С 1951-го по 1959-й годы на судостроительном заводе MHD Obudai Gyaregyseg («Обуда», Будапешт, Венгрия) было построено 76 речных пароходов проекта 737, предназначенных для работы в РСФСР, Украине и Венгрии. Но проработали они немного: уже через 20 лет, в середине 1970-х годов, пароходы начали массово выводить из эксплуатации и использовать в качестве стоечных баз отдыха на реках. Исключение составили пароходы на Лене, которые работали до первой половины 2000-х годов.
На сегодняшний день осталось пять судов такого проекта: «К. М. Станюкович» (находится в Городце Нижегородской области), «Александр Полежаев» (находится в Самаре), «Красноярск» (находится в Якутске), «Благовещенск» (находится в Киренске Иркутской области) и «Богдан Хмельницкий» (находится в Киеве).
На фото достройка в Будапеште пароходов «К. М. Станюкович» (вверху) и строительство парохода «Н. А. Добролюбов», ставшего 50-м судном серии (этому посвящены плакаты на бортах). 1956 год:
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
На Дунае
#1461
Отправлено 17 Январь 2021 - 17:14
#1462
Отправлено 23 Январь 2021 - 21:37
#1463
Отправлено 01 Март 2021 - 16:27
Продолжение истории о дунайских толкачах.
Следующей страной по ходу вверх после Болгарии была Югославия, в которой было несколько разных пароходств, и это немного усложняет повествование. Первым снизу (имеется ввиду течение!) было пароходство РБК (Речно бродарство Крайина) с базовым портом Прахово. Они работали преимущественно на нижнем Дунае, перевозя навалом материалы для химического предприятия. В составе самоходного флота был буксир "Гребен" (один из самых мощных в Югославии), буксир-толкач "Дели Йован" (одноярусный) с низкой стационарной рубкой, позволяющей ему ходить на Верхний Дунай, и два больших толкача "Кладово" и "Хайдук Велько". Был ещё небольшой портовый толкач "Пионир" и парочка небольших линейных буксиров "Баднево" и "Буково", но тут не о них.
"Кладово" и "Хайдук Велько" работали обычно с шестью стандартными секциями на участке Измаил/Рени - Прахово, и наверх не ходили из-за своего надводного габарита (двухъярусная надстройка с неразборной ходовой рубкой сверху). Имели длину 34 метра, ширину 11,14 и две машины мощностью по 1200 л.с. каждая.
Две войны привели это пароходство к краху и суда сейчас нерабочие. Последние имеющиеся фото сделаны летом 2018 года, когда суда уже стояли в Земуне (около Белграда).
Kladovo(2005).jpg 89,97К 0 Количество загрузок: Кладово в 2005 году в Прахово ещё рабочий.
Kladovo(2018).jpg 78,79К 0 Количество загрузок: Кладово в 2018 году в Земуне.
Hajduk Veljko + Deli Jovan (2018).jpg 104,38К 0 Количество загрузок: Хайдук Велько и Дели Йован (по корме) в Земуне.
#1464
Отправлено 02 Март 2021 - 14:23
Следующим "пароходством" в Югославии (по ходу вверх) было небольшое предприятие ББП (точной расшифровки я даже не знаю - Београдске Бродарство П...), занимающееся перевозкой песка в районе Белграда. И насколько мне известно, у них был единственный толкач линейного класса, который можно было заметить. Построили его в 1980 году, длина 32, ширина 10,52, мощность 2 х 1000 л.с.. Толкач такого проекта существовал в единственном числе и назывался "Ястребац 1". Видимо, первоначально планировалось построить несколько штук, но дело ограничилось одним. В 1998 году он работал с секциями Ро-Ро между Германией и Средним Дунаем и добирался даже до Регенсбурга. Видимо для того, чтобы борта оставались без выпирающих "рёбер" шпангоутов, которые неизбежно появляются при маневровых работах, ниже привальника были приварены такие-же вертикальные "привальные брусы" - такого решения я не видел больше ни на одном пароходе. Югославские войны он благополучно пережил, и сейчас работает в частной фирме "Карин Комерц", занимаясь местными перевозками в Сербии. Отличительной особенностью, помимо привальников, была его рубка с большим лобовым стеклом, вот только нормальный вход в рубку обеспечивался только в крайних (верхнем и нижнем) положениях.
Jastrebac 1(07.98, Wien).jpg 155,03К 0 Количество загрузок: Ястребац в Вене в 1998 году с секциями Ро-Ро.
Jastrebac 1(1998,Wien).jpg 157,58К 0 Количество загрузок: Там-же и тогда-же, вид сзади.
Jastrebac 1(1998, 1929km).jpg 158,78К 0 Количество загрузок: Легкачом вниз в Вене с полуопущенной рубкой для прохода под мостами.
Jastrebac 1(05.98, 2127km).jpg 130,4К 0 Количество загрузок: Легкачом вверх в районе входа в затон Фёст-Альпине (г.Линц) с опущенной рубкой.
Jastrebac 1(2015,Sava).JPG 71,62К 0 Количество загрузок: На отстое в Саве (приток Дуная), возможно в ожидании продажи.
Jastrebac 1(2019).JPG 76,88К 0 Количество загрузок: В окраске нового хозяина на кормовых якорях ниже Смедерево.
Jastrebac 1(Karin Komerc,11.2019).JPG 68,03К 0 Количество загрузок: Вернулся к первоначальному занятию - перевозке песка.
#1465
Отправлено 02 Март 2021 - 21:01
Следующим по логике будет JRB - Югословенско Речно Бродарство (брод = судно по-сербски) - крупнейшее в Югославии пароходство. И для начала немного истории, взятой на немецком Binnenschifferforum (фото также оттуда). В апреле 1965 года ЮРБ проводило экспериментальные рейсы толканием на Верхнем Дунае вплоть до Регенсбурга. Толкачом служил переоборудованный буксир "Космай" постройки 1941 года мощностью 1000 л.с.. Поскольку практики вождения толканием на Верхнем Дунае не было, то принимались специальные меры: суда, следующие вниз, задерживались в портах до прохождения состава, а следующие вверх (позади) не должны были приближаться ближе, чем на 5 км, за чем следила судоходная полиция.
Kosmaj(1965, Bay.Donau).jpg 74,77К 0 Количество загрузок: Апрель 1965 года, судя по фото - где-то в р-не 2271 км Дуная.
Kosmaj(1965,Donaustauf).jpg 33,4К 0 Количество загрузок: 09.04.1965 в ходу вверх в р-не Донауштауф (снято с "горбатого" моста).
Эксперимент прошёл благополучно. Уровни воды были средние, секции длиной по 70 м (общая длина состава 179 метров) и шириной 10. На нижнем снимке видна Валхалла на высоком левом берегу. Мост, с которого сделана фотография, называли "горбатым" из-за характерной формы: центральная часть с ходовым пролётом - горизонтальная, а смежные пролёты - наклонные к берегам, из-за чего мост выглядел немного непривычно в отличие от остальных, которые над Дунаем были практически горизонтальными. Особенность моста - узкий ходовой пролёт (31 метр между устоями), в который надо было попадать составами общей шириной 20 метров (при вождении вниз на буксирах две баржи лагом). И высота моста была совсем небольшой. После постройки плотины в Гайслинге подпор достал до Регенсбурга и в Донауштауфе старый мост убрали и построили новый, выше и с широким пролётом (он уже не был горбатым ).
Этот толкач оказался очень живучим, пережив не только вторую мировую, но и две югославские войны.
Kosmaj(2001, Wien).jpg 147,31К 0 Количество загрузок: Космай в ходу вверх в Вене в 2001 году.
Kosmaj(2002, 2082km).jpg 85,25К 0 Количество загрузок: Космай в ходу вверх на австрийском участке в 2002 году.
Kosmaj(2010, Sava).JPG 79,79К 0 Количество загрузок: Космай в устье Савы в 2010 году (рядом ошвартован т/х типа "Заря").
#1466
Отправлено 03 Март 2021 - 08:54
Вертикальные привальные брусья на многих судах у нас присутствуют.Они спасают,конечно,от вмятия борта и "проявления рёбер",но...при рейдовых работах кааак зацепишь этим угол той же баржи( а их,как назло - делают остроугольными)))!
#1467
Отправлено 03 Март 2021 - 09:38
Вертикальные привальные брусья на многих судах у нас присутствуют.Они спасают,конечно,от вмятия борта и "проявления рёбер",но...при рейдовых работах кааак зацепишь этим угол той же баржи( а их, как назло, делают остроугольными)))!
На Дунае это был, по-моему, единственный линейный толкач с таким решением. Его от цепляний за углы спасал, видимо, только низкий надводный борт.
Кстати, толкачи типа "Ленинград" имели вдоль всего борта резиновый привальник, что имело свой существенный недостаток - при подходе лагом, если поступательная скорость отличалась от нуля, то баржа или секция начинала "тянуться" за толкачом. Иногда так, что начинали трещать концы.
#1468
Отправлено 03 Март 2021 - 09:46
Ещё немного о "Космае". В толкач он был переоборудован в 1960 году (не исключена возможность, что стал вообще первым югославским толкачом), а до своего перевоплощения выглядел так (фото взято всё из того-же Binnenschifferforum):
Kosmaj(07.10.1954, Jochenstein).jpg 113,9К 0 Количество загрузок: Первым составом, прошлюзовавшимся в только что открытом шлюзе Йохенштайн, стал "Космай" (07.10.1954).
#1469
Отправлено 03 Март 2021 - 15:57
Продолжение о толкачах ЮРБ.
В начале 60-х годов, когда на Дунае начали водить толкаемые составы, ЮРБ построило для своего флота "чистые" толкачи (1962-1965). Многие из них я ещё застал в работе, а парочка сохранилась до сих пор (в модернизированном виде). Внешне они были похожи между собой, но отличались "начинкой": мощность одних была чуть больше 1200 л.с., других - 1500 л.с., а "Сутйеска" вообще, в отличие от остальных, имела 3 машины по 800 л.с. и была на тот момент самым мощным толкачом на Дунае. Вообще флот ЮРБ (что касается тяги) был достаточно разнотипный. Фото осталось не так много, взяты они с Binnenschifferforum, с некоторыми авторами знаком лично.
Takovo(1970).jpg 62,89К 0 Количество загрузок: Takovo в 1970 году, 1240 л.с.;
Deligrad(1980, Bulgarien).jpg 71,63К 0 Количество загрузок: Делиград в 1980 году с составом на Нижнем Дунае (1240 л.с.);
Deligrad (1980, Wien).jpg 49,7К 0 Количество загрузок: Делиград в начале 80-х в Вене;
Bihac(1982, 1928,8km).jpg 150,79К 0 Количество загрузок: Бихач в Вене в 1982 году (1500 л.с.);
Bihac(1982, Wien).jpg 94,15К 0 Количество загрузок: Бихач с повреждённой в мосту Штадлау (Вена) рубкой;
Bihac(2008, Ruse).JPG 102,63К 0 Количество загрузок: Бихач в 2008 году в районе Русе (Болгария);
Bihac(2013, Pancevo).JPG 63,81К 0 Количество загрузок: Бихач в 2013 году в Панчево (ниже Белграда);
Sutjeska(1986, Komarno).jpg 95,51К 0 Количество загрузок: Сутйеска в Комарно в 1986 году;
Sutjeska(1981, Budapest).jpg 119,51К 0 Количество загрузок: Сутйеска в 1981 году в Будапеште;
Sutjeska(mit 6 SL).jpg 94,25К 0 Количество загрузок: Сутйеска с составом из 6 единиц в ходу вверх.
(Продолжение следует).
#1470
Отправлено 04 Март 2021 - 15:22
Продолжение о толкачах ЮРБ.
К серии описанных выше толкачей относились ещё как минимум два: Дрвар и Орашац. И если первый сохранился в виде понтона в яхт-клубе на Саве (как и Делиград), то второй был в своё время подвергнут приличной модернизации с заменой рубки на подъёмную, и работает до сих пор. Орашац был построен в 1963 году в Белграде, имел (и имеет) две машины мощностью по 800 л.с., длину 38,85 и ширину 10,23 метров. Орашац специально оборудовали подъёмной рубкой, чтобы он мог заменить для работы на Верхнем Дунае списываемые старые буксиры. В это же время для аналогичной замены были закуплены несколько небольших, но мощных толкачей с Рейна (о них ниже).
Drvar(6 km Sava).JPG 78,24К 0 Количество загрузок: Дрвар в качестве яхт-клуба на 6 км Савы (приток Дуная);
Orasac(1990, Wien).jpg 71,73К 0 Количество загрузок: Орашац в Вене в 1990 году;
Orasac(2005, oberhalb Giurgiu).jpg 178,51К 0 Количество загрузок: Орашац в 2005 году на Нижнем Дунае (Джурджу);
Orasac(2013, Beograd).JPG 100,64К 0 Количество загрузок: Орашац в 2013 году на верфи в Белграде;
Orasac(2014, Sava).JPG 103,56К 0 Количество загрузок: Орашац в 2014 году после ремонта;
Orasac(2018, 723 km zu Tal).jpg 32,74К 0 Количество загрузок: Orasac(2018, 723 km).jpg 53,34К 0 Количество загрузок:Орашац с составом на 723 км (2018 г.);
Orasac(daten).JPG 66,2К 0 Количество загрузок: Размеры толкача, которые положено наносить по правилам (введены уже в 2000-х).
#1471
Отправлено 21 Март 2022 - 09:57
"Вихрен" ("Ока-43") и "Мусала" ("Ока-41", затем "Bojilov-1") на реке Дунай в Болгарии. 16 августа 2008 года. Оба судна были построены по проекту 81110 на Шиморском СРЗ в 1985-1987 годах и до 1993 года работали в Московском речном пароходстве. После 1993 года на Дунай в Болгарию и Австрию было продано 6 судов типа "Ока" - "Ока-28", "Ока-30", "Ока-41", "Ока-43", "Ока-44" и "Ока-45". В 2021 году из ОАО "Порт Коломна" на Дунай в Румынию были проданы еще два судна из этой серии - "Ока-14" и "Ока-23".
#1472
Отправлено 30 Март 2022 - 21:21
Фото сделано в болгарском порту Русе (на противоположном берегу - румынский порт Джурджу). На заднем плане виден Мост Дружбы - шоссейно-железнодорожный, с разводной (подъёмной) средней частью. По нему в своё время ходил поезд Москва-София."Вихрен" ("Ока-43") и "Мусала" ("Ока-41", затем "Bojilov-1") на реке Дунай в Болгарии. 16 августа 2008 года.
#1473
Отправлено 05 Февраль 2023 - 13:22
В завершение добавлю, что фото "Запорожья" в его оригинальном состоянии нет (с "серпами и молотами" на трубах). Потому что его после очень недолгой эксплуатации отдали в портофлот Усть-Дунайска
ну почему же нет, очень даже есть и с серпами и с молотами и низкими фальштрубами...
Прикрепленные файлы
#1474
Отправлено 05 Февраль 2023 - 13:27
(Дунайские толкачи - продолжение).
Последними толкачами, построенными для СДП, были "города-герои": Ленинград, Брест, Керчь и Тула. Всю серию построили в Новом Саду (Югославия) в 1985 году. В них (теоретически) учли пожелания заказчика и ошибки прошлых серий - низкий надводный габарит, возможность работы на тяжёлом топливе, возможность применения и на немецком участке.
уважаемый Donau! вы случаем не помните какая винторулевая группа на этих толкачах была,( количество рулей на передний-задний ход, и количество лопастей на винте) очень тяжело по этому чертежу что то определить...
Прикрепленные файлы
#1475
Отправлено 05 Февраль 2023 - 13:36
Интересно, как это так с Зерноградом в шлюзе? Детали есть?
Есть. Случилось ночью. Зашли в шлюз для шлюзования вниз и привязались сразу на входе. Шлюзмастер не проконтролировал, что судно прошло ограничительную линию и начал опускать (а надо сказать, что спуск там очень быстрый). Судно повисло кормовой частью на выступе короля, пока это поняли, пока докричались до шлюзмастера и остановили сброс воды - было уже поздно. Попытка вновь заполнить камеру ни к чему не привела - судно полностью потеряло плавучесть. Вот так в двух словах.
еще фото с аварии.
Прикрепленные файлы
#1476
Отправлено 05 Февраль 2023 - 14:10
В конце-концов, в свете перспективной достройки немцами канала Дунай-Майн-Рейн, было решено всю серию оснастить другими двигателями и редукторами, что и произвели на верфи Хитцлера в Регенсбурге. Первым таким судном был "Златоуст". Успели переделать 8 судов: до "Зоринска" очередь так и не дошла,
а дизеля видимо с постройки стояли skl 8VD26/20AL-2 а в замен им устанавливали Deutz SBV 6M 628.
#1477
Отправлено 05 Февраль 2023 - 14:42
Нашли дизеля нужной мощности и редуктора у немцев (правда, применялось и то и другое в других областях, но работало надёжно (там!)). В конечном итоге вся установка получилась тяжелее и пришлось между насадками устраивать своего рода дополнительную "поддержку" в виде заполненной воздухом "коробки" (к сожалению у меня нет фото кормовой подводной части), которая повлияла на тягу и на управляемость на заднем ходу, но всё уже было запланировано и серию построили.
да есть тая штука. но только наверно не короб а все таки скег это называется. хотя вот на Златоусте он уже не просматривается... возможно ли при смене дизелей их убирали?
Прикрепленные файлы
#1478
Отправлено 05 Июль 2024 - 00:22
Я, наверное, сюда положу ссылку на фильм про перегон новых т/х с Дуная через Волго-Дон в Архангельск и далее на Север. Точнее, уже на Восток:
Интересно, там в начале кино показывают, что народ набирают на рейс, именно набирают с улицы.Прихватили даже какого-то молодого матроса с собой в его первый рейс(!). Похоже, не могли найти желающих отправляться в такие турпоходы.
Когда они идут по Волге, на 14-48 "Киргизстан" что-ли? Пассажирское судно не "река-море", а, пожалуй "море-река". Ну, и один пароход сразу сломали, и непонятно, в чём причина - мотористы уже открыли филиал кружка "юный техник" и похоже, хотят устроить моточистку вместе с капремонтом, а женщины в рубке расстелили схему, и похоже, что дизель стал по ложному срабатыванию защиты, зачем же дербанить его?
А, ещё рассказывают, что первая остановка - шлюз. Они, похоже Азовское море и Ростов проехали без остановок. Так можно было? Они же из тервод выходили наверняка....
Приятного просмотра!
#1479
Отправлено 14 Июль 2024 - 08:17
Я, наверное, сюда положу ссылку на фильм про перегон новых т/х с Дуная через Волго-Дон в Архангельск и далее на Север. Точнее, уже на Восток:
Интересно, там в начале кино показывают, что народ набирают на рейс, именно набирают с улицы.Прихватили даже какого-то молодого матроса с собой в его первый рейс(!). Похоже, не могли найти желающих отправляться в такие турпоходы.
Когда они идут по Волге, на 14-48 "Киргизстан" что-ли? Пассажирское судно не "река-море", а, пожалуй "море-река". Ну, и один пароход сразу сломали, и непонятно, в чём причина - мотористы уже открыли филиал кружка "юный техник" и похоже, хотят устроить моточистку вместе с капремонтом, а женщины в рубке расстелили схему, и похоже, что дизель стал по ложному срабатыванию защиты, зачем же дербанить его?
А, ещё рассказывают, что первая остановка - шлюз. Они, похоже Азовское море и Ростов проехали без остановок. Так можно было? Они же из тервод выходили наверняка....
Приятного просмотра!
на 14-48 проект 543 тип Алупка.
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных
-
Ahrefs (1)