Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Документальная повесть о речном порте Лиски и история развития судоходства в верховьях Дона


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 PavelPilecki

PavelPilecki

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Регистрация: 11-Апрель 24

Отправлено 11 Апрель 2024 - 09:47

В 2005 году в Воронеже был издана книга «Ты в сердце моем…» с подзаголовком «Документальная повесть о речном порте Лиски и история развития судоходства в верховьях Дона». Книгу написал известный лискинский краевед Игорь Алексеевич Афанасьев, который с 1958 по 2000 году работал на различных должностях в речном порту Лиски. У книга оказалась странная судьба. Хотя книгу издали уже в начале Интернет-эпохи нормальным тиражом 500 экземпляром, я до сих пор не нашёл книгу в Интернете. Более того, я так и не смог купить эту книгу на Alib, хотя много лет периодически искал объявления о продаже. Вообще у меня сложилось впечатление, что книга мало известна за пределами Лисок, хотя в книге содержится огромное количество уникальной информации.
 
В итоге я решил сам перефотографировать эту книгу в библиотеке и перевести в текстовый формат для удобства поиска и обработки информации. Результаты желающие могут посмотреть здесь Это не совсем окончательный вариант. Но 99,99% текста книги уже распознано и один раз я всё внимательно перечитал. 
 
О книге можно сказать, что это настоящая энциклопедия верхнедонского судоходства в 20 веке. По общей истории судоходства на Верхнем Дону в 20 веке это самая лучшая книга. Лично я вообще не знаю ни одной сравнимой книги по Верхнему Дону в 20 веке. Есть хорошие книги по некоторым конкретным темам, например по гражданской войне на Верхнем Дону. Но я не знаю ни одной сравнимой книги по всему 20 веку. Для примера могу сказать, что это единственная книга, которая систематически и достаточно полно излагает очень странную и запутанную историю пассажирского судоходства на Верхнем Дону в советское время.
 
Хотя в первою очередь книга описывает полную историю Лискинского порта в 20 веке, от рождения пристани в 20-х годах до переформатирования в современную пескобазу в начале 2000-х. История потрясающего качества, переплетение историй множества людей, судов, кранов и зданий. Автор проследил судьбу (от принятия на баланс до списания) не только большинства судов основных классов, но и историю многих кранов и зданий порта.
 
По Павловску в книге информации гораздо меньше, чем по Лискам, по Воронежу информация явно неполная. О Богучаре и северных районах Ростовской области написано немного, о Липецкой области есть отдельные упоминия. Частично это объясняется советским речным делением, порт Лиски традиционно отвечал за участок вниз от Лисок до границы Ростовской области (а за участок вверх от Лисок до конца судоходства традиционно отвечал Воронеж). Но о судоходстве на верхнем Дону в 20 веке мало публикаций, поэтому даже единичные  упоминания по Липецкой области имеют большую ценность. О Хопре в книге ничего не написано, так как весь Хопёр до конца судоходства относился к порту Калача.
 
Нельзя сказать, что даже по Лискам в книге описано всё-всё-всё. Лично я заметил как минимум три слабо раскрытых тему, прямо связанные с Лисками.
1. История с попыткой переброски советских военных катеров на Верхний Дон в 1919 году через станцию Лиски.
2. Многочисленные операции в советское и послесоветское время по транзитной перевозки уникальных крупногабаритных грузов с Нижнего Дона на Верхний.
3. История возрождения пассажирского судоходства на Верхнем Дону в послесоветское время в виде экскурсий в Дивногорье и Белогорье.
Но зато в книге есть громадное количество других малоизвестных историй и неожиданных фактов. Книга в значительной степени написана на основе уникальных воспоминаний ветеранов предприятия и воспоминаний самого автора. Поэтому я думаю, что все любители речной истории при внимательном чтении найдут в этой книге что-нибудь новое. Только читать надо внимательно и читать надо книгу целиком. Изложение событий в целом хронологическое, но постоянно есть отсылки к другим периодам истории. А о некоторых очень интересных событиях написано буквально пара строчек.
 
Также эта книга очень интересна для изучения военной истории Верхнего Дона в мае-июле 1942 года. События некоторых ключевых дней в июле 1942 года автор проследил буквально по часам. Афанасьев считает, что попытка эвакуации лискинского флота в Калач в целом была разумной. Просто эвакуацию объявили слишком поздно, поэтому в июле в Калач успел уйти только один пароход (все остальные застряли перед наплавным мостом недалеко и Павловска и были там затоплены).
 





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования