День 2. Нижний Новгород. 21 мая Одной из важнейших составляющих успешного круиза является ресторан. Нигде ты не проводишь столько времени, сколько там. Кроме каюты, конечно. Потому, именно от ресторана зависит впечатление о теплоходе, да и об отдыхе в целом. Если тебя плохо развлекают, ты всегда можешь развлечь себя сам, если тебе досталась неважная каюта, можно попросить переселить, но если тебе три раз в день портят настроение в ресторане, то очень скоро такой теплоход возненавидишь. Ты будешь переходить из состояния ожидания негатива перед встречей с рестораном, в состояние активной ненависти во время нахождения в нём, а потом ещё долго вспоминать, как всё было плохо и ещё больше накручивать себя. И так до окончания поездки. Попадались такие отзывы туристов. Не представляю, как бы чувствовал себя на их месте.
К счастью, ресторан «Валериана Куйбышева» давал только положительные эмоции, поэтому хочется сказать всему персоналу особое спасибо. Еда была по-настоящему, на уровне неплохого ресторан или хорошего кафе, вкусной и каждый раз красиво оформленной. Всегда имелся выбор из трёх видов каждой перемены блюд. Исключением из этого правила были тематические дни татарской и карельской кухни, соответственно, в Казани и Кижах. Официантки все были вежливы и старались, но тут хотелось бы притормозить для справедливой критики.
Работа на корабле сезонная. Максимум на полгода. Если экипаж или административный состав ещё можно привлечь к зимним будням теплохода, то официантки, конечно, набираются строго к навигации. Понятно, что хороших официанток на сезонную работу привлечь очень трудно, поэтому неизбежен процент девушек, которые и поднос-то ни разу не держали. А наш рейс в навигации первый! Вот и выходит, что эти девушки на нас и будут учиться… Не все, конечно, без опыта работы официантом, но многие. Профессионалов видно сразу. Взять Алёну. Шесть столов на ней, а она порхает туда-сюда, да ещё с каждым поговорить успеет, улыбнуться! И кушают её столы быстрее всех. А рядом бьётся Аня. У Ани три стола. Точнее сегодня три, а в первый день было четыре, да совсем не справлялась она с ними... Бегает от человека к человеку, все у неё чего-то спрашивают, напоминают, грязные тарелки пытаются отдать, иначе на стол новое блюдо не поставить... Она бедная, уже на бег готова перейти, но всё равно люди подолгу ждут и каждый чувствует себя забытым. Почему так? Очень просто – опыта нет, выучки. Алёна, та ещё до обеда выучила, кто из её гостей что заказал, поэтому не носит тарелки по одной, а берёт сразу шесть порций и точно даёт тому, кто ждёт именно это блюдо. Пройдёт по столам – шесть тарелок раздаст, обратно пойдёт, соберёт посуду. Пять ходок – все сидят, едят, вся посуда собрана. Потому и не надо ей бегать, спокойно ходит. Аня только вначале, пока ещё никто не пришёл, всё правильно смогла расставить, а потом берёт две тарелки и к первому столу идёт с ними: «Ваше? Нет?! Ах, ваше! Пожалуйста! А у вас тогда что? Понятно, сейчас принесу!», - и побежала на кухню менять блюдо. Взять грязную посуду она уже не может, так как и руки заняты и голова. Вот и выходит, что на три стола у неё ходок больше, чем у Алёны при шести. И усталости больше. А хорошего настроения меньше. Но никакого хамства, к счастью, тут с этим строго. Ещё бы обучение провели перед навигацией по обслуживанию больших залов и банкетов, совсем было бы хорошо.
Уже к завтраку Аню освободили от нас, а нас от Ани. Алёну, к сожалению, не дали, дали Таню. Татьяна, похоже, не умерла от радости при виде свалившихся на неё дополнительных ртов, но в целом справлялась со своими пятью столами. И администратору спасибо, что сама заметила проблему и сама её решила. Так что ресторан весь круиз был для нас местом долгожданным и неизменно приятным!
Шел второй день круиза, и второй день подряд стояла прекрасная погода. За время двухчасовой стоянки в Городецком шлюзе получилось без спешки сделать массу ярких фотографий с двумя другими «крокодилами» «Фрунзе» и «Жуковым», и с австрийцем «Пушкиным». Забегая вперёд скажу, что хорошая погода нас сопровождала весь круиз. Настоящее лето! Только на обратном пути в Городце, да в ещё Мандрогах нас накрыло дождём, но это было даже полезно, чтобы мы ценили ту большую порцию Солнца, выпавшую на нашу долю.
Нижний Новгород поразил так и не сделанным Речным вокзалом. Даже будто ещё больше раздолбали. Чтобы дойти от теплохода до автобусов мы минут пятнадцать пробирались по каким-то реально руинам! Позор для руководства за два года не суметь сделать главный городской фасад!
Автобус быстро довёз нас до Кремля и в этом месте мы с нашей экскурсией разошлись. Нет для фотографа хуже, чем ходить с толпой других туристов, чтобы потом биться за каждую секунду у очередной достопримечательности. Причём и интересы у нас разные. Мне интересны сами памятники, стены и виды, а большинство хочет непременно это видеть на карточке одновременно с собой. Некоторые компании (обычно это семья в трех поколениях) способны вывести из себя даже такого закалённого фотоохотника, как я. Сначала они сфотографируются каждый по отдельности, потом всей семьёй по кругу, когда есть все, кроме одного, который фотографирует, а в конце привлекут ещё и прохожего, чтобы, наконец, сфотографироваться всем сразу. На круг, с учётом объяснений бабушке, какую кнопку нажимать, на одну семейку может уйти до десяти минут, если они не смотрят, что получилось и до четверти часа, если смотрят. На теплоходе семейных много, поэтому когда все пошли в Кремле прямо, я сразу свернул налево.
В Кремле произошло немного изменений. Отмечу фонарные столбы, увенчанные гербом города. Именно во время их монтажа я и сфотографировался с тогда ещё наземным оленем. Зато другой олень, который цветочный календарь, не работал – видно, его включают только летом. Сделав дежурные фотографии бронетехники, и даже полазав по ней вместе с мальчишками, спустились к площади Минина и Пожарского, тут и там встречая весёлых выпускников. Было радостно видеть город в столь ярком настроении!
На площади прямо у памятника стоял, я просто не поверил своим глазам, старинный трамвай! Сначала он показался ленинградским «Слоном», но вблизи оказался чем-то совершенно иным. Необычные четырёхстворчатые двери с центральной перемычкой, сверхтесная кабина машиниста, округлые формы – кто ты?! Чех? Нет! Рижанин? Возможно... Да это же МТВ-82 давно ушедшего в ВПК трамвайного завода №82 из подмосковного Тушино! А может и рижанин – таблички не сохранилось в салоне, а на RVR их тоже делали. Но каков статус этого раритета, коих в стране осталось не больше трёх? Не музей, а действующий трамвай?!! Я, не веря своему счастью, сажаю в удивительные двери жену и маму и сажусь сам на лучшее место. Хотя, какое там место, когда хочется и тут посидеть, и там постоять и здесь потрогать и вот это открыть!.. Нужно успеть и сфотографировать всё, и на видео снять, как двери открываются, и не забыть получить удовольствие самому от поездки на мягких сиденьях из толстого поролона, умение делать которые утратилось вместе с приходом капитализма! А ещё нужно поднять, как в электричке окно и любоваться, на со звоном проезжающий мимо город.
Маршрут ретро-трамвая проложен кольцом по самым живописным местам Нижнего Новгорода. Делаем почти полный круг и выходим у Рождественской церкви, где нас всё также ждёт удивительная икона, на которой в полный рост стоят Николай Чудотворец и Архангел вокруг Мадонны с Младенцем. Попросил маму купить мне о ней брошюру. Не оказалось. Тогда попросил у служителей разрешения сфотографировать на память. Спасибо, разрешили!
Последняя обязательная часть посещения Нижнего вела в продуктовый магазин за пивом «Окское», которое так понравилось. Нашли. Открыл бутылку, сделал глоток и замер в предвкушении. Увы. Ощущения оказался совсем не похожи, на тот лёгкий, очень чистый, но в то же время именно пивной вкус, которым меня так удивило «Окское» первый раз в Павлово-на-Оке. Поворачиваю этикеткой и вижу слова, которые говорят любителю пива всё и сразу: «ячмень, мальтозная патока». Значит, завод перешёл на ускоренное производство, вот и вкуса больше нет. Эх, а я так ждал с ним встречи!
Посмотреть на отплытие сели на корме шлюпочной палубы под тентом, где и повезло полюбоваться на дневной салют. Пусть салют был для выпускников, для нас он стал приветом от столь любимого Нижнего Горького.
История делается прямо на наших глазах. Уже скоро канатная дорога соединит город Бор с Нижним Новгородом и станет неотъемлемой деталью пейзажа, а пока непосвящённые с нескрываемым удивлением взирают на высокие коренастые стальные опоры, вытянувшиеся линией по обоим берегам Волги. Город Бор известен своими автомобильными стёклами. Все стёкла всех советских машин, автобусов, грузовиков сделаны заводом «Борское Стекло». И на очень многих современных машинах, в том числе иномарках, собираемых в России и СНГ, стоят именно эти стёкла.
За завтраком случилось удивительное событие, сильно повлиявшее на весь круиз. Мама углядела за столиком в самом конце (или правильнее сказать «корме»?) ресторана наших родственников. Троюродная сестра Настя и её мама тоже купили путевки в этот круиз с окончанием в родном Питере. Сколько раз мы хотели соблазнить друзей и родных совместным круизом и всегда, что-то не складывалось, а тут встретились уже на теплоходе и безо всяких договорённостей! Надо ли говорить, что мы были несказанно рады и наше и без того хорошее настроение стало ещё лучше?!