Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Жареный бугор, или Как посвящали в бурлаки
#1
Отправлено 19 Ноябрь 2012 - 17:35
Нашел в сети, не могу не поделиться.
Жареный бугор, или Как посвящали в бурлаки
Как известно, до эпохи паровых двигателей движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. До строительства железных дорог река Волга была главной транспортной артерией в России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.
У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти - высокие крутые берега - назывались "Жареными буграми". С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.
Самый главный для бурлаков Жареный бугор находился немного выше Юрьевца, уездного города Костромской губернии (ныне райцентр Ивановской области).
Мне известно всего два свидетельства (в том числе, изображения) о бурлацких Жареных буграх, и оба относятся к первой половине 19-го века. Эти свидетельства и будут представлены здесь.
"На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп; в случае попутного ветра, когда суда идут под парусами мимо Жареного Бугра, этой церемонии уже не бывает." (Из путевых записок художественного путешествия по Волге братьев Чернецовых).
Жареный бугор (Чернецовы, 1838)
Тот самый Жареный бугор в 2011
Как и 173 года назад на бугре растут сосны.
В 1862 году братья Чернецовы старательно переписали свои путевые заметки, снабдив их полуторой сотней миниатюрных рисунков, а также приложением, в котором подробнее описали некоторые вещи (эту рукопись художники преподнесли Александру II, которую он лишь передал в библиотеку Эрмитажа, а издана она была лишь в советское время, в 1970 году). В приложении Чернецовы вновь вернулись к теме Жареного бугра:
"Пред Юрьевцем-Поволжским возвышенность правого берега Волги становится значительнее, в составе её находится Жареной Бугор, который есть первостепенное урочное место на Волге для совершения обряда над новопроплывающими на судах мимо его бурлаками и другими; к этому же разряду принадлежит и Крестовая гора, делающая собою границы губерний Костромской с Нижегородскою на правом берегу Волги, но Жареной Бугор имеет первенство против всех урочных пунктов по Волге для выполнения принятого обычая над новичками бурлаками, что бывает почти неизбежно, исключая того времени, когда суда плывут мимо Бугра при попутном ветре под парусами и можно отделаться откупом от сей части. Это что-то вроде как при переходе через экватор. Там комический обряд совершается торжественно под председательством Нептуна и его сожительницы, и воды океана играют важную роль, а здесь, на Жареном Бугре, лямки, которыми жарят по спинам вбегающих на него по крутому песчаному косогору с криками "Жарь его!", и эта погоня прекращается по постановлению тогда только, когда вбегающий достигнет вершины Бугра. При переходе чрез экватор обряд принят давно и здесь давно; там, при сём случае, просвещённые мореплаватели сами способствовали своим экипажам в исполнении церемониала принятия обряда, а здесь лоцман не может отказать ребятам своим в потехе на Жареном Бугре, кроме разве только тогда, когда попутный ветер, способствующий к ходу судов, не позволит этого сделать; вероятно, и при перевалке через экватор буря океана также заставит отложить потеху, принятую в обычай, здесь, при Жареном Бугре, в обыкновение."
"На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп; в случае попутного ветра, когда суда идут под парусами мимо Жареного Бугра, этой церемонии уже не бывает."
Бурлаки на Волге (Чернецовы, 1838, под Костромой).
В 1823 году, за 15 лет до Чернецовых, путешествие по Волге совершил Павел Свиньин (известный русский патриот, путешественник, издатель журнала "Отечественные записки", первооткрыватель и покровитель русских талантов из народа, в том числе, самих братьев Чернецовых).
Путешествие своё Свиньин (как в будущем и братья Чернецовы) начал в Рыбинске. Здесь он запечатлел бурлаков.
В 1840 году вышло посмертное издание книги "Картины России и быт разноплеменных ея народов из путешествий П. П. Свиньина", в которой Свиньин целую главу посвятил Жареному бугру, которую мы публикуем ниже.
Жареный бугор (Свиньин, 1823)
"На верховье Волги, близ Костромы, есть урочище, называемое Жареный Бугор. Издревле ведётся обычай, свято наблюдаемый бурлаками (так называются работники на водоходных судах), останавливаться при сём урочище, и те из них, которые бывали на Низу, то есть в Астрахани, обязаны взбегать на крутую гору без отдыха, и оттуда спускаться вниз по песку и глине."
Скатиться вниз желающих нет?
Продолжаем повествование Свиньина:
"Известно, что и Астрахань находилась прежде на нагорной стороне Волги, на том самом месте, где в 8-ми верстах от оной находится урочище, также называемое Жареным Бугром, и где ещё приметны развалины города. В сём месте многие искатели кладов рылись, и находили древние золотые и серебряные монеты и другие металлические вещицы. Может быть, обоим холмам дано одинаковое наименование по наружному их сходству, а ещё вероятнее потому, что при одном начиналось плавание, а другое было его целью, и там оканчивалось. Иные полагают, напротив, что настоящее имя обоих бугров, вместо Жареной, есть Шареной, основывая таковое название на разрытии земли, в первом месте искателями кладов, а в другом, спускающимся с высоты горы вниз бурлаками. Можно полагать с некоторою достоверностью, что на Жареном Бугре, в верховье Волги, была в древние времена кумирня Чудская, у которой останавливались пловцы, спускавшиеся вниз по Волге и приносили жертвы для испрошения счастливого плавания. В этой догадке утверждает более то, что при подобных урочищах, находящихся в других местах на Волге, как то: Орлов Камень близ Ярославля, Рыжая Кобыла между Решмою и Юрьевцем, Толоконные Горы у Симбирска, исполняются бурлаками подобные обряды. Впрочем, обычай взбегать в гору и спускаться с неё даёт повод к предположению, не есть ли он символом преодоления трудностей, представляющихся при плавании по быстрой и часто бурной Волге, царице рек Русских? Как бы то ни было, исполнение сего обычая доставляет весёлым, беспечным бурлакам шумную забаву. Непроворных и неповоротливых старые гоняют лямками, и сталкивают под гору. Обряд сей напоминает очищение, свято наблюдаемое доселе матросами всех наций на свете, проходящими в первый раз через экватор. Выполнив его, бурлаки весело пускаются по Волге, и тогда шумно раздается над волнами их любимая песня:
Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью,
Разыгралася погода,
Погодушка верховая,
Верховая, волновая!"
Прочитав тексты Чернецовых и Свиньина, можно сделать вывод, что Жареных бугров на Волге было немало. И это действительно так. До сих пор существует городище Шареный (Жареный) бугорпод Астраханью, есть посёлок Жареный бугор под Самарой, есть Жареный бугор напротив Козьмодемьянска (в устье реки Рутка), в интернете можно также найти упоминания о Жареных буграх под Казанью и Нижним. Да и Жареный бугор Свиньина, видимо, не наш, а находился где-то ближе к Костроме, а "наш", по-Свиньину, возможно, урочище "Рыжая кобыла", так как находится "между Решмою и Юрьевцем".
Можно встретить несколько версий происхождения названия Жареный бугор. Это и от слова "шарить", и от тюркского "джар" - крутой берег, и от цвета песка-глины... Но мне кажется всё проще... Так как это слово встречается всюду, где были волжские бурлаки, то и связано, оно, прежде всего с ними... Не все бурлаки ходили по всей Волге, кто-то обслуживал более короткие участки и на каждом таком участке было своё место посвящения в бурлаки. И смысл обряда ясен: подъём на бугор - это тяжёлая работа бурлака тянуть судно против течения, а спуск с бугра - это плавание на судне по течению реки, отдых. Успешный и быстрый подъём на бугор - как бы залог успеха работы бурлака, а чтобы новичок не зевал, его хлестали бурлацкими лямками. В словаре Даля можно найти выражение "жарить розгами". В эпоху крепостничества, когда постоянно кого-нибудь "жарили" из провинившихся, слово было на слуху и популярно... То есть Жареный бугор - это бугор, на котором бурлаки хлестали взбегающих вверх новичков, посвящая их в профессию.
Впрочем, не исключено, что дело это глубже и здесь произошло напластование разных значений. К такому выводу приходится прийти, узнав один любопытный факт. На плане генерального межевания я узнал как зовут речушку, которая впадает в Волгу у Жареного бугра. Она имеет говорящее имя - Заревка.
Устье речки Заревки.
На противоположном берегу Заревки - рыболовная турбаза "Ершиха".
Лестница с турбазы.
Лодки турбазы.
Посмотрим на Волгу с Жареного бугра.
Взгляд вниз.
Волжский простор, правда, без бурлаков и корабликов...
Остров на Волге.
Волга вниз по течению.
Волга вверх по течению.
10-ти кратный зум. Справа село Столпино. А ещё дальше слева у д. Иваниха в 1767 году бросила якорь на ночлег флотилия с императрицей Екатериной Великой. Утром 18 (29) мая галеры проплыли мимо Жареного бугра.
Столик на Жареном бугре.
Столик на противоположном берегу Заревки.
Из "Ершихи" спускаются отдыхающие пацаны...
Пацаны.
Пацаны купаются, ныряют... А когда-то здесь ходили бурлаки...
Бросим последний взгляд на осиротевший, заросший полынью, донником, иван-чаем, Жареный бугор - некогда главное бурлацкое место на Волге.
Отсюда: http://foto-history....807.html#cutid1
и отсюда: http://valuh.livejou....com/92295.html
#3
Отправлено 19 Ноябрь 2012 - 19:08
Меня ещё практические вопросы интересуют: как лучше было тащить несамоходный теплоход? Если обутым, то обувь намочится и будет натирать ноги. Босиком же можно в какую-нибудь бяку попасть типа разбитой бутылки, или арматурины. Сколько бурлаков требовалось на 100 тонн водоизмещения? Норма какая у них была на день? Сколько времени надо было т/х тащить, сколько можно стоять? Если один несамоходный теплоход хочет обогнать другой, как это происходит? У бурлаков были "тяговые плечи", как у локомотивщиков, или они тащили баржу от начала до конца? Как они преодолевали притоки? Наверное, их на лодках везли чуть вперёд, а потом завозили концы, или это происходило как-то по-другому? Были-ли между бурлаками и судовладельцами посредники? По какому принципу производилось формирование бригад бурлаков? Ведь, если есть готовая бригада, но нужно тащить два судна малого водоизмещения - как её разделить?
#5
Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 07:35
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#6
Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 08:45
Вопрос простой. Баржа цеплялась канатом за центр, за мачту (были и более сложные варианты) - это видно на картинках. Таким образом момент был маленький и баржа легко управлялась рулями.Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось сбаржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.
#7
Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 10:38
------------------------------------------
За последние 46 лет 68 круизов (примерно 312 дней на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#8
Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 16:32
Организация труда, быт и нравы бурлаков довольно подробно описаны в книге Гиляровского "Мои скитания". Не знаю, какова в этой книге доля художественного вымысла, но мне читать было интересно.
Меня ещё практические вопросы интересуют: как лучше было тащить несамоходный теплоход?
........................................
Чинил постылый свой паром.
Он вдруг сказал: У-ууу.... рокенрольщик!!!
И пригрозил мне топором
#10
Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 21:12
А потом можно создать предприятие, которое будет арендовать под банкеты теплоход, но большую часть маршрута тянуть его будут бурлаки из дружественных нам стран, входящих в СНГ. Думаю, что прокатиться с бурлаками под граммафон и с шампанским желающих будет немало. Только, по какому маршруту лучше их запустить? Везде скутеры, заборы и частные пляжи. Может, вокруг Серебрянного бора? Там и река долго не замерзает, так что прямо сейчас можно начинать.
#11
Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 22:19
------------------------------------------
За последние 46 лет 68 круизов (примерно 312 дней на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#12
Отправлено 20 Ноябрь 2012 - 23:46
http://vkontakte.ru/id2576532?41517
#13
Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 04:31
Таскать лодку тоже доводилось и без проблем! Для этого швартовный конец, закрепленный на носовой утке проводится к транцу, крепится там. И уже к этой гибкой связи нескользящим узлом крепится тягловая снасть (обычно якорный канат),чем дальше от носа лодки узел, тем больше угол между тягой и осью лодки - тем больше дрейф от берега. Это необходимо: 1. при обходе мели, 2. при сильном навальном ветре. На лодке никто не нужен! А бурлаки тянули судно с экипажем, на руле точно кто-то был, канат крепили явно не к мачте(в этом случае он будет скользить и перегибаться (перетираться) по борту), а к бортовым кнехтам.Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось сбаржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.
#14
Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 07:35
#15
Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 09:02
Нет именно к мачте (посмотрите картинки) к верхней части. Так что канат гораздо выше борта. В некоторых случаях канат крепился к снасти, натянутой между мачтой и носом через подвижный карабин (он назывался "бурундук"), шкипер управлял положением этого бурундука на снасти - перемещение к носу (отдать бурундука) нос баржи поворачивал к берегу, к мачте - от берега.и
Таскать лодку тоже доводилось и без проблем! Для этого швартовный конец, закрепленный на носовой утке проводится к транцу, крепится там. И уже к этой гибкой связи нескользящим узлом крепится тягловая снасть (обычно якорный канат),чем дальше от носа лодки узел, тем больше угол между тягой и осью лодки - тем больше дрейф от берега. Это необходимо: 1. при обходе мели, 2. при сильном навальном ветре. На лодке никто не нужен! А бурлаки тянули судно с экипажем, на руле точно кто-то был, канат крепили явно не к мачте(в этом случае он будет скользить и перегибаться (перетираться) по борту), а к бортовым кнехтам.Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось с баржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.
#16
Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 10:02
Нет именно к мачте (посмотрите картинки) к верхней части. Так что канат гораздо выше борта. В некоторых случаях канат крепился к снасти, натянутой между мачтой и носом через подвижный карабин (он назывался "бурундук"), шкипер управлял положением этого бурундука на снасти - перемещение к носу (отдать бурундука) нос баржи поворачивал к берегу, к мачте - от берега.и
Таскать лодку тоже доводилось и без проблем! Для этого швартовный конец, закрепленный на носовой утке проводится к транцу, крепится там. И уже к этой гибкой связи нескользящим узлом крепится тягловая снасть (обычно якорный канат),чем дальше от носа лодки узел, тем больше угол между тягой и осью лодки - тем больше дрейф от берега. Это необходимо: 1. при обходе мели, 2. при сильном навальном ветре. На лодке никто не нужен! А бурлаки тянули судно с экипажем, на руле точно кто-то был, канат крепили явно не к мачте(в этом случае он будет скользить и перегибаться (перетираться) по борту), а к бортовым кнехтам.Мне кажется, картина Верещагина более реалистичная, чем у Репина. У Репина уж больно их мало для такой посудины и уж больно сильно потрепаны. Баржу таскать не прихрдилось, но моторку, однажды, против течения в Тольятти ниже плотины пришлось. Удовольствие ниже среднего. Главное, она все время на берег лезет. В ней все время должен кто-то находиться и отталкивать ее. Как это решалось с баржей - не знаю. Может они были сильно килеватыми, как парусные суда, но дрейф в сторону берега нужно было чем-то компенсировать.
Вообщем, идея понятна. Так как судно поворачивается вокруг центра тяжести, изменяя точку приложения тянущего усилия, можно создавать момент вращающий судно от берега или к берегу.
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#19
Отправлено 21 Ноябрь 2012 - 18:00
------------------------------------------
За последние 46 лет 68 круизов (примерно 312 дней на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#20
Отправлено 22 Ноябрь 2012 - 04:44
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных