Це́рковь Иоа́нна Предте́чи в Толчко́ве — недействующий православный храм в Ярославле, уникальный памятник русской архитектуры XVII века и одно из самых знаменитых произведений Ярославской школы зодчества периода её наивысшего расцвета. Единственный в России пятнадцатиглавый храм. Расположен в южной части города, в посёлке Толчково на берегу Которосли.
Архитектура
Планировка храма Иоанна Предтечи типична для ярославских церквей XVII века. Основной храм — кубического типа, на высоком подклете, замыкающийся тремя невысокими апсидами главного алтаря. Своды опираются на четыре квадратных столба: два — в середине церкви, два — за стеной алтаря, закрытой иконостасом. Четверик с трёх сторон окружён широкой крытой галереей, западное колено которой шире боковых, так как оно примыкает к главному входу. Такие галереи — чисто русский, в частности, северный, придаток к византийскому типу церкви, получивший начало от широких сеней, примыкающих к главным покоям дома. Галерея с обеих сторон завершена симметричными приделами башенной формы, равными по высоте главному храму. С крыльев галереи в каждый придельный храм ведут входы, обрамлённые нарядными арками, изогнувшимися над сложными колоннами из пёстрых балясин и фигурных бус.
Сейчас, что осталось от Иконостаса
Перед входами в храм у галерей устроены островерхие двускатные крыльца, главное из которых немного больше боковых. Кирпичные фасады украшены пучками приставных колонн и множеством декоративных элементов.
Основной храм увенчан пятью главами на вытянутых световых барабанах. Такие же пятиглавые венчания, только меньшего размера, сделаны над обоими приделами. Все главы — луковичные, кроме центральной, заменённой в 1794 году на необычную барочную главу в виде громадной чаши с зубчатыми краями, на которой покоится фигурная крышка с маковкой и прорезным крестом.
Шестиярусная колокольня в стиле московского барокко находится в некотором отдалении от храма. Её верхние ярусы разубраны невысокими шпилями, напоминающими праздничные свечи.
Искусствовед Нил Первухин так описывал архитектуру Предтечевской церкви: «Глаз поражён величием, но не подавлен громадой, пленён роскошью декоративного убранства, но не утомлён пестротою фигурных деталей. Ничего мёртвого, застывшего! Нигде взор не упрётся в неподвижную точку — центр архитектурной идеи, поняв которую, уже не хочешь смотреть долее».