Печальная картина. Вот пример как использовать ненужные краны в качестве основы для скульптур. Снимок сделан на Рейне в 2010-м
DSC08690а.JPG 50,53К
42 Количество загрузок: Такая ситуация не только в Нижнем. Не могу понять - это катастрофа отрасли или так и должно быть. Стационарные речные порты речному флоту не нужны....
Развитие/деградация отрасли и судьба конкретных технологических сооружений, как мне кажется, совсем не одно и то же. Речной грузовой транспорт у нас, увы, перебивается из деградации в стагнацию, хотя жив и будет жить. В Европе он вполне себе неплохо развивается и отвоёвывает долю в перевозках. В США успешно, но с некоторыми потерями борется за завоёванное когда-то место под солнцем (по Миссисипи грузов перевозится раз в десять больше, чем по Волге). Универсальные речные порты в центрах городов строились во времена, когда грузовой автомобильный транспорт был в зачаточном состоянии, или был ещё совсем убог (в СССР это время затянулось, собственно, до конца самого СССР.) В те времена города планировались районами вокруг производств. Значительная часть этих производств была достаточно мелкая и разбросана по всему городу. Мелкие производства генерировали и получали много так называемого "генерального груза," который приходил и уходил любым доступным способом, т.е. по железной дороге и реке. Автоперевозки только до порта, или станции. Крупные заводы с большими грузопотоками - единичны, и если были расположены на реке, то имели и имеют свои причалы. Типичная и уже подзабытая проблема середины ХХ века - надо хоть как-то отправить груз. Не до выбора способа. Не было полноценного зонирования территорий города на места работы, проживания, отдыха... В таких условиях относительная близость ко всем основным потребителям услуг означала расположение (порта, грузовой ж.д. станции) в центре города. Оттуда в среднем ближе всего везти груз на телеге, или грузовичке до любого места города. Но более чем серьёзные изменения последних десятилетий в базовой географии наших городов сильно изменили и потребности в расположении речных портов. Радикально выросли способности автомобильного транспорта и мобильных средств перегрузки, нормой стал выбор поставщиком средств доставки по разнообразным критериям, по которым речной транспорт ой не всегда выигрывает, или даже вообще не может быть принят к рассмотрению. Генеральный груз почти полностью ушёл на автотранспорт. Уголь, которым ещё недавно топили значительную часть городских котельных и возили где можно по воде, в современных городах вообще становится редкостью, сравнимой с лунным грунтом. Песок-щебень тянется к заводам ЖБИ и немногочисленным большим стройкам. Про керосин, как массовый груз на реке забыли уже давно. Теперь стационарные порты имеют экономический смысл в привязке к ближайшему крупному получателю, или отправителю массовых грузов, перевозимых речным транспортом, или в составе перегрузочно-складского комплекса между разными видами транспорта. Как модно их сейчас называть - мультимодальными комплексами. Центры всех живых и развивающихся городов последовательно и успешно избавляются от промышленности и промзон. И даже бизнес-центры стремятся разместить на окраинах. Самые крупные города Европы (Париж, Лондон) вообще и уже давно избавились от промышленности, кроме пищевой на дальних окраинах. Даже если наша городская/государственная власть крайне вяло управляет скоординированным развитием городов (в отличие от Европы), то транспортные трудности, пробки, ограничения на использование грузовиков и превращение исторических центров в места для отдыха и туризма делают и у нас существование промпредприятий в центрах городов экономически бесперспективным. А следом и универсальные порты на старых местах становятся лишними. Производства во многом уехали на окраины и неизбежно уедут туда все, в новые (плюс частично поздне-советские, удачно расположенные на окраинах) промзоны. Вот там поблизости портам самое место. Одна незадача, дорого и трудно строить новые порты, надо планировать развитие территории, а это у нас у госвласти не в моде. А для промышленности - непрофильное занятие, даже если есть экономическая целесообразность перевозок именно по воде. Ну и напоследок - эстетический момент. Вот куда пойдёт гулять молодая парочка, мамка с коляской, бабка с Жучкой и группа хипстеров на сегвеях в центре города Ярославля и в центре города Нижнего Новгорода? В Ярославле есть где, на набережной, на Стрелку. И ходят большими толпами. А в Нижнем?.. А в Нижнем там, где давно должны были гулять люди, на знаменитейшем в России месте, на Стрелке громоздятся потрескавшие бетонные плиты старого порта, торчит ржавая арматура, ещё недавно высились мрачные кучи металлолома, горки пыльного песка, рядом на Волге стояла под погрузкой одинокая ШПега, пара барж и толкачей и ржавели два десятка почти никогда не работающих портовых кранов... Печальное зрелище. Нет, хоть один-два крана хорошо бы сохранить для связи времён. Кстати, один-два и работали последние десятилетия, остальные давно стояли миражами прежних времён. Стоечный теплоход под рестораны-гостиницу у стенки так и просится... Причал для прогулочных теплоходов и для перевозки пассажиров сделать. Но всё остальное давно просится под бульдозер. И построить там парк для людей. Ничего не буду говорить про стадион, но если с ним в комплекте от федеральных щедрот будет парк и метро, то хрен с ним, пусть и стадион торчит. Если грамотно спроектировать, то и после Мундиаля ему найдётся применение. Конечно, многие любители старины и речного флота крепко матюгнутся, прочитав эти строки. Но я и сам матюгнулся, прежде чем начать их писать. Просто очень грустно смотреть на бельмо в центре Нижнего, когда-то бывшее портом на Стрелке.