Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Документальная повесть о речном порте Лиски и история развития судоходства в верховьях Дона


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 PavelPilecki

PavelPilecki

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Регистрация: 11-Апрель 24

Отправлено 11 Апрель 2024 - 09:47

В 2005 году в Воронеже был издана книга «Ты в сердце моем…» с подзаголовком «Документальная повесть о речном порте Лиски и история развития судоходства в верховьях Дона». Книгу написал известный лискинский краевед Игорь Алексеевич Афанасьев, который с 1958 по 2000 году работал на различных должностях в речном порту Лиски. У книга оказалась странная судьба. Хотя книгу издали уже в начале Интернет-эпохи нормальным тиражом 500 экземпляром, я до сих пор не нашёл книгу в Интернете. Более того, я так и не смог купить эту книгу на Alib, хотя много лет периодически искал объявления о продаже. Вообще у меня сложилось впечатление, что книга мало известна за пределами Лисок, хотя в книге содержится огромное количество уникальной информации.
 
В итоге я решил сам перефотографировать эту книгу в библиотеке и перевести в текстовый формат для удобства поиска и обработки информации. Результаты желающие могут посмотреть здесь Это не совсем окончательный вариант. Но 99,99% текста книги уже распознано и один раз я всё внимательно перечитал. 
 
О книге можно сказать, что это настоящая энциклопедия верхнедонского судоходства в 20 веке. По общей истории судоходства на Верхнем Дону в 20 веке это самая лучшая книга. Лично я вообще не знаю ни одной сравнимой книги по Верхнему Дону в 20 веке. Есть хорошие книги по некоторым конкретным темам, например по гражданской войне на Верхнем Дону. Но я не знаю ни одной сравнимой книги по всему 20 веку. Для примера могу сказать, что это единственная книга, которая систематически и достаточно полно излагает очень странную и запутанную историю пассажирского судоходства на Верхнем Дону в советское время.
 
Хотя в первою очередь книга описывает полную историю Лискинского порта в 20 веке, от рождения пристани в 20-х годах до переформатирования в современную пескобазу в начале 2000-х. История потрясающего качества, переплетение историй множества людей, судов, кранов и зданий. Автор проследил судьбу (от принятия на баланс до списания) не только большинства судов основных классов, но и историю многих кранов и зданий порта.
 
По Павловску в книге информации гораздо меньше, чем по Лискам, по Воронежу информация явно неполная. О Богучаре и северных районах Ростовской области написано немного, о Липецкой области есть отдельные упоминия. Частично это объясняется советским речным делением, порт Лиски традиционно отвечал за участок вниз от Лисок до границы Ростовской области (а за участок вверх от Лисок до конца судоходства традиционно отвечал Воронеж). Но о судоходстве на верхнем Дону в 20 веке мало публикаций, поэтому даже единичные  упоминания по Липецкой области имеют большую ценность. О Хопре в книге ничего не написано, так как весь Хопёр до конца судоходства относился к порту Калача.
 
Нельзя сказать, что даже по Лискам в книге описано всё-всё-всё. Лично я заметил как минимум три слабо раскрытых тему, прямо связанные с Лисками.
1. История с попыткой переброски советских военных катеров на Верхний Дон в 1919 году через станцию Лиски.
2. Многочисленные операции в советское и послесоветское время по транзитной перевозки уникальных крупногабаритных грузов с Нижнего Дона на Верхний.
3. История возрождения пассажирского судоходства на Верхнем Дону в послесоветское время в виде экскурсий в Дивногорье и Белогорье.
Но зато в книге есть громадное количество других малоизвестных историй и неожиданных фактов. Книга в значительной степени написана на основе уникальных воспоминаний ветеранов предприятия и воспоминаний самого автора. Поэтому я думаю, что все любители речной истории при внимательном чтении найдут в этой книге что-нибудь новое. Только читать надо внимательно и читать надо книгу целиком. Изложение событий в целом хронологическое, но постоянно есть отсылки к другим периодам истории. А о некоторых очень интересных событиях написано буквально пара строчек.
 
Также эта книга очень интересна для изучения военной истории Верхнего Дона в мае-июле 1942 года. События некоторых ключевых дней в июле 1942 года автор проследил буквально по часам. Афанасьев считает, что попытка эвакуации лискинского флота в Калач в целом была разумной. Просто эвакуацию объявили слишком поздно, поэтому в июле в Калач успел уйти только один пароход (все остальные застряли перед наплавным мостом недалеко и Павловска и были там затоплены).
 
 
 
ДОБАВЛЕНИЕ
 
Книга Афанасьева это прекрасный образец речного краеведения. Интересно сравнить книгу Афанасьева с публикациями Василия Михайловича Пескова. Василий Песков более пятидесяти лет активно работал штатным журналистом «Комсомольская правда», в советское время Песков также был известен как ведущий телепередачи «В мире животных». Творческое наследие Василия Пескова огромное, примерно две тысячи публикаций в газетах и много десятков книг. Пескова ценили в советское время, уже в 1964 году он получил Ленинскую премию (это было уникальное достижение для обычного журналиста), Пескову позволяли публиковать статьи на проблемные темы в массовой всесоюзной газете. По общему мнению, Василий Песков один из лучших советских журналистов своего времени. Поэтому интересно узнать его мнение о Верхнем Доне, который он знал с молодости.
 
Я поделил «верхнедонские» публикации Василия Пескова по отдельным темам, список тем на этой странице.
Особо я хочу выделить фотографию плота на реке Воронеж. Я уверен, что это недооценённая фотография. Фотография очень ценная и интересная, с фотографией связано несколько интересных историй. Но надо внимательно рассматривать фотографию в максимально доступном качестве и внимательно читать комментарии автора фотографии. Ну и надо помнить общий исторический фон.Фотография сделана в середине 50-х годов на окраине крупного промышленного города, через несколько лет недалеко от этого места начнут строить огромную атомную электростанцию. А на фотографии настоящий привет из прошлого: бригада сплавщиков аккуратно ведёт большой плот по судоходной реке без всякой механической тяги.
Ещё надо отметить красивый рассказ Василия Пескова о поездке на «катере» из Воронежа в Чертовицы (почти наверняка, это был теплоход 792 проекта). О поездках на пассажирских теплоходах по реке Воронеж вообще мало воспоминаний. А рассказ Пескова самый большой и красивый.
Другие темы менее интересны. Но можно ещё отметить два небольших рассказа Пескова о поездках на «пароходах» на участке Лиски — Павловск. Вероятно, именно на этом участке Василий Песков в 1950 году впервые в жизни проехал на настоящем большом пароходе.
Интересная история связана с переправой в станице Вёшенская. Василий Песков в 1958-59 года три раза посещал эту станицу и буквально у него на глазах старый паром заменили на новый наплавной мост. И эту замену можно проследить по его публикациям и воспоминаниям.
 
 
 
ОБНОВЛЕНИЕ
 
Я закончил проверку распознанного текста книги «Ты в сердце моем…», на моём сайте можно посмотреть окончательную версию. Распознанный текст сейчас доступен в двух форматах (html и fb2), фотографии страниц книги также доступны на Google-диске.
 
Также я нашёл ещё одну интересную книгу, связанную с историей лискинского речного порта. Игорь Афанасьев как краевед много занимался датировкой возникновения лискинского порта. Казалось бы, Игорю Афанасьеву удалось полностью решить этот вопрос. Его ответ однозначный - пристань появилась уже в советское время, на подъёме экономики в середине 20-х годов во время НЭП. Ключевая дата - 1927 год, ключевое событие - подписание так называемого узлового соглашения (подробности в его книге).
Эта схема не объясняла некоторые факты, которые были в самой книге Афанасьева. Если до революции не было пристани, то почему во время гражданской войны возникли довольно значительные перевозки судов и судового  оборудования (паровые машины, речные мины) между Саратовом и Лисками? Железнодорожная станция в Лисках расположена достаточно далеко от реки, и по удалению, и по перепаду высот. Поэтому при отсутствии подготовленной перегрузочной площадки было явно непросто перегружать даже небольшие катера или паровые машины.
Но сомнения были косвенные. А теперь в Электронной библиотеке Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И. С. Никитина я нашёл книгу «Вопрос об использовании водного пути по рекам Дону и Воронежу в работах комиссии Воронежской городской думы : [доклад, стенографический отчет, протоколы, записки]. - Воронеж : Тип. Городской Управы, 1916. - 38 с.» Книгу можно скачать в виде pdf-файла, также доступен онлайн-просмотр.
Эта книга позволяет сказать, что проекты пристани в Лисках были ещё до революции. Причём проекты были заметного уровня. Предполагалась большое новое капитальное строительство, а сама пристань должна была стать узловым перегрузочным пунктом (как это и случилось в 30-е годы). Нельзя сказать, что история лискинского порта стала сильно понятнее. Вопросов остаётся очень много. Непонятно, что именно реально было в Лисках к началу гражданской войны, а что осталось в проектах. Плохо понятен замысел дореволюционных проектировщиков. Насколько я понял, они хотели главный грузовой район сделать на ПРАВОМ берегу, в районе современной станции Откос. Такое решение конечно позволяло избавиться от подъездного пути, железная дорога там идёт буквально по берегу реки. Но там совершенно нет места для складов и проектировщики допускали необходимость значительных взрывных работ для строительства пристани. Но книга 1916 года даёт много новых идей для поисков.
Пока можно точно сказать, что на уровне проекта лискинская пристань возникла ещё до революции (а не в советское время). На фоне этой книги появляется больше доверия к обрывочной информации о купцах-судовладельцах, которые вроде бы работали из Лисок примерно с начала 1910-х годов. Хотя совершенно непонятно, как у них была организована погрузка и зимний отстой. Современный затон вырыли точно в 20-е годы, а сам по себе ручей Тормасовка скорее всего был мелким даже для дореволюционных пароходов. Также непонятно, как до революции лискинские судовладельцы конкурировали с железной дорогой. Основной грузопоток у всех был на Ростов. Но на стороне железной дороги были не только традиционные демпинговые тарифы, но и короткое тарифное расстояние (река делает огромную дугу на пути из Лисок в Ростов).

Сообщение отредактировал PavelPilecki: 05 Август 2024 - 14:12





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования