Поехать на Байкал вполне можно и самостоятельно, не пользуясь заранее услугами каких-либо турфирм – трансферы довольно легко организуются на месте, с жильём проблем тоже особых нет, однако если вы чётко завязаны на датах, хотите точно следовать намеченной программе, желаете увидеть максимум за отпуск, то удобно воспользоваться услугами турфирмы. Путешествиями по Байкалу занимается множество турфирм (в основном иркутских), однако среди них я бы выделил две – «Байкальские приключения» и «Байкал эксклюзив» (услугами которой я в итоге и воспользовался). И та, и другая - крупные иркутские туркомпании, имеют представительства в Москве и предлагают большой выбор разных путешествий.
Условно Байкал и все его достопримечательности можно разделить на 4 части: Южный Байкал (Листвянка, Бухта Песчаная, Кругобайкальская железная дорога); остров Ольхон и окрестности; Восточный берег (полуостров Святой Нос, Баргузинский заповедник и окрестности) и, наконец, Северный Байкал (Северобайкальск и прилегающие территории). Юг и Ольхон – наиболее известные места на Байкале, и в ходе большинства организованных маршрутов туристы обязательно знакомятся с этими местами. Восточное побережье реже посещается путешественниками, хотя по красоте ничуть не уступает западному берегу. Ну а Северный Байкал – это и вовсе заповедные места, с совершенно особенной природой, куда пока ещё крайне редко добирается широкая масса туристов.
Планируя поездку, я решил посмотреть максимум и постараться за трёхнедельный отпуск побывать во всех четырёх основных районах Байкала. Это непросто, но после долгого изучения трансферов и вариантов путешествия, всё-таки получилось найти оптимальный вариант. Первую часть путешествия составил сборный групповой тур «Кольцо Байкала» (включающий юг озера, Ольхон и восточный берег) после чего я уже самостоятельно запланировал поездку на Северный Байкал. Состыковать и увязать эти участки, уместив их в трёхнедельный отпуск, было непросто, однако в итоге всё удалось, правда, для этого пришлось уезжать в путешествие без раскачки прямо с рабочего места и затем выходить на работу тоже прямо с самолёта. Это не слишком приятно, учитывая рюкзак, разницу во времени и глобальность экспедиции – но такова уж энтузиастская доля.
Итак, в период с 27 июля по 16 августа 2010 года состоялось вот такое большое путешествие на Байкал:
Москва – Иркутск – архитектурно-этнографический музей Тальцы – Листвянка – Кругобайкальская железная дорога – Иркутск – Усть-Ордынский – Ольхон (4 дня) – переход на Восточное побережье на «Ярославце» - Восточное побережье (3 дня: восхождение на плато полуострова Святой Нос, экспедиция в Баргузинскую долину) – Улан-Удэ – перелёт местным авиарейсом в Северобайкальск – 3 дня на Северном Байкале (поездки на источники Хакусы, на мыс Лударь, прогулки вдоль Байкало-Амурской магистрали) – переход на «Комете» и «Восходе» по 600-километровому маршруту из Северобайкальска в Иркутск – Иркутск – Переход на СВП «Баргузин» в бухту Песчаная – 2 дня на Песчаной – возвращение на «Баргузине» в Иркутск – Иркутск – Москва.
Для наглядности и закрепления материала все перемещения продемонстрирую ещё разок на карте.
Как видно, путешествие намечалось большим, интересным и по-настоящему энтузиастским. Вместе с тем, на такое ответственное дело ни в коем случае нельзя пускаться одному – стоит обязательно взять с собой надёжных боевых попутчиков (причём в наше-то время крайне желательно из питерской команды ). Вот почему, как и год назад на Камчатку, мы поехали на Байкал вместе с Наташей и Олесей, двумя очаровательными петербурженками, истинными представительницами Культурной столицы России и настоящими боевыми подругами.
День 1. 27-28 июля.
Москва – Иркутск. Знакомство с городом.
Архитектурно-этнографический музей Тальцы.
Листвянка. Исток Ангары. Первое знакомство с Байкалом.
Как это часто бывает перед отпуском, будничная жизнь словно желает задержать тебя – сначала на работе, потом в метро, и даже на взлёт возникает большая очередь.
Жара. Июль. Внуково. Пробка:
Но, наконец, испытания закончены – в начале девятого вечера Ту-154м RA85805 «Фарман Салманов» с характерным для этой птички гулом оторвался от полосы и взял курс на Иркутск.
Во время пятичасового ночного перелёта мне что-то не спалось – почитал путеводитель, перекинулся парой слов с соседом, средних лет иркутянином, возвращавшимся домой с Крыма, полистал ютэйровский бортовой журнал. Кстати, сургутская авиакомпания «Ютэйр», как и некоторые другие авиакомпании, активно применяет практику именных самолётов – большинству флагманам компании, воздушным судам Ту-154м, присвоены свои имена. Наш борт 85805 назван именем Фармана Салманова – очень известного геолога Югры, много сделавшего для развития нефтегазовой отрасли, бывшего замминистра геологии СССР.
Некоторые ночные пейзажи с борта «Фармана Салманова»:
Ночь над Западной Сибирью:
Светает:
Когда летишь на восток, время бежит в два раза быстрее – не прошло из нескольких часов, как ночь пролетела, и утреннее солнце вновь озарило просторы воздушного океана.
Между тем, начинаем снижение. Самолёт ныряет в густую пелену облаков:
В Иркутске облачное и туманное утро. Аэропорт здесь находится практически в городской черте, и, заходя на посадку, самолёты проходят прямо над центром города.
Но я не сказал самого важного – после июльской московской душегубки сойдя с трапа в Иркутске, я ощутил главное: тут ПРОХЛАДНО!!!
А уже в терминале случилось ещё одно радостное событие – в местной кафешке состоялась торжественная встреча с питерскими девчонками. Мы не виделись больше, чем полгода - готовясь к поездке, регулярно переписывались, созванивались, но встретились только тут, в Иркутске.
Как я уже говорил, первая часть байкальской эпопеи была групповым туром «Кольцо Байкала». В аэропорту нас, как и других туристов нашей группы, встретили представители турфирмы – не прошло и получаса, как мы ехали на микроавтобусе в центральную часть города, где с аппетитом позавтракали и затем начали знакомство с городом.
Иркутск – один из старейших городов Восточной Сибири, административный центр Иркутской области, расположенный на берегах реки Ангара в 68 километрах ниже её истока из Байкала. Население города – около 600 тысяч человек. На карте Сибири Иркутск, как и большинство сибирских городов, появился в середине 17 столетия. Он начался с острога, заложенного 6 июля 1661 года в устье реки Иркут, крупного левого притока Ангары, затем перерос в поселение, получившее в 1686 году статус города. Иркутск начал бурно развиваться в 17 веке – этому городу суждено было «прорубить окно» на Восток – осваивать путь России к Тихому океану. Все экспедиции, организуемые российским правительством на Дальний Восток, в Якутию, Монголию, Китай, на Аляску формировались в Иркутске. Отсюда началось заселение берегов Амура, в Иркутске была сформирована база для снабжения продовольствием и снаряжением экспедиций Беринга, здесь же основана контора известной Русско-американской компании, в 19 веке ведущей торговлю и освоение новых земель от Аляски до Японии, через Иркутск ехали первые посольства в Пекин, проходили караванные торговые пути в Монголию и Китай, оптовая торговля в Восточной Сибири в первой половине 19 века была сосредоточена преимущественно в руках иркутских купцов. В 19 веке Иркутск по своей величине занимал первое место среди других городов Сибири и являлся административным и культурным центром огромной территории от Енисея до Тихого океана.
С 19 века Иркутск стал известен, как один из главных центров ссылки в России – уже к концу 19 столетия на двух коренных сибиряков здесь приходился один ссыльный. В разное время здесь жили сосланные декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. Иркутск был одним из главных центров контрреволюционного движения в Сибири. В 1918-1920 годах город находился во власти колчаковцев. Сам Колчак также был задержан 7 февраля 1920 года именно в Иркутске.
В последующие (и особенно послевоенные) годы в городе и области активно развивалась промышленность и городская инфраструктура – строились различные заводы, фабрики, развивался транспорт, возводились мосты через Ангару, на Ангаре были сооружены три (и ещё одна, Богучанская, строится) мощных ГЭС, возводились и возводятся новые жилые районы.
В ходе путешествия у меня получилось дважды погулять по Иркутску – в первый день с группой, а также ближе к концу экспедиции, когда перед поездкой на бухту Песчаная я провёл ещё один день в городе. Но – обо всём по порядку.
Площадь Кирова (в разное время она называлась Кремлевская, Спасская, Богородская, Тихвинская, Гостинодворская) – центральная площадь города. По периметру площади находится несколько зданий – Центральный банк, мэрия Иркутска, лингвистический университет, администрация Иркутской области и гостиница «Ангара», центральная гостиница города.
Рядом с административным зданием в 2001 году была поставлена часовня в память об уничтоженном в 1932 году величественном Казанском соборе, который находился прежде на этом месте. Иркутский кафедральный собор был одним из крупнейших в России, вмещал около 5 тысяч человек, а по размерам был сопоставим с Исаакиевским собором в Петербурге и Храмом Христа Спасителя в Москве. После того, как в 1932 году Казанский собор был взорван, его обломки использовались для засыпки площади, в результате чего уровень нынешней площади Кирова поднялся на один метр.
Справа от административного здания на берегу Ангары находится историческое ядро города – Спасская церковь, Богоявленский собор и католический костёл.
А вот и Ангара. Течение реки стремительное, вода удивительно чиста и прозрачна, даже в летний день на набережной прохладно – от Ангары веет ледяным дыханием её отца Байкала
Продолжение далее...