Отдельные группы помимо зимних глиняных хижин, ставили во дворе юрту или шалаш как летнее жилище (капа). Некоторые же, осевшие в горных, прохладных районах (издавна воздвигали более крепкие постройки из камня, а также своеобразные юрты (ўтов).
В более обеспеченных узбекских семьях помещения в доме разделялись на две части – ичкари (внутренняя), для детей и женщин, и ташкари (мехмонхона), более красиво и богато обставленная часть для гостей. Планировка жилых домов большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван (навес), хозяйственное помещение и скотный двор, туалет во дворе.
Испокон веков основными стройматериалами служили глина (пахса), кирпич (сырой или жженый), глиняные катыши круглой или овальной формы (гувала), лес (в основном тополь и ива), для штукатурки – глина и солома. В прошлом из жженого кирпича строились, главным образом, медресе и мечети, бани и дворцы, дома для зажиточных людей и чиновников. Стены и крыши большинства построек покрывались штукатуркой из глины и соломы, а более богатые хозяева использовали алебастр, которым красочно орнаментировали стены домов. В начале прошлого столетия дома строились без фундамента, лишь в некоторых местах под фундамент использовали камни или жженый кирпич, а там, где были близки подпочвенные воды или солончак, под пахсовые стены стлали камыш или рогожу. Обычно пол жилых помещений был земляным, на уровне самого участка, утрамбованным или обмазанным глиной с соломой, а в отдельных, более обеспеченных семьях его покрывали жженым кирпичом.


Почти во всех двухрядных каркасных домах узбеков вдоль стен находились прямоугольные или аркообразные портальные ниши, в которых размещались различная домашняя утварь, посуда и постельные принадлежности.
В прошлом во многих узбекских домах средством отопления служил сандал, представляющий собой низкий квадратный столик, который ставился над небольшим углублением в земляном полу с горящими углями. Зимой сандал покрывали большим одеялом, а сверху – скатертью. Человек, усаживаясь за столик зимой, для согревания укрывал руки и ноги одеялом.
Нередко члены семьи ложились спать вокруг сандала, также укрываясь одеялом.
В большинстве случаев древние азербайджанские села были многодворными. Поселения горных регионов чаще всего имели вид террасы и были застроены очень близко расположенными друг к другу каменными или кирпичными домами с плоскими земляными крышами. От улицы жилища отгораживались высокими глухими каменными или глинобитными заборами. Порой улицы таких селений были настолько узкими, что два всадника с большим трудом могли разминуться на них. Именно такими были села, расположенные на севере Азербайджана – Будуг, Хыналуг, Цахур и др., где и сегодня живут небольшие народы со своими этническими традициями и языками, родственными языкам народов Дагестана. В предгорьях и на равнинах, напротив, преобладали селения свободной, разбросанной планировки, утопающие в зелени садов.

В северо-восточной части Азербайджана, на склонах Главного Кавказского хребта и прилегающих к нему предгорий с давних времен бытовали различные формы многокамерных, чаще всего двухэтажных домов с плоскими глиняными кровлями и стенами, сложенными из сырого саманного кирпича или камня. На первом этаже дома обычно держали скот и хозяйственный инвентарь, на втором жили люди. Иногда второй этаж строился с некоторым отступом от фасада или над первым этажом возводился дополнительный навес, под которым сушили фрукты или обустраивали домашнюю мастерскую.
Свои жилища азербайджанцы отапливали камином, а в сильные морозы «включали» дополнительное отопление – железную печь или мангал, (жаровню с горячими углями), поверх которого на ночь устанавливали широкий табурет. Этот табурет накрывали одеялом, под которое прятали ноги и, таким образом, согревались в ночное время. Как правило, азербайджанцы спали на полу, а днем постельные принадлежности прятались в специальные ниши, которые заменяли шкафы.
Традиционным башкирским жилищем в условиях кочевого быта являлась войлочная юрта, однако в связи с переходом к оседлости постоянным типом башкирского жилища становится изба. У самарских башкир, живших среди обширных степей, в прошлом преобладали дома, сложенные из саманного кирпича или дерна. Из этих же материалов были построены и некоторые мечети. Деревянные избы являлись большой редкостью, в них жили богатые люди.
Саманный кирпич изготовлялся следующим образом: в глиняный раствор для прочности и вязкости добавляли солому, а полученный материал помещали в специальный дощатый короб без дна и верха и высушивали.
Саманные дома ставили на камень – плитняк или на землю, без фундамента. Пол в таких избах углублялся и обмазывался глиной, стены изнутри и снаружи также обмазывали глиной, а затем белили. Крыша домов была плоской или слегка покатой, на жердевой или плетневой основе, она располагалась на два-три самана выше настила потолка, часто обсыпалась землей. Дома были однокамерные, иногда с пристроенными сенями. В качестве топлива раньше широко использовали кизяк. Его формовали в виде кирпичей, высушивали на солнце и складывали в кучки в виде пирамидок с оставлением просветов.
Деревянные избы в башкирских поселениях сегодня, как и раньше, встречаются очень редко из–за отсутствия в этих местах лесных массивов. В настоящее время в башкирских населенных пунктах можно увидеть много домов современного типа, построенных из кирпича или бетона.
К основным принадлежностям внутри дома относились нары, которые вплоть до середины ХХ века делали из глины. Затем на смену им пришли нары из дерева, которые устанавливали на подпорки, сделанные также из дерева. Нары имели широкое применение: на них ели и спали. В одном углу на нарах стоял сундук, на который аккуратно складывали горкой свернутые одеяла, подушки, тюфяки, паласы, чепраки. Для прочности и красоты все это перетягивалось нарядной лентой. Сегодня нары сохранились лишь в некоторых домах, в кухонной части, но там они не утратили своих функций. И сейчас некоторые пожилые люди предпочитают нары кроватям.


Большую роль в организации башкирского интерьера в прошлом играла печь, дававшая тепло и уют обитателям дома. Наиболее распространенной формой печи раньше являлась каминная печь (сувал). Позже на смену ей пришла русская печь в соединении с плитой, снабженной дополнительной топкой. И сегодня печь играет большую роль в организации интерьерного пространства, хотя в домах современного типа проведено газовое отопление с водяным обогревом жилого пространства.