Отправлено 23 Ноябрь 2010 - 16:47
КРУИЗ-ПОНОС ОТ ФИРМЫ ПЛЕС
Осмелюсь добавить и свои личные наблюдения, поскольку тоже плавали на т/х "Дм. Пожарский" этим летом и страсти уже поулеглись.
!!! Все ниженаписанное предназначается для ознакомления с общими особенностями «речного круиза» и исключительно для тех, кто не плавал ни разу, бывалому «речному волку» читать смысла нет.
Итак: Рейс Самара-СПетербург-Самара, отплытие 12.07.10.
При посадке на теплоход необходимо учитывать, что администрация теплохода при приеме на борт туристов придерживается правил хорошего советского ресторана – вначале как следует выдержать, и только потом кормить, поэтому приготовьтесь постоять на жаре или приезжайте за 15 минут до отплытия.
Первоначальное знакомство с экипажем произвело приятное впечатление - представительный капитан, симпатичная директор круиза, врач и др. приятные люди, но несколько омрачилось заявлением дерзкой старушки о том, что в прошлом рейсе дескать, отравилось несколько человек. Но никто этому не придал значения, а зав. рестораном быстро объяснила, что туристы сами отравились, наевшись на берегу, и что вообще это была некая особенная вирусная инфекция. Но очень скоро многие отдыхающие убедились, было это нечто совсем другое!
Однако впереди отдыхающих ожидало много приятного и интересного, и пора переходить к собственно предмету.
ТЕПЛОХОД
Построен в 1950-каком-то году и с тех пор, судя по всему, не ремонтировался никогда. Облезлые интерьеры дают представление о былой роскоши, но немного угнетают своей облезлостью. Однако сам пароход довольно шустрый (22-24 км/час) и легко обгоняет даже современные (постройки 1990-х) четырехпалубные, не говоря уже о прочих. Судовые механизмы похоже, изношены сильно, и это заметно проявляется в виде шума и сильной вибрации, очень хорошо ощущаемой по всему судну, кроме носовой части главной и частично средней палубы. Привыкать к этому придется несколько дней, если вообще привыкнете. От вибрации чашки на блюдцах (в ресторане) пляшут иногда так, что их приходится ставить на скатерть, но это добавляет "корабельной" атмосферности и бывает редко. Из-за шума и вибрации в кормовой части каюту брать нельзя категорически !!! (как там живет команда, да еще и в трюме, рядом с двигателями??!!!). Кондиционеры имеются в ресторане (2 сплита), один сплит в баре на корме, оконные - в каюте капитана и в 2-х люксах. Конденсат сливается на палубу прямо под ноги отдыхающим. Каюты шлюпочной и средней палубы днем моментально прогреваются и превращаются в духовки. В трюме прохладнее, но душно. Палуба плохонькая, со следами ремонта, но зато деревянная, в отличие от большинства т/х, в т.ч. и самых современных (ходить по металлической палубе в жару – неужели это возможно???).
Важное примечание: Нужно сказать, что эти пароходы строились как рейсовые пассажирские, а не как туристические, из чего и вытекают все их недостатки: каюты маленькие, санузлы в каютах не предусматривались, ну и т.п. (сейчас при модернизации часть переборок сносят и каюты увеличивают, ставят кондиционеры, санузлы и т.д.).
КАПИТАН И КОМАНДА
Капитан представителен, внушает большое доверие, судовождение с точки зрения сухопутного человека безукоризненно. При этом необходимо иметь ввиду, что маршрут длинен и нелегок, а на некоторых участках больше напоминает слалом, нежели плавание, причем такие отрезки иногда проходят на скорости и к тому же ночью. Если учесть еще габариты и инерцию большого судна – судовождение можно назвать виртуозным. Однако беспечные пассажиры воспринимают это как само собой разумеющееся, тем более, что и замечать им в общем-то и нечего - пароход идет гладко, как будто сам знает дорогу, ничего достойного внимания не приключается. График движения выдерживается, а редкие задержки всегда имеют объективные причины. (В Чебоксарах капитан долго призывал в матюгальник местных принять швартовы, но местных на причале не оказалось, пришлось высаживаться и делать все самим). В целом, несмотря на изношенность, корабль производит впечатление надежного и непотопляемого. Представить нечто подобное, произошедшее на Рыбинском вдхр. с иностранцами летом или с ветеранами на Ладоге весной совершенно невозможно.
Работа команды: сами работники незаметны, хотя их довольно много (можно наблюдать после утренней планерки), на судне чисто, порядок поддерживается. К отдыхающим команда очень лояльна и доброжелательна, не делают замечаний даже по делу, а очень даже зря! Недостатки конечно, имеются, но их необходимо высматривать особо, и укладываются во вполне обычное мелкое разгильдяйство, без которого чувствуешь себя даже как-то не по себе.
РЕСТОРАН
Ресторан средней палубы (есть еще маленький, на главной, т.е. "этажом ниже") несмотря на некоторую потертость, выглядит довольно пристойно, и даже уютно и предоставляет превосходный обзор на речные пейзажи (которые упорно завешиваются тюлем, несмотря на робкие попытки отдыхающих сдвинуть занавески), картину дополняет орущий сверху репродуктор (репертуар 80-х - 90-х и меняется примерно раз в три дня), который не даст вам поговорить спокойно. Сотрапезники меняются постоянно, что обусловлено особенностями "круиза" (см ниже), официанты непрофессиональные, но стараются, у части термосов (стоят на столах, в них находится чай) не работает насос, их нужно наклонять. Но в целом, это самое привлекательное помещение на корабле во всех смыслах и вызывает наибольший интерес туристов, которые проворно рассаживаются по своим местам, едва заслышав знакомые позывные из репродукторов. Но вот раздается грохот, новенькие начинают опасливо озираться, но его не следует пугаться - это к вам едет долгожданная пища по допотопному лифту! Пища не всегда долгожданна (зависит с какого конца официанты начинают разносить, очередность разумно меняется), а качество приготовления соответствует средней-нижесреднего советской столовой. Пару-тройку раз баловали вкусными отбивными, но это все…. Имелись попытки подачи десерта, но все они неизменно проваливались. Разнообразие вносили лишь названия блюд - салат "Ни рыба ни мясо" из курицы с чем-то вроде кальмара, ну и т.п. Многократно предпринимались попытки устроить выбор вегетарианские/мясные блюда, иногда это удавалось, но в целом оставило кислое воспоминание. Низкая квалификация поваров удручает очень (памятуя о стоимости дня), но легко объясняется зарплатой и совершенно нечеловеческими условиями работы в микроскопических помещениях на антикварном оборудовании (камбуз на т/х 588 проекта находится под рестораном на главной палубе и хорошо просматривается с любой палубы на стоянке при взгляде на соседний пароход, поэтому все виды активности - от мытья продуктов до слива помоев в спецлючок на корме при желании вы увидите).
ДУШЕВЫЕ
находятся в плачевном состоянии (ремонтировались недавно, но все что может отвалиться - отваливается, или не закрывается, или не открывается и т.п.), в жару очередь может достигать 5-6 чел., причем в 23-00 душевые безжалостно закрываются (ну, не всегда...) и простоявшие в очереди час-полтора расходятся по каютам, громко выражая недовольство. На стоянках (напр. СПетербург) и по каналам (Волгобалт) душевые не открываются вообще (согласно санитарным требованиям).
ОТДЫХАЮЩИЕ.
Особенность этого рейса состоит в том, что население теплохода постоянно и на каждой стоянке в крупном городе обновляется на 10-50%, поскольку почти все туристы берут короткие путевки. Состав отдыхающих по сравнению с советскими временами изменился заметно и стал очень разнородным. Воспитанных и интеллигентных людей заметно поубавилось. Большую часть составляют женщины разных возрастов, немало малолетних и не очень детишек, которые с большим интересом обследуют все закоулки судна, устраивают забеги и догонялки по палубам, орут и бросают мусор где попало (не все, попадаются и воспитанные).
Встречаются и откровенно малокультурные люди. Так, в СПетербурге сели двое из Череповца, всю поездку громко ругались нецензурными словами, пользуясь безнаказанностью, объясняли проплывающим мимо какие они раз… по их мнению, обкуривали беззащитных бабушек (не все могли быстро передвигаться), в конце устроили небольшой дебош, но это исключение. Вообще порядок (в смысле дисциплина пассажиров) на судне как бы существует, но никем не поддерживается. Имеются два разнополых милиционера, но увидеть их на палубе непросто.
КУРЕНИЕ
В начале рейса капитан объяснил, что горит теплоход 15 минут, а загорается от попавшего в каюту окурка, поэтому курить можно только на корме. Но поскольку никто ни за чем/кем не следит, то курит кто где хочет, окурки летят поверх голов стоящих ниже палубой в разнообразных направлениях, ну и т.п. На носовой обзорной площадке шлюпочной палубы обыкновенно стоят 3-6 курильщиц (иногда присоединяются курильщики) и обкуривают сидящих позади них старушек, пришедших насладиться волжским воздухом. Чтобы посидеть тоже нужно подсуетиться. Стульев на палубах не хватает, и наиболее бойкие и сообразительные отдыхающие перетаскивают их с кормы на нос и обратно по нескольку раз за день.
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА
Директор круиза по отзывам отдыхающих (в основном женщин) была не очень приветлива, и занималась в основном продажей экскурсий, однако похоже ее основной заботой были вечерние представления, и в целом ее работу нужно оценить положительно, а пляски - резко положительно! Юные дарования (две пары по ~18-20 лет отплясывали почище профессионалов!). Две довольно харизматические певицы очень даже профессионально и раскованно пели (для столь небольшого парохода) абсолютно неизвестные широкой публике песни и заслужили немало искренних аплодисментов. В целом культурная программа была на высоте - помимо частых концертов, устраивались игры – Форт-Байярд и др. (забавно было наблюдать, как носились по палубам пенсионеры вместе с пионерами, с высунутыми языками и горящими глазами, лихорадочно разыскивая какие-то бумажки, выполняя разные задания и т.п.). Вечером устраивается вялая дискотека с туристками, квело переминающимися с ноги на ногу и стесняющихся всех и самих себя. Был конкурс на танец живота с предварительным многодневным обучением, причем в группу упорно пристраивался один мужчина, к немалому смущению женщин, и все-таки пристроился. Были также многочисленные конкурсы, обычные в таких случаях ну и т.п.
ЭКСКУРСИИ.
Если вам нравится атмосфера большой толпы и всего что с этим связано - берите экскурсии! В некоторых случаях это единственный способ достижения достопримечательностей (Кирилло-Белозерский монастырь, Введено-Оятский, Александра Свирского и некоторые другие), в некоторых - действительно приятное времяпровождение (Мариинский Посад - уютный городок, приятные люди, то же можно сказать и про Городец, нек. др.). Однако в Плесе экскурсия протекала так: толпа в 40-50 чел карабкается в гору по жаре, всех загоняют в довольно чистую и симпатичную избушку и рассказывают про своего дедушку, как он жил в этой избушке и какими предметами (их показывают) пользовался. Вы пытаетесь изобразить интерес, исходя при этом струями пота, мучаетесь от духоты, но внучка-экскурсовод неумолима. Она ведет вас в баню, где мылся дедушка и рассказывает про домовых и прочую околесицу, а также про секреты долголетия своих родственников. Потом следует заключительный рывок на самый верх горы, обозревание волжских просторов, которые Левитан (и его друзья) срисовывал с натуры, и, наконец спуск. Можно пробежаться по магазинам, цены в которых рассчитаны на богатых иностранцев, но они (довольно часто) уже закрыты... Музей Левитана закрыт.
Все экскурсии на т/ходе брать не стоит, к тому же экскурсии в СПетербурге стоят около 1000 (тысячи) руб! По экскурсиям в СПетербурге на т/х спросить не у кого, планы передвижения продумывайте заранее! Обычно вам говорят что туда-то съездить нельзя, что одиночных туристов не пускают и т.п., но по словам некоторых туристок, например, съездить в один из пригородных дворцов стоит ~50 руб на электричке + недорогой билет во дворец, а одиночек присоединяют к группам. Тоже самое на экскурсионном автобусе от турфирмы – около 1 тыс. руб.! Но не всем удалось насладиться достопримечательностями – со слов некоторых пострадавших, зловредные микробы настигли их уже в СПетербурге, и с экскурсиями пришлось попрощаться, так же как и с уплаченными за них деньгами!!!).
РАЗНОЕ
Настоящим приключением был микрошторм на Онежском озере. За бортом катили волны метра 2-2,5 в высоту и 4-6 длиной, пароход, медленно переваливаясь, погружался в пенные валы и выныривал снова... Картина уподобилась видению Летучего голландца в Северном море - обезлюдевшие коридоры, пустые палубы, свистящий ветер, свинцовое небо - что еще нужно слабонервному интеллигенту чтобы лежать пластом на койке! Ходить можно было, лишь упираясь в стены руками, но находились и желающие пообедать, а наиболее отважные даже высовывали нос на палубу. Но в ресторане было не до обеда. Прямо на полу сидели растерянные официанты в окружении разбросанных столовых приборов, битых тарелок и валяющихся стульев (картина с натуры, все слова соответствуют действительности буквально!). Попадали холодильники, упал шкаф с посудой (запасливые повара имели второй комплект!), но тем не менее обед был приготовлен и подан, пусть и на несколько часов позднее. Длился шторм часа 3-4, причем, чтобы уменьшить качку, вахтенный постоянно менял курс, так что удовольствие длилось недолго (а жаль, когда еще придется!).
На обратном пути, начиная с Рыбинского вдхр. стала появляться легкая дымка. Потом появился запах гари, что в сочетании с жарой и неплотным туманом сильно портило картину отдыха. После Ярославля туман стал сплошным, а вонь – труднопереносима. Но по сравнению со страданиями жертв пожаров, о которых беззаботные туристы тогда еще не догадывались, упоминать об этом просто неприлично.
БОЛЬШОЙ ПОНОС
Начиная с Казани на судне началось стихийно-медицинское бедствие. Начало было невнятным - двери в туалет начали беспрерывно хлопать, а в кормовых туалетах средней палубы даже образовывалась временами очередь (преимущественно в женский). Но вскоре появились и первые очевидные признаки эпидемической вспышки - места в ресторане пустовали по нескольку дней, а состояние унитазов было настолько красноречивым, что несмотря на хорошую работу уборщиц, заставляло задуматься о срочной эвакуации на берег. Однако надо отметить, что туалетная бумага была всегда!!! Среди симптомов была еще рвота. Одна из жертв блеванула прямо на средней палубе. Видимо, саму жертву (тетенька лет 55) приступ застал резко врасплох, так что она не успела даже добежать до леерного ограждения, причем рвотная струя была настолько мощной, что легко преодолела пару метров и излилась за борт, вызвав немалый интерес (и сочувствие) отдыхающих, поскольку около половины уже на себе испытали нечто подобное. Среди других признаков были обычные симптомы токсикоинфекции. Связь поноса с камбузом была настолько очевидна, что не вызывала сомнений ни у кого из пострадавших, да и столь массового поражения невозможно было бы добиться иными путями. Похоже (как всегда бывает в таких случаях), что на камбузе находился источник заразы – тетенька-носитель, или даже несколько. У таких людей-носителей болезнь обычно не развивается, но время от времени рассев микробов (в зависимости от чистоты мытья рук и т.п.) происходит, что и выражалось в периодических вспышках поноса, продолжавшихся до СПетербурга.
Излишне говорить, что эпидемиологи на борт не поднимались, анализов никто не делал, хотя врач фиксировала в журнале некоторых особо надоедливых.
НАКОНЕЦ
В Казани на борт поднялся владелец (судно и фирма принадлежат одному человеку), после чего с борта на берег спустились шеф-повар, директор ресторана и главбух. Из солидарности уволились все повара и официанты. Разносить блюда пришлось танцорам, которые сделали это довольно ловко и пожалуй, побыстрее прежних официантов. Новые повара несколько разнообразили меню, но качество пищи радикально не улучшилось. Зато туристов ожидал капитанский ужин! (или обед). И хотя состоялся он почему-то только в Н.Новгороде, т.е. на обратном пути, все равно настроение поднялось.
ПОКУПКИ
Заслуживающие внимания покупки (имея ввиду качество, все товары - местного производства): Мариинский Посад – крепкие спиртные напитки, Чебоксары - конфеты, Кострома – недешевые льняные изделия (ларек у Ипатьевского монастыря, если на экскурсии), СПетербург - конфеты фабрики им.Крупской (Пассаж у Метро «Гостиный двор»).
В других местах ничего ценного обнаружить не удалось, да и благоразумнее соблюдать финансовую осторожность и не подходить близко к ларькам и палаткам. Попытки купить сувенир могут привести к шоку легкой степени - на Валааме за невразумительную корягоподобную миску из карельской березы просят 5 тыс руб! А сиг горячего копчения 300-400 руб (за рыбку длиной в 40 см), в Свири его же можно купить на 50-100 руб дешевле, но разумеется, он будет уже не "глубоководный" (по словам продавцов), как на Валааме… Зато здесь (Свирьстрой) можно насладиться копченым угрем за 1,5 тыс руб (одна штука ок. 40 см длины) и натуральной форелью (300 руб.) - по словам местных, она заходит из озер и водится под шлюзами. Детишки продают ягоду (голубика и др.) по 10 руб. стаканчик - поддержите отечественного производителя! В этих местах деньги уже кончаются, но не переживайте, если Вы никогда не ели сига - съешьте леща гор. копчения - тот же вкус вареной рыбы, только внешне сиг похож на жереха.
САМОЕ ГЛАВНОЕ - не забывайте во всех городах закупать воду в бутылках, лучше 5 литровых!
В ЦЕЛОМ
По отношению цена/качество и условиям содержания/кормления подобный "круиз" соотносится также, как соотносится и вообще РФ/Европия, ну а про Турцию лучше и не вспоминать....
НО! Несмотря на вышеизложенное, плавать нужно, хотя бы и на таких пароходах. (Понятно, что с этой фирмой пострадавшие больше не поплывут). К тому же другие пароходы до СПетербурга не доплывают, видимо, такова экономическая реальность. И для тех, кто не плавал никогда, стоит попробовать НЕПРЕМЕННО!
Но вам понадобятся в обязательном порядке: вода в 5 литровых бутылках, энтерофурил или нечто подобное, активированный уголь, внебюджетные деньги для питания на берегу и большая выдержка. По возможности - бинокль для любования красотами природы, чужими особняками и различными мусорками (коих немало), остальное как всегда.
ТАК ЧТО ПРИЯТНОГО ВАМ ОТДЫХА И СКОЛЬКО-ТО ФУНТОВ ПОД КИЛЕМ! (Утонуть, кстати, пароходу невозможно – его высота около 16 метров, а глубина фарватера редко где приближается к 16-18 метрам, обычно намного меньше!).