Я постарался не только описать свои впечатления, но и сформулировать кое-какие соображения для дирекции "Инфофлота", чтобы путешествия с каждым разом становились всё комфортнее и лучше.
Итак....
22-26 августа 2011. Москва-Углич-Ярославль-Тутаев-Калязин-Москва.
О теплоходе.
Надо сказать, я большой поклонник 302-го проекта, и даже 92-016 или 301 мне всегда казались недостаточно додуманными с точки зрения организации внутреннего пространства и экстерьера (да не обидятся на меня поклонники этих проектов). Это всё же дело вкуса, симпатии и "первой любви" - на всю жизнь, как говорится.
Из 25 рейсов я всего дважды ходил на 588 и 26-37. Не моу сказать, что был полностью доволен: отсутсвие санблока в каюте, не первой свежести отделка помещений и устревшая мебель, запахи, внушительная пассажировместимость и, как следствие, густонаселённые салоны, палубы и коридоры...
Очень рад, что на реке обрели новую жизнь "братья-близнецы" "Некрасов" и "Бенуа" (бывш. "Свердлов"), ставшие теплоходами 21 века, при очень изящном и даже ретро-экстерьере. Модернизированные версии 26-37 нисколько не уступают крайним проектам советской эпохи, но и по некоторым пунктам превосходят столь любимые мною 302-е. Все внутренние помещения и мебель полностью обновлены. Окна кают заменены на пластиковые. Сами каюты увеличены. Каждая оборудована холодильником, телефоном внутренней связи, феном, телевизором и кондиционером. Санблок достаточно большой: это не пластиковая коробка (как на 4-х деках) а полноценное помещение с душевой кабиной.
После модернизации пассажировместимость сократилась до 150 человек, что лишает путешествие ореола армейского похода за тридевять земель. В нашем круизе было 74 туриста, и если честно, меня это очень порадовало, потому что палубы были свободны, шума и гама тоже не было. Группы на экскурсиях небольшие. Время на сборы и организацию - минимальное. В итоге, получил для себя почти индивидуальный тур, не только с отдельной каютой, но и, буквально, собственной прогулочной палубой (разместился на любимой - шлюпочной).
Об экскурсиях.
Из заявленного в программе путешествия больше всего интересовало посещение Тутаева и Калязина - городов, в которых никогда не был. А ещё очень хотелось увидеть углический Музей гидроэнергетики, о котором на форуме уже хорошо отзывались. Очень жаль, что на интереснейшую и крайне современную экспозицию нам было отведено всего 50 минут. 3 этажа и 11 залов, полных макетами, документами, интерактивными картами и многим другим освоить не-воз-мож-но! Стоянка в Угличе 3 часа: за это время нужно было осмотреть Кремль (1 час), после которого все желающие могли попасть на дополнительную экскурсию (250 рублей) в Музей гидроэнергетики (45 минут путь туда обратно + 55 минут на сам музей). При всём желании задержаться дольше не было возможности, и последние три зала мы осматривали практически не останавливаясь - на ходу. Хотелось бы, чтобы в будущем время было заложено соотвественно. А Музей - настоящий пример того, какими должны быть совренные экспозиции.
Замечательные воспоминания остались от Калязина. Маленький городок с интересной и непростой биографией. Обеим группам (судя по обмену ощущениями) очень повезло с гидами. Начиналась экскурсия с посещения островка, на котором стоит знаменитая колокольня. Затем пешеходная часть по городу, с посещением Краеведческого музея. Два с лишним часа на одном дыхании.
А вот с Тутаевым было неоднозначно. Я так понял, что туристов туда привозят вторую навигацию и пока местные энтузиасты только нащупывают свой стиль работы с гостями города. На пристани, словно "чемодан" с интуром, наш теплоход встретил фольклорный коллектив с частушками, хлебом-солью, хороводом, ростовыми куклами... Один путешественник заметил: "Судя по ударному началу, дальше будет заметно слабее..." Увы, он оказался прав. Нам (одной из групп) не подфартило с гидом - дяденькой с ощутимым самомнением и иногда пренебрежительным отношением к туристам. Смотреть пока в Тутаеве почти нечего. Центральная часть города в плачевном состоянии (в том числе памятники архитектуры - жилые дома). Местный краеведческий музей, находящийся в здании бывшей школы организован по принципу "с бору по сосенке": колокол, фанерные фигурки, зал о знаменитой породе "романовских овец", местных промыслах и ремёслах, тканый ковёр с юным Володей Ульяновым... Особое внимание почему-то уделяется реконструкции среднестатистического учебного класса сельской школы (парты, непроливайки, прописи, портфель...) Гид изображает учителя, туристы должны представить себя учениками... Странно. Лучшее, пожалуй, что есть в музее - это зал, где собраны предметы быта и обихода советских граждан с 30-х по 80-е годы: посуда, бытовая техника, календари, пластинки, украшения, обувь и дамские сумочки, ассортимент продмага и многое другое. Будучи молодым человеком, поймал себя на воспоминании, что вот такой приёмник или вот такая посуда была в доме моей бабушки, и я этим успел воспользоваться, а сейчас - это уже экспонаты. В магазинчике при музее есть недорогие изделия из овчины и шкуры козлика по очень демократическим ценам (чудесное покрытие на табурет или автокресло обойдётся всего в 250-350 рублей, большая шкура около 1000). Венец экскурсии по Тутаеву - смотровая плащадка, откуда открывается панорама на левый берег, а также посещение Воскресенского собора с чудодейственной иконой Спаса Всемилостивого (XV века).
В ходу.
Теперь о происходящем на судне. "Некрасов" по части тишины и чистоты в идеальном, на мой придирчивый взгляд, состоянии. При том, что теплоход естественно чистят и убирают - делается это почти незаметно (касается и проводников и палубной команды). Кстати, палубное покрытие прорезинено и покрыто краской - так что шагов и беготни детей не слышно.
Я уже писал, что посадка была 50%, поэтому питание всех туристов было организовано в верхнем панорманом ресторане. На форуме бурно обсуждалась система "шведского стола". Я - за. Мне понравилось, как он проходил: и давки нет, и выбор хороший. На обед и ужин была заказная система (по три блюда на выбор). Ни в один из дней предложенное меню не повторялось. В целом замечаний по работе ресторана у меня нет, разве что салаты не самое сильное место кухни. Может быть не стоит слишком изощряться с комбинацией продуктов и изобретать новинки, а сосредоточиться на "классических" проверенных рецептах? За каждым столом закреплён официант, так что пауз в перемене блюд не случается.
Было приятно выпить горячего чая ранним утром, за час до завтрака - бесплатная опция "Чай для ранних пташек" - прекрасная затея "Инфофлота"!
Кулеров на судне нет, зато в баре и ресторане всегда можно набрать питьевую воду или попросить кипятка (также по телефону из каюты можно заказать доставку напитков и блюд прямо в каюту). Каждый день бар назначал "коктейль дня", который можно было попробовать по символической цене. Есть, например, "сочинение" под названием "Некрасов". Интересно, а на "Бенуа" подают одноимённый коктейль? Из разливного пива: "Балтика" и "Туборг". Нефильтрованного не было, а жаль.
Дирекция круиза на каждый день готовила "Вестник Инфофлота" - это двухсторонний лист формата А4, в котором содержалась различного рода информация: программа дня, полезные телефоны, прогноз погоды, краткая историческая справка о городе, программа судового телеканала. Удобно, потому что не привязан к объявлениям и не бегаешь на стойку информации узнавать расписание.
По внутрисудовому телевидению транслируется семь российских телеканалов: Первый, НТВ, Россия 1, Россия 2, ТНТ, ТВ-3, "8 канал" и четыре внутренних канала: Карта местности (с указанием скорости движения судна и координат), Канал безопасности (по нему идут ролики о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях), Канал кино и мультфильмов, и Канал, по которому круглостуточно транслируется изображение с камеры, установленной на ходовой рубке - самый полезный для меня, потому что позволял быть "в курсе событий" и не пропустить наиболее интересное во время движения теплохода (речные фанаты меня поймут). За время рейса нам показали несколько фильмов ("Иван Васильевич", "Моя морячка", Служебный роман", "Зигзаг удачи", "Весна на Заречной улице") и мультфильмов. Время показа фиксированное, в остальное время по этому каналу ничего не показывают. Думаю, можно увеличить объём показов - дело бесплатное, а туристам может быть приятно. А ещё, мне кажется, что среди эфирных каналов всё-таки не хватает информационного. Например, "Вести 24" или "Евроньюс", а вот от "8 канала" легко можно было бы отказаться.
Конечно же во время рейса были традиционные мероприятия для туристов: презентация команды, концерты, караоке в баре, детские студии, уроки танцев, утренняя зарядка, итоговая музыкально-развлекательная программа, экскурсия в ходовую рубку. Из всего предлагаемого побывал лишь на знакомстве с командой и дирекцией круиза (по долгу) и на экскурсии в ходовую рубку (по зову сердца). У меня, как правило, в рейсе свои "пунктики" и они не из области анимации.
Наконец, о путевой информации. Не могу сказать, что мне она необходима в рейсе. Я много ходил и достаточно читал. К тому же, у меня под рукой есть "Атлас внутренних водных путей", и я хорошо ориентируюсь на маршруте. Так получилось, что для меня лично ничего нового во время рейса не прозвучало, но уверен, что основной массе туристов информации из неплохого путеводителя 2000 года, который использует методист было вполне достаточно. Обо всём необходимом своевременно рассказывали по трансляции в каюты и на палубы. Вот тут у меня есть соображения: на "интурах" очень давно заведено, что путевая информация заводится только в каюты. На палубы транслируют только короткие объявления (приглашения в ресторан, объявления о стоянках, оперативные сообщения). Те, кто хотят слушать путевую информацию включают трансляцию в каюте. На палубе же, во время движения, можно спокойно релаксировать, слушать плеер или читать. Меня несколько раздражало постоянное, с незначительными перерывами, "вещание" на палубах , а иногда и крайне назойливые "приглашения" на мероприятия (бывало, что повторяли по 3-4 раза как для "особо непонятливых").
А в целом, мне очень приятно было провести время на теплоходе "Н.А. Некрасов" вместе с "Инфофлотом", и это тот самый случай, когда хочется вернуться, а главное - порекомендовать теплоход друзьям, не боясь, испортить близким отпуск.
Спасибо!
