Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Жареный бугор, или Как посвящали в бурлаки


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 64

#1 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 19 Ноябрь 2012 - 17:35

Поиск не работает, потому не знаю - было ль, не...
Нашел в сети, не могу не поделиться.


Жареный бугор, или Как посвящали в бурлаки

Как известно, до эпохи паровых двигателей движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. До строительства железных дорог река Волга была главной транспортной артерией в России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.
У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти - высокие крутые берега - назывались "Жареными буграми". С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.
Самый главный для бурлаков Жареный бугор находился немного выше Юрьевца, уездного города Костромской губернии (ныне райцентр Ивановской области).
Мне известно всего два свидетельства (в том числе, изображения) о бурлацких Жареных буграх, и оба относятся к первой половине 19-го века. Эти свидетельства и будут представлены здесь.


"На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп; в случае попутного ветра, когда суда идут под парусами мимо Жареного Бугра, этой церемонии уже не бывает." (Из путевых записок художественного путешествия по Волге братьев Чернецовых).

Жареный бугор (Чернецовы, 1838)
Изображение



Тот самый Жареный бугор в 2011
Как и 173 года назад на бугре растут сосны.
Изображение

Изображение

В 1862 году братья Чернецовы старательно переписали свои путевые заметки, снабдив их полуторой сотней миниатюрных рисунков, а также приложением, в котором подробнее описали некоторые вещи (эту рукопись художники преподнесли Александру II, которую он лишь передал в библиотеку Эрмитажа, а издана она была лишь в советское время, в 1970 году). В приложении Чернецовы вновь вернулись к теме Жареного бугра:

"Пред Юрьевцем-Поволжским возвышенность правого берега Волги становится значительнее, в составе её находится Жареной Бугор, который есть первостепенное урочное место на Волге для совершения обряда над новопроплывающими на судах мимо его бурлаками и другими; к этому же разряду принадлежит и Крестовая гора, делающая собою границы губерний Костромской с Нижегородскою на правом берегу Волги, но Жареной Бугор имеет первенство против всех урочных пунктов по Волге для выполнения принятого обычая над новичками бурлаками, что бывает почти неизбежно, исключая того времени, когда суда плывут мимо Бугра при попутном ветре под парусами и можно отделаться откупом от сей части. Это что-то вроде как при переходе через экватор. Там комический обряд совершается торжественно под председательством Нептуна и его сожительницы, и воды океана играют важную роль, а здесь, на Жареном Бугре, лямки, которыми жарят по спинам вбегающих на него по крутому песчаному косогору с криками "Жарь его!", и эта погоня прекращается по постановлению тогда только, когда вбегающий достигнет вершины Бугра. При переходе чрез экватор обряд принят давно и здесь давно; там, при сём случае, просвещённые мореплаватели сами способствовали своим экипажам в исполнении церемониала принятия обряда, а здесь лоцман не может отказать ребятам своим в потехе на Жареном Бугре, кроме разве только тогда, когда попутный ветер, способствующий к ходу судов, не позволит этого сделать; вероятно, и при перевалке через экватор буря океана также заставит отложить потеху, принятую в обычай, здесь, при Жареном Бугре, в обыкновение."

"На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп; в случае попутного ветра, когда суда идут под парусами мимо Жареного Бугра, этой церемонии уже не бывает."


Изображение

Бурлаки на Волге (Чернецовы, 1838, под Костромой).

Изображение


В 1823 году, за 15 лет до Чернецовых, путешествие по Волге совершил Павел Свиньин (известный русский патриот, путешественник, издатель журнала "Отечественные записки", первооткрыватель и покровитель русских талантов из народа, в том числе, самих братьев Чернецовых).

Путешествие своё Свиньин (как в будущем и братья Чернецовы) начал в Рыбинске. Здесь он запечатлел бурлаков.
Изображение

В 1840 году вышло посмертное издание книги "Картины России и быт разноплеменных ея народов из путешествий П. П. Свиньина", в которой Свиньин целую главу посвятил Жареному бугру, которую мы публикуем ниже.

Жареный бугор (Свиньин, 1823)

Изображение

"На верховье Волги, близ Костромы, есть урочище, называемое Жареный Бугор. Издревле ведётся обычай, свято наблюдаемый бурлаками (так называются работники на водоходных судах), останавливаться при сём урочище, и те из них, которые бывали на Низу, то есть в Астрахани, обязаны взбегать на крутую гору без отдыха, и оттуда спускаться вниз по песку и глине."

Скатиться вниз желающих нет?

Изображение

Продолжаем повествование Свиньина:
"Известно, что и Астрахань находилась прежде на нагорной стороне Волги, на том самом месте, где в 8-ми верстах от оной находится урочище, также называемое Жареным Бугром, и где ещё приметны развалины города. В сём месте многие искатели кладов рылись, и находили древние золотые и серебряные монеты и другие металлические вещицы. Может быть, обоим холмам дано одинаковое наименование по наружному их сходству, а ещё вероятнее потому, что при одном начиналось плавание, а другое было его целью, и там оканчивалось. Иные полагают, напротив, что настоящее имя обоих бугров, вместо Жареной, есть Шареной, основывая таковое название на разрытии земли, в первом месте искателями кладов, а в другом, спускающимся с высоты горы вниз бурлаками. Можно полагать с некоторою достоверностью, что на Жареном Бугре, в верховье Волги, была в древние времена кумирня Чудская, у которой останавливались пловцы, спускавшиеся вниз по Волге и приносили жертвы для испрошения счастливого плавания. В этой догадке утверждает более то, что при подобных урочищах, находящихся в других местах на Волге, как то: Орлов Камень близ Ярославля, Рыжая Кобыла между Решмою и Юрьевцем, Толоконные Горы у Симбирска, исполняются бурлаками подобные обряды. Впрочем, обычай взбегать в гору и спускаться с неё даёт повод к предположению, не есть ли он символом преодоления трудностей, представляющихся при плавании по быстрой и часто бурной Волге, царице рек Русских? Как бы то ни было, исполнение сего обычая доставляет весёлым, беспечным бурлакам шумную забаву. Непроворных и неповоротливых старые гоняют лямками, и сталкивают под гору. Обряд сей напоминает очищение, свято наблюдаемое доселе матросами всех наций на свете, проходящими в первый раз через экватор. Выполнив его, бурлаки весело пускаются по Волге, и тогда шумно раздается над волнами их любимая песня:
Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью,
Разыгралася погода,
Погодушка верховая,
Верховая, волновая!"



Прочитав тексты Чернецовых и Свиньина, можно сделать вывод, что Жареных бугров на Волге было немало. И это действительно так. До сих пор существует городище Шареный (Жареный) бугорпод Астраханью, есть посёлок Жареный бугор под Самарой, есть Жареный бугор напротив Козьмодемьянска (в устье реки Рутка), в интернете можно также найти упоминания о Жареных буграх под Казанью и Нижним. Да и Жареный бугор Свиньина, видимо, не наш, а находился где-то ближе к Костроме, а "наш", по-Свиньину, возможно, урочище "Рыжая кобыла", так как находится "между Решмою и Юрьевцем".


Можно встретить несколько версий происхождения названия Жареный бугор. Это и от слова "шарить", и от тюркского "джар" - крутой берег, и от цвета песка-глины... Но мне кажется всё проще... Так как это слово встречается всюду, где были волжские бурлаки, то и связано, оно, прежде всего с ними... Не все бурлаки ходили по всей Волге, кто-то обслуживал более короткие участки и на каждом таком участке было своё место посвящения в бурлаки. И смысл обряда ясен: подъём на бугор - это тяжёлая работа бурлака тянуть судно против течения, а спуск с бугра - это плавание на судне по течению реки, отдых. Успешный и быстрый подъём на бугор - как бы залог успеха работы бурлака, а чтобы новичок не зевал, его хлестали бурлацкими лямками. В словаре Даля можно найти выражение "жарить розгами". В эпоху крепостничества, когда постоянно кого-нибудь "жарили" из провинившихся, слово было на слуху и популярно... То есть Жареный бугор - это бугор, на котором бурлаки хлестали взбегающих вверх новичков, посвящая их в профессию.

Изображение

Впрочем, не исключено, что дело это глубже и здесь произошло напластование разных значений. К такому выводу приходится прийти, узнав один любопытный факт. На плане генерального межевания я узнал как зовут речушку, которая впадает в Волгу у Жареного бугра. Она имеет говорящее имя - Заревка.

Устье речки Заревки.

Изображение

Изображение

Изображение

На противоположном берегу Заревки - рыболовная турбаза "Ершиха".
Изображение

Лестница с турбазы.
Изображение

Лодки турбазы.
Изображение

Посмотрим на Волгу с Жареного бугра.
Изображение

Взгляд вниз.
Изображение

Волжский простор, правда, без бурлаков и корабликов...
Изображение

Остров на Волге.
Изображение

Волга вниз по течению.
Изображение

Волга вверх по течению.
Изображение

10-ти кратный зум. Справа село Столпино. А ещё дальше слева у д. Иваниха в 1767 году бросила якорь на ночлег флотилия с императрицей Екатериной Великой. Утром 18 (29) мая галеры проплыли мимо Жареного бугра.
Изображение

Столик на Жареном бугре.
Изображение

Столик на противоположном берегу Заревки.
Изображение

Из "Ершихи" спускаются отдыхающие пацаны...
Изображение

Пацаны.
Изображение




Пацаны купаются, ныряют... А когда-то здесь ходили бурлаки...

Изображение



Бросим последний взгляд на осиротевший, заросший полынью, донником, иван-чаем, Жареный бугор - некогда главное бурлацкое место на Волге.

Изображение

Изображение

Изображение


Отсюда: http://foto-history....807.html#cutid1

и отсюда: http://valuh.livejou....com/92295.html
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#2 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 19 Ноябрь 2012 - 17:36

"Бурлаки на Волге" (Репин, 1873).

Изображение



"Бурлаки на Волге" (Саврасов, 1871).

Изображение



"Бурлаки" (Верещагин, 1866).

Изображение



увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#3 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 218 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 19 Ноябрь 2012 - 19:08

На картине Верещагина бурлаки какие-то, наверное направленные на буксировку судов из Центра занятости населения проигравшиеся на Форексе трейдеры. Обутые, с остатками приличной одежды и в буржуйских цилиндрах....
Меня ещё практические вопросы интересуют: как лучше было тащить несамоходный теплоход? Если обутым, то обувь намочится и будет натирать ноги. Босиком же можно в какую-нибудь бяку попасть типа разбитой бутылки, или арматурины. Сколько бурлаков требовалось на 100 тонн водоизмещения? Норма какая у них была на день? Сколько времени надо было т/х тащить, сколько можно стоять? Если один несамоходный теплоход хочет обогнать другой, как это происходит? У бурлаков были "тяговые плечи", как у локомотивщиков, или они тащили баржу от начала до конца? Как они преодолевали притоки? Наверное, их на лодках везли чуть вперёд, а потом завозили концы, или это происходило как-то по-другому? Были-ли между бурлаками и судовладельцами посредники? По какому принципу производилось формирование бригад бурлаков? Ведь, если есть готовая бригада, но нужно тащить два судна малого водоизмещения - как её разделить?

#4 gorkyagent

gorkyagent

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 407 сообщений
  • Регистрация: 02-Апрель 08
  • Город:Нижний Новгород

Отправлено 19 Ноябрь 2012 - 19:12

:thumbsup:
С уважением, Егоров Александр

#5 Владимир Андреевич

Владимир Андреевич

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 820 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 07:35

Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось сбаржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#6 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 646 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 08:45

Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось сбаржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.

Вопрос простой. Баржа цеплялась канатом за центр, за мачту (были и более сложные варианты) - это видно на картинках. Таким образом момент был маленький и баржа легко управлялась рулями.

#7 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 423 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 10:38

Дык картина Репина имеет отдаленное отношение к документальности, это в чистом виде агитационная открытка. Хотя и высокохудожественная.
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 46 лет 68 круизов (примерно 312 дней на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#8 Сухопутный человек

Сухопутный человек

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 484 сообщений
  • Регистрация: 26-Май 08
  • Город:Рязань

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 16:32


Меня ещё практические вопросы интересуют: как лучше было тащить несамоходный теплоход?
........................................

Организация труда, быт и нравы бурлаков довольно подробно описаны в книге Гиляровского "Мои скитания". Не знаю, какова в этой книге доля художественного вымысла, но мне читать было интересно.
На берегу сидел паромщик,
Чинил постылый свой паром.
Он вдруг сказал: У-ууу.... рокенрольщик!!!
И пригрозил мне топором :(

#9 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 20:37

Интересно, бурлачек тоже "лямошными" вверх по бугру посвящали? Или их как-то по-другому "жарили"?!
( сорри за вульгаризм, но как-то само собой напрашивается)

Изображение
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#10 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 218 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 21:12

Здорово было бы попробовать перетащить какое-нибудь не очень крупное плавсредство по реальному маршруту с малой интенсивностью судохордства. Это можно сделать где-нибудь на канале в Ленинграде, или на Яузе. Тогда всё ясно будет, что это за работа, и сколько нормо-часов на одну тонну водоизмещения полагается.
А потом можно создать предприятие, которое будет арендовать под банкеты теплоход, но большую часть маршрута тянуть его будут бурлаки из дружественных нам стран, входящих в СНГ. Думаю, что прокатиться с бурлаками под граммафон и с шампанским желающих будет немало. Только, по какому маршруту лучше их запустить? Везде скутеры, заборы и частные пляжи. Может, вокруг Серебрянного бора? Там и река долго не замерзает, так что прямо сейчас можно начинать.

#11 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 423 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 22:19

Дык в Угличе это давно поставлено на широкую турногу! Есть пара суденышек, говорят, регулярно приезжают пафосные компании и тянут-потянут в рамках тим-билдинга...
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 46 лет 68 круизов (примерно 312 дней на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#12 RADIOHEAD-R

RADIOHEAD-R

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 423 сообщений
  • Регистрация: 03-Сентябрь 07
  • Город:КАЗАНЬ

Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 23:46

ну вот "сдохнет" последний дизель через 80 лет на наших реках ( с учетом что новые суда не строят)) вот и будет бурлачество расцветать , 302 проект на лямке интересно сколько бы человек утянуло.
кто мне сказал не получится...............если мне хочется сбудется !!!!!! (с) z e m f i r a
http://vkontakte.ru/id2576532?41517

#13 Судостроитель

Судостроитель

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 610 сообщений
  • Регистрация: 03-Июль 12
  • Город:нижний новгород

Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 04:31

и

Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось сбаржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.

Таскать лодку тоже доводилось и без проблем! Для этого швартовный конец, закрепленный на носовой утке проводится к транцу, крепится там. И уже к этой гибкой связи нескользящим узлом крепится тягловая снасть (обычно якорный канат),чем дальше от носа лодки узел, тем больше угол между тягой и осью лодки - тем больше дрейф от берега. Это необходимо: 1. при обходе мели, 2. при сильном навальном ветре. На лодке никто не нужен! А бурлаки тянули судно с экипажем, на руле точно кто-то был, канат крепили явно не к мачте(в этом случае он будет скользить и перегибаться (перетираться) по борту), а к бортовым кнехтам.

#14 Судостроитель

Судостроитель

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 610 сообщений
  • Регистрация: 03-Июль 12
  • Город:нижний новгород

Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 07:35

Коль зашла речь о человеке,как тягловой силе, приведу один пример. В 50-е годы прошлого века у нас на Вятке был деревянный самоходный паром.Две огромные(длина около 12 м,ширина около 3 м,высота надводного борта больше 1 м)лодки соединены настилом из досок, на котором перевозилось либо толпа народу, либо несколько лошадей стелегами,либо грузовая машина. Катамаран сей приводился в движение с помощью почти пароходного колеса,насаженного на вал, проходящий через обе лодки-это движитель.А движущей силой были мы,ребятня! Перевоз стоил 1 рубль (напомню -50-е годы), тот, кто крутит- бесплатно.И вот паром пристал,с него гурьбой колхозные бабы спешат на базар (у нас рабочий поселок, а кругом села, где за работу-трудодни,живые деньги - только с базара),а нам на ту сторону - за клубникой. Заходим на паром,мамки,сестры остаются на верху, а ребятня горохом в трюма, правый, левый - по 4 человека на борт. По команде паромщика- начали! Тяжело первые 2-3 оборота, а потом колено вала становится податливее,и почти всегда у того берега с палубы несся вопль:"Бесенята, вить в гору вылетим! Тпррру,лешаки!" Конечно, такой скорости не было, но тяги хватало, чтобы паром был абсолютно управляем. И нам это было в радость,ведь в трюм лезли не ради халявы,хотя 1 рубль это и цена в то время детского билета в кино.С улыбкой вспоминаю, а кого- то опять переклинит:"Детский труд! На галерах!! В Совдепии!!!"

#15 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 646 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 09:02

и

Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось с баржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.

Таскать лодку тоже доводилось и без проблем! Для этого швартовный конец, закрепленный на носовой утке проводится к транцу, крепится там. И уже к этой гибкой связи нескользящим узлом крепится тягловая снасть (обычно якорный канат),чем дальше от носа лодки узел, тем больше угол между тягой и осью лодки - тем больше дрейф от берега. Это необходимо: 1. при обходе мели, 2. при сильном навальном ветре. На лодке никто не нужен! А бурлаки тянули судно с экипажем, на руле точно кто-то был, канат крепили явно не к мачте(в этом случае он будет скользить и перегибаться (перетираться) по борту), а к бортовым кнехтам.

Нет именно к мачте (посмотрите картинки) к верхней части. Так что канат гораздо выше борта. В некоторых случаях канат крепился к снасти, натянутой между мачтой и носом через подвижный карабин (он назывался "бурундук"), шкипер управлял положением этого бурундука на снасти - перемещение к носу (отдать бурундука) нос баржи поворачивал к берегу, к мачте - от берега.

#16 Владимир Андреевич

Владимир Андреевич

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 820 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 10:02

и

Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось с баржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.

Таскать лодку тоже доводилось и без проблем! Для этого швартовный конец, закрепленный на носовой утке проводится к транцу, крепится там. И уже к этой гибкой связи нескользящим узлом крепится тягловая снасть (обычно якорный канат),чем дальше от носа лодки узел, тем больше угол между тягой и осью лодки - тем больше дрейф от берега. Это необходимо: 1. при обходе мели, 2. при сильном навальном ветре. На лодке никто не нужен! А бурлаки тянули судно с экипажем, на руле точно кто-то был, канат крепили явно не к мачте(в этом случае он будет скользить и перегибаться (перетираться) по борту), а к бортовым кнехтам.

Нет именно к мачте (посмотрите картинки) к верхней части. Так что канат гораздо выше борта. В некоторых случаях канат крепился к снасти, натянутой между мачтой и носом через подвижный карабин (он назывался "бурундук"), шкипер управлял положением этого бурундука на снасти - перемещение к носу (отдать бурундука) нос баржи поворачивал к берегу, к мачте - от берега.


Вообщем, идея понятна. Так как судно поворачивается вокруг центра тяжести, изменяя точку приложения тянущего усилия, можно создавать момент вращающий судно от берега или к берегу.

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#17 Судостроитель

Судостроитель

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 610 сообщений
  • Регистрация: 03-Июль 12
  • Город:нижний новгород

Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 10:36

Мой здравый смысл был против крепления каната к мачте, да еще вверху! Но вот нашел: наберите Тяжело ли было бурлакам? (Урок физики у картины И.Е. Репина), там есть ответы на все вопросы!

#18 Prokof'ev

Prokof'ev

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 646 сообщений
  • Регистрация: 16-Февраль 04

Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 14:15

Вот здесь фотография (Дмитриев?). Верхняя Волга - бурлацкая сила - лошади. Место крепления каната к мачте на фото не получилось, но по направлению каната видно, что он идет к мачте.
Прикрепленный файл  28.jpg   210,9К   62 Количество загрузок:

#19 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 423 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 18:00

По направлению каната видно, что к нему привязаны 2 барки - около воды он явно "раздваивается". Место крепления не видно, но судя по тому, что он уходит в воду, едва ли оно (место крепления) высоко, иначе бы он провисал.
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 46 лет 68 круизов (примерно 312 дней на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#20 Судостроитель

Судостроитель

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 610 сообщений
  • Регистрация: 03-Июль 12
  • Город:нижний новгород

Отправлено 22 Ноябрь 2012 - 04:44

http://www.eduhmao.r...o/1/3786/34380/ Советую посмотреть - крепили действительно к мачте вверху, тем самым мачта принимала на себя основной вес каната (бичевы), длина которого 214 м ( 100 саженей) и диаметр 3 дм (7, 5 см).




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования