Для интересующихся, напомню ссылку.
http://www.infoflotf...?showtopic=7292
=================================================
Пошерстив по Яндексу, нашёл ссылку про нынешнее состояние дел в главном речном порту Туркменистана - городе Туркменабад (бывший Чарджоу). Нынешнее положение дел, как нетрудно догадаться, плачевное.
Из 150 единиц речного флота пристани Туркменабат к эксплуатации годны 2 теплохода, а из 50 ранее действующих сухогрузных барж пригодны для плавания только 2-3. Ржавыми, покореженными баржами и катерами, когда-то прославленного флота Среднеазиатского пароходства СССР, сегодня заполонены берега затона. Но благо, что они есть – эти устаревшие, отслужившие свой срок, речные суда. Их разрезают на куски, и металл идет на латание ныне еще действующих единиц речного судоходства.Как работают сегодня ведущие промышленные предприятия, с богатым историческим прошлым, города Туркменабата и страны в целом, видно на примере умирающего судоремонтного завода, ныне – производственного объединения «Джейхун», относящегося к Министерству морского и речного флота Туркменистана.
140 лет насчитывает история Среднеазиатского пароходства. 1908 год – Амударьинская военная флотилия, численностью 800 человек – рабочих и матросов, на своем счету имела 6 пароходов, 2 паровых катера, 13 буксирных баржи. Конец 20-х – начало 30-х годов прошлого века – на счету речного пароходства – 18 пароходов, 37 барж. Конец 40-х годов – число единиц плавсостава увеличилось до 49 судов и 111 барж. В 50-е-60-е годы это число составляло соответственно – 160 и 330. В 80-х годах, как оказывает статистика, более 400 судов было в составе Среднеазиатского пароходства. И вернемся к сегодняшнему дню: на счету речного пароходства - 2 теплохода и 2-3 баржи. Это меньше, чем почти век тому назад.
Резко уменьшилось число плавающих единиц, а значит - резко упали показатели грузооборота. Сегодня, из ранее длинного перечня грузов, а это были хлопок, удобрения, семена, горюче-смазочные материалы, промышленные и продовольственные товары, сельскохозяйственная техника, строительные материалы – остался только один вид груза – строительный песок.
Если раньше число работающих на судоремонтном заводе составляло – 800 человек, то сегодня число судоремонтников вместе с администрацией составляет – 62 человека. А ведь завод обладает мощной материально-технической базой. Это два судокорпусных цеха, электроцех, тракторный, малярный цеха, автоматическая система спуска и подъема речных судов, складские помещения. Наконец – трехэтажный административный корпус с рабочей столовой, раздевалками, душевыми, комнатами отдыха. И вся эта база приходит в упадок.
Кроме постоянного ремонта устаревших теплоходов и барж, на заводе изготавливают двухъярусные железные кровати для воинских частей в городе, сооружают металлические перекрытия для новых рынков. Но чаще всего выполняют индивидуальные заказы преуспевающих бизнесменов - мощные металлические ворота, железный забор, металлические двери, решетки на окна и т.д. Но эти случайные заказы не способны улучшить экономическую ситуацию, предприятие дышит на ладан. Что будет с заводом и с людьми, проработавшими по 20-30 лет на этом производстве – неизвестно. На начало апреля 2006 года, судоремонтники, как и работники пристани, пароходства вот уже три месяца не получают зарплату.
А стимулом к очередному "шерстению" Яндекса послужили фотографии, которые мне недавно удалось достать у коллег. В сентябре нынешнего, 2009 года, состоялось открытие железнодорожного моста, связавшего город Атамурат (бывший Керки) с посёлком Керкичи, расположенном на узкой полосе туркменского правого берега Амударьи. Мост был открыт 16 сентября 2009 года и построен украинскими мостовиками. Сейчас начинаются проектные проработки по строительству рядом автодорожного мостового перехода через Амударью.
А пока автомобильного моста через Амударью в этом месте нет, и в Атамурате действует понтонный мост. Фотографии моих коллег, думаю, окажутся интересными для форумчан - во-первых, Средняя Азия - это всегда необычно, кроме того, на фото видны некоторые остатки флота некогда славного Среднеазиатского пароходства.
Улицы Атамурата:
Строительство железнодорожного моста через Амударью (фото сделаны в июле этого года, за два месяца до открытия моста):
Амударья является крупнейшей рекой Центральной Азии. Ее длина от истоков Пянджа составляет 2540 км, а площадь бассейна 309 тыс. км2. После слияния Пянджа с Вахшем реку называют Амударьей. В среднем течении в Амударью впадают три крупных правых притока (Кафирниган, Сурхандарья и Шерабад) и один левый приток (Кундуз). Далее до Аральского моря она не получает ни одного притока. Питание реки в основном составляют талые воды, поэтому максимальные расходы наблюдаются летом, а наименьшие - в январе-феврале. Такое внутригодовое распределение стока весьма благоприятно для использования вод реки на орошение.
Протекая по равнине, от Атамурата до Нукуса, Амударья теряет большую часть своего стока на испарение, инфильтрацию и орошение. По мутности Амударья занимает первое место в Центральной Азии и одно из первых мест в мире. Основной сток Амударьи формируется на территории Таджикистана (около 74%). Затем река протекает вдоль границы Афганистана с Узбекистаном, пересекает Туркменистан и вновь возвращается в Узбекистан и впадает в Аральское море. Около 13,9% стока Амударьи формируется на территории Афганистана и Ирана и 8,5% на территории Узбекистана.
Амударья в этом месте очень мощна - среднегодовой расход воды в ней в этом створе - чуть менее 2000 куб.м. в секунду, что больше, чем Ока при впадении в Волгу. До Арала доходит в среднем около 5% этой воды.
Достраивающийся железнодорожный мост, понтонный автодорожный мост и остатки флота на Амударье:
Восток - дело тонкое!
Амударья - одна из самых мутных рек Центральной Азии и мира:
Пустынные пейзажи:
А это железнодорожный мост через Амударью в 200 километрах ниже по течению - в Туркменабаде (бывш. Чарджоу).
Видны навигационные знаки:
Всего на территории Туркменистана через Амударью построены три постоянных моста - два в Туркменабаде (автомобильный и ж/д), и один - в Атамурате (ж/д мост, открытый в сентябре 2009 года). Плюс ещё понтонный мост, который хорошо виден на приведённых выше фотографиях.
Вообще среднеазиатские республики - непаханное поле для энтузиастской деятельности. Есть верхний Иртыш, Балхаш с Или, Амударья, Сырдарья, Каракумский канал. Многую информацию по ним можно найти на страницах форума, но очень многое ещё только предстоит разузнать.