Богоявленский Старо-Голутвин монастырь — мужской православный монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны, расположен недалеко от места впадения реки Москва в Оку. Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского.
Источники, благодаря которым можно с уверенностью определять дату основания обители — это Житие Сергия Радонежского и Троицкая летопись начала XV века. Эти источники однозначно указывают дату основания монастыря — 1385 год (может быть самое начало 1386). Основание монастыря связано было с борьбой Московского и Рязанского княжеств за Коломну. Еще в 1301 году город был включен в состав московских владений, но рязанцы упорно не признавали случившегося.
Город был по тем временам слишком большим и богатым, чтобы уступать его просто так. В 1385 году разразился конфликт Дмитрия Донского и Олега Рязанского. В большой церковный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Олег неожиданно захватил Коломну, разграбил ее, пленил знатнейших бояр и с огромной добычей возвратился в Рязань. Для возвращения Коломны за столом переговоров, обратились к Сергию Радонежскому за посредничеством. Тот пешком в студеные морозы Рождественского поста пошел в Рязань к Олегу. После бесед с Преподобным, Олег «перемени свирепство свое на кротость, и умилися, и укротися» от «благоуветливых глаголов столь свята мужа». Мир был заключен, никогда позже Москва и Рязань не воевали друг с другом. Коломна возвращалась обратно к Москве. Союз двух княжеств скреплял брак княжеских детей. В благодарность за это Дмитрий Донской упросил преподобного основать недалеко от впадения реки Москвы в Оку, у самой границы двух княжеств, монастырь и дать ему в настоятели одного из своих учеников. Выбор пал на инока святой и добродетельной жизни Григория (впоследствии канонизированного под именем преподобного Григория Голутвинского).
Под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. В 1520-х годах резко обострилась опасность татарских нападений на Москву. В связи с этим активизируется функционировавшая с середины XV века «береговая служба».
Она состояла в том, что по Оке от устья Москвы-реки до Каширы летом при угрозе вторжения разворачивались основные военные силы Московского государства. Старо-Голутвин монастырь оказался на левом фланге этой огромной оборонительной системы. Известно, что в 1522 году и 1532 году войска стояли у Голутвина монастыря и села Бочманово. Во время походов с монастырем знакомилось очень большое количество знатных людей на военной службе, что, конечно же, способствовало распространению известности и притоку новых вкладов в обитель.
Особенно важно, что в монастыре к концу правления Ивана Грозного сложилась очень большая по средневековым меркам библиотека — 137 книг, в том числе 22 на пергаменте (не позднее начала XV века). Почитали и хранили в монастыре две рукописи «Жития Сергия Радонежского» («книжка Сергиево житие в полдесть на бумаге», «книшка Сергия чудотворца житье»). До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы.
В 1775 году Коломну посетила сама императрица Екатерина Великая, она побывала и в Голутвином монастыре. Государыня одна ходила гулять на «стрелку» (слияние рек). Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли, находившийся за южной стеной монастыря. Согласно записям в ее дневнике, императрице понравились трудолюбивые местные жители, но совершенно не понравился старый город, имеющий непродуманную разбросанную планировку — это она и высказала «отцам города».
Прибыв в Петербург, императрица отправила в Коломну своего известного придворного архитектора — Матвея Федоровича Казакова. Он прибыл в город в 1778 году, по его чертежам были построены — архиерейское подворье, ограды Брусенского и Бобренева монастырей, храм Вознесения. И, напоследок, в 1780 году он спроектировал 6 башен (в том числе и надкладезную — башня над источником преподобного Сергия) и ограду для Голутвинского монастыря, которую мы можем видеть сегодня. Башни построены в стиле русской псевдоготики (неоготики), и при их постройке использованы чисто русские декоративные элементы — своеобразные кружева, имеющие подобие накладного орнамента (на самом деле это встроенные в стены башен цельные белокаменные блоки), и кольца, как бы опоясывающие башни в двух местах. Башни монастыря — это самое высокое творение архитектора М. Ф. Казакова в городе. Когда архитектора спросили, почему он возвел самое большое свое творение в Коломне не где-нибудь в центре города, а именно тут — на окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он увидел и почувствовал только здесь.
В апреле 1912 года настоятелем монастыря был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию.
В 2001 году начинается восстановление Богоявленского собора по федеральной программе «Культура России (2001—2005 годы)», в 2007 году он был полностью восстановлен