Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

30 июля - 18 августа 1987 года. Т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 55

#21 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 20:25

11 августа. Саратов.

Поскольку по пути вниз в Саратове у нас была техническая стоянка, то экскурсия состоялась на обратном пути. Увы, экскурсия пешеходная. Оканчивалась она, разумеется, на пешеходной улице, возле рынка. 
Естественно, в то время не было понятия "альтернативная экскурсия". Для всех она была одинаковая. Не было в городах и тех многочисленных музеев, что есть сейчас. 
Туристов водили, в основном, по Ленинским и революционным местам.
Наверное, из-за этого многие города казались похожими друг на друга...

Хотя Саратов всё равно запомнился особо. Вот бывает так - понравился город с первого взгляда, и всё тут. И даже сложно объяснить, чем именно он приглянулся...

 

 

20573923.jpg



#22 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 20:28

12 августа. Винновка - Куйбышев.

В этот день у нас была зелёная стоянка в Винновке (8-00 - 15-00) и техническая - в Куйбышеве (18-30 - 21-00). Погода не способствовала купанию, поэтому мы сразу же направились к тому самому кресту, который заприметили ещё с воды. 
Удивило большое количество палаток и лодок. Рыбаки заезжали сюда, похоже, на долгое время. 
Свежепойманная рыба коптилась тут же, и можно было договориться, чтобы к определённому времени приготовили ароматную рыбку ))) Конечно же, мы воспользовались этим, и эта рыба была настолько вкусной, что хотелось ещё и ещё )))

20574044.jpg

 

20574113.jpg



#23 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 20:29

Во время стоянки в Винновке состоялась ещё одна, крайне необычная экскурсия. Нам заранее объявили, что к какому-то часу к борту "Климента Ворошилова" подойдёт катер-музей "Волгарь-Доброволец", и что желающие смогут его посетить (платили мы за это или нет - не знаю). 
И действительно, революционный катер с пулемётами на борту и небольшой музейной экспозицией внутри подошёл к борту нашего "Ворошилова", и многие туристы побывали на его борту. 
Конечно, каждый старался запечатлеть себя на этом катере )))

 

20574124.jpg



#24 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 20:34

13 августа. Ульяновск - Старая Майна.

Сперва сделаю маленькое отступление. На профильных речных форумах не раз возникал вопрос о том, насколько удобно или нет двухсменное питание на теплоходах. Я являюсь противником такого варианта, и всегда считаю, что питание на кораблях должно быть организовано только в одну смену. 
Думаю, что такое мнение начало формироваться именно с первого круиза. Дело в том, что в Ульяновске случился не очень приятный эпизод. Многие туристы второй смены питания элементарно не успели на экскурсию. 
Мы выбегали на берег сразу после завтрака, а автобусы уже уехали... 
Те, кто бывал в Ульяновске не раз, сразу подсказали, что нужно воспользоваться общественным транспортом, и возле Ленинского мемориала можно будет догнать свою экскурсию.
Свою экскурсию мы догнали, воспользовавшись тем, что параллельно идущий с нами то ли "Соболев", то ли "Русь" отправлял своих туристов чуть позже, и в их автобусах были свободные места. В таком автобусе мы и догнали свой, ведь все экскурсии проводились по одинаковой схеме, особенно в Ульяновске... 

Ленин, Ленин, Ленин, и ничего кроме Ленина...
Такое впечатление оставил этот город. Обилие Ильича и помпезность мемориала уже тогда вызвали недоумение. Перестройка началась, и люди могли выражать своё мнение.
Да ещё и экскурсовод нам попалась... ну очень Ленинская )))
Она в течении экскурсии задавала вопросы школьникам, знают ли они тот или иной факт из жизни Ильича. И очень огорчалась, что дети не знают, какую музыку любил поставить маленький Володя, возвращаясь из гимназии... Её упрёки звучали так, словно ты не смог ответить, сколько будет пятью пять... 
Практически сразу стал жалеть, что мы догнали нашу группу ...

 

20574180.jpg

 

20574402.jpg

 

 

Старая Майна.
После Ульяновска, с 16 до 19, у нас состоялась ещё одна стоянка, на этот раз в Старой Майне. Конечно, это уже не юг. Тут и пляж другой - травянистый и земляной. Но выглянуло солнышко, и многие воспользовались этим, чтобы ещё разок искупаться.
Есть ли что в окрестностях этой стоянки - не знаю, мы провели всё время на пляже )))



#25 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 20:58

14 августа. Чебоксары - Ильинка. 
В Чебоксарах состоялась автобусно-пешеходная экскурсия. Причём автобусная её часть проводилась на ЛИАЗах, снятых с городских маршрутов. Половина группы ехала стоя. Впрочем, главной целью было доехать до нужного объекта, откуда автобус отправлялся за другой группой, а нам экскурсовод рассказывал о... Чапаеве )))
Да, главной темой экскурсии по Чебоксарам в то время был именно комдив Чапаев. 
Зато мы посетили музей, куда сейчас экскурсии с теплоходов практически не проводятся...

 

20575438.jpg

 

20574461.jpg

 

20574561.jpg

 

 

После обеда, в районе 16-30 мы подошли к пристани Ильинка. Да, тогда не было стоянки в Козьмодемьянске (вернее, у нас она всё-таки была, но об этом чуть позже). Чебоксары шли в дуэте с зелёной стоянкой в Ильинке. 

И знаете, весьма примечательное местечко оказалось. Дело в том, что эти места связаны с учёным-лесоводом Гузовским. Здешние леса так и называются - дубравы Гузовского. 
Но там есть не только дубы, но и целые аллеи с черёмухой, на селекцией которых работал этот учёный. Говорили, что там есть съедобные сорта черёмухи, плоды которой размером с вишню! 
Такую не встретили, но вот у "Старейшины Чувашских Дубрав" сфоткаться надо было обязательно )))
Фотка со мной не получилась, а вот с моими родителями вышла неплохо )

 

20574609.jpg

 

В Ильинке мы стояли в дуэте с "Леонидом Соболевым": 

 

20574635.jpg



#26 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 21:01

А теперь небольшое отступление о Козьмодемьянске. 
Стоянка там не предусматривалась, тем удивительнее было видеть, когда наш теплоход вдруг свернул с середины реки и направился к берегу. Мы не сразу поняли, что происходит. Предположили даже, что кому-то из туристов потребовалась помощь.
Но цель швартовки в Козьмодемьянске была иной. Как сказали другие туристы, чуть не половина экипажа "Ворошилова" была из этих мест. Вот и рванул теплоход к причалу на 10-15 минут, дабы выгрузить южные дары, привезённые экипажем своей родне.
Арбузы, дыни, вяленая рыба - всё это стремительно выгружалось и передавалось из рук в руки. Кто-то даже выскочил на берег, чтобы обняться и поцеловаться. 
Но вскоре раздался гудок, все заскочили на борт, и теплоход продолжил свой путь.
Вот так и я побывал первый раз в Козьмодемьянске.  Так сказать, проездом )))



#27 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 21:03

Собственно, в эти дни круиз уже не шёл, а летел к своему окончанию. До Москвы значилась лишь одна стоянка - в Ярославле. 
Горький прошли утром 15 августа, притормозив там на полчасика, в Городце остановки не было, и мы прямиком пошли на Ярославль. 

16 августа. Ярославль.

Странно, но почему-то не сохранилось ни одной фотки из этого города. Экскурсия была пешеходной. Вдоль по набережной, и к Спасо-Преображенскому монастырю. 

Поскольку фоток из Ярославля нет, то размещу палубную фотографию. По ней видно, что мебели на палубах было, мягко говоря, не много. Дефицит стульев особенно чувствовался в южной части круиза, когда хотелось побольше времени проводить на палубе. 

 

20574813.jpg



#28 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 21:04

17 августа. Новоокатово.

В этот день состоялась ещё одна зелёная стоянка - в Новоокатово. Лес, деревушка, тропинки, домики... и большой корпус Дома отдыха, от которого сейчас остался один только остов. Тогда же этот Дом отдыха, как нам говорили, пользовался большой популярностью - Верхняя Волга, лес, грибы, рыбалка...

Днём мы ненадолго притормозили в Кимрах. Тогда это называлось "санитарная стоянка". Кстати, довольно большое количество туристов покинули теплоход именно там. Насколько я понял, это были жители северной части Московской области - Дмитров, и т.д. Им отсюда добраться до дома было удобнее, чем из Москвы. 

Но мы продолжили наш путь, уже по Каналу имени Москвы, и начали отсчитывать последние сутки круиза...



#29 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 21:06

18 августа. Хвойный Бор - Москва.

Безусловно, очень грустный день. После столь длительного путешествия покидать теплоход совсем не хотелось. За эти 20 дней он действительно стал "вторым домом". 
Но делать нечего...
Прогулявшись по Хвойному Бору, мы прибыли в Москву, твёрдо решив, что обязательно пойдём в круиз и в следующем, году, и в следующем, и... ну, вы поняли )))

20574951.jpg

 

Фотография нашего теплохода с лестницы Северного Речного вокзала получилась самой размытой из всех...
Наверное, от слёз...  :(

20574963.jpg



#30 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 21:08

Прежде чем подвести итоги, расскажу ещё кое-о-чём, что было тогда и чего нет сейчас. 

Уже не вспомню, где именно, но почему-то кажется, что по пути вниз, перед Казанью, нам сообщили, что будет проводится фотографирование туристов с реки. 
Выглядело это так: моторная лодка шла параллельно нашему "Ворошилову", и фотограф с камерой и рупором сообщал, как именно он будет фотографировать. 
Снимков делалось два - с носа и по борту.
Ради этого боцман открыл створки, на которых стоит запрещающий знак, и мы прошли на бак теплохода. 

Вот какие снимки получились. Они выгорели со временем, но несколько лет назад я их оцифровал, так что теперь качество останется таким, как есть сейчас ...

 

20575029.jpg

 

20575074.jpg

 

Цену этих снимков не помню, но вероятно было дорого, потому что некоторые, узнав, сколько стоит фотография, отказывались брать. Но всё равно даже не всем желающим хватило.
Фотограф не мог, в отличии от города, опросить, сколько людей купят снимки. Поэтому сделал их столько, чтобы точно распродать. Вот и получилось, что те, кто вернулся из города к отходу теплохода, остались ни с чем...



#31 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 30 Июль 2018 - 21:27

Ну а теперь попробую подвести итоги этого круиза.

Для начала пересчитаем тогдашнюю цену путёвки теплохода "Климент Ворошилов" (проект 92-016) (350/400/460 рублей в 3-, 2-, и 1-местной каютах) на нынешние деньги, используя официальную среднюю заработную плату (а я нашёл данные, что в 1987 году она составляла 185 рублей. Сейчас же, по данным за май 2018, средняя зарплата в 2018 году составит 43550 рублей).

 

Таким образом, в ценах 2018 получается примерно 82500 в трёхместной каюте / 94100 в двухместной / 108300 рублей в одноместной каюте за 20-дневный круиз. То есть, цены вполне сопоставимые с нынешними на теплоходы проекта 92-016.
Так что наверняка будет корректным оценивать тогдашний круиз по нынешним критериям. 

 

1. Теплоход. В 1987-м году "Климент Ворошилов" был ещё весьма юным. Ему было всего 11 лет. Скажем так, это был не Климент Ефремович, а юный Климка 

Конечно, на теплоходе работало всё, но некоторые недостатки были заметны даже тогда. Прежде всего - это так называемый "кондиционер". Шумел он сильно, но если днём это было терпимо, то вот спать с ним было невозможно. Какую-то часть пути это не волновало, поскольку открывали окна, но по мере приближения к Астрахани держать окна открытыми стало невозможно - в каюты и коридоры залетали тучи крылатых ползающих насекомых самых разных видов и размеров. Тогда я впервые увидел, как бортпроводницы снимают всю эту живность с плафонов... пылесосом  :blink:

Ещё один недостаток - это очевидная нехватка общественных помещений и палубной мебели для 400 человек. 
Сейчас "крокодилы" (так называют теплоходы данного проекта) вмещают поменьше - от 280 до 340. Возможно, сейчас там проблема нехватки места и мебели не так остра. Но в нашем рейсе попасть в кинозал на вечер "Давайте познакомимся", встречу с экипажем, "Мисс круиз" и прочие было весьма проблематично. 
Также сложно было найти в хорошую погоду стул или лежак в солярии - там вообще в жаркие дни было не протолкнуться )))
Так что поставить теплоходу высокую оценку не могу. Четвёрка - и то только за юный возраст )))

 

2. Каюта. Сантехника работала исправно, а о кондишке написал чуть выше. Конечно ни о чём из того, что сейчас устанавливается в каютах на теплоходах, тогда и помыслить было нельзя. Впрочем, каюты на "крокодилах" и сейчас без холодильников, ТВ и прочего...
Но самое странное (хотя, почему странное, для СССР-то? ) - никаких "туалетных принадлежностей" в каюте не было. Ни мыла, ни туалетной бумаги! 
Но, поскольку для СССР это было и неудивительно - все брали это с собой )))
Но всё равно, каюта тесная, и больше чем на троечку никак не тянет...

 

3. Питание. Вот тут можно поставить только кол!!! Мало, не всегда вкусно, отсутствие выбора. Но тогда никто не роптал, потому что ничего лучшего просто не знали. Но если уж исходить из соотношения цена/качество и сравнивать с сегодняшним уровнем - то только единица.

 

4. Экскурсии. Тут тоже полный швах! Никакого сравнения с современной организацией экскурсий и быть не может. Мало того, что во многих крупных городах были пешеходные экскурсии (Куйбышев, Саратов, Ярославль) так ещё если автобусы и подавались, то редко где они были туристические. 
Выбора экскурсий тоже не было никакого. Тематика одинаковая... 
Словом, предложи кто-нибудь из операторов такую экскурсионную программу сейчас, его закидали бы не только тапками! 

 

5. Развлекательная программа. А её не было вообще! Кино, кино, кино (причём за доп.плату) и несколько вечеров "Давайте познакомимся", "Мисс круиз", ещё парочка каких-то. Но и они были организованы, большей частью, силами самих туристов. (Конечно, под чутким руководством начальника круиза).

Да, были ещё встречи с интересными людьми. Вот лично я хоть убей - не помню, но мама говорит, что в нашем рейсе на борту был художественный руководитель "Ералаша" Борис Грачевский, и на встречу с ним они ходили, а я прогулял её на палубе.
Не помню. Может быть. Но в любом случае, это не "Развлекательная программа", а просто интересный человек оказался на борту и согласился оторвать пару часов от своего отдыха.

 

6. Работа бара и буфета. Да, было такое. Даже пару раз покупали там мороженое, но оно очень быстро кончалось, и не всегда было в продаже.

По поводу наличия и ассортимента алкоголя не скажу - не знаю  :3p: 
А вот с буфетом была связана такая история. 
Почувствовав с первого дня недоедание, мы решили купить что-нибудь в буфете, чтобы "подкрепиться". Среди прочего купили три апельсина. Принесли в каюту, стали чистить... А он внутри сухой! Откуда у них такие апельсины, даже сложно представить. Отнесли обратно, деньги нам вернули.
А потом, уже в середине круиза, мы стали замечать интересную вещь. Когда наш теплоход подходил к причалу, то на берегу оказывалась какая-то группка людей. Даже что-то вроде очереди.
Кто это? Встречающие? Нет, они не машут.
Родственники экипажа? Тоже непохоже.
И вот потом мы узнали в чём секрет. Оказывается, это местные жители, подходившие к приходу "московского теплохода" с одной целью - чтобы их пропустили в буфет. Они надеялись там купить что-то, чего не могли купить у себя... Думаю, на одной из таких стоянок им и продали те самые апельсины, которые были совсем несъедобными... 

 

7. Уборка и чистота. Ну, тут всё было очень даже хорошо. Уборка делалась ежедневно, палубы были идеально чистыми. Когда были стоянки в Сероглазке и Никольском, и на борт заносилось много песка, то в холлах стелились какие-то резиновые дорожки, а после отправления теплохода всё тщательно пылесосилось.
Думаю, это единственный момент, по которому можно поставить "отлично". 

Вывод можно сделать один: качество и уровень круизов с тех пор выросли очень и очень сильно. Во всяком случае, я не вижу ни одного критерия, по которому можно сказать, что "тогда было лучше". 


Так что, ставя оценки тогдашнему круизу, я бы помимо этого поставил большой плюс нынешним круизным компаниям.  :) 

 

ПС. На этом - всё. Если есть вопросы, обязательно отвечу.



#32 дилетант

дилетант

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 58 сообщений
  • Регистрация: 08-Январь 10

Отправлено 30 Июль 2018 - 23:25

Спасибо огромное, serzhik за этот замечательный рассказ и фотографии из 1987 года, где, действительно, очень многое узнаваемо. Он (рассказ) стремительно перенес читателя на 40 лет назад. Мой первый волжский круиз Ленинград - Астрахань - Ленинград (22 дня) состоялся летом 1978 года на Г.В. Плеханове. Это был единственный 588 проект, которым пришлось пройти по данному маршруту, потом были 301-е (Владимир Ильич, Александр Ульянов, Мария Ульянова, Виссарион Белинский и даже Михаил Ломоносов), поэтому и понятна ваша оценка удобств Ворошилова (на Плеханове было еще проще + удобства на палубе). Но об оценках и о впечатлениях о круизах до начала 90-х можно поговорить в этой теме отдельно. Представляются очень важными такие рассказы, которые позволят тем читателям форума, которые не помнят речные круизы до распада СССР, познакомится с историей речного туризма, развеять некоторые мифы и заблуждения (о бесплатности круизов для членов профсоюза, об обслуживании на теплоходах, качестве экскурсионных програм и т.д.), также об истории и трансформации городов по маршруту. Кстати, тот круиз в одноместной каюте на Плеханове стоил 340 рублей.

Еще раз большое спасибо. Будем надеяться, что читатели откликнутся на публикацию и поделятся своими впечатлениями о советских речных круизах, а также о туристических путешествиях на транспортных линиях того времени.



#33 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 31 Июль 2018 - 11:46

 

Ну а теперь попробую подвести итоги этого круиза.

Для начала пересчитаем тогдашнюю цену путёвки теплохода "Климент Ворошилов" (проект 92-016) (350/400/460 рублей в 3-, 2-, и 1-местной каютах) на нынешние деньги, используя официальную среднюю заработную плату (а я нашёл данные, что в 1987 году она составляла 185 рублей. Сейчас же, по данным за май 2018, средняя зарплата в 2018 году составит 43550 рублей).

 

Таким образом, в ценах 2018 получается примерно 82500 в трёхместной каюте / 94100 в двухместной / 108300 рублей в одноместной каюте за 20-дневный круиз. То есть, цены вполне сопоставимые с нынешними на теплоходы проекта 92-016.
Так что наверняка будет корректным оценивать тогдашний круиз по нынешним критериям.

.....
А потом, уже в середине круиза, мы стали замечать интересную вещь. Когда наш теплоход подходил к причалу, то на берегу оказывалась какая-то группка людей. Даже что-то вроде очереди.
Кто это? Встречающие? Нет, они не машут.
Родственники экипажа? Тоже непохоже.
И вот потом мы узнали в чём секрет. Оказывается, это местные жители, подходившие к приходу "московского теплохода" с одной целью - чтобы их пропустили в буфет. Они надеялись там купить что-то, чего не могли купить у себя... Думаю, на одной из таких стоянок им и продали те самые апельсины, которые были совсем несъедобными... 

 

Хм, те времена помнятся неплохо, я был уже весьма взрослым)) По цене - подозреваю, что мало кто платил полную стоимость, профсоюзы и т.п. все же еще работали. Я не платил)), хотя был рядовым сотрудником.

И про апельсины - нет, не за ними ломился народ, а за кое-чем покрепче, известный указ в самом апогее)))). Помнится, в Никольском местные жители чуть не затоптали меня  при швартовке и скупили  весь портвейн в буфете. Что неудивительно, т.к. как в местном магазине был обнаружен, к большому удивлению,  только CAMUS по соответствующей цене. Завезли, наверное, для выполнения плана по обороту))).


Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#34 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 31 Июль 2018 - 13:31

Насчёт алкоголя.  ;)

Сильно сомневаюсь, чтобы теплоход грузился таким количеством алкогольных напитков, чтобы потом реализовывать их по пути следования. Не логично.

А вот реализовать какой-либо неликвид, образовавшийся в теплоходном буфете по той или иной причине - очень даже логично.

Да и потом, в тот самый апогей известного указа по "борьбе с пьянством" народ в магазины, где продавался заветный напиток, выстраивался в такие очереди! Так что если бы на теплоходе реализовывался алкоголь, то на причале стояли бы не те 15-20 человек...  ;)

 

Что касается путёвок, то безусловно, кому-то удавалось купить её по профсоюзной линии.

В то время ведь была и ведомственная принадлежность теплоходов.

Помнится, параллельно шедшая новёхонькая "Русь" была то ли от Совета Министров, то ли от ЦК ВЦСПС... Наверное, сотрудники этих структур имели возможность взять льготную путёвку. Были ещё и теплоходы от МинОбороны, от МВД...

 

А на большинстве обычных предприятий профсоюз оплачивал отдых в домах отдыха, санаториях, пансионатах по линии своего министерства. Вот туда можно было поехать за дёшево. А теплоходные круизы в перечень возможного льготного отдыха там, где работали мои родители и ближайшие родственники, не входили.

Получалось как в известном фильме:

"Имею желание купить дом, но не имею возможности...

Имею возможность купить козу, но не имею желания...

Так выпьем же за то...  :3p:  "



#35 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 31 Июль 2018 - 13:34

Спасибо огромное, serzhik за этот замечательный рассказ и фотографии из 1987 года, где, действительно, очень многое узнаваемо. Он (рассказ) стремительно перенес читателя на 40 лет назад. Мой первый волжский круиз Ленинград - Астрахань - Ленинград (22 дня) состоялся летом 1978 года на Г.В. Плеханове. Это был единственный 588 проект, которым пришлось пройти по данному маршруту, потом были 301-е (Владимир Ильич, Александр Ульянов, Мария Ульянова, Виссарион Белинский и даже Михаил Ломоносов), поэтому и понятна ваша оценка удобств Ворошилова (на Плеханове было еще проще + удобства на палубе). Но об оценках и о впечатлениях о круизах до начала 90-х можно поговорить в этой теме отдельно. Представляются очень важными такие рассказы, которые позволят тем читателям форума, которые не помнят речные круизы до распада СССР, познакомится с историей речного туризма, развеять некоторые мифы и заблуждения (о бесплатности круизов для членов профсоюза, об обслуживании на теплоходах, качестве экскурсионных програм и т.д.), также об истории и трансформации городов по маршруту. Кстати, тот круиз в одноместной каюте на Плеханове стоил 340 рублей.

Еще раз большое спасибо. Будем надеяться, что читатели откликнутся на публикацию и поделятся своими впечатлениями о советских речных круизах, а также о туристических путешествиях на транспортных линиях того времени.

 

Спасибо за добрые слова!

А у Вас сохранились какие-либо фото тех времён?

Думаю, было бы очень интересно увидеть и почитать о круизах того времени, полностью согласен!



#36 дилетант

дилетант

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 58 сообщений
  • Регистрация: 08-Январь 10

Отправлено 31 Июль 2018 - 14:19

Фотографии, диапозитивы, конечно, остались, все-таки "социалистических" круизов по Волге было восемь. Их надо отобрать, отцифровать - это не скоро. Тем более, что каждый из круизов был по-своему интересен. На Кронштадте в 1984 г. начальником маршрута был летчик, Герой Советского союза, круиз 1991 на Марии Ульяновой закончился 19 августа, в 1990 был рейс совместно с иностранными туристами, на борту была группа из Югославии, четырехразовое питание "от пуза", ни до, ни после такого не было. Да и называлось это "Авиационное путешествие "От Саратова до Москвы на теплоходе"", продавалось по отделу авиационных путешествий. Ленинград - Саратов - Ленинград - самолет, а потом Константин Федин.



#37 дилетант

дилетант

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 58 сообщений
  • Регистрация: 08-Январь 10

Отправлено 31 Июль 2018 - 14:30

Насчёт алкоголя.  ;)

Сильно сомневаюсь, чтобы теплоход грузился таким количеством алкогольных напитков, чтобы потом реализовывать их по пути следования. Не логично.

А вот реализовать какой-либо неликвид, образовавшийся в теплоходном буфете по той или иной причине - очень даже логично.

Да и потом, в тот самый апогей известного указа по "борьбе с пьянством" народ в магазины, где продавался заветный напиток, выстраивался в такие очереди! Так что если бы на теплоходе реализовывался алкоголь, то на причале стояли бы не те 15-20 человек...  ;)

 

Что касается путёвок, то безусловно, кому-то удавалось купить её по профсоюзной линии.

В то время ведь была и ведомственная принадлежность теплоходов.

Помнится, параллельно шедшая новёхонькая "Русь" была то ли от Совета Министров, то ли от ЦК ВЦСПС... Наверное, сотрудники этих структур имели возможность взять льготную путёвку. Были ещё и теплоходы от МинОбороны, от МВД...

 

А на большинстве обычных предприятий профсоюз оплачивал отдых в домах отдыха, санаториях, пансионатах по линии своего министерства. Вот туда можно было поехать за дёшево. А теплоходные круизы в перечень возможного льготного отдыха там, где работали мои родители и ближайшие родственники, не входили.

Получалось как в известном фильме:

"Имею желание купить дом, но не имею возможности...

Имею возможность купить козу, но не имею желания...

Так выпьем же за то...  :3p:  "

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПУТЕВКИ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ ОПЛАЧИВАЛ НЕ ПРОФСОЮЗ. Это был так называемый "директорский" фонд, скидка 50%. Да и 170 рублей в то время в 1978 году были весьма солидной суммой. Те, кто получал путевки бесплатно ил за 10%, были либо выдающимися передовиками производства (без иронии), либо "особами, приближенными к императору".



#38 serzhik

serzhik

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 960 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 11
  • Город:1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ

Отправлено 31 Июль 2018 - 18:15

Фотографии, диапозитивы, конечно, остались, все-таки "социалистических" круизов по Волге было восемь. Их надо отобрать, отцифровать - это не скоро. Тем более, что каждый из круизов был по-своему интересен. На Кронштадте в 1984 г. начальником маршрута был летчик, Герой Советского союза, круиз 1991 на Марии Ульяновой закончился 19 августа, в 1990 был рейс совместно с иностранными туристами, на борту была группа из Югославии, четырехразовое питание "от пуза", ни до, ни после такого не было. Да и называлось это "Авиационное путешествие "От Саратова до Москвы на теплоходе"", продавалось по отделу авиационных путешествий. Ленинград - Саратов - Ленинград - самолет, а потом Константин Федин.

 

Ого! Впечатляет!

Интересно было бы и почитать, и посмотреть! 

У нас круиз в 1991 году тоже застал ГКЧП. Мы возвращались в Москву 21 августа днём ))) Конечно, обстановка на борту в завершающие три дня круиза была весьма своеобразная...



#39 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 31 Июль 2018 - 21:12

Сергей, спасибо за интересный фоторассказ!

В детстве я каждый год совершал путешествие на теплоходе с родителями. Получается, что мы почти пересеклись: в 1987 году мы с мамой были на "Степане Разине", транспортная линия Москва - Ростов - Москва, с 9 по 28 июля. Помню, пассажирский помощник капитана жаловался, что "Ворошилов" ходит с ними всю навигацию, и ему отдают все автобусы. Дело в том, что хоть "Разин" и ходил по транспортной линии, но экскурсии можно было заказать за доп. плату.

В ночь на 29 июля мы остались ночевать на теплоходе в Москве, и это было очень грустно. Все ушли, теплоход опустел.

Ещё спасибо за корректное сравнение цен на путевки тогда и сейчас. :)
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#40 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 506 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 31 Июль 2018 - 22:33

 

Ну а теперь попробую подвести итоги этого круиза.

Для начала пересчитаем тогдашнюю цену путёвки теплохода "Климент Ворошилов" (проект 92-016) (350/400/460 рублей в 3-, 2-, и 1-местной каютах) на нынешние деньги, используя официальную среднюю заработную плату (а я нашёл данные, что в 1987 году она составляла 185 рублей. Сейчас же, по данным за май 2018, средняя зарплата в 2018 году составит 43550 рублей).

 

Таким образом, в ценах 2018 получается примерно 82500 в трёхместной каюте / 94100 в двухместной / 108300 рублей в одноместной каюте за 20-дневный круиз. То есть, цены вполне сопоставимые с нынешними на теплоходы проекта 92-016.
Так что наверняка будет корректным оценивать тогдашний круиз по нынешним критериям. 

Ну, все-таки не совсем так.
1. Средняя зарплата в СССР была не просто средней - а реально массовой. Т.е. распределение зарплат было более равномерным, нищеты явной не было, миллиардеров тоже. Разброс был от 50 р. (уборщица) до 1000 р. (директор крупного завода, рабочие на вредных производствах, всякие там геологи и "северные"). Сейчас сравнивать массовые в Рязани зарплаты в 20-30 тыс (у половины города) и 10-15 тыс в области и массовые же зарплаты в офисах Газпрома (много нулей) не стоит. А средняя считается по тем и другим. Массовая сейчас едва ли будет сильно больше 20 000, и о круизах можно забыть (см. п. 2). (только что попались данные, пусть не вполне корректные, по Нижнему: зарплаты соответствуют рязанским).
2. (и более важное). Коммуналка и вообще прожиточный минимум. Тогда - примерно 10 р в мес за 2-к квартиру (5% от средней зарплаты). Сейчас 3000 от рязанских 30 000 - примерно 10%. Учтем еще, что советскую квартиру ан масс получали бесплатно - сейчас надо бы приплюсовать к квартплате 10-20 тыс ипотеки (или аренды).
Прожиточный минимум оценю в 60 р в годы оны и 20 000 сейчас. ОСТАТОК (то, что можно потратить на круизы) 120 р тогда и пусть даже 20 000 сейчас (реально ещё меньше). Т.е. круиз стоил 3-4 "остатка" от месячной зарплаты тогда и 5-7 сейчас. Т.е. реально круизы подорожали примерно вдвое,  с учетом п.1 - в несколько раз. С учётом де-факто платной медицины, образования и т.д. и т.п. - совсем беда.


"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования