительно небольшим размерам, предположить, что работал он на Тверском или Рыбинском плесе...
Но название-то не узнать - ну не имели наши предки привычки писать имя судна на его носу.
#7
Отправлено 06 Апрель 2008 - 20:54
#8
Отправлено 06 Апрель 2008 - 21:22
Что касается истории прошлого вообще, то
Посмотрите в этой теме
(в частности о пассажирском флоте)
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то
#9
Отправлено 07 Апрель 2008 - 06:42
Да загадок полно, и даже коллективный разум вряд ли поможет. Вот, например, отличная открытка:
И, кроме того, что это пароход о-ва "Самолет" вряд ли что-нибудь удастся прояснить. Ну может, судя по его относительно небольшим размерам, предположить, что работал он на Тверском или Рыбинском плесе...
Но название-то не узнать - ну не имели наши предки привычки писать имя судна на его носу.
Вечером пороюсь в альбоме с "Самолетскими" пароходами, попробую сличить с подписанными, може что и найдем, хотя этот вид встречается на нескольких открытках, разных издательств.
#10
Отправлено 07 Апрель 2008 - 10:04
Да загадок полно, и даже коллективный разум вряд ли поможет. Вот, например, отличная открытка:
И, кроме того, что это пароход о-ва "Самолет" вряд ли что-нибудь удастся прояснить. Ну может, судя по его относительно небольшим размерам, предположить, что работал он на Тверском или Рыбинском плесе...
Но название-то не узнать - ну не имели наши предки привычки писать имя судна на его носу.
То, что это фотография одного из "Князей", я и сам догадываюсь, благо только что опубликовал материалы по о-ву Самолет...
#11
Отправлено 07 Апрель 2008 - 11:23
Да загадок полно, и даже коллективный разум вряд ли поможет. Вот, например, отличная открытка:
И, кроме того, что это пароход о-ва "Самолет" вряд ли что-нибудь удастся прояснить. Ну может, судя по его относительно небольшим размерам, предположить, что работал он на Тверском или Рыбинском плесе...
Но название-то не узнать - ну не имели наши предки привычки писать имя судна на его носу.
То, что это фотография одного из "Князей", я и сам догадываюсь, благо только что опубликовал материалы по о-ву Самолет...
Да, спасибо за материал, фундаментальней книги Шубина по Волжскому судоходству пожалуй и нет. Разве что книга Цыбина с краеведческими главами и дальнейшей историей отдельных судов хорошо дополняет первую.
#12
Отправлено 07 Апрель 2008 - 12:40
Судя по предисловию, он собирался продолжить свою работу и выпустить еще какие-то материалы по волжской тематике...
#13
Отправлено 07 Апрель 2008 - 17:33
По поводу "Планеты" - на перевозе в Ярославле работали Журавлевские "Пчелки" насколько я знаю - так же винтовые пароходы, но сравнивал фото - не то.
По поводу парохода О-ва "Самолет" - полность с Вами согласен, это из серии пароходов Нижегородско - Рыбинского плеса 6 князей и Николай Жеванов
#14
Отправлено 07 Апрель 2008 - 17:52
Пчелка там тоже работала на переправе, но и Планета была, причем где-то краем уха я слышал, что она - трофейная.
Я сейчас за давностью лет уже не могу вспомнить названия всех судов, обслуживавших переправу, но иногда в часы пик, одновременно работало по три теплохада и по два парома для перевозки автомобилей.
#15
Отправлено 07 Апрель 2008 - 17:55
Да, спасибо за материал, фундаментальней книги Шубина по Волжскому судоходству пожалуй и нет. Разве что книга Цыбина с краеведческими главами и дальнейшей историей отдельных судов хорошо дополняет первую.
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то
#16
Отправлено 07 Апрель 2008 - 17:57
Насчет Планеты я говорю наверняка, поскольку жил в то время в Ярославле и сам неоднократно переправлялся на ней через Волгу, причем, поскольку у нее довольно большая верхняя открытая палуба - то переправляться на ней мне, в те времена еще мальчишке, всегда нравилось больше, чем на других пароходах.
Пчелка там тоже работала на переправе, но и Планета была, причем где-то краем уха я слышал, что она - трофейная.
Я сейчас за давностью лет уже не могу вспомнить названия всех судов, обслуживавших переправу, но иногда в часы пик, одновременно работало по три теплохада и по два парома для перевозки автомобилей.
Верю, верю .. Значит по "Планете" кое-что прояснилось, по крайней мере теперь буду знать в какую сторону копать нужно.
#17
Отправлено 07 Апрель 2008 - 18:39
Так что наслаждайтесь, а я пойду наводить порядок, поскольку в ходе поисков обнаружилась масса интересных и забытых вещей, искомая фотография, естественно, оказалась в самом последнем из просмотренных конвертов, а в результате в комнату, где это происходило не то, что заходить, заглядывать страшно.
#18
Отправлено 07 Апрель 2008 - 19:59
Вопрос интересный. Надо найти книгу С.Л. Горяченко "Человек и река" - издана в прошлом году, в ней рассказывается о судьбе И.А. Шубина. А еще лучше разыскать саму Софию Леонидовну и встретиться с ней, например, пригласить ее на нашу сентябрьскую конференцию. Она происходит из рода известных до революции пароходчиков Лапшиных, и может рассказать много интересного.что-нибудь о биографии Шубина или дальнейшей судьбе его известно?
Книги Цыбина интересны и великолепно легко читаются, но в них в основном рассказывается о речном флоте Саратова. Кстати, Владимир Михайлович - бессменный гость всех конференций "Инфофлота".Разве что книга Цыбина с краеведческими главами и дальнейшей историей отдельных судов хорошо дополняет первую.
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#19
Отправлено 08 Апрель 2008 - 11:54
___.jpg 104,68К 364 Количество загрузок:
______1.jpg 214,18К 400 Количество загрузок:
______2.jpg 174,28К 382 Количество загрузок:
_______.jpg 138,79К 360 Количество загрузок:
_____.jpg 135,87К 393 Количество загрузок:
_______.jpg 145,86К 390 Количество загрузок:
____________0005.jpg 198,23К 390 Количество загрузок:
#20
Отправлено 08 Апрель 2008 - 12:38
Хотите пароходов, их есть у меня
Так может фотографии буксиров на сайт "Речная старина" определить?
Я сейчас как раз собираюсь раздел "Буксиры, баржи, плоты" на два разделить: буксиры - отдельно, деревяшки - отдельно.
Ежели еще и подписи добавить с дополнительной информацией по типу буксира и/или месту съемки, то совсем отлично получится...
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных