Предисловие.
Справедливости ради должен отметить, что круиз на "Клименте Ворошилове" не был для меня и моей семьи первым путешествием на речном теплоходе. Поскольку некоторый промежуток времени мы жили в славном городе Измаиле, что на реке Дунай, то знакомство с речными судами началось именно там.
Для меня первым кораблем был "Белинский" (проект 646), оказавшийся в последствии на Волге, и стоящий сейчас без дела под названием то ли "Шлиссельбург", то ли "Эльдорадо".
Тогда этот морской теплоход совершал регулярные рейсы из Измаила в Одессу и обратно. Вечером он отправлялся в рейс, делал две стоянки в Вилково и Килие, а рано утром прибывал в Одессу. Этим же вечером он отправлялся в обратный путь, и на следующее утро был в Измаиле. Таким образом, цикличность рейсов получалась "через день".
Насколько знаю, этот теплоход пользовался популярностью. Даже несмотря на то, что в то время способов добраться до областного центра было множество - это и рейсовые автобусы (5 часов в пути), и дневной дизель-поезд (5 часов), и ночной пассажирский поезд (6,5 часов). Работал также аэропорт, откуда летали ЯК-40 до Одессы, Киева и Симферополя, а также АН-2, называемые "кукурузниками". (Один раз довелось лететь в таком самолётике. Впечатления, признаюсь, были не очень )))
Но был и водный путь, на котором работал не только трудяга "Белинский", но и кометы. Однако именно "Белинский", несмотря на 11-часовой путь, оказывался для многих самым привлекательным видом транспорта.
Вот на нём и были мои первые речные путешествия. Правда, лет мне было столько, что я ничего о них не помню...
Зато прекрасно помню, как оказался на другом речном теплоходе - "Днепр" (проект Q-031). Было мне тогда лет восемь-девять, и я был просто поражён обилием света, внутренним простором, огромными окнами и широкими палубами. К сожалению, в круиз на нём сходить не пришлось - на борту я оказался вместе с папой, и сейчас уже не помню причину посещения этого корабля в измаильском морском порту.
Кроме речных были и морские суда. Линия Одесса-Батуми-Одесса, а также пассажирская линия по этому же маршруту, отличавшаяся от туристической тем, что теплоходы заходили во все порта на пути, включая Евпаторию, Феодосию...
Но первым речным круизным теплоходом для меня стал именно "Климент Ворошилов" (проект 92-016) в далёком 1987 году...
30 июля. День первый. Москва.
Отправление теплохода было назначено на 14-00. Поскольку мы впервые отправлялись с СРВ, то на вокзал приехали заранее. В то время это был настоящий вокзал! С залом ожидания, камерой хранения и даже буфетом. Народу было много. Не помню, отправлялся ли кто раньше нас, но в одно время с "Ворошиловым" отправлялся теплоход "Советская Украина", с которым мы будем вместе шлюзоваться.
Если прикинуть тогдашнюю вместимость этих теплоходов, то 400 человек на "Ворошилове" и 320-340 на "Украине" дают в итоге цифру в 720 человек. Прилично!
Всё бы ничего, но тогда регистрация проводилась не на борту теплохода, а в небольшом зале под главной лестницей СРВ. Очередюга собралась огромная! Но в то время в СССР мало что обходилось без очереди...
Ещё один момент - тогда при покупке путёвки в ней указывалась только категория каюты, а уже сами каюты распределялись в момент регистрации. Нам досталась каюта 78 - трёхместная в носовой части средней палубы.
На борту мы получили ключ с огромным синим пластиковым брелком, и тут, судя по моим записям, для нас начались приятные сюрпризы.
"Ура! Будет обед!" - коротко, но красноречиво.
Мы грешным делом думали, что отправление в 14-00 специально приходится на "неопределённое время", чтобы не кормить обедом. Да и возвращение обратно в Москву в 14-30 тоже наводило на мысль, что обеда может не быть. Однако нет, обед был! И в день отправления, и в день прибытия!
Отправлялись из Москвы под "Прощание славянки" и, поскольку питались во вторую смену, то с интересом смотрели на первые речные виды. И уже поймали себя на том, что уходить с палубы совсем не хотелось!
(Чувство, сохранившееся до сих пор!).

В первый день состоялась встреча с экипажем. Концертный зал на верхней палубе не очень большой, там при всём желании 400 человек уместиться не могли, поэтому от нас на встречу отправился папа, а мы с мамой продолжили любоваться речными пейзажами.
Ещё один любопытный момент, касающийся тогдашней круизной жизни. Развлекательная программа на борту состояла из... киносеансов. За весь 20-ти дневный круиз было лишь несколько вечеров типа "Мисс Круиз" и каких-то конкурсов, но найти свободные места в зале зачастую (особенно в первые дни круиза) было непосильной задачей. Так вот по этой причине киносеансы были ПЛАТНЫЕ! В начале круиза можно было приобрести книжечку билетов, либо покупать их потом отдельно, на конкретный фильм.
Судя по моим записям, такая книжечка была нами куплена, но лишь одна. Я тогда вообще не был любителем смотреть киношки "про любофф", поэтому родители обходились одной книжечкой. Может, конечно, потом и подкупались билеты отдельно, но это в записях не отражено...
Зато отражён восторг первого шлюзования и даже нарисована корявая схема, как это происходит )))
Шлюзовались мы вместе с "Советской Украиной". Как выяснилось потом, её путь лежал на Питер, но до Углича, нашей первой стоянки, мы шли бок о бок.
К слову, уже в самом первом круизе я стал свидетелем такого процесса, как "подсаживание туристов в шлюзе". Довольно большая группа, человек 20-25 (откуда-то из Сибири) из-за опоздания поезда вынуждена была ехать в Икшу, и тут, у причальной стенки шлюза №6, мы их и подобрали.
Опоздавших накормили обедом )))

