Здравствуйте Yan.
Вот, нашел немного, почти по вашему вопросу.
С главой из этой книги.
Вот с этим историком, пообщаться было бы неплохо!
Документальные очерки
о деятельности Балтийского морского пароходства
в период Великой Отечественной войны
к 300-летию Российского флота
Санкт-Петербург
1996, 1998
Михин Н.С.
Венки на волне. -- СПб, 1996, 1998. -- 36 с.
В настоящем сборнике читателю предлагаются несколько
документальных очерков о жизни и деятельности моряков и флота
Балтийского морского пароходства в годы Великой Отечественной
войны. Автор -- дипломированный историк, плавал на судах
Балтийского пароходства, работал в Ленинградской мореходной
школе.
Очерки рассчитаны на массового читателя.
(С) Н.С.Михин, 1996, 1998.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
История Балтийского морского пароходства -- это жизнь,
каждый год которой наполнен самоотверженным трудом и мужеством.
Яркие героические страницы истории принадлежат тяжелым
1941-1945 годам. И как всполох в них -- Таллинская эпопея.
...С самого начала Отечественной войны все действовавшие
суда пароходства
стали именоваться военными транспортами под
соответствующими номерами. Часть их поступила в распоряжение
штаба Краснознаменного Балтийского флота, часть осталась в
ведении пароходства, которое получало оперативные задания от
Управления военно-транспортных сообщений.
Еще до приказа об эвакуации Таллина рейсы были опасными,
но суда все же могли совершать плавания, а с 27 августа 1941
года это фактически стало невозможным.
С полудня, когда началась эвакуация, Таллинский порт
ожесточенно обстреливался вражеской артиллерией. Особенно
сильными были удары противника на подступах к Таллину.
Балтийским морским пароходством только на перевозку
продовольствия из Таллина в Ленинград было направлено семь
крупнотоннажных судов: "Луначарский", "Выборг", "Тобол", "Иван
Папанин", "Аурания", "Лиина" и "Мария".
Другие суда перевозили оборудование, различные материалы,
людей. Многие наши суда, в том числе турбоэлектроход "Вячеслав
Молотов" (позднее -- "Балтика"), пароход "Калпакс", теплоход
"Сибирь", переоборудованные в плавучие госпитали, принимали
тысячи раненых и больных.
Суда шли в штормовых условиях, по морю, усеянному шаровыми
минами. Часто налетали немецкие самолеты.
Особенно трудным для каравана был день 29 августа, когда
на караван с утра и до полудня девятнадцать раз налетали
фашистские бомбардировщики и сбрасывали по четыре -- шесть бомб
каждый.
Фашистских стервятников моряки встречали плотным огнем
пулеметов и винтовок и даже сбили один самолет. Но что могли
сделать винтовки против массированных налетов авиации? И вот
при двадцатом нападении фашистов с воздуха теплоход "Вторая
пятилетка" гибнет от вражеской бомбы. Только благодаря четкой
работе моряков, не поддавшихся панике и замешательству в момент
погружения судна, были спасены не только члены экипажа, но и
пассажиры. Экипаж во главе с капитаном Николаем Ивановичем
Лукиным честно выполнил свой долг, не дрогнул перед лицом врага
и самоотверженно боролся за честь советского флага.
При перевозке раненых на суда принималось в пять -- шесть
раз больше людей, чем полагалось по норме. Не хватало
обслуживающего персонала медиков, и члены экипажа помогали им в
работе по уходу за ранеными.
Неоднократно подвергался налетам теплоход "Иван Папанин".
С 7 часов 55 минут до 9 часов 45 минут 29 августа он выдержал
четыре налета пикирующих бомбардировщиков. Командовал судном
старейший капитан Балтики Александр Петрович Смирнов. Еще до
войны, отдав флоту полвека жизни, осел бывалый моряк на берегу,
но полным пенсионером не стал, продолжал трудиться в береговых
организациях. В первые дни войны он пришел в кабинет начальника
пароходства и попросил направить его капитаном на любое судно.
Уговоры не помогли. И вот Александр Петрович -- на капитанском
мостике "Ивана Папанина".
В этом рейсе 29 августа капитан А.П.Смирнов, его старший
помощник А.Г.Масловский и штурман А.Д.Аграновский были тяжело
ранены. Пришлось остановить машину. Командование судном принял
первый помощник капитана В.В.Новиков, который никогда не был
судоводителем. Вместе с боцманом А.Ф.Григорьевым и старшим
матросом Ф.А.Хильковым под беспрерывной бомбардировкой с
воздуха он удачно выбросил судно на берег острова Гогланд и тем
спас триста бойцов и командиров Красной Армии.
Все судно было охвачено огнем. 30 августа, когда теплоход
приливом оторвало от берега, военный тральщик подорвал его.
Капитан судна Александр Петрович Смирнов скончался от
полученных ран 5 сентября.
Получив смертельные повреждения, другие суда тоже
выбрасывались на берег Гогланда, спасая этим тысячи пассажиров.
К вечеру 29 августа на острове собралось несколько тысяч
человек.
В ночь на 29 августа, наскочив на плавучую мину, стал
тонуть пароход "Луга". Первый трюм его вместе с ранеными был
мгновенно затоплен водой. Из других трюмов людей успели
передать на другие подоспевшие суда, и капитан "Луги"
В.М.Миронов приказал открыть кингстоны.
В тот же день в 16 часов 46 минут затонул в результате
сорок седьмого вражеского налета пароход "Калпакс". Та же
участь постигла "Балхаш", "Луначарский", "Тобол" и другие суда.
Первого сентября около шести часов утра в Ленинград прибыл
пароход "Казахстан", о котором фашистское радио уже известило
всему миру как о потопленном.
Поистине героическим был рейс этого парохода. 29 августа
он вышел из Таллинского порта с 3600 пассажирами на борту,
среди которых было 520 раненых. В результате пяти налетов
фашистских бомбардировщиков на судне возник пожар, потушить
который удалось ценой многих человеческих жизней. Трое погибли
только из числа экипажа. Тридцать моряков были подобраны из
воды и оказались в Ленинграде до прихода "Казахстана". Они
полагали, что их пароход затонул, и были близки к истине. Связь
с машиной была перебита, судно потеряло управление. Семерым
оставшимся на борту морякам во главе со вторым штурманом
Леонидом Наумовичем Загорулько удалось довести судно до
обороняемого отрядом краснофлотцев острова Вайндло. Но там
простояли всего одни сутки. Уже на следующий день, снова приняв
на борт пассажиров, последовали в сторону Гогланда, а затем --
к Кронштадту. И опять: облеты, артобстрел, взрывы мин, вспышка
паники среди пассажиров. Обо всем этом прекрасно написано в
воспоминаниях самого Л.Н.Загорулько "Огненный переход". За
мужество и героизм вся семерка была награждена орденами
Красного Знамени. А перед самым награждением их едва не
расстреляли на острове Вайндло. Просто из-за солдафонской
бестактности местного руководства. А четверых расстреляли. За
панику.
Впервые паника среди пассажиров возникла, когда транспорт
горел в составе каравана. Ее ликвидировали с помощью военморов,
а потом уже стали тушить пожар.
Панике тогда поддались не только пассажиры, но и некоторые
моряки. И среди них оказались старпом Александров, помполит
Желтов и военный помощник капитана. По решению трибунала они
были расстреляны, а вместе с ними и капитан "Казахстана"
В.С.Калитаев. Капитан во время одного из налетов авиации был
выброшен взрывной волной за борт и в бессознательном состоянии
подобран моряками подводной лодки "Щ-322". Власти обвинили и
его в трусости. На процессе, в отличие от признавших свою вину
помощников, капитан вообще отказался выступать, сославшись на
плохое самочувствие. Это стоило ему жизни, хотя свидетели на
следствии говорили о самоотверженности и хладнокровии капитана
во время перехода, а судмедэкспертиза установила, что капитан
был контужен и в момент катастрофы находился без сознания.
Позднее В.С.Калитаев был реабилитирован посмертно. Так что
справедливость в отношении доброго имени капитана Калитаева
Вячеслава Семеновича восстановлена.
Еще 28 августа, на второй день эвакуации Таллина, от
налета немецких бомбардировщиков затонул пароход "Скрунда".
Капитан С.П.Остапенко получил четыре ранения и все-таки нашел
силы организовать спасение более чем полутора тысяч пассажиров.
Пароход "Сауле", получив серьезные повреждения при
переходе, был, как и многие суда, вынужден также выброситься на
мель у острова Гогланд. Там, несмотря на жестокие вражеские
обстрелы, моряки отремонтировали свое судно. Затем, искусно
маневрируя и уклоняясь от атак немецких самолетов и торпедных
катеров, привели его в Ленинград. В этом переходе личную отвагу
и мужество проявила капитан "Сауле" Анна Ивановна Щетинина. С
детства она мечтала стать моряком. Преодолевая невероятно
сложные препятствия, а часто и насмешки окружающих Анна
Ивановна упорно овладевала теоретическими знаниями мореплавания
и практическими навыками. И овладела, пройдя путь от простого
матроса до капитана дальнего плавания. Первая женщина-капитан в
нашей стране работала в Дальневосточном пароходстве. Перед
самой войной была откомандирована на приемку судов в
Нидерланды. Война застала ее с перегоняемым судном на Балтике.
И вот она -- капитан "Сауле", участник августовского перехода,
знаменитой Таллинской эпопеи.
В сложнейшей обстановке приходилось плавать торговым судам
в тяжелые дни эвакуации Таллина. В этих условиях особенно
велика была роль вспомогательного флота -- ледоколов, буксиров,
плавучих мастерских. Обладая хорошей маневренностью и
остойчивостью, славные морские труженики занимались как
буксировкой и проводкой больших судов, так и непосредственно
перевозками. К таким судам относятся: "Октябрь", вступавший
даже в бой с немецкими торпедными катерами; плавучая мастерская
"Серп и Молот"; буксиры "С -- 103", "КП -- 6", "КП -- 28",
"Альфа", "Вальтер", "Зарница", "Туман", -- и другие суда,
многие из которых погибли в те дни на водах Финского залива.
Всего за время Таллинской эпопеи погибло 35 транспортных
судов. Из 29 судов Балтийского пароходства, принявших участие в
эвакуации, погибло двадцать пять. Погибло много ценных грузов и
более десяти тысяч человек. Суда, оставшиеся на плаву, по сути
дела выполняли двойную работу, заменяя вышедшие из строя.
В своем послании к морякам Балтийского морского
пароходства по случаю вручения им памятных знаков ветеранов
Дважды Краснознаменного Балтийского флота бывший командующий
Краснознаменным Балтийским флотом В.Ф.Трибуц писал: "Мужество и
отвага моряков гражданского флота справедливо снискали в глазах
военных моряков уважение и славу. Вы можете этим гордиться, и
пусть ваша слава послужит примером нынешнему и грядущим
поколениям моряков торгового флота".
Сегодня по местам страшных боев на морских просторах
Балтики идут наши современные суда. Приспускаются флаги, и
моряки бросают на балтийскую волну венки из цветов. Потому, что
те, кто отдал свою жизнь за Родину, в памяти людской не
умирают.
-------------------------------------------------------------------------------
Много испытаний выпало на долю моряков интернированных
судов. К моменту нападения Германии на Советский Союз эти суда
стояли в портах Штеттин, Данциг и Любек, где уже хозяйничали
фашисты. У многих было предчувствие приближения войны. Но что
значит -- предчувствие, если одно высказывание самой мысли об
этом было небезопасным. Уверенность "великого вождя всех времен
и народов" и его ближайшего окружения в том, что Германия не
посмеет напасть на Советский Союз в нарушение условий договора
о ненападении, подписанного руководителями Германии и СССР в
1939 году, было непререкаемым законом для каждой
государственной и общественной структуры, для каждого человека.
Поэтому и ТАСС сообщало всего за неделю до начала
войны"...слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять
нападение на СССР лишены всякой почвы". Даже когда война уже
началась, о чем определенно говорили радиограммы, поступающие с
судов, находящихся в Балтийском море !нападение на пароход
"Рухно", торпедирование и гибель парохода "Гайсма" и т.д.),
никаких официальных распоряжений от Наркомморфлота не
поступало. Официальное распоряжение о том, чтобы все суда,
находящиеся в южной части Балтийского моря зашли в ближайшие
советские порты, поступило только 23 июня в 5 часов утра, то
есть через сутки после начала войны. Это привело к тому, что
фашистами было интернировано 32 советских судна с девятьюстами
моряков из разных пароходств страны.
Но еще за несколько дней до нападения на нашу страну
советские суда, стоявшие в портах Германии и оккупированных ею
государств, были практически арестованы. Вот как это
происходило на теплоходе "Хасан", который находился в порту
Штеттин.
17 июня представитель портовой полиции под предлогом того,
что фарватер закрыт для плавания иностранных судов, изъял
мерительное свидетельство и сертификат на годность к плаванию.
Капитан Балицкий сообщил о создавшемся тревожном положении
заместителю полпреда в Берлине Зайцеву, а также представителю
торгпредства в Штеттине Иванову. Представитель из Берлина
обвинил Балицкого в паникерстве.
А 22 июня и экипажи интернированных судов были арестованы.
Около девяти часов утра на пароходе "Эльтон", стоявшем рядом с
"Хасаном", моряки услышали по радио и передали на "Хасан" о
бомбежке советских городов немецкой авиацией. Сразу же были
сожжены все секретно-мобилизационные и не подлежащие оглашению
документы, а через четверть часа после этого на борт "Хасана"
ворвались немецкие солдаты и расставили часовых.
При таких же примерно обстоятельствах были захвачены
экипажи остальных советских судов, стоявших в немецких портах.
Моряки были заключены в различные концлагеря, но через две
недели, когда немцы объявили, что будет произведен обмен
моряков на немцев, интернированных в СССР, все команды были
сведены в один концлагерь, который находился неподалеку от
Берлина, у деревни Бланкенфельд. В нем собралось около двухсот
пятидесяти моряков, но лишь пятьдесят восемь из них были
отвезены в Турцию для отправки на Родину. Оставшиеся жили в
лагере до 1 октября 1942 года, когда их отправили в Баварию, в
город Вайсенбург. Там они были заключены в средневековую
крепость Вюльцбург, расположенную в пятидесяти километрах от
Нюрнберга.
-----------------------------------------------------------------------------------
21 апреля 1945 года всех моряков вывели из крепости и
погнали по направлению к Дунаю. Приближалась американская
армия. Немцам нужно было предотвратить встречу этой армии с
советскими моряками. Но встреча все же состоялась. В сорока
километрах от Вюльцбурга, в деревне Мекенлое, колонну моряков
настигли войска третьей американской союзной армии, и моряки
были освобождены. А 9 июля победного года сто восемьдесят
моряков, оставшихся в живых, прибыли в город на Неве.