Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Большое путешествие на Байкал
#21
Отправлено 17 Октябрь 2010 - 18:36
Вагон, ставший полупустым (многие туристы вышли в Слюдянке, чтобы продолжить отсюда маршруты по Байкалу) – теперь можно спокойно высунуться в окошко!
Следуя южным берегом Байкала
Вот она – уходящая вправо заповедная ветка Кругобайкалки, по которой мы сюда приехали!
Подъём от Байкала на Олхинское плато – один из самых крутых и извилистых участков российских железных дорог. Железная дорога напоминает тут серпантин. Для проводки здесь тяжёлых гружёных составов применяется иногда по несколько мощных электровозов, располагающихся как в голове, так и в хвосте состава. Поднимается на Олхинское плато и наша электричка:
Последний взгляд с высоты на южную оконечность Байкала, и железная дорога уходит от озера.
Вечереет. Нам остаётся около двух часов без остановок до Иркутска. Отдыхаем…
Уже в черте города делаю несколько вечерних снимков. Иркутск. Поздний вечер. На Ангаре таинственно перемигиваются навигационные знаки, а над рекой ярко освещены конструкции нового автодорожного моста, открытого здесь совсем недавно.
Ближе к полуночи поезд останавливается на вокзале Иркутска. Счастливые и довольные, отправляемся в гостиницу «Ангара», чтобы завтра вновь вернуться на берега Священного Моря.
В следующий раз я расскажу о путешествии по степям Предбайкалья, о визите в посёлок Усть-Ордынский, центр Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области, о переезде на остров Ольхон, о паромной переправе через пролив Ольхонские ворота и о первых впечатлениях, полученных на самом большом и известном острове Байкала. Продолжение рассказа постараюсь выложить в четверг...
Мой блог о путешествиях=>>
#22
Отправлено 17 Октябрь 2010 - 18:49
Очень интересный и необычный памятник Колчаку. Необычный – поскольку скорее похож на восковую фигуру, т.к. необыкновенно живое лицо… Андрей, за счет чего достигается такой эффект?
Думаю, что, во-первых, сыграло свою роль освещение, ну и конечно - мастерство скульптора В.М. Клыкова, очень известного скульптора, автора нескольких десятков известнейших работ - таких как памятник Г.К. Жукову в Москве у Исторического музея, памятник Илье Муромцу в Муроме, памятник Серафиму Саровскому в Сарове, храм на мемориале в Прохоровке под Курском и многих-многих других...
Мой блог о путешествиях=>>
#23
Отправлено 20 Октябрь 2010 - 11:34
#25
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 17:30
День 3. 30 июля.
Степями к Байкалу. Усть-Ордынский. Малое море. Ольхон
Большую часть сегодняшнего дня мы проведем в дороге – нам предстоит 300-километровый автопробег из Иркутска до острова Ольхон, а по пути мы побываем в посёлке Усть-Ордынский, столице Усть-Ордынского бурятского автономного округа, с 2008 года входящего в состав Иркутской области.
Покинув иркутскую гостиницу около 7 утра, садимся в микроавтобус и начинаем наш путь по трассе Иркутск – Качуг. Качуг, кстати, располагается в верхнем течении реки Лены и является самой верхней точкой, до которой осуществляется судоходство по великой сибирской реке. Ну что же – верховья Лены, я думаю, когда-нибудь детально исследую в будущем. На 65-м километре трассы посреди бескрайних степей Предбайкалья стоит посёлок Усть-Ордынский, центр Усть-Ордынского бурятского автономного округа, обширной территории, населённой преимущественно бурятами. По программе у нас запланировано посещение Усть-Ордынского государственного национального музея, но мы приехали несколько раньше времени, поэтому для начала немного прогуляемся по посёлку.
Центральная улица:
Без воды в степях прожить трудно:
Страж правопорядка:
Кинотеатр:
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Обратите внимание, что все надписи в Усть-Ордынском выполнены на двух языках: русском и бурятском.
Между тем, ворота музея отворились – нас приглашают познакомиться с культурой бурятов Прибайкалья.
Туристов встречают по старинным бурятским обычаям:
Первыми проходят мужчины, переступая через огонь:
Для начала познакомимся с экспозицией музейных залов. Экскурсию проводит лично директор музея – коренной бурят, потрясающий рассказчик, большой знаток местной истории и культуры.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#26
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 17:39
Буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. Формирование бурятского народа можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживавших в Прибайкалье. Ныне буряты проживают в трёх основных районах – к западу от Байкала (Иркутская область, Усть-Ордынский бурятский автономный округ) проживает 81 тысяча бурят; к востоку от Байкала на территории республики Бурятия – 272.9 тысяч бурят; и, наконец, на территории Монголии – около 100 тысяч бурят.
У бурятов есть свой язык. Впрочем, наречия бурятов разных территорий довольно сильно отличаются друг от друга (языки бурят Предбайкалья, Забайкалья и Монголии сильно разнятся). Ну и конечно, вторым родным языком бурят, проживающих на территории России, является русский. Многие современные буряты владеют им гораздо лучше, чем своим историческим языком, даже несмотря на то, что во всех школах Бурятии и Усть-Ордынского автономного округа бурятский язык изучается в обязательном порядке.
На степных территориях, населённых коренными бурятами в основном распространены буддизм и шаманизм. Впрочем, довольно глубоко укоренилось здесь и православие. Нужно отметить, что на территориях, окружающих Байкал, эти религии очень тесно переплелись между собой и укоренились у местных жителей. Вполне обычная картина, когда на панели автомобиля рядом со статуэткой Будды соседствует православный крестик, а поблизости повязаны какие-то шаманские ленточки.
Буряты в основном проживают в степных районах и по берегам Байкала, поэтому в основном занимаются животноводством, скотоводством и рыболовством.
Немного прогуляемся по музею. Старик-Байкал, лицо которого, если убрать бороду, неуловимо напоминает лицо первого президента России.
Женщина-бурятка в национальной одежде.
Прошлое кочевых бурятских племён:
Предметы быта бурятов 19 века:
Наш замечательный экскурсовод рассказывает об истории бурятского народа:
Обеспеченный мужчина-бурят. Фото начала 20 века:
Пожилых лет женщина того же периода:
Кстати, у бурят не распространено многожёнство, однако в прошлом в экстренных случаях, когда женщина не могла родить детей, мужчина имел право взять себе вторую жену (которая, правда, должна была отвечать определённым критериям – по возрасту, здоровью и не состоять в браке). Так, бабушка нашего экскурсовода никак не могла родить ребёнка, и тогда дедушка завёл себе вторую бабушку, которая успешно продолжила род. И в дальнейшем дедушка, вместе с двумя бабушками, занимались воспитанием подрастающего поколения.
А вот ещё одна запомнившаяся бурятская традиция 100-летней давности: мужчины поселения брали коня, шли в степь и там живьём разрывали его на две части, растягивая верёвками в разные стороны. Зачем они это делали, я что-то не припомню, но, видимо, замаливали каких-то духов.
В завершение экскурсии посмотрим некоторых животных, населяющих окрестные леса и степи.
После этого мы направились во двор, где познакомились с шаманом, поучаствовали в некоторых ритуалах и посмотрели народный фольклор.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#27
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 17:48
В отличие от путешествия в Якутию в 2008 году, местный шаман был не показушным для туристов, а самым настоящим. К нему ходят люди, он практикует, ведёт ритуалы, участвует в различных шаманских слётах и имеет, если память не изменяет, 4-ю шаманскую категорию из 6-ти.
Вступительная речь и напутствие (кстати, шаман, говорил весьма правильные и умные вещи).
Над Андреем и Леной мы немножко поколдуем:
Представление перемежалось местным фольклором – пением (в том числе очень необычным горловым), игрой на музыкальных инструментах.
Девушки-бурятки:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#28
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 17:55
А теперь – борьба. Буряты вообще – весьма спортивный народ. Из этих краёв вышло много чемпионов, особенно по борьбе и стрелковым видам спорта. Ну а исконно бурятская борьба – особенная. У неё очень простые правила (надо просто оторвать соперника от земли), но очень много хитрых приёмов. У бурят регулярно проводятся соревнования по этой борьбе, являющейся важным атрибутом местной культуры.
В качестве одного из борцов выбрали меня.
Небольшая разминка перед боем:
А вот и мой соперник – добрый молодец в национальной одежде.
Как и следовало ожидать, схватка продолжалась недолго, и моё фиаско получилось сокрушительным.
Но шаман отдал должное мужеству гостя, согласившегося поучаствовать в поединке, не имея опыта и даже не зная толком правил борьбы.
По этому случаю все танцуют и поют.
В завершение шаман ещё раз напутствовал гостей добрыми словами, а нашей «подопытной» паре подарил прекрасный сувенир – вот такие уникальные трусы, которые дарили бурятским женщинам в прошлые столетия. Буряты говорят, что это одеяние приносит много детей и удачу в браке.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#29
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 18:07
Остановка в Усть-Ордынском оставила исключительно позитивные впечатления. А мы снова садимся в микроавтобус и продолжаем автопробег. Направо – 65 километров до Иркутска, налево – 192 километра до Качуга. Нам туда.
Автодорога Иркутск – Качуг. Путешествие степями Предбайкалья.
Приблизительно на половине пути между Иркутском и Качугом (на 128 километре трассы) находится посёлок Баяндай, где от основной трассы вправо уходит боковая дорога на Ольхон.
В Баяндае мы чудесно отобедали в придорожной кафешке, отведав позы – фирменное блюдо бурятов и вообще всего побережья Байкала. Позы – это что-то вроде пельменей или точнее мантов: рубленное мясо в тесте.
Боковая дорога на побережье Байкала и остров Ольхон ведёт через покрытый лесами перевал Приморского хребта. Нам предстоит проехать по ней ещё 120 километров.
Преодолев перевал, делаем остановку у очень почитаемого у шаманов места – столб обвязан десятками ленточек. Здесь положено останавливаться, оставлять монетки и ленты. Вообще в окрестностях Байкала десятки и сотни подобных мест. Если вначале их воспринимаешь, как диковинку, то потом совершенно привыкаешь – настолько их много. Ну что же – таковы местные обычаи.
Проезжаем посёлок Еланцы:
Дорога плавно спускается к Байкалу – лес остаётся позади, и вокруг, насколько хватает глаз, простираются бескрайние Тажеранские степи, почти лишенные какой-либо растительности.
Спускаемся далее к Байкалу. Временами асфальтовое покрытие на дороге прерывается, уступая место пылящей «гребёнке».
Последний поворот – и взору открывается величественная панорама Байкала: перед нами – мелководный залив Мухор и огромный пролив Малое Море, часть Байкала отделённая островом Ольхон от остальной акватории огромного озера. На побережье Малого Моря располагаются десятки баз отдыха и диких кемпингов.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#30
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 18:19
Спускаемся к паромной переправе.
Остров Ольхон отделён от материка узким проливом Ольхонские ворота. Ширина этого пролива в узкой части составляет 1 километр, длина его – порядка 7 километров. Пролив Ольхонские ворота имеет дурную славу из-за частой здесь толчеи крутых волн, достигающих иногда 5-метровой высоты. Неподалёку от пролива Ольхонские ворота в Малое Море впадает река Сарма, самый крупный приток этого обособленного участка Байкала. В долине реки Сармы сохранилась дорога, по которой 2 июля 1643 года под началом казака Курбата Иванова 75 «охочих, служивых и гулящих людей» из Верхоленского острога впервые, согласно официальным данным, вышли на берег Байкала.
По названию реки получил своё имя один из самых коварных и свирепых ветров на Байкале. Здесь, переваливаясь через Приморский хребет с обширной Приленской возвышенности, арктический воздух устремляется в суживающуюся к устью долину, которая на выходе в котловину Байкала образует своего рода природную аэродинамическую трубу. Перепад высот Приленской возвышенности и уровня Байкала – более 500 метров, что создает весьма благоприятные условия для того, чтобы низвергающиеся с такой высоты массы холодного воздуха приобрели огромные скорости и разрушительную силу. Из долины Сармы, особенно в осенний период, может внезапно задуть ветер до 40 и даже 60 метров в секунду! Расположенное напротив устья Сармы побережье Ольхона и прилегающие континентальные территории практически лишены растительности. Ветер Сарма стал причиной самой крупной в истории судовой катастрофы на Байкале. Осенью 1902 года перед мысом Кобылья Голова погибли буксируемые баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Предвестниками Сармы считают появление неподвижных облаков над вершиной горы. Ветер начинается, как только образуется небольшой просвет между вершиной горы и нижней кромкой облаков. Если ворота открылись – через 20-30 минут начинается ветер.
Но сейчас погода хорошая, ветер слабый, и волнение в районе Ольхонских ворот небольшое.
На материковом берегу у переправы находится посёлок МРС (Маломорский рыбсовхоз), исходное название которого – Сахюрта. На ольхонской паромной переправе работают два парома – совсем новый «Ольхонские ворота» и более старый «Дорожник». Паромы работают с 20 мая по 15 декабря и совершают по нескольку десятков рейсов в день. Нам предстоит мини-круиз на пароме «Ольхонские ворота», который как раз подходит к переправе.
Пока с парома съезжают прибывшие с острова машины, забираюсь на окрестные скалы. Перед нами пролив Ольхонские ворота, а противоположный берег ни что иное, как крупнейший на Байкале остров Ольхон!
Прощаемся с водителем (на острове нас будет ждать другая машина) и занимаем места на верхней палубе парома. Курс на Ольхон!
Вот они - Ольхонские ворота, справа по борту открывается простор Большого Байкала, ширина которого в этом месте достигает 80-ти километров.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#31
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 18:28
Расходимся с паромом «Дорожник».
Пересекая Ольхонские ворота...
А вот и пристань Ольхона – паром мягко швартуется у причала, после чего машины и пассажиры покидают судно.
Путешествие через Ольхонские ворота закончено!
В ожидании машины можно перекусить в местной забегаловке, а потом для поддержания спортивной формы забраться на холм и ещё раз полюбоваться оттуда Ольхонскими воротами, Малым Морем и окрестностями.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#32
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 18:38
Наступает заключительный этап нашего автопробега – дорога в посёлок Хужир, расположенный в центральной части острова. Думаю, сейчас самое время рассказать про Ольхон чуть подробнее.
На Байкале 26 островов, из них Ольхон – самый большой. Его длина – 71,7 километров, наибольшая ширина – 15 километров, площадь – 730 кв. километров. По характеру рельефа остров гористый. Восточный край его (наивысшие отметки 1274 м и 1149 м) круто обрывается к Байкалу - практически на всём протяжении скалистыми утёсами высотой до 80-120 м, а западный берег – полого спускается к мелководному Малому Морю. Своё название остров получил от бурятского слова «ой-хон» - «лесочек» или «немного лесистый». В действительности лес на Ольхоне встречается лишь в центральной и частично – северной частях. Южная оконечность острова – степная.
Прибегнув к поэтическим образам, можно сказать, что Байкал – это голубое сердце Сибири, а Ольхон – это сердце Байкала. Остров является географическим, историческим и сакральным центром озера – средоточием древних легенд и исторических преданий.
Расположенный в центральной части Байкала вблизи наибольшей отметки глубины озера (1637 м) на равном удалении от северной и южной оконечностей озера, Ольхон сконцентрировал на своей территории всё многообразие природных ландшафтов байкальских берегов. Даже по своей форме он напоминает очертания Байкала. На острове встречаются степные ландшафты с глубоко вдающимися в сушу и хорошо прогреваемыми летом бухтами, редкие для Прибайкалья эоловые леса с дюнами и холмами, смешанные лиственные леса с участками реликтового ельника, живописные скалы на берегу из мрамора, густо покрытые красными лишайниками. Ольхон – настоящий заповедник удивительно разнообразных ландшафтов и величественных пейзажей!
Дорога от паромной переправы до посёлка Хужир идёт по пологому западному берегу Ольхона, вдоль побережья Малого Моря.
А вот и Хужир – самый крупный посёлок Ольхона. Население острова не превышает 1500 человек, большая часть из них проживает в единственном посёлке на острове – Хужире. (1270 человек). Главными видами деятельности местного населения являются рыбная ловля и скотоводство. А в последнее время к ним прибавился и турбизнес – в посёлке насчитывается около 30 турбаз, очень развит частный сектор. Хужир – туристический центр Ольхона. В июле-августе на острове проживает около 20 тысяч туристов, и в посёлке необычайно оживлённо.
Мы поселились на частном секторе – у хозяйки нашего двора насчитывается около 10 комнат для туристов, баня, своё небольшое кафе.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#33
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 18:44
Вечер, погода хорошая. Немного прогуляемся по прилегающей территории.
Рогатые обитатели Ольхона. Здесь, как и везде на Байкале, очень много коров. Они пасутся сами по себе без пастухов, иногда за день покрывая приличные расстояния. А вечером сами возвращаются домой, тычутся рогатыми головами в родные калитки и призывно мычат с просьбой их подоить. Удивительные создания!
Неподалёку от Хужира располагается Сарайский залив с удивительным песчаным пляжем, ставшим излюбленным местом туристов. Сосновый лес, дюны, «Прибалтика»:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#34
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 18:49
Ну а мы направляемся к скале Шаманка или, как её ещё называют, Бурхан-Мыс, одной из древних святынь Азии, ставшей своего рода визитной карточкой Байкала, одним из ключевых образов озера. Шаманка – один из духовных эпицентров Байкала, описания всех легенд, преданий и ритуалов, связанных с Шаманкой, в лежащей передо мной энциклопедии Байкала занимают несколько страниц. Ну а в настоящее время Шаманка ещё и эпицентр туристического притяжения – без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом с Байкала. Не может без неё обойтись и мой путевой отчёт.
Итак, Шаманка и её окрестности. На скалах окружающих холмов туристы любят выкладывать из камней названия своих городов. Не удержались от подобной традиции и девчонки, выложив на склоне имя прекрасной Культурной столицы России.
Просторы Малого Моря.
И, наконец, вот он, Мыс Бурхан, более известный как Шаманка.
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#35
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 18:54
Окрестности Шаманки:
Скала на переднем плане напоминает голову человека в профиль, выглядывающую из воды:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#36
Отправлено 21 Октябрь 2010 - 19:01
Ещё немного прогуляемся по посёлку.
Хотя Байкал и рядом, но воды достать порой непросто. Для этого в Хужире действует специальная водовозка.
Ближе к вечеру мы снова сходили к Шаманке, чтобы полюбоваться ею в вечернем освещении.
Ну а ночью над островом взошла огромная луна. Когда все уснули, я специально потихоньку вышел во двор, чтобы в тишине и прохладе ночи полюбоваться ею.
Мы – в самом сердце Байкала!!!
В следующих частях я расскажу о наших путешествиях по Ольхону - о поездке на самую северную оконечность острова, мыс Хобой, о мини-круизе по просторам Малого Моря, о посещении степной южной части Ольхона. Продолжение рассказа постараюсь выложить на выходных...
Мой блог о путешествиях=>>
#39
Отправлено 23 Октябрь 2010 - 15:33
День 4. 31 июля.
Путешествие на север Ольхона. «Три Брата». Мыс Хобой. Скала любви
Наступает второй день нашего знакомства с Ольхоном. Сегодня мы совершим путешествие в северную часть острова. Утром к нашей частной гостинице прибыл УАЗ-«буханка», и мы поехали.
Первую часть пути за окном мелькают степные пейзажи Малого Моря.
Первая остановка – урочище Песчаная, что на берегу песчаного, естественно, берега.
Песчаная – необычайно красивый уголок Малого Моря, известный своими песчаными дюнами. Постоянные ветры, дующие с моря, переносят песок с берега и образуют исполинские отложения, одни из самых крупных на всём побережье Байкала. Раньше тут были посёлок и рыбозавод, которые засыпало песком, и жители вынуждены были покинуть это место. До наших дней с тех времён остались лишь фрагменты деревянного причала.
Очередь из туристических УАЗиков. «Буханка» здесь наиболее распространённая машина – дорог на Ольхоне практически нет, а единственная дорога с покрытием заканчивается севернее деревни Харанцы.
Вот и нам предстоит познакомиться с лесной дорогой. Иногда «буханку» болтает, как при десятибальном шторме, а пассажиры ростом более 180 сантиметров рискуют, подпрыгивая, въехать головой в потолок.
Лесные коровы:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#40
Отправлено 23 Октябрь 2010 - 15:44
В северной части Ольхона леса сочетаются со степными пейзажами.
После часа пути по бездорожью останавливаемся у группы скал, отвесно обрывающихся в воды Малого Моря – это Саган-Хушун, «белый мыс», одно из самых живописных мест северной части Ольхона. Мыс имеет общую протяжённость около 1 километра и сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайников.
Мыс Саган-Хушун внесён в список памятников природы Байкала. Это место выделяется среди монотонного побережья эффектными скалами под названием «Три Брата». До чего красивы они в лучах солнца!
Просторы Малого Моря:
«Три Брата»:
Скала, расположенная слева на фото, напоминает лицо старика с бородой:
Фото на память.
Вот он, дедушка:
Лишайники, густо покрывающие мрамор:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных