Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
О кондиционерах на судне
#1
Отправлено 19 Март 2007 - 18:05
Так же как и в наземных гостиницах, система кондиционирования воздуха на судне может быть центральная, индивидуального типа или комбинированная.
Если система кондиционирования - центральная, то мы имеем единую судовую климатоцентраль, правда, с точки зрения пребывания в каюте центральный кондиционер не столько работает как реальный кондиционер, сколько как охлаждающий вентилятор. Как побочные негативные результаты - частая засоряемость с весьма существеным ростом трудоемкости операций по очистке плюс далеко не всегда такие и сопряженные проблемы можно решить прямо в рейсе, без надлежащего ремонта во время длительной стоянки. Позитивным моментом является то, что с точки зрения планировки кают и судна в целом встроить систему воздуховодов климатоцентрали особых проблем нет, при этом и визуально решение никак не влияет на внешний вид теплохода. (Этим, мне кажется, и объясняется наличие на наших больших теплоходах центрального кондиционера.)
Если устанавливаются индивидуальные кондиционеры в каютах, а точнее - климатические сплит-системы, то мы получаем качество настоящего кондиционированного воздуха, полный комфорт для туриста, однако, возникает проблема: куда деть "шумный" - внешний - блок сплит-системы. На судах "С.Абрамов" и "Президент" (где после реконструкции установлены индивидуальные кондиционеры в каждой каюте) внешние блоки сплит-систем вынесли (если не ошибаюсь) на крышу солнечной палубы. Видок - тот еще, но иного выхода не было. Однако, это случай конкретного судна.
В связи с этим есть вопрос: что на ваш взгляд лучше, комфортнее, удобнее и практичнее - центральный кондиционер или индивидуальные кондиционеры в каютах? И возможна ли вообще установка индивидуальных кондиционеров в каютах судна достаточно большого по сравнению с т/х "С.Абрамов" размера - ну хотя бы в габаритах наших 4-деков?
#2
Отправлено 19 Март 2007 - 20:04
Видок - тот еще, но иного выхода не было. Однако, это случай конкретного судна.
Ну ничего страшного во внешнем виде "Абрамова" и "Президента" я не вижу. Не сказал бы что они прям загромождены внешними блоками кондиционеров. По крайней мере уродства в нескольких ящиках на непассажирской палубе я не узрел...
Вообще, тут дело индивидуальное. Не надо на каждую каюту делать отдельный внешний блок, можно поставить мульти-сплит системы (на несколько помещений), но это весьма трудоемко. На четырехдеках, кстати, с центральной системой воздуховода, кондиционеры работают в режиме вентилятора. Но при наличии нагревательных спиралей, они же могут создавать любую температуру на вкус туриста. Потеплее - включил спирали (перевел выключатель), попрохладее, или просто проветрить - выключил обогрев. Очень удобно. Ну а засоры в системе устранять просто надо и проводить ее регулярную профилактику.
If you're too dumb to work it out...
Тот, кто любит колбасу и верит в правосудие,
не должен знать как делается и первое и второе.
Мой журнал
Речное сообщество
#3
Отправлено 19 Март 2007 - 20:28
Эх, нравятся мне ваши темы..
Что до кондиционеров - мне кажется что установка бытовых сплитов, или даже моноблоков, как на том же "Шемагине", это результат жадности судовадельцев - пофиг, что видок страшный, главное дешево.
А вообще - при выборе конструкции системы главное - эффективность, в первую очередь энергетическая. Как-никак система вентиляции-кондиционирования самый мощный потребитель на судне.
Кстати, установка сплитов не исключает необходимости наличия системы вентиляции. Иначе задохнешся в этом проладненьком воздухе..
#4
Отправлено 19 Март 2007 - 21:51
#7
Отправлено 20 Март 2007 - 11:40
#8 Гость_RK3DIA_*
Отправлено 20 Март 2007 - 13:26
На старых судах (588, 26-37 и 305-х) согласен, места для подобных реконструкций (в смысле установки внешних блоко сплит-систем) маловато, да и не было там никогда эффективной вентиляции как таковой, а вот на "крокодилах", "чемоданах", Q-040 и т.д. возможностей для совершенствования систем кондиционирования поболе будет.
#9
Отправлено 20 Март 2007 - 13:39
Централизованная система климатконтроля так и работает. В каждой каюте стоит индивидуальная раздатка к которой подходят трубопроводы общего воздуха, нагрева и охлаждения и как хочешь так себе и регулируй - на холод или на тепло или вообще можно отключить, путем поворота рычажков, которые открывают и закрывают нужные клапана на трубопроводах именно в этой каюте.По-моему, система кондиционирования и вентиляции на речных судах должна быть комбинированная, т.е. централизованное удаление отработанного воздуха, но при этом должна быть возможность применения индивидуальной приточной вентиляции, в роли которой и может выступать сплит-система. Не всем может понравится, когда во все каюты подают холодный (или наоборот подогретый) воздух, в этом случае при централизованной системе кондиционирования должна быть возможность отключать приточку в каждой каюте, но без ущерба для соседей.
#11
Отправлено 20 Март 2007 - 14:23
#12 Гость_RK3DIA_*
Отправлено 20 Март 2007 - 14:27
но ...
Имеется ввиду то, что придется разобрать половину судна, чтобы все установить как надо. На реконструированном "К.Марксе" так оно все и было,там теперь централизованная система кондиционирования, с климат-центром. И кстати, внешние блоки этого самого климат-центра в глаза не бросаются.
#13
Отправлено 20 Март 2007 - 19:28
Централизованная система климатконтроля так и работает. В каждой каюте стоит индивидуальная раздатка к которой подходят трубопроводы общего воздуха, нагрева и охлаждения и как хочешь так себе и регулируй - на холод или на тепло или вообще можно отключить, путем поворота рычажков, которые открывают и закрывают нужные клапана на трубопроводах именно в этой каюте.По-моему, система кондиционирования и вентиляции на речных судах должна быть комбинированная, т.е. централизованное удаление отработанного воздуха, но при этом должна быть возможность применения индивидуальной приточной вентиляции, в роли которой и может выступать сплит-система. Не всем может понравится, когда во все каюты подают холодный (или наоборот подогретый) воздух, в этом случае при централизованной системе кондиционирования должна быть возможность отключать приточку в каждой каюте, но без ущерба для соседей.
Алексей, но ведь КПД по генерации охлажденного воздуха, а тем более с очисткой через фильтры, не возможно сравнивать на централизованной системе и сплите (точнее - мульти-сплите). Условно говоря, внутренний блок сплит-системы обслуживает одну конкретную каюту, при этом его работа (в плане подачи воздуха, давления, температуры, а в ряде случаев и механизм выдува от прямого до разнонаправленного) определяется габаритами и качеством воздуха конкретной каюты. Т.е. если турист не жалуется на текущую температуру, то он может кондиционер даже и не включать. Соответственно внешний блок мульти-сплита в конечном итоге будет работать на тот объем воздуха, который реально задан пожеланями пассажиров в подключенных к нему каютах.
Если же мы рассматриваем центральную систему кондиционирования, то во-первых, в ней воздух должен охлаждаться до максимума (ибо нагрев в процессе распределения по воздуховодам, расчет на то, что каждая подключенная каюта имеет рычаг подачи охлажденного воздуха, включенный на полную мощность). А во-вторых, на мой взгляд, об эффективной фильтрации говорить уже не приходится (разве что только фильтры перед выходами воздуховода ставить...). Опять-таки как быть с еще немаловажной деталью - влажностью? Сплит-система регулирует влажность в том режиме, который задашь на внутреннем блоке кондиционера. Возможна ли такая регулировка при центральном кондиционере - не знаю.
Если брать центральные системы как на наших 4-деках, то это в сущности вентиляторы, а не кондиционеры. И качество воздуха, идущего из каютного блока - очень низкое, о регулировке влажности я уже и не говорю.
Поэтому с точки зрения комфорта для пассажиров, ИМХО, сплит-система выиграет однозначно.
С точки зрения энергозатрат - сложно сказать. По идее, центральная система кондиционирования должна постоянно сидеть на максимуме. Добавим к этому затраты на поддержание постоянного давления струи воздуха в воздуховодах... Не думаю, что в конечном итоге затратность системы, построенной из сплитов, будет выше, чем у центральной.
Насчет внешнего ящика - да такая проблема точно возникнет, куда его деть? Честно скажу - не знаю.
Но есть предположения...
Рассматривал фотографии кают на морских и океанических круизных судах. Так вот, там похоже на наличие в каютах потолочного кондиционера, размещаемого в подвесном потолке, а вот внешний для нескольких кают блок, как мне кажется, установлен что-то в районе межпалубного перекрытия. Хотя, может я и ошибаюсь, вид борта судна наводит на мысль об отсутствии в нем каких-либо непонятных отверстий, сеток и т.п. Тогда и вправду непонятно, куда они дели охлаждающие блоки...
#14
Отправлено 21 Март 2007 - 09:11
На "пароходе" всё принято охлаждать водой, т.к. она имеет на порядок больший коэф. теплопередачи и теплоёмкость. Отсюда видно, что центральная климатическая установка имеет много преимуществ:куда они дели охлаждающие блоки...
1. Совмещена с системой вениляции. (спит система только гоняет воздух по каюте, не осуществляя его обмен, вентиляцию всё равно надо как-то городить)
2. один крупный агрегат, буть то ДВС или обычная лампочка, потребляет меньше энергии и имеет больший КПД, чем несколько меньших для тех же целей. И не факт, что он всегда работает на максимуме, то бишь номинале. Есть пределы по температуре и давлению и зависят от расхода, т.е. от того сколько и на сколько пассажиры открыли заслонки.
3. Обслуживать 1-3 агрегата на пароход всегда проще и дешевле, чем 200-400.
Конечно центроклимат ограничивает вмешательство пассажира в его работу, но при полной исправности и надлежащем уходе все параметры воздуха выставляются и соответствуют санитарным нормам.
#15
Отправлено 21 Март 2007 - 11:04
Если же мы рассматриваем центральную систему кондиционирования, то во-первых
Слов написно много, возможно и логика есть, но мировой опыт судостроения однозначно говорит нам о том, что установка централизованной системы климат-контроля гораздо целесообразнее, чем полтысячи маленьких системок. Четырехдеки это не образец для подражания, а лишь пример того как не надо делать. На современных пассажирских судах централизованная система климат-контроля очень эффективна и гораздо менее габаритна, чем на наших четырехпалубных мастодонтах.
Если брать центральные системы как на наших 4-деках, то это в сущности вентиляторы, а не кондиционеры. И качество воздуха, идущего из каютного блока - очень низкое, о регулировке влажности я уже и не говорю.
Если грамотно эксплуатировать такие установки и сами по себе они не какой-то мусор, то качество воздуха будет достаточно хорошим и о влажности пассажир даже помнить не будет.
#16
Отправлено 21 Март 2007 - 17:56
По-моему, система кондиционирования и вентиляции на речных судах должна быть комбинированная, т.е. централизованное удаление отработанного воздуха, но при этом должна быть возможность применения индивидуальной приточной вентиляции, в роли которой и может выступать сплит-система. Не всем может понравится, когда во все каюты подают холодный (или наоборот подогретый) воздух, в этом случае при централизованной системе кондиционирования должна быть возможность отключать приточку в каждой каюте, но без ущерба для соседей. Не знаю, решается ли такая задача при применении централизованной системы, но сплит-система или обычный кондиционер вполне такую задачу решают.
[quote] Централизованная вентиляция нужна везде. Но кондиционирование воздуха должно быть индивидуальным, не приточным (сплиты),а внутрикаютным,без забора воздуха снаружи,как это сделано,например, на "Радищеве" (проект 301). Дешево и сердито.
#17
Отправлено 22 Март 2007 - 07:44
Правда, возникнет проблема со смачиванием фильтра. В комнатных моделях приходится через определенное количество часов работы либо намачивать фильтр (зависит от модели), либо заливать в специальный резервуар воду. Возможно ли обеспечить автоматику такой операции на теплоходе - не знаю.
#18
Отправлено 22 Март 2007 - 09:33
Чего-то я наверно не понимаю! Воздух "высыхает" при нагреве а не при охлаждении.но если влажность охлажденного воздуха, подаваемого по трубопроводу в каюту, будет нулевая или близко к тому
С чего это вдруг из забортного воздуха, прошедшего испаритель, получится нулевая влажность, когда избыточная влага выделяется в виде конденсата, а та что удержалась остаётся? Обычно кондиционеры и имеют режим осушения воздуха, чтоб небыло "бани". Как работает данный режим предполагаю рассказывать не надо.
#19
Отправлено 22 Март 2007 - 10:01
Как раз при нагреве высыхания не будет, ибо вся влага, содержащаяся в воздухе, останется в нем. Влажность в процентах конечно уменьшится, но не потому, что влаги стало меньше, просто более теплый воздух способен удерживать больше воды.Чего-то я наверно не понимаю! Воздух "высыхает" при нагреве а не при охлаждении.
Нулевая не получится, но упадет ОЧЕНЬ сильно. Вся штука в том, что воздух придется охладить не до требуемых пассажиром +20, а градусов до 5 (ведь еще нужно пройти по длинным воздуховодам, охлаждая их, и смешаться с горячим воздухом в каюте, при этом охладить каюту не к концу дня, а хотя бы за час). В итоге любой кондиционер, работающий на охлаждение, воздух сушит, и довольно сильно. Не даром в дорогих климатических системах ставят увлажнители.С чего это вдруг из забортного воздуха, прошедшего испаритель, получится нулевая влажность, когда избыточная влага выделяется в виде конденсата, а та что удержалась остаётся? Обычно кондиционеры и имеют режим осушения воздуха, чтоб небыло "бани". Как работает данный режим предполагаю рассказывать не надо.
Что касается теплохода, то будущее конечно за системами центрального кондиционирования и вентиляции, но хорошо продуманная климатическая система вылетит в неплохую копеечку, и, думаю, уже построенным теплоходам вряд-ли светит, по крайней мере в массовом порядке.
#20
Отправлено 22 Март 2007 - 10:31
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных