Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
ТЛ Омск-Антипаюта-Омск.
#1
Отправлено 31 Январь 2010 - 14:59
1. Омск 07.07.10.
2. Большеречье.
3. Тобольск.
4. Уват.
5. Ханты-Мансийск.
6. Октябрьское.
7. Берёзово.
8. Салехард. 13.07.10.
9. Новый Порт.
10. Антипаюта. 15.07.10.
11. Новый Порт.
12. Салехард. 17.07.10.
13. Ханты-Мансийск.
14. Тобольск.
15. Омск. 25.07.10.
Расписание примерное.
Аниматоров и питания нет, но рестораны есть.
Экскурсии самостоятельные или организованные.
#2
Отправлено 11 Февраль 2010 - 20:31
по стоимости могу сказать- очень дешево!Известна ли ориентировочная стоимость и какой теплоход?
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#3
Отправлено 12 Февраль 2010 - 15:50
#4
Отправлено 13 Февраль 2010 - 11:45
Все отчёты хранятся в архиве департамента туризма
Уральского колледжа информационных технологий (UralKIT).
Самый оптимальный маршрут 15 дней:
1. Тобольск-Антипаюта-Салехард без пересадки
на теплоходе "Механик Калашников".
2. Салехард-Тара на теплоходе "Родина" или "Чернышевский"
Далее автобус Тара-Большеречье-Омск и домой.
Зайти на теплоход и сойти с него можно в Омске, Большеречье,
Таре, Тобольске, Увате, Ханты-Мансийске, Салехарде.
Если взять с собой ноутбук, фотокамеру, CD-pleer с TV-тюнером,
вязание, рисование, шашки, шахматы, книги, то скучать будет некогда.
Ставшие ненужными в личной библиотеке книги можно не выбрасывать,
а подарить команде, такая традиция существует.
Основное достоинство этой линии - сказочная дешевизна.
Здесь нет директоров, баянистов, аниматоров, артистов,
обязательного четырёхразового питания, что очень даже хорошо.
Для тех, кто зарегистрируется по телефону (+7-922)2112208, будут
организованы все экскурсии и оказана помощь в приобретении билетов.
Плановых стоянок для экскурсий вполне достаточно, при необходимости
все вопросы решаются с капитанами.
#5
Отправлено 19 Февраль 2010 - 17:36
1. 7 июля 2010 года. Омск, Ачаирский женский монастырь, музей Иртышского речного пароходства, музей Врубеля, Большеречье. Посадка на теплоход в Большеречье.
2. 9 июля 2010 года. Тобольск, Абалак, монастыри, храмы, Кремль, Художественный музей, музей семьи Романовых и кабинет последнего Российского императора Николая II, Художественный салон Минсалим, мемориалы Менделеева, композитора Алябьяева, писателя Ершова, Тюремный замок, фондовые хранилища ТГИАМЗ, музей книги, Сумкинский судоремонтный завод.
3. 10 июля 2010 года. Ханты-Мансийск, скульптурный комплекс "Переселение мамонтов", международные спортивные комплексы, храм воскресения Христова, национальный музей.
4. 11 июля 2010 года. Октябрьское, Берёзово.
5. 12 июля 2010 года. Салехард, Лабытнанги, музей быта ханты и манси, мемориалы "Полярный круг", "501 стройка", "Комсомольцы 70-х", высотный ресторан "7 небо", памятник "Мамонт".
6. 13 июля 2010 года. Новый Порт.
7. 14 июля 2010 года. Антипаюта.
8. 15 июля 2010 года. Новый Порт.
9. 16 июля 2010 года. Салехард, Лабытнанги, музей быта ханты и манси, мемориалы "Полярный круг", "501 стройка", "Комсомольцы 70-х", высотный ресторан "7 небо", памятник "Мамонт". Посадка на самолёт, поезд или продолжение путешествия до Тобольска-Омска на другом теплоходе.
10. 19 июля 2010 года. Ханты-Мансийск, скульптурный комплекс "Переселение мамонтов", международные спортивные комплексы, храм воскресения Христова, национальный музей.
11. 20 июля 2010 года. Уват, Храм Илии Пророка, парк Победы.
12. 21 июля 2010 года. Тобольск, Абалак, монастыри, храмы, Кремль, Художественный музей, музей семьи Романовых и кабинет последнего Российского императора Николая II, Художественный салон Минсалим, мемориалы Менделеева, композитора Алябьяева, писателя Ершова, Тюремный замок, фондовые хранилища ТГИАМЗ, музей книги, Сумкинский судоремонтный завод. Посадка на поезд или продолжение путешествия до Омска.
13. 23 июля 2010 года. Тара, Большеречье. Выезд в Омск на автобусе и посадка на поезд, самолёт или продолжение круиза до Омска на теплоходе.
14. 24 июля 2010 года. Приход в Омск, Ачаирский женский монастырь, музей Иртышского речного пароходства, музей Врубеля. Посадка на поезд или самолёт.
Экскурсии и питание оплачиваются дополнительно по мере необходимости.
Примерное описание круиза:
"Старт экспедиции был дан в Тобольске. Это самый интересный объект на всём маршруте от Омска до Салехарда. Город имеет богатую историю, растёт и перестраивается. Он имеет огромный экономический и культурный потенциал. Главными целями моего посещения Тобольска были город-спутник Сумкино с его судоремонтным и судостроительным заводом, новостройки самого города и конечно Кремль с музеями, монастырями и семинарией. За последние годы здесь многое реставрировано, построены современные дома, возвращены к жизни разрушенные большевиками православные храмы. С утра 20 июля 2009 года поехал на Сумкинский судоремонтный завод, одну из основных целей моего визита в Тобольск. От вокзала до Сумкино таксисты предлагали довезти меня за 500 рублей (35 км) и даже по очень льготной цене за 350 рублей, автобус до Сумкино стоит 15 рублей. Поскольку торопиться было некуда, то был выбран автобус, который ходит полупустым каждые полчаса. Посёлок Сумкино при развитом социализме и даже при коммунизме был закрытым городом, о чём говорит шлагбаум на въезде, с основным градообразующим предприятием «Сумкинский судоремонтный завод». Но и сейчас у сотрудников этого предприятия вызывают вопросы моё желание сфотографировать ржавые стапеля, суда, краны и другие объекты завода. Поразило множество стоящих на баржах в затоне восходов, метеоров, ракет, зорь. Сюда они пригоняются на ремонт и отстой. В связи с кризисом и сокращением рейсов их всё чаще пригоняют сюда до лучших времён. Суда конечно как-то поддерживают в рабочем состоянии и консервируют, но доживут ли они до лучших времён? Поговорили с директором, недавно назначенным на эту должность. С его разрешения мне показали и главную достопримечательность, теплоход «Генерал Карбышев». Он так и не смог выйти на круизные линии, что с ним произошло, никто не знает или не хотят говорить. В 2008 году екатеринбургская турфирма с помпой торжественно отправила его в первый круиз, но через несколько дней он вышел из строя и с тех пор законсервирован у стенки сумкинского судоремонтного завода. Даже внутрь меня не пустили, только разрешили осмотреть внешний вид. Состояние внешне неплохое. Как мне сказали, это судно проекта 305, но теплоходы этого проекта строились в Венгрии, «Генерал Карбышев» построен в Тюмени и только поэтому он не 305, а 860 проекта. Оригинальная документация должна храниться в Обь-Иртышском Пароходстве Ханты-Мансийска или в его тюменском филиале. После развала Советского Союза и единого Обь-Иртышского пароходства на три самостоятельных, Иртышское в Омске, Обь-Иртышское в Ханты-Мансийске и Восточно-Сибирское в Новосибирске флот пошёл по рукам. Остаётся надеяться, что «Генерал Карбышев» попадёт в хорошие руки и будет работать. Директор завода раньше капитанил на грузовых судах Обь-Иртышского пароходства в Новосибирске, затем вышел на пенсию, получил квартиру в Сумкино и был поставлен директором Сумкинского судоремонтного завода. Он также рассказал, что круизные суда по Оби выше Барнаула подняться не могут из-за мостов, суда помельче могут пройти и до посёлка ВерхОбский, родины Михаила Евдокимова на месте слияния рек Катунь и Бия и до Бийска. Из Сумкино хорошо виден Тобольск, Кремль и парадные ворота Тобольска - знаменитый наклонный автомобильный мост правда только в бинокль или телеобъектив. В Сумкино стоит и один из немногих в России плавучий док."
"Тобольск – Салехард – Омск.
День первый. 21.07.09 г. На причале г. Тобольска есть вполне цивилизованные комнаты отдыха за 230 рублей в сутки, кассы и офис диспетчера, где можно приобрести и забронировать билеты. Теплоход пришёл из Салехарда по расписанию, в 06-00 местного времени и уже загружался продуктами, но пассажиров стали запускать только в 08-00. Отправились также строго по расписанию в 09-00 местного времени. Двум девушкам не хватило буквально полминуты, чтобы попасть на теплоход. Они бы ещё успели закинуть свои сумки на корму и сами запрыгнуть, что и попытались сделать, если бы имели спортивную подготовку, но корма так стремительно уходила из под носа, что им ничего не оставалось, как догонять теплоход на такси и садиться на него в Увате. Теплоход идёт строго по расписанию и никого не дожидается. Только в Ханты-Мансийске пытались пересчитывать пассажиров, поскольку отставшие здесь пассажиры могли догнать теплоход уже только на вертолёте. Одну пассажирку здесь всё таки пришлось дожидаться, но это случай исключительный, она отправилась с ребёнком в неотложную стоматологию и по телефону позвонила друзьям на теплоходе, что немного задержится и капитан пошёл навстречу. На 12 дней одноместная каюта 252 стала моим рабочим кабинетом и спальней. Тесновато, конечно, размеры всего 2 на 2 метра, но жить можно, даже умывальник, пять светильников и полноценный рабочий стол есть. Только холодильника нет, а на «Чернышевском» в такой же каюте маленький «Морозко» по моему был. И туалет во дворе, а душ вообще за дополнительные 100 рублей. В этот день была только короткая стоянка в посёлке Уват, где взяли на борт северян до Салехарда. Весь день осваивался со своим рабочим кабинетом, теплоходом, фотографировал окрестности и делал записи в дневнике. Ноутбук загрузил на полную катушку.
День второй. Прибыли в Ханты-Мансийск. Стоянка всего час, поэтому успел только залезть на гору к стальному «хантыйскому» чуму, который называется «7 небо» и оттуда сфотографировать панорамы окрестностей и нашу «Родину». После отхода посмотрели на проплывающие мимо горнолыжный комплекс, храм и мамонтов, медленно бредущих на историческую родину, с которой их согнал ледниковый период. Где то через час мы вместе с водами Иртыша влились в могучую реку Обь. Капитан объявил об этом событии заранее и все пассажиры приготовили монеты, чтобы бросить их в месте слияния рек и загадать желания. Говорят, что загаданные здесь желания сбываются, не знаю, пока не проверял.
День третий. Ночью останавливались в Октябрьском, но там никто не проснулся, кроме команды и местных пассажиров. Я проснулся часов в 6-00 и обнаружил, что погода, даже в такую рань, как в Сочи, полный штиль и плюс 25. Появились робкие комарики, затем подоспела тяжёлая артиллерия – оводы и слепни. С утра отловил на фотокамеру Ракету, Метеор и несколько грузовичков. Флот здесь ещё живёт, река – основная транспортная артерия. Как всё таки здорово помогает объектив - суперзум на речных и морских просторах. В 14-30 прибыли в Берёзово, мошкара здесь полностью вступила в свои права и злобствует неимоверно, за час стоянки успел добежать до местного храма, музея и сфотографировать с возвышенности окрестности и свою «Родину». Здесь не помешала бы стоянка и чуть подлиннее. Строевым шагом до храма минут 10, сюда надо прибавить время на фотосъёмку, обзор окрестностей и оставить минут 5 на посадку на теплоход. Весь город за время часовой стоянки можно объехать только на такси, которые всегда пасутся на причале к приходу теплоходов. Познакомился с попутчиками. Народ едет в Салехард разный, три мужичка из Челябинска хотели посмотреть края, где когда-то работали и давно уже там не были, девушка Оксана ехала в гости к родственникам в Горки из Нового Уренгоя через Тобольск. На мой вопрос, почему такими кругами, ответила, что так намного дешевле, по другому можно только через Салехард, куда дороги из Нового Уренгоя нет, только самолёт за 10 тысяч. Салехард – столица ЯНАО, но железная дорога туда приходит пока только через Полярный Урал, Лабытнанги из Москвы, а отец всех народов джугашвили свою знаменитую 501 стройку так и не закончил. Прошли Казым-Мыс, солнце упорно не хочет заходить, хотя уже за 22-00. Похоже мы уже за Полярным кругом и уже наступил полярный день.
День четвёртый. Сквозь сон услышал, как загремели якоря и по трансляции объявили, что мы прибыли в Питляр. Посмотрел одним глазом в одно окно, никакого Питляра, до берега метров 300 сплошной воды, не меньше. Вышел в коридор посмотреть другим глазом в другое окно, до другого берега то же самое, никакой пристани не видно. Вышел на палубу и под ногами увидел дебаркадер, болтающийся посреди реки и не известно, к чему привязанный. Кто к кому причалил, дебаркадер к нам или мы к дебаркадеру и как на этот дебаркадер добираются люди, я сразу и не понял. При помощи стальных тросов мы слились в одно целое и 5 минут болтались посреди реки вместе. За это время на теплоход перебрались десятка 3 местных жителей, которые быстро расположились на палубе и в трюме. До Салехарда остаётся часов 7 и капитально раскладываться им смысла нет. Часа через полтора на горизонте показалась твёрдая земля – Уральские горы. В случае глобального потепления они станут спасением для местных жителей, поскольку западно-сибирская низменность уйдёт под воду. Может быть действительно пора налаживать торговлю пресной водой с засушливыми странами? Ещё часа через полтора стала увеличиваться плотность судов на душу населения. Больше стало грузовичков, метеорчиков. На палубе наматывает круги девушка в жёлтом. На 4 круге я не выдержал и познакомился. Девушка Маша оказалась врачом-терапевтом, ведёт здоровый образ жизни и в данный момент направляется из Горок в Тюмень самолётом через Салехард. Наконец то показались Салехард, Лабытнанги и увеличились в размерах Уральские горы, но радоваться рано. Часа 2 теплоход простоит на рейде, выгрузит отходы жизнедеятельности на мусороприёмник, который представляет собой самоходную баржу «Дудинка». Только после этого теплоход медленно пойдёт по установленному фарватеру к причалу. Первый причал мы пропускаем, видимо он не для нас, а для элиты, и подходим к стандартному причалу для народа. Хотя Ямало-Ненецкий округ огромный, столица ничего особенного из себя не представляет. Когда-то вполне серьёзно рассматривался вопрос о придании статуса столицы ЯНАО Лабытнанги, а не Салехарду, но что-то не срослось. Приехавшие сюда лет 30-40 назад за «длинным рублём» комсомольцы стали заложниками коррумпированных властей и олигархов, которые предпочитают здесь только выкачивать деньги, а свои виллы и офисы строить на Канарах, в худшем случае поближе к столице. У бывших комсомольцев просто нет денег уехать отсюда в места, более благоприятные для нормальной жизни.Правда деньги на памятник этим комсомольцам всё таки нашли. На теплоходах транспортной речной линии Омск-Салехард-Антипаюта жители Салехарда вынуждены везти с Большой Земли продукты, мебель, бытовую технику, чтобы хоть немного сэкономить. На Севере всё это в 2-3 раза дороже. В этом смысле транспортной теплоходной линии здесь конкурентов нет. Северные округа пока дотируют эту транспортную линию и рейсы теплоходов «Родина», «Чернышевский», «Механик Калашников», что позволяет жителям региона общаться с внешним миром по разумным ценам, что будет дальше, неизвестно. На причале Салехарда встречали милиция и пограничники. Встречающих на причал не допускали на всё время проверки паспортов. Я сам и мой паспорт не вызвали у них никакого интереса и я быстро занялся своими делами. Вызвал по телефону такси к причалу, хотя и на причале можно найти машину на любой вкус. Два часа в Салехарде на машине больше, чем достаточно, кругом тундра и десяток более или менее интересных мест. Бедным детям здесь некуда деться и они готовы даже в тундру пешком идти от безделья. Хотя многих и вывозят на Большую Землю на каникулы для оздоровления за счёт соцстраха, социальная защита пока ещё работает. Аэропорт большой, современный но ни одного самолёта при взлёте или посадке я не видел. Доехал до музея быта ханты и манси. Перед музеем посреди голой тундры на пригорке стоят огромные антенны тропосферной связи, поэтому заблудиться сложно, да и других дорог в тундре практически нет. В музее поставлено несколько чумов, относительно похожих на оригинальные, несколько современных металлических чумов для кафе и кухни и один берестяной чум. Любой из них можно снять с почасовой оплатой для своих собственных нужд. В загоне бегают два ощипанных оленя, наверное им пришла пора менять шкурку. Ханты и манси похоже больше не хотят заниматься своим коренным оленьим и пушным промыслом и остатки их быта собрали в этот музей. Оленья тушёнка в Салехардских магазинах становится деликатесом и в 2 раза дороже говяжьей, хотя совсем недавно было наоборот. Аборигены быстро прочухали, что можно без особого труда безбедно прожить в благоустроенных квартирах спекулируя своим имиджем коренного населения. Рыбу ценных пород они пока действительно ловят и продают на вполне законных и незаконных основаниях. Но тут надо быть осторожным, гаишники имеют привычку проверять багажники на предмет браконьерской рыбы и наличия чеков на продажу. Говорят, что они здесь все честные и на лапу не берут, не знаю, не проверял. Как только зашёл на территорию музея, сразу же началась массированная атака со стороны кровососущих обитателей Севера. Сразу и не сообразишь, то ли фотографировать достопримечательности, то ли фотокамерой от них отмахиваться. Кусают просто зверски, изощрённо, так наверное пытали только в НКВД. Причём атака была организована по всем законам военной науки. Первыми шли тяжёлые, но скоростные и маневренные бомбардировщики - оводы и слепни. Отвлекая на себя внимание, они давали возможность зайти с флангов огромным комарам. Мошкара шла в лоб тучами и отбиться от неё можно было только огнемётом, но применение открытого огня на территории музея запрещено. Поэтому всем, кто хочет насладиться красотами Крайнего Севера при поездках ниже Ханты-Мансийска стоит запастись репеллентами и полотенцами, чтобы отмахиваться от агрессоров. В каюту ко мне эти ребята не залетали, видимо среди них каким то образом распространилась информация, что здесь им ничего не светит, а смерть неминуема. Вопрос, чью кровь пьют эти вампиры, когда туристов нет, остался открытым. Может быть в будущем наука найдёт на него ответ. Здесь же можно затовариться икрой и ценной рыбой, но домой её привезти без холодильника затруднительно. На машине отсюда уехать в отпуск можно только паромом за 10000 рублей, летом автодорог нет. Если ехать в Лабытнанги поездом из Москвы можно увидеть настоящие суровые горы Полярного Урала. Здесь культивируется экстремальный спортивный туризм. Турфирмы Салехарда организуют такие туры, но в очень облегчённых вариантах, доступных для большинства людей среднего возраста. У самого причала ещё один музей и пара храмов, куда абсолютно свободный доступ. А у переправы в Лабытнанги поставлен огромный памятник огромному мамонту, возможно одному из тех, что бредут в Ханты-Мансийске. В этот же день прощаемся с Салехардом и уходим в обратный путь.
День пятый. Череда мелких посёлков начиная с 7 утра и до обеда. Надо вставать и каждый из них фотографировать, долг требует. Пассажиров из проплывающих мимо деревень высаживают и подсаживают буквально на ходу из моторок со всех бортов теплохода. День заканчивается в Берёзово, стоянка только 30 минут поэтому просто побродил вокруг теплохода. Идём против течения, поэтому перегоны удлиняются. Завтра только одна стоянка в Октябрьском и послезавтра Ханты-Мансийск рано утром. Погода не просто хорошая, а отличная. Если бы не строгие правила поведения на теплоходах этой транспортной линии, можно было бы целыми днями ходить и лежать в плавках на шлюпочной палубе и загореть не хуже, чем в Крыму. Но эта палуба для пассажиров закрыта. Народ всё таки раздевается потихоньку и подставляет свои бледные телеса солнцу на прогулочной палубе синхронно перемещаясь в точном соответствии с курсом корабля и направлением солнечных лучей.
День шестой. 26 июля 2009 г. Это был один из самых лучших и насыщенных дней моего круиза. У команды праздник - День Военно-Морского флота. Поздравил капитана и команду с их профессиональным праздником. Пришли к очередной пристани Октябрьское. Река Обь тоже сделала команде теплохода к празднику царский подарок. Прямо к пристани подошёл огромный косяк чебаков. Команда во главе с капитаном всем имеющимся арсеналом удочек стала ловить рыбу. Косяк не собирался никуда уходить и жёстко стоял на одном месте. Что его держало у причала под самым носом «Родины» непонятно. Рыба сама выпрыгивала из воды и хватала крючки с любой наживкой, которые не успевали даже долететь до воды. Старпом нацепил на леску своего спиннинга три крючка и вытаскивал сразу по три чебака, также бросавшихся на крючки, не успевавшие долететь до воды. Скорость рыбалки под мудрым руководством капитана достигла 8 штук в минуту. Матросы не успевали таскать вёдра с чебаками на борт корабля. Капитану дважды пришлось откладывать отправление на полчаса, поскольку команда не могла отказаться от такого подарка судьбы и прекратить рыбалку. Только тогда, когда стало ясно, что имеющихся мощностей машин корабля уже не хватит, чтобы наверстать опоздание, капитан был вынужден отправить теплоход дальше. Косяк так и остался стоять у причала Октябрьское и казалось численно совсем не пострадал от нашей рыбалки. Обидно, что на борту теплохода не оказалось хоть какой-нибудь сетки или бредня. За пару заходов можно было обеспечить команде и пассажирам рыбные дни до самого Омска. К вечеру встретили родного брата-близнеца «Родины» - теплоход «Чернышевский», идущего в сторону Салехарда. Он сегодня отправился от Ханты-Мансийска. Как и положено теплоходы обменялись приветственными гудками и поздравили друг друга с днём ВМФ.
День седьмой. Несмотря на задержку отхода в Октябрьском и опасения капитана пришли в Ханты-Мансийск на час раньше положенного и местный речвокзал милостиво разрешил пришвартоваться у своего причала на полтора часа вместо получаса. За это время на машине вполне можно объехать весь город и увидеть всё, чем так гордится Ханты-Мансийск. Достопримечательностей здесь не так уж много, хотя это и столица ХМАО. Сплошной новодел, всё построено на дань, собранную в качестве налогов со всего Ханты-Мансийского АО. День сегодня в основном ходовой, погода солнечная, температуру обещают 30-35. Поэтому можно загорать и заниматься своими делами. Все матросы брошены на ошкуривание и лакирование дверей. Теплоход надо поддерживать в хорошем состоянии, он уже ветеран.
День восьмой. 28 июля 2009 года. Ночью над кораблём прошёл грозовой фронт, который был ещё вечером замечен на горизонте. Среди ночи пришлось проснуться от холода и закрывать окна. Кажется закончилось лето. На палубах роса, ветер прохладный. Подходим к Увату. Стоянка оказалась не просто удлинённой, а очень длинной, какие возможны только на круизных линиях, целых 2,5 часа, да ещё и с дополнительным временем. Успели обойти всё село Уват, с благословления настоятельницы перефотографировать храм Илии Пророка внутри и снаружи, осмотрели немногочисленные достопримечательности и торговые точки на предмет анализа ценовой политики. Река абсолютно пустая, кроме редких и мелких буксирчиков и лодочек никого, фотокамера отдыхает на полке. А когда то реки Иртыш и Обь были основными транспортными магистралями и торговыми путями. Уватский район даже после войны производил десятки тысяч тонн зерна, мяса, молока и это в Сибири, на Севере. А теперь, как и вся страна, сидит на нефтяной игле. Что будет, когда нефть закончится, неизвестно. Спасибо большевикам, чиновникам и олигархам, всех раскулачили, а самое ценное прихватизировали себе.
День девятый. Двадцать девятое июля. В Тобольск пришли на полчаса раньше. Но это ничего не даёт, поскольку в 6 утра в Тобольске действительно делать нечего, работают только круглосуточные ларьки. Поэтому обследовал побережье, где кроме малого флота, буксиров и паромов нет ничего стоящего. Отошли строго по расписанию в 07-00 местного времени. Солнце светит с неудобного ракурса, со стороны Кремля, поэтому Кремль не снимал, достаточно и предыдущих фотографий. Прошли знаменитый автомобильный наклонный мост, почему-то вспомнился наклонный авто-жд мост в Ульяновске. Сумкинский судостроительный завод с теплохода не было видно, только крыши высоток в посёлке. К нему ведёт узкая секретная протока, непонятно, как через неё протискиваются мощные толкачи и буксиры. Через час-два прошли Абалакский мужской монастырь. Он с прошлого года значительно преобразился, за стенами монастыря строится горнолыжный комплекс и турбаза. На другом берегу осетровый питомник. Рядом поставили дебаркадер, теперь здесь будут и теплоходы останавливаться. Похоже за развитие туриндустрии здесь взялись серьёзно. После Тобольской возвышенности опять началась низменность и болота. Погода такая же мрачная, как и в начале круиза. Странный климат, чем дальше на юг, тем холоднее. Даже начал сомневаться, а на Север ли я ходил, ведь на всём пути до Салехарда стояла жаркая солнечная погода, народ на корабле даже удивляется, где мне удалось так загореть. Естественно всем я не мог рассказать, как с разрешения капитана загорал на служебной шлюпочной палубе, куда доступ пассажирам запрещён.
День десятый. Тридцатое июля. Четверг. Ночью прошли Малую Бичу. Поскольку никто не выходил и никто не садился теплоход даже не стал тратить топливо и время на причаливание и не остановился. Говорят, что там живут в основном бичи, работы нет, промышленности и сельского хозяйства тоже, народ пьянствует. Даже не заметно, что возвращаемся в цивилизацию, в Тюменскую и Омскую области, мобильники работают, но с трудом и только в населённых пунктах. Природа тоже не шепчет, пасмурно, вокруг песок, глина, низкорослая плотная растительность, подмытые берега и обвалившиеся в реку деревья, всё как на Северах. В 7 утра пришли в Усть-Ишим. Капитальный речной вокзал здесь давно закрыт, очередная умирающая деревня.
День одиннадцатый. Тридцать первое июля. Пятница. Третий уникальный день в моём круизе. Должны пройти два города или скорее два посёлка городского типа, Тара и Большеречье. Между ними по автодороге 100 км, а по реке 10 часов. Чтобы скрасить однообразие в путешествии, решил собраться с духом и совершить в одиночку подвиг - обогнать теплоход пешком посуху. Как мне сказали омские аборигены, в этих населённых пунктах немало интересного. Самый героический и лучший подвиг - это основательно подготовленный и застрахованный от неприятностей подвиг. Поэтому была проведена тщательная предварительная подготовка. Чтобы не сглазить, решил никого не посвящать в мои планы, но корабль - это большая деревня, поэтому слухи о моём готовящемся в строжайшеё тайне подвиге распространились с космической скоростью. С утра ещё сомневался, стоит ли рисковать, но отступать было уже нельзя, да и некуда, за бортом холодная вода, малодушия мне бы не простили и просто выкинули бы за борт. Народ жаждал крови и зрелищ, поскольку никаких других развлечений на теплоходах транспортной линии нет. Когда я сошёл в Таре в 09-00, остающиеся на борту пассажиры стали делать ставки, успею я к теплоходу в Большеречье или нет. Капитан с грустью посмотрел на меня из рубки и по отечески попросил не опаздывать к теплоходу в Большеречье. Забегая вперёд надо сказать, что те, кто ставил на то, что я не успею к теплоходу, к сожалению, а может быть к счастью, проиграли. Это была незабываемая экскурсия. Пешком по обоим посёлкам я отмахал километров 15, не меньше. Тара – большой посёлок, почти город, есть два старинных православных храма, несколько градообразующих предприятий. Народ так же, как и вся Россия, выкручивается, как может. Многие ездят работать на Север вахтовым методом, но в последнее время и на Севере начались проблемы с трудоустройством. Что поразило в Таре – это большой и монументальный драматический театр. Такой театр не в каждой столице есть. Жаль, что летом труппа уезжает в отпуск или на гастроли. Есть несколько неплохих рынков и торговых центров, цены нельзя назвать низкими, но и заоблачными тоже. Сравнительно быстро нашёл автостанцию и собрался часов в 12 уезжать в Большеречье, но произошла накладка. Официально билетов на 12 часов не было вообще, а болтаться в Таре лишних 3 часа мне не климатило. Пришлось включить мозги и русскую смекалку. Жизненный опыт подсказал единственное верное решение. В 13-30 я уже был на автостанции Большеречья, где мне местный обкуренный бомж сразу же предложил одолжить ему 2 рубля. Начало многообещающее, пообещал одолжить ему 3 рубля, но только в следующую мою командировку. Большеречье заточено на туристов и желательно на иностранных. Построен огромный и просто отличный зоопарк, где с детьми можно гулять часа 3. Легче назвать, чего в зоопарке нет, чем перечислить, что там есть. Он вписан в естественный ландшафт и имеет практически неограниченные возможности для расширения. Огромные площади, везде аккуратные клумбы с цветами, тропинки, скамеечки, кафешки, звери живут практически в естественной среде, только самые хищнические хищники живут за двойной стальной оградой. Здешний бегемот стал даже омской областной телезвездой после одного события. Но об этом надо бы рассказывать отдельно. Отдыхали как-то культурно три представителя сильной половины населения посёлка Большеречье на берегу Иртыша. И употребили то всего ничего, литра 3 на троих. Детская норма на свежем то воздухе. И тут из реки выходит, то ли рыба, то ли зверь, весом тонны 2, объёмом куба 2. У мужиков естественно первые мысли о белой горячке, не перебрали ли, не приснилось ли. Попробовали отмахнуться, перекрестились, но ничего не помогало. Явление продолжало выходить на берег и приобретать всё более реальные черты и угрожающий вид. Суровые сибирские мужики конечно не робкого десятка, а пьяному и вовсе море по колено, но тут им ничего не оставалось делать, как спасаться бегством, бросив всё недоеденное и недопитое на съедение чуду-юду, чем тот успешно и воспользовался. Слух о чуде-юде дошёл до милиции и спасателей. Они вспомнили картинки, которые им в детстве показывали родители и однозначно определили вид зверя, который оказался огромным бегемотом. Загадкой оставалось только, откуда в сибирской реке взялись африканские животные? Своим ходом они могли добраться только через Средиземное море, Атлантический океан и Северный ледовитый океан по Северному морскому пути, Оби и Иртышу. Решили привлечь науку и уже приготовились банкетом отмечать новые научные открытия, но их разочаровали. Всё оказалось гораздо проще. Рядом с зоопарком Большеречья протекает река, которая впадает в Иртыш. Вот по этой реке и доплыл до Иртыша сбежавший из зоопарка вышеупомянутый зверь. Побег обнаружили не сразу, а бегемот оказался проворным и сверхплавучим. Ему удалось успешно доплыть до Иртыша и познакомиться с местным населением раньше, чем его стали искать работники зоопарка. После зоопарка я решил прогуляться нехожеными тропами и пошёл по глухим тропинкам и разбитым мостам. Поднялся по какой то скользкой тропинке и неожиданно вышел к самому сердцу туркомплекса «Старина Сибирская», к которому я ещё только собирался добираться неизвестными дорогами и который стал настоящей достопримечательностью Большеречья. Недавно даже индусы из Непала приезжали за русским фольклором. А немцев здесь уже и за туристов не считают, они здесь не переводятся и практически уже прописались. Несколько объектов не удалось осмотреть, поскольку сам директор комплекса принимал лично какую-то делегацию и они были заняты. За 5 часов, с 13-30 до 18-30, успел осмотреть в Большеречье всё возможное и невозможное, пообедать в столовой и спокойно добрести до причала, с которого уже через 10 минут увидел, как из-за излучины выплывает моя любимая «Родина». Встреча была очень трогательной, как будто три года не виделись. Пассажиры и свободные члены команды аплодировали и поздравляли с успешным возвращением на «Родину», даже те, кто проиграл, делая ставки на то, что я не успею к приходу теплохода. Такой эксперимент в истории этой транспортной линии и этого теплохода был первым. Кстати, официантка теплохода Татьяна из Тары вообще уехала домой в Омск на междугородном автобусе. До Омска по автодороге 300 км, а по реке на «Родине» – 30 часов, существенная разница. На участке от Тобольска до Омска в Иртыш впадает множество ручейков и речек. Всем им народ естественно дал исконно русские имена – Уй, Куй, Туй и т.д. и т.п.
День двенадцатый. 01 августа 2009 года. Первый этап моей азиатско-европейской кругосветки завершён. Пройдены первые две реки из запланированных пяти. К сожалению круиз закончился, надо покидать свой одноместный рабочий кабинет номер 252 и срочно переезжать на вокзал, чтобы успеть до понедельника в Красноярск, где меня уже ждут забронированные билеты на енисейские теплоходы. В целом всё прошло отлично и даже превзошло все мои ожидания. За 6 тысяч рублей с комиссиями и бронированием я организовал себе полноценный 12-дневный круиз в одноместной каюте с рабочим столом. Все экскурсии я себе устроил сам и так, как мне нужно было, а не так, как мне навязывали директора с экскурсоводами на круизных теплоходах. Времени на стоянках было вполне достаточно, кроме Тобольска, но я это предусмотрел и Тобольск был осмотрен ещё до посадки на теплоход. В ресторане был пару раз и только для того, чтобы не забыть вкус домашнего горячего супчика. Цены в ресторане раза в 2-3 выше сухопутных. Чай, фрукты, Доширак и полусладкие красные вина, запасённые в Тобольске, обеспечили мне вполне приличное питание в остальное время. Экскурсии на многих круизных линиях уже выводят из стоимости путёвок, но почему то стоимость путёвок при этом не снижается. Ещё бы вывели из стоимости путёвок системы «трёхразовое питание», «всё включено» и «шведский стол», было бы совсем прекрасно. Освободившиеся в этом случае деньги и время можно было бы в этом случае использовать более эффективно. Правда говорят, что за те же 6 тысяч рублей некоторые пенсионеры две недели шли по маршруту Пермь-Астрахань-Пермь на «Фёдоре Гладкове». При этом их кормили 3 раза в день и развлекали. Вполне возможно. В 9 утра теплоход встал на бункеровку уже практически на рейде Омска в прямой его видимости. Сегодня день рождения города Омска, дороги перекрыты, а мы часа два будем стоять на зелёном острове в полукилометре от речного вокзала чтобы не нарушать официального расписания. С этого острова некоторые пассажиры покинули теплоход и отправились по домам. В 14-00 и мы отправились дальше и к Речному вокзалу подошли почти точно по расписанию, без 15 минут в 15-00. Тут же началась подготовка теплохода к следующему рейсу в Салехард, который начнётся завтра. На теплоход грузят продукты, капитан оформляет документы и прикупает материалы для текущего ремонта теплохода. Завтрашние пассажиры до Салехарда уже пытаются просочиться на теплоход, выкупить места получше и заранее с вечера попасть на теплоход. Тепло попрощались с капитаном, командой, обслуживающим персоналом и я отправился на ж.д. вокзал. Город уже заканчивал официальные мероприятия по празднованию своего дня рождения и только-только начал ходить общественный транспорт. Практически мгновенно и в пустом автобусе добрался до вокзала. Поезд уходит через 2 часа, поэтому с комфортом расположился в зале ожидания и продолжил свою работу с ноутбуком. Как раньше люди жили без них, не представляю. В 17-10 наконец то вошёл в своё купе, перечитал все имеющиеся в вагоне газетки, поработал на ноутбуке, пока аккумулятор окончательно не откинул копыта и отключился до утра."
Alexandre Belykh (forum.//showthread.php?t=2754&page=2)
#7
Отправлено 21 Февраль 2010 - 16:42
Этот вариант очень интересный. Но для меня слишком длительный. А можно купить круиз только до Салехарда или Ханты-Мансийска?
Забронировать и выкупить билет можно на любой участок маршрута и в каюту любого класса за 40 дней у Фроловой Ларисы Васильевны - заместителя начальника службы перевозок и движения флота. Тел. (3812) 31-85-27, диспетчер 39-85-21, Е-mail: frolova@irsc.omsknet.ru. Но в Салехарде только самолёт и не очень комфортабельный поезд, в Тобольске только поезд, а в Ханты-Мансийске самолёт и до поезда на автобусе 400 км. Выкупить билеты можно и на теплоходе при посадке. Продажа билетов началась 18 мая а стоимость перехода Омск-Салехард в 2009 году была такой:
1. 1 класс, 1-2 местная каюта - 3348 рублей.
2. 2 класс, 4 местная каюта - 1226 рублей.
3. 3 класс - 991 рубль.
А расписание таким:
#9
Отправлено 22 Февраль 2010 - 13:58
#10
Отправлено 22 Февраль 2010 - 16:35
Спасибо за информацию, если не получится по-другому, обязательно воспользуюсь. Но мне понравился вариант с экскурсиями и посадкой в Большеречье, а для этого нужна группа. Кто и как все это будет организовывать?
Всё было организовано ещё в 2008 году. В этом году надо только забронировать каюты в апреле, выкупить в мае-июне-июле и встретиться на жд или речном вокзале перед круизом. Контактный телефон всё тот же (+7-922)211-22-08. Автобусы и экскурсии будут запланированы по количеству зарегистрированных участников. Если не возражаете, откроем список:
1. Алёна - 1
2. Olexx - 2
3. Zarnica - 2
#11
Отправлено 22 Февраль 2010 - 20:15
Скажите а с экскурсиями как быть, это с кем обсуждать, они точно будут?
(+7-922)211-22-08 -- это чей телефон, на первой странице другой тел написан..
Бронировать только за 40 дней можно? раньше никак?
оплачивать как? говорили, что на теплоходе можно оплатить, но будут ли держать места? нужно ли вносить предоплату и как?
сорри за занудство, просто мы круизом не ограничимся, дальше поедем, и нам нужно быть точно привязанным к датам, чтобы дальше двигаться)) уверенность должна быть.
#12
Отправлено 22 Февраль 2010 - 20:46
Нас двое))
Скажите а с экскурсиями как быть, это с кем обсуждать, они точно будут?
(+7-922)211-22-08 -- это чей телефон, на первой странице другой тел написан..
Бронировать только за 40 дней можно? раньше никак?
оплачивать как? говорили, что на теплоходе можно оплатить, но будут ли держать места? нужно ли вносить предоплату и как?
сорри за занудство, просто мы круизом не ограничимся, дальше поедем, и нам нужно быть точно привязанным к датам, чтобы дальше двигаться)) уверенность должна быть.
Абсолютной гарантии не может дать даже ГОССТРАХ. Но предыдущие две навигации под эгидой Департамента туризма Уральского колледжа информационных технологий прошли без проблем. Забронировать можно с момента начала продаж, но за 40 дней надо перезвонить и подтвердить свою бронь. Места будут держать до момента отправления в кассе теплохода, если Вы не выкупите, продадут другим, это же речной автобус и правила те же, что и в обычном автобусе. Можете оплатить раньше в кассе Тобольска, Омска, Ханты-Мансийска, Салехарда, если будет удобно. Можно попросить счёт на оплату по E-mail и оплатить безналично. Проблема в том, что беспересадочный рейс до Антипаюты-Салехарда из Омска только один в году и привязываться приходится к нему. Если у Вас есть особые пожелания по экскурсиям, предлагайте. Стандартный набор экскурсий будет обеспечен для всех записавшихся в этой теме, пока никого не подводил. Предоплата не требуется, но желательно знать заранее о количестве экскурсантов. Телефон официальный, того же департамента, его и количество туристов подправим.
#13
Отправлено 22 Февраль 2010 - 22:16
А вы просто как пассажир едете, или вы это все организуете? И это ведь мобильный телефон?
#14
Отправлено 22 Февраль 2010 - 23:34
То, что мы поедем, это точно. Хотели рейсом пораньше поехать, но он, к сожалению, только до Салехарда. И экскурсии тоже хотим))) А нигде в интернете нельзя посмотреть, сайт чтоли их...сайт Иртышского пароходства не работает, больше никакой информации не могу найти. Когда продажи начинаются, где счет просить, во сколько отправляется, и когда приходит, 24го или 25го и тд.))) как-то вслепую неудобно. и хотя бы примерные расценки по ценам на теплоходе и экскурсиям в 2010, и что туда будет входить. то, что вы описали? это очень устроит
А вы просто как пассажир едете, или вы это все организуете? И это ведь мобильный телефон?
Я еду и как пассажир, и как организатор, и как командировочный в экспедицию, полная свобода действий. Не волнуйтесь, присоединяйтесь, вся информация по этому маршруту у меня есть. После Иртыша и Оби мы ещё пойдём на Енисей, Лену и Амур. Телефон и мобильный, и служебный, и персональный, и круглосуточный одновременно.
Сайт Иртышского пароходства есть, но там пока прошлогодняя информация, свежая будет в конце апреля:
http://www.irsc.ru/?...60&ParentID=137
В прошлом году продажи начались 18 мая, раньше не стоит и звонить. Бронировать и счёт просить там же, в начале продаж у Фроловой Ларисы Васильевны - заместителя начальника службы перевозок и движения флота. Тел. (3812) 31-85-27, диспетчер 39-85-21, Е-mail: frolova@irsc.omsknet.ru. Подтверждать бронь надо за 40 дней до отправления. Точное расписание и все расценки будут известны в конце апреля. Цены на экскурсии определяю не я, а собственники автобусов и объектов показа. Оплата на месте, без предоплаты, но ждать будут по предварительному звонку. В интернете сейчас можно посмотреть информацию по Большеречью, Тобольску, Ханты-Мансийску, Берёзово, Салехарду, Новому Порту, Антипаюте, Октябрьскому, чтобы знать, к чему готовиться.
#15
Отправлено 23 Февраль 2010 - 00:45
А вы по Лене и Амуру как пойдете? На поезде до них, или на самолете? Уже есть даты круизов?
А мы на Байкал дальше, и во Владивосток, а там и в Китай махнем
#16
Отправлено 23 Февраль 2010 - 08:11
Ну теперь становится более-менее понятно. Интернет уже облазила по этим городам. Просто по круизам очень мало информации. А сайт у меня не открывается
А вы по Лене и Амуру как пойдете? На поезде до них, или на самолете? Уже есть даты круизов? А мы на Байкал дальше, и во Владивосток, а там и в Китай махнем
Круизов по Оби-Иртышу просто нет, поэтому информацию никогда не найдёте. Одна Омская фирма катает иногда немцев на "Римском-Корсакове", но только до Салехарда и нерегулярно. Сейчас готовим паспорт эксклюзивного маршрута Омск-Тобольск-ХантыМансийск-Нижневартовск-Новосибирск-Сургут-Салехард-Омск на "Римском-Корсакове", но это будет возможно только в 2011 году после оценки всех рисков и затрат. Этот теплоход уже настоящий круизный и достаточно комфортабельный. Программа будет полноценной, но не элитной.
С Леной всё сложнее, там только один плановый круиз 4 августа Якутск-Тикси, а пароходы из Осетрово (Усть-Кут) по моему уже погибли, будем искать варианты. В Осетрово поезда ещё ходят, а в Якутске только самолёт и пунктов назначения немного, но есть Благовещенск, Хабаровск, Владивосток. По Амуру ситуация ещё сложнее и пока непонятна, круизные линии там тоже вымирают, как мамонты. Все даты есть, но только стыковок, а не круизов, поскольку их как таковых на Дальнем Востоке практически уже нет. Предполагаем дойти от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре на чём придётся, дальше морем до Владивостока. Потом самолёт или Транссиб до дому, больше ничего не успеть. Возможно Байкал ещё захватим.
А Китай по моему намного ближе, чем Владивосток? Через Владик обычно ездят в Корею и Японию. По моему Вам надо в круиз на Байкал, дальше в Читу, Благовещенск и в Китай. По Байкалу много предложений, обычно на 5-7 дней и больше, и от турфирм и от частных владельцев катеров. Правда катера не очень комфортабельные и дорогие.
Сайт Иртышского пароходства открывается нормально, попробуйте с другого компьютера. А как и откуда Вы будете добираться до Омска.
#17
Отправлено 23 Февраль 2010 - 10:05
До Китая на поезде может, и быстрее, но во-первых, хочется нашу страну посмотреть, раз уж так далеко забираемся, и потом, из Владивостока отличные туры в Китай предлагают, вот, договариваемся сейчас.
По Байкалу смотрела и туры, и информацию читала. Поедем дикарями на частные базы, пишут, что их там полно. Круизы по Байкалу не впечатляют, если только на пару часов, но за это время ничего не увидишь. А тратить такие деньги за Ярославец без удобств как-то не хочется Посмотрели в интернете, и так полно всяких экскурсий, так что, думаю, есть на что посмотреть будет))
У вас тоже впечатляющее лето будет
#18
Отправлено 23 Февраль 2010 - 11:23
Тундра ждёт нас.
Сердце тундры
Главная ценность ненца - чум. Он передается из поколения в поколение. Тридцать шестимаховых палок (ненцы измеряют длину предметов в махах) - немалое богатство в плоской тундре. Ненцы, как и все россияне, имеют паспорта. Видал я один такой паспорт. Там, где обычно указывается прописка, - большая печать с маленькими буквами наверху: "Ямало-Ненецкий автономный округ". A внизу крупно: "ТУНДРA"
Опубликовано в № 32 (32)
Этим летом нехватка денег, желание отдохнуть и ненависть к расплавленному асфальту подвигли меня заняться орнитологией. Знакомая девушка-биолог позвала с собой в тундру, на Ямал. Ехали на июль-август в экспедицию, проводить учет птиц, с которыми я был знаком исключительно по московским воронам и воробьям. Несколько настораживало лишь то обстоятельство, что в прошлом году про экспедицию забыли вертолетчики, и биологи тогда кочевали с ненцами два лишних месяца.
Уже на второй день пути маечку пришлось сменить на теплый свитер. На Северном Урале из окна поезда можно было видеть снег.
Мои устойчивые представления о том, какими могут быть города, существенно изменились уже через час пребывания в Лабытнанги - этом апофеозе постсоветского бытия. Процентов девяносто населения здесь так или иначе связано с многочисленными зонами: зеки, бывшие зеки, вохра и их семьи. Бараки стоят на сваях, из-за постоянных подвижек мерзлотного грунта прихотливо повторяя перекосами рельеф местности. Если обычно в городах дома ставят по неким осмысленным принципам, в результате чего образуются дворы и улицы, то в Лабытнанги это выглядит так: дом, за ним кусок тундры, далее немалая помойка, пустырь, за ним опять дом и т. д. Впрочем, в центре Лабытнанги турки строят пару современных зданий, похожих более всего на "Макдоналдсы", но на тех же неизбежных сваях, на сей раз - бетонных.
Через Обь мы переправлялись на пароме. Возле причала стоит довоенный полуразрушенный паровоз, при том что никаких следов железной дороги рядом нет. На другой стороне Оби виден Салехард - столица Ямало-Ненецкого округа. Напоминает он поставленное на сваи пятиэтажные Новые Черемушки, с вкраплением неизбежных бараков.
Столько турок, сколько их в Салехарде, я не видел нигде и никогда. Они ничего не понимают по-русски, днем строят, а вечером выстраиваются в огромную очередь к переговорному пункту. В Салехарде есть памятник Северному полярному кругу, который здесь проходит - гигантская стальная стела-луч над стальной дугой; баня, которую я был вынужден посетить; оленья колбаса, которую я отважился есть, и даже интернет-кафе. О, интернет-кафе! Связь с цивилизацией - это не главное (тем более что "Яндекс" грузится минут пятнадцать), главное - ее доступное проявление: первый и единственный после Москвы нормальный, теплый туалет без дырок в полу, с блестящим кафелем, да еще и внутри здания!
Наконец пришла радиограмма, и на следующее утро с криком "Лед тронулся!" мы ломанулись в порт. Первый раз в жизни видел я человека не просто толстого, а лоснящегося жиром. Я думаю, осетровым, ибо это был начальник рыбинспекции. Он-то и посадил нас на корабль.
Ура, мы двигаемся! Выглянуло солнце, мы открыли бутылку джин-тоника (лекарство от качки). Вы когда-нибудь путешествовали в трюме? По моим представлениям таким образом обычно возили рабов из Африки в Новый Свет. Перед нашим прибытием трюм от рыбы, конечно, отмыли, однако явно без применения "Фери". Четверо суток в трюме в пятибалльный шторм - аттракцион не для слабонервных. Досуг команды - нарды и видак с тремя фильмами. Как это приятно - выбравшись из трюма, стоять на носу корабля, где ветер такой, что сигарета сгорает за две секунды, и вспоминать прокрученный в кубрике уже в сотый раз за сутки "Титаник"!
Наконец земля. Обская губа выпустила нас живыми, напоследок поотбивав нам задницы в моторке, которая давала по трехметровым волнам 50 километров в час. Так я оказался в самом сердце тундры, на берегу Тазовского полуострова Ямало-Ненецкого автономного округа.
Нам повезло. Выгрузив экспедиционное снаряжение и осмотревшись, мы обнаружили стойбище ненцев. У них и разместились. Бок о бок с представителями этой дивной национальности я прожил полтора месяца.
Если верить Гумилеву, ненцы покинули Великую степь по случаю засухи и укоренились в тундре, где засухи не бывает в принципе: сплошное болото. Все мои попытки за сяркой (спиртом) объяснить им, что засуха уже закончилась и можно возвращаться, успеха не имели. Признаки степного язычества до сих пор проглядывают в ритуалах жертвоприношений, которые происходили прямо при нас. При этом религиозное мировоззрение ненцев весьма своеобразно. Мне, выпускнику православной гимназии, объясняли про Христа и тлетворное влияние Запада. На мой вопрос "Ты православный?" ответ был таков: "Богов много, я их люблю! Но больше всего - космос".
Главная ценность ненца - чум. Он передается из поколения в поколение. Тридцать шестимаховых палок (ненцы измеряют длину предметов в махах) - немалое богатство в плоской тундре. Ненцы, как и все россияне, имеют паспорта. Видал я один такой паспорт. Там, где обычно указывается прописка, - большая печать с маленькими буквами наверху: "Ямало-Ненецкий автономный округ". A внизу крупно: "ТУНДРA".
Так как приехал я с экспедицией, то первую часть дня занимался подсчетом птиц, а после обеда был совершенно свободен и отправлялся общаться с аборигенами. К экспедициям ненцы относятся с уважением, приезжих естествоиспытателей зовут "человеками науки", привечают и угощают рыбой.
Летом ненцы кроют чум не шкурами, как их предки, а дернитом - неким синтетическим подобием войлока, по слухам, отчасти ядовитым. Где они его берут - неизвестно. На полу в чуме лежат доски, покрытые шкурами, и дымный костер посередине. Гнус достает повсеместно, кроме чума - именно благодаря дыму. Вместо камлающего шамана - китайский магнитофон на аккумуляторе от "Бурана" и поддоставший за два месяца голос Юры Хоя из "Сектора Газа". A как они любят блатные песни и вообще матюки! Наш товарищ Митя, умевший на свою голову играть на гитаре и петь, на второй день охрип от исполнения всего известного ему блатняка, собирался уже порвать струны. Особенно запомнился один ненец (единственный виденный мной абориген с бородой), который каждые двадцать минут просил спеть "про Чапаева", имея при этом в виду песню "Черный ворон".
Общеизвестное по анекдотам "однако" говорили только мы: ненцы предпочитают "клево". Забавно, сидя в чуме, пить чай в обществе не говорящей по-русски старушки, родившейся еще до революции, которая время от времени вскидывает сморщенное личико и говорит: "Клево!" Многие тундровые ненцы по-русски говорят, но очень плохо. Исключение - дети. В конце августа по тундре летают специальные вертолеты (час полета - тридцать тысяч) и отлавливают маленьких ненцев, чтобы отвезти их в школу-интернат в поселке Aнтипаюта, что стоит на одноименной яхе, то есть реке.
Aнтипаюта - единственный поселок невесть на сколько тысяч квадратных километров. Мы находились от него километрах в ста и попали туда, перебираясь на вторую, более северную, точку учета птиц. После Лабытнанги я думал, что уж экзотичнее населенных пунктов быть не может. Я ошибался. В Aнтипаюте с населением в две сотни жителей (среди поселковых рыбаков много бывших зеков) нет ни одной дороги. Между бараками - болота и груды мусора. Лежащие на сваях трубы теплотрассы обернуты оленьими шкурами и покрыты досками, которые и служат тротуарами. Вокруг поселка - чумы.
Не то сарай, не то хлев оказывается магазином. Йес, наконец-то пиво! В единственном варианте - просроченная на год "Оболонь". Сто рублей - и она в моих руках вместе с пачкой сигарет. Это дешево - поселок на море, и летом приходит плавлавка. Не видел, но говорят, что глубже в тундре, в вахтовых поселках, бутылка пива может стоить до двухсот рублей. Его покупают: даже стропальщик за вахту получает тысяч семьдесят. Со своими московскими заработками в тундре я чувствовал себя нищим. Товар с плавлавок скупается подчистую, в первую очередь почему-то холодильники, их тут бывает по два-три на семью. Рыба и оленина свои. Тратиться не на что. Получив огромные деньги за сдачу рыбы, ненцы пьют и играют в карты. Банк доходит до ста тысяч.
Ненцы и водка - отдельная история. Как сообщил мне коллега из другой экспедиции, в их организме не хватает какого-то важного фермента, который расщепляет алкоголь. Нерасщепленный, он ударяет по мозгам со страшной силой. Взамен этого в организме северных народов может синтезироваться витамин С. Однако ненецкие дети, заходившие к нам в чум, уминали за раз по три лимона, заедая их конфетами. Такую же неумеренность проявляют взрослые ненцы по отношению к водке. Поэтому из ненецкого языка больше всего мне запомнилось несколько слов: сярка тара - водки надо; юнгу - нету, кончилось; мась - хватит (употребляется, по моим наблюдениям, только людьми науки).
Пару суток пришлось ждать вертолета, и жили мы у ненца Якова. Столько спиртного не проходило через мои руки никогда. Пить начали, как зашли. Яков - очень уважаемый человек: лучший кусок рыбы и лучшее место в чуме - его. Сначала все шло мирно. Яков, две его жены (предельно допустимое число), братья жен и многие другие непонятные люди, а также "человеки науки" спокойно беседовали под водку и сырую осетрину.
Довольно скоро братья жен (оказались сестрами) вспомнили семейные распри и начали Якова бить. Потом выпили еще, и к махачу подключились все присутствовавшие. Мы пошли спать под удивленные вопросы: "А вы чево?"
Проснулся я оттого, что на нас опрокинули шкаф. Открыв глаза, мы поняли, что дело уже дошло до ножей. Не обращая внимания на крики "Тебе не жить!" и стараясь заходить со спины, мы осторожно разоружили всех, а собранные ножи спрятали. Навыки айкидо не спасли Митю от ненецкого ножа: ему порезали руку. A там все и затихли. Я с ужасом ждал, что начнется, когда они проснутся. Ничего. Тихо, спокойно, Якова все снова слушают и уважают, лучший кусок рыбы и лучшее место в чуме - снова его. И так до следующего вечера. Кстати, ножи наутро мы так и не нашли.
Водку здесь покупают удивительным способом. Деньги есть, но с последним кораблем их не привезли. Поэтому Яков пишет записку: "Пять бутылок науке". Личный кредит, как в лучших ирландских пабах. По этой записке мы и отоварились.
Во всем этом безобразии следит за порядком милиционер Aдам. Он дагестанец. (Вообще, кроме ненцев и немногих русских в поселках немало кавказцев. Большинство их, как и везде, торгуют.) За первую ночь, что мы были в поселке, - три ножевых ранения. А пьяный абориген ранил Aдама дробью в задницу.
Ненцев мало чем можно удивить. Когда с экспедицией американских биологов приезжал негр, на него вообще никто внимания не обращал. В конце концов сами штатовцы уже не выдержали. "Разве вам не странно, - говорят, - что все люди белые, а этот - черный"? Ответ был таков: "У Горбачева, помните, пятно на голове было? Мало ли у кого какие кожные болезни". Юмор у ненцев специфический, и наш доступен им не всегда, хотя очень любят анекдоты про чукчей. Aдам показывает бумагу: "Заява. Я, ненец такой-то, имею что сообщить о людях науки. Один хороший. Второй спит с моей женой, а я проверяю мои капканы. Когда я сплю с женой, он проверяет мои капканы. A еще он хвастался разрешением на отстрел двух ненцев. Прошу принять меры". Каслающих, то есть пасущих оленей, мы видели только один раз. Летом стада отгоняют сильно севернее мест, где мы были. Там меньше гнуса. Поэтому ненцы, с которыми мы общались, в основном рыбаки. Такой рыбы, как у них, я до этого не ел ни разу. Нельма, муксун, щекур. Через две недели я уминал сырую рыбу как заправский ненец, потроша ее одним движением ножа.
Основная рыбалка - зимой. Тяжелый труд - при сорока градусах мороза долбить двухметровый лед. К тому же осетров ловить нельзя, за это дают срок. А летом рыбу сбыть тяжело - только вертолетом, а летают они редко. Килограмм осетра берут за сто рублей, а чаще всего - за хлеб, конфеты, сгущенку и водку. Тундровые ненцы летом сдают панты (молодые оленьи рога), настойка из которых тонизирует организм и повышает потенцию.
Не составьте превратное мнение о ненцах - они очень гостеприимны и дружелюбны. В чум нас устраивали в ущерб себе. Рыба у нас не переводилась. Они готовы поделиться всем. Но ненцы с завистью смотрели на наши ножи, бинокли и GPS. Прощаясь перед самым отъездом в Москву с ненцем Пачо, с которым очень подружились, мы спросили, что ему прислать из Москвы. Пачо плохо говорил по-русски, но сумел объяснить, что все у него есть и он всем доволен, после чего достал пачку денег и предложил взять сколько нужно. "Зачем? - отказывались мы. - Нам и так государство все оплачивает". Отвечает: "В Салехарде клево, много девушек, пива. Деньги надо. Я дам больше государства".
Кстати сказать, тут до сих пор едят мамонтов. Носки из их шерсти вяжут. Это для людей науки мамонт - чудо, а здесь откопают в мерзлоте ногу волосатую, мяса настругают и - приятного аппетита.
Нил Кочетов
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных