ТАЙНА МОРСКИХ КАТАСТРОФ(ОБЗОРНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА)
(
Из хроники кораблекрушений в российских водах Дальнего Востока)
История флота традиционно рассматривается с точки зрения побед и достижений. Победы и походы всегда были объектом пристального внимания историков. И чем “Круглее” была дата, тем больше писали о уже написанном и сильнее гремели фанфары.
В 1639 году русские казаки во главе с И. Москвитиным впервые ступили на берег Тихого океана, положив начало русскому дальневосточному мореплаванию.
В 1640 году “...море разнесло без вести...” кочи Семена Дежнева, а судно самого Дежнева “выбросило на берег в передний конец за Анадырь реку...”. Возможно, это и был первый случай кораблекрушения русского судна на Тихом океане (А. Алексеев. “Морская карта рассказывает”, Магадан, 1987 г.).
В известной книге историка русского флота А. Соколова “Летопись крушений и пожаров на судах русского флота. 1715-1855 гг.” упоминается о девяти случаях кораблекрушений на Тихом океане. Кратко о них:
— 1737 г. Бот “Фортуна” на переходе из Охотска в Большерецк выброшен на берег устья реки Большой;
— 1741 г. Пакетбот “Святой Петр” — выброшен на восточной стороне о. Беринга;
— 1748 г. Галиот “Охотск” выброшен на берег в одной версте севернее устья реки Большой;
— 1753 г. Пакетбот “Иоанн” выброшен на берег против устья реки Озерной на Курильскую кошку;
— 1753 г. Бригантина “Михаил” при переходе в Гижигу разбилась возле камчатского берега;
— 1754 г. Шхербот “Елизавета”, следуя в Гижигу, приблизился к камчатскому берегу и был разбит;
— 1755 г. “Святой Петр” при переходе из Ямска в Охотск был выброшен на камчатский берег;
— 1766 г. “Святая Екатерина” выброшена на берег возле Большерецка;
— 1774 г. Судно “Святой Павел” также было выброшено на берег у Большерецка.
Сочинения другого моряка-англичанина Дункена — “Описания примечательных кораблекрушений, в разное время случившихся...”, переведенные и пополненные в пользу российских мореплавателей капитан-командором В. Головиным, не захватывают воды русского Дальнего Востока.
Следующее известное кораблекрушение произошло в 1853 году. Это гибель фрегата “Диана” во время цунами в Японии.
В газетной периодике 1980-х годов упоминалось о подводных археологических работах японских ученых на фрегате и пополнении японских музеев экспонатами с “Дианы”.
Другой фрегат русского флота — “Паллада” был затоплен в 1856 году в бухте Константиновской Императорской гавани (ныне бухта Постовая в Советской Гавани) во избежание захвата англо-французким флотом во время восточной войны.
В 1989 году приморским краевым клубом подводного поиска “Восток” были произведены работы по обследованию фрегата. При затоплении корабль лег на правый борт, и в советское время над ним стояло судно-отопитель. Отходами с этого судна “Паллада” была завалена, погрузившись правым бортом по диаметральную плоскость в грязь, ил и шлак. Может быть, это и спасло фрегат от окончательного разграбления. Ведь небольшая глубина в месте затопления, нахождение бухты Постовой в черте пос. Заветы Ильича давали доступ к фрегату всем желающим. К настоящему времени сохранилась лишь правая часть фрегата, погруженного в ил и шлак. В том же 1989 году экспедицией клуба “Восток” были подняты элементы конструкций “Паллады”. В настоящий момент их можно видеть в экспозиции музея им. Арсеньева.



Более удачно сложилась судьба спутника “Паллады” — парусно-паровой шхуны “Восток”. Приобретенная для сопровождения фрегата “Паллада” в экспедиции адмирала Путятина, шхуна была куплена в Англии у фирмы “Марк Виваль и К°” за 21 тыс. рублей серебром. Это было первое судно на Дальнем Востоке не только с паровой машиной, но и с железным корпусом. Последние годы своей жизни шхуна входила в состав Отдельной съемки Восточного океана и занималась гидрографическими изысканиями. 28 июля 1883 года при исследовании грунта в районе острова Редклиф (ныне о. Стенина) в 11 часов утра шхуна наткнулась на риф у северной оконечности острова и получила пробоину. Сойти с рифа судно не смогло ни своими силами, ни с помощью подошедших судов. При усиливавшемся ветре шхуна затонула. Исключена из списков флота 6 февраля 1884 года.
Несколько лет назад членами краевого клуба подводного поиска была обнаружена паровая машина шхуны. Современник “Паллады” и “Востока” — парусный транспорт “Байкал” был флагманом Амурской экспедиции Г. Невельского. Участвуя в экспедициях по исследованию Приморья и Сахалина, к 1860 году транспорт “по ветхости и гнилости” был признан негодным к плаванию и исключен из состава судов Сибирской флотилии с переоборудованием в блокшив. В марте 1871 года, стоя у берега во Владивостоке, транспорт затонул. После его осмотра подъем признали нецелесообразным, ограничившись снятием части оборудования. Предполагаемое место затопления — береговая черта возле памятника Г. Невельскому.
Конец XIX века ознаменовался рядом крушений русских и иностранных судов. Так, 3 октября 1893 года в 112 милях от Императорской Гавани сел на камни “Сивуч” и погиб пароход Добровольного флота “Владивосток”. В тех же местах погибли пароход “Nevading” в 1897 году и норвежский пароход “Викинг”, 16 мая 1887 года пароход “Кострома” Добровольного флота выскочил на камни к осту от мыса Крильон, а 11 мая 1900 года потерпел крушение на камнях острова Хирадо вблизи Нагасаки пароход “Уссури”. Несло потери и частное судоходство Приморья. В 1878 году возле поста Дуэ на острове Сахалин погиб пароход “Батрак”, принадлежащий компании “Шевелев и К°”. Поистине же роковым для этой компании стал 1897 год.
Утром 21 июня 1897 года пароход “Владимир”, следуя в бухту Посьет, выскочил на камни мыса Гамова. Получив две пробоины в носовом трюме, а затем и в машинном отделении, пароход был оставлен на берегу и затем затонул, несмотря на пришедшие на помощь корабли Сибирской флотилии. А в октябре 1897 года на камнях Устричного острова залива Де-Кастри погиб пароход “Стрелок”.
Масштабные боевые действия русско-японской миновали Владивосток стороной, но и эта война взяла свои жертвы. С целью защиты побережья и подступов к Владивостоку русскими было выставлено около одной тысячи мин заграждения. Не оставляли наши воды без внимания и японцы. На выставленной ими возле острова Скрыплева минной банке 4 июля 1904 года подорвался и затонул миноносец № 208 Сибирской флотилии. В том же 1904 году были предприняты попытки его подъема, но водолазы не смогли завести стальной трос под корму корабля и ограничились снятием 47 мм пушек. По мнению журнала “Русское судоходство”, минная опасность под Владивостоком существовала до 1909 года. А “рогатая смерть” принимала свои жертвы.
В мае 1906 года, следуя “правильным рейсом из Одессы во Владивосток”, подорвался на мине и затонул с полным грузом пароход “Князь Горчаков” Северного общества. При этом были спасены судовые журналы и бумаги, а капитаном судна был заявлен морской протест по поводу гибели судна (архив Приморского филиала Русского географического общества).
В октябре 1906 года в бухте Кангауз (ныне Суходол) Уссурийского залива подорвался на мине и затонул, унеся с собой 136 человеческих жизней, пароход “Варягин”. В списке груза значилось 60.000 рублей золотом. Спасшийся капитан парохода пытался организовать поисково-спасательные работы, но последовавшая за этим мировая война и смена эпох отложили дело, а затем оно вообще забылось за давностью времен (архив приморского краеведа А. Буякова).
Изложенное выше, возможно, далеко не полный перечень жертв минной войны. Так, в журнале “Русское судоходство” № 6 за 1912 год (стр. 83) писал: “...по окончании русско-японской войны, когда возобновились грузовое и пассажирское движение пароходов между Владивостоком и портами Дальнего Востока, произошло свыше десяти крушений больших пароходов от мин...”
В самом конце русско-японской войны крейсер “Изумруд”, вырвавшись из вражеского кольца под Цусимой, прорвался к Владивостоку. Однако в заливе Святого Владимира он в ночь на 17 мая 1905 года сел на камни у мыса Орехова и был взорван командой.
В 1989 году поисковой экспедицией клуба “Восток” была найдена и поднята 120 мм пушка с крейсера. В настоящий момент ее можно видеть возле музея Тихоокеанского флота. Обнаружены и некоторые другие детали корабля.
В том же 10905 году осенним штормом была выброшена на берег возле Александровска-Сахалинского первая на Дальнем Востоке китоперерабатывающая база “Михаил”, принадлежащая пароходству графа Кайзерлинга.
Официальное издание “Кораблекрушения в водах Российской империи”, издаваемое Главным гидрографическим управлением, отмечало также гибель парусного судна “Муки” 6 сентября 1906 года у мыса Страшного бухты Терней и японской шхуны “Риорюши-Мару” водоизмещением в 57 тонн недалеко от мыса Низменного залива Ольга в октябре 1906 года.
Сведения о кораблекрушениях в советское время сохранились во многом благодаря ветерану поисково-спасательной службы Тихоокеанского флота, капитану П ранга Аркадию Бауму.
В 30-е годы по навигационным причинам в советских дальневосточных водах погибли:
— пароход “Сясьстрой” — выскочил на камни Южного рифа о. Карагинского 1 апреля 1939 года;
— пароход “Камо” — сел на камни мыса Кекурного о. Карагинского 1 нояря 1935 года ;
— пароход “Суман” — затонул возле Камня Опасности 1 июня 1938 года;
— пароход “Снабженец” — затонул возле Камня Опасности в 1940 году;
— эсминец “Решительный” — выброшен штормом на берег недалеко от Советской Гавани;
— легендарный ледокол “Малыгин” Арктического госпароходства — затонул у м. Озерного, восточный берег Камчатки, в октябре 1940 года;
— буксир “Республика” — затонул 4 декабря 1941 года в 25 милях от о. Аскольд в результате столкновения с пароходом “Оха”;
— танкер “Мариуполь” — выброшен штормом на северо-восточный берег острова Шумшу.
Примечательно, что на борту танкера японцами была устроена противодесантная батарея, что нашло отражение в художественной книге “Прибой у Котомари”.
В горячке первых военных дней на своих минах погибли:
— ледокол “Казак Поярков” ДГМП — подорвался и затонул 25 июля 1941 года в районе мыса Южного, залив Ольга;
— краболов “Тунгус” (типа “ЛЕЙК”), принадлежащий “Крабтресту”, — подорвался на мине и затонул в июле 1941 года в районе мыса Поворотного;
— подводные лодки “М-69” и “М-43” - не вернулись из боевого похода. (Предположительно подорвались на минах заграждения в 1941 году на траверзе залива Посьет.)
В годы войны погибли пароходы:
— “Трудовое” — торпедирован неизвестной подводной лодкой в районе Озерского рыбокомбината в 1944 году;
— пароход “Белоруссия” — затонул в проливе Лаперуза в результате торпедирования в 1944 году;
— пароход “Обь” — погиб в 1944 году в 25 милях от Большерецка;
— без вести пропала подводная лодка “Л-19” в районе пролива Лаперуза в 1945 году.
Приведенные здесь и ниже данные о кораблекрушениях советских кораблей были взяты из рукописной книги “Перечень затонувших объектов в зоне деятельности АСС ТОФ”, составляемой моряками аварийно-спасательной службы Тихоокеанского флота с 1932 года по конец 70-х. К сожалению, к настоящему моменту эта книга утрачена.
В советских водах погибли и две американские подводные лодки:
— “S-44” в 1943 году восточнее о. Парамушир атаковала японский эсминец и была им потоплена;
— “Херинг” в 1944 году атаковала в надводном положении стоящие на рейде острова Матуа японские транспорты и была потоплена огнем береговой батареи.
Кто знает, может быть, последней жертвой “второй” минной войны в российской акватории стала подводная лодка “С-117”, пропавшая без вести в Татарском проливе 15 декабря 1952 - года. Силами АСС ТОФ был проведен поиск от точки с координатами ш. = 47 град. 30 мин. N и д. = 140 град. 31 мин. О в радиусе 30 миль, но объект не был найден.
Любителей поиска подводных кладов не могут не заинтересовать сведения о пропаже без вести баржи “Дукча”, принадлежащей МВД СССР и погибшей 6 октября 1947 года в районе полуострова Кони с ценным грузом на борту. Данных о характере груза нет, но что могло быть ценным на Колыме в октябре 1947 года?
Тогда же, 4 февраля 1947 года, льдами в бухте Нагаева был раздавлен пароход “Можа”, а тремя годами ранее, 25 сентября 1944 года, в бухте Провидения затонул пароход “Кузбасс”.
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то