Ну а теперь попробую подвести итоги этого круиза.
Для начала пересчитаем тогдашнюю цену путёвки теплохода "Климент Ворошилов" (проект 92-016) (350/400/460 рублей в 3-, 2-, и 1-местной каютах) на нынешние деньги, используя официальную среднюю заработную плату (а я нашёл данные, что в 1987 году она составляла 185 рублей. Сейчас же, по данным за май 2018, средняя зарплата в 2018 году составит 43550 рублей).
Таким образом, в ценах 2018 получается примерно 82500 в трёхместной каюте / 94100 в двухместной / 108300 рублей в одноместной каюте за 20-дневный круиз. То есть, цены вполне сопоставимые с нынешними на теплоходы проекта 92-016.
Так что наверняка будет корректным оценивать тогдашний круиз по нынешним критериям.
Ну, все-таки не совсем так.
1. Средняя зарплата в СССР была не просто средней - а реально массовой. Т.е. распределение зарплат было более равномерным, нищеты явной не было, миллиардеров тоже. Разброс был от 50 р. (уборщица) до 1000 р. (директор крупного завода, рабочие на вредных производствах, всякие там геологи и "северные"). Сейчас сравнивать массовые в Рязани зарплаты в 20-30 тыс (у половины города) и 10-15 тыс в области и массовые же зарплаты в офисах Газпрома (много нулей) не стоит. А средняя считается по тем и другим. Массовая сейчас едва ли будет сильно больше 20 000, и о круизах можно забыть (см. п. 2). (только что попались данные, пусть не вполне корректные, по Нижнему: зарплаты соответствуют рязанским).
2. (и более важное). Коммуналка и вообще прожиточный минимум. Тогда - примерно 10 р в мес за 2-к квартиру (5% от средней зарплаты). Сейчас 3000 от рязанских 30 000 - примерно 10%. Учтем еще, что советскую квартиру ан масс получали бесплатно - сейчас надо бы приплюсовать к квартплате 10-20 тыс ипотеки (или аренды).
Прожиточный минимум оценю в 60 р в годы оны и 20 000 сейчас. ОСТАТОК (то, что можно потратить на круизы) 120 р тогда и пусть даже 20 000 сейчас (реально ещё меньше). Т.е. круиз стоил 3-4 "остатка" от месячной зарплаты тогда и 5-7 сейчас. Т.е. реально круизы подорожали примерно вдвое, с учетом п.1 - в несколько раз. С учётом де-факто платной медицины, образования и т.д. и т.п. - совсем беда.
Владимир, Вы и Сергей пишете немного о разном. Сергей сопоставляет цены путевок проекта 92-016 (слово "круизы" в тем времена массово не использовалось), а Вы говорите о доступности.
Сначала о ценах. Мы как-то уже обсуждали, соотношение цен в одной из тем, вернемся ненадолго к этому вопросу. Итак. Год 1978. Плеханов. Стоимость турдня в упомянутом круизе 15 руб. 45 коп.. Официальная средняя зарплата в пересчете на один день 5 руб. 40 коп. Средняя дневная зарплата по стране сегодня 1292 руб. Коэффициент 239. Следовательно, сейчас теоретически немодернизированная одноместка в сутки должна стоить 3697. Если взять для примера Дмитрия Пожарского (проект тот же, одноместки пока сохранились), то там сутки 3950. Превышение незначительное. Цены 588-х вполне сопоставимы, здесь можно согласиться с выводом Сергея о крокодилах, с учетом увеличения эксплуатационных расходов, уменьшения числа пассажирских мест. Раньше, как все помнят, был начальник турбазы, методист, баянист, а теперь, кроме директора круиза, певцы, танцоры, музыканты и прочие, которым тоже надо где-то размещаться.
С 301 проектом соотношение печальнее. Год 1986. Владимир Ильич. Красная палуба (ныне шлюпочная), турдень о в двушке 21 руб. 37 коп.. Зарплатный коэффициент 191. Сегодня теоретическая стоимость суток в идентичной каюте должна составлять 4072 руб. Что мы наблюдаем. Владимир Ильич в эту навигацию 5800 - 6040 в зависимости от проложительности круиза. Если приблизиться к средней зарплате по стране (Зарплата в Питере средняя повыше) и взять для примера Федора Достоевского, который бегает по Волге, то там 5400. Вывод не радует по 301-м, с 302-ми еще хуже, но там сложнее считать, у большинства теплоходов была модернизация, балкончики и прочие извращения.
Теперь о доступности. При социализме, как Вы помните, круизы длительные были в большом дефиците (причины того можно обсуждать отдельно), это был элитарный отдых типа "В отпуск на метро" (это про Ленинград, не знаю использовалось ли это наименование в Москве). Сейчас доступность определяется ценами и их отношением к средним зарплатам, здесь Вы полностью правы. Здесь коэффициент увеличивается, например, по четырехдекам в 1986 году отношение средняя зарплата/турдень 3,15, если брать полную стоимость круиза, сейчас 4,18. У регионов с высокой средней несколько меньше. Но здесь подавляющее число читателей форума ничего изменить не могут с речными круизами, если только не станут выбирать морские, цены на которые порой не сильно отличаются от речных.