Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Беломорско-Балтийский канал


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 122

#1 Михаил Архипов

Михаил Архипов

    Сruiseinform.ru

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 11 106 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Москва

Отправлено 18 Август 2005 - 22:57

Беломорско-Балтийский канал — судоходный канал в России, соединяющий Белое море с Онежским озером, который является важнейшим транспортным коридором, дающим выход из северных морей в водные пути Европейской части России. Трасса канала проходит по территории республики Карелия. Беломорско-Балтийский канал был построен в 1931 — 1933 годах. Длина канала — 227 км, на трассе канала расположено 19 шлюзов,  13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков, 34 искусственных канала. Судовой ход проходит как по искусственным участкам, в том числе и прорубленным в скалах, так и по акваториям озер. Минимальная глубина канала — 4 метра, максимальная глубина по судовому ходу на трассе Беломорканала — 20,5 метров (озеро Выг).

 

Обслуживанием судоходной обстановки на канале занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Беломорканал»). Даты начала транзитной навигации на канале зависят от сроков работы судоходных шлюзов. С 20 мая по 31 октября работают шлюзы №1 — №9, а с 20 мая по 15 октября — шлюзы №10 — №19.

 

Шлюзы Беломорско-Балтийского канала:

Шлюз №1 (южный склон)
Шлюз №2 (южный склон)
Шлюз №3 (южный склон)
Шлюз №4 (южный склон)
Шлюз №5 (южный склон)
Шлюз №6 (южный склон)
Шлюз №7 (южный склон)
Шлюз №8 (северный склон)
Шлюз №9 (северный склон)
Шлюз №10 (северный склон)
Шлюз №11 (северный склон)
Шлюз №12 (северный склон)
Шлюз №13 (северный склон)
Шлюз №14 (северный склон)
Шлюз №15 (северный склон)
Шлюз №16 (северный склон)
Шлюз №17 (северный склон)
Шлюз №18 (северный склон)
Шлюз №19 (северный склон)

Мосты на  Беломорско-Балтийском канале

Шижненский подъемный железнодорожный мост
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №2
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №10
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №13
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №19

Города и крупные населенные пункты на Беломорско-Балтийском канале

Беломорск (город)
Надвоицы (поселок)
Повенец (поселок)
Сегежа (город)
Сосновец (поселок)

Озера в составе трассы Беломорско-Балтийском канале

Волозеро и озеро Вадло
Воицкое
Выгозеро
Маткозеро
Телекино
Торос
Шавань

Реки в составе трассы Беломорско-Балтийском канале

Нижний Выг
Повенчанка
Шижня

ГЭС на Беломорско-Балтийском канале

Выгостровская ГЭС
Маткожненская ГЭС
Палакоргская ГЭС

.



#2 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 27 Декабрь 2006 - 19:15

канал имени Сталина". Репринт этой известной книги 1934 г., тираж которой был практически полностью уничтожен, сегодня удалось приобрести. Изображение
Занятно, хотя качество полиграфии уступает оригиналу. Забавно, что выходных данных никаких, кроме года(1998 - сомневаюсь, думаю - позже), нет. Имеется лишь миниатюрное предисловие за подписью "Издатель". Вот люди работают...:-))
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#3 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 499 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 27 Декабрь 2006 - 20:53

Эх, доберусь я до тебя... все раритеты отсканирую или перефотографирую!
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#4 Александр Соснин

Александр Соснин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 15 236 сообщений
  • Регистрация: 27-Январь 04
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 27 Декабрь 2006 - 21:03

jgdpanther

Если придешь на встречу 10 февраля, принеси взглянуть на раритет? Очень интересно.
--------------

Дневник работника речного флота


"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)

#5 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 27 Декабрь 2006 - 21:09

Без вопросов.... :D
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#6 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2006 - 12:08

Да, интересная книга.
Когда-то читал отрывки в сети.

Но мне все же больше нравится другая книга о ББК:
Ю.А. Дмитриев
"Беломоро-Балтийский водный путь от замыслов до воплощения"
Петрозаводск, 2003


Книга выпущена к 70-летию канала.
Автор собрал воедино поистине уникальный материал об истории Беломоро-Онежского соединения с древних времен до наших дней, о ранних проектах канала, об истории проектирования и строительства, о людях, связанных со строительством и их судьбах.

В книге, помимо этого, приведена масса документов, в.т.ч секретных.

Не менее интересна информация о других проектах, связанных с ББК - таких, как предполагаемое создание второй нитки ББК, доступной для морских судов, совмещенное с поднятием уровня Онежского озера, а также строительство Кольского канала.

Книга продается на самом канале, а также иногда предлагается туристам непосредственно на борту теплоходов.

Если интересно, могу тоже на встречу принести (хотя, многие, кто плавал на Соловки, наверное, ее читали). :D

#7 DmG

DmG

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 7 632 сообщений
  • Регистрация: 29-Сентябрь 04
  • Город:Химки

Отправлено 28 Декабрь 2006 - 15:01

Репринт этой известной книги 1934 г., тираж которой был практически полностью уничтожен, сегодня удалось приобрести.


А почему уничтожили тираж? Что-то крамольное в книжке написано?

#8 jgdpanther

jgdpanther

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 307 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2006 - 18:35

А почему уничтожили тираж? Что-то крамольное в книжке написано?
[/quote]

Дык главные фигуранты какие? Ягода, Коган, Берман, Фирин, Рапопорт, Френкель и т.д. Где они оказались в 37 году... :D Ну и по мелочам много всего...
Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом

#9 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2006 - 23:48

Вообще любопытна история создания этой книги Горького.

Вкратце так (по материалам Ю.А.Дмитриева):

==============================
Сразу после официального окончания строительства ББК в 1933 г. (на самом деле многие работы - отсыпка дамб, обустройство шлюзовых поселков, установка навигационных знаков и др. продолжалась еще несколько лет) было решено создать Монографию "Беломоро-Балтийский водный путь" и был устроен специальный конкурс.

Монография первоначально должна была быть чисто технической книгой, в которой подробно бы описывались процессы проектирования, строительства, технические новинки и т.п.

Главный инженер ББК по проектированию и председатель редколлегии Монографии Николай Могилко так охарактеризовал состав издания:

1. Введение. История ББВП, Изыскания, исследования
2. Проект ББВП: описание пути, водное хозяйство, трассировка канала и компановка узлов, каналы, тяга
3. Проект ББВП: технические условия и нормы проектирования, шлюзы, плотины, водоспуски. затворы, дамбы, другие сооружения, эксплуатация
4. Строительство
5. ББ-Лаг ОГПУ


Но на практике описание огромной стройки в рамках одной монографии ограниченного объема оказалось делом нелегким, особенно, учитывая некоторые особенности строительства (например то, что канал сооружен практически без механизмов и техники одними лопатами, взрывчаткой и изворотливостью подневольных строителей; то, что от проектировщиков потребовали сократить применение металла и бетона практически до нуля и т.п.)

В общем, возникли понятные сложности. :D

Этими сложностями и поделился Н.Могилко с Максимом Горьким во время знаменитого путешествия 120 писателей в августе 1933 г. по ББК на пароходе "Анохин":

Как лучше, Алексей Максимович, выполнить порученную ОГПУ работу? Наши люди пишут больше по технической части, а если есть среди них писатели, то ТАКОЕ напишут, что потом на нас каналов не напасутся... Не подскажете ли, к кому обратиться за литературной помощью? :lol:

И оставил для памяти краткое описание, приведенное выше.

Прямо на пароходе Горькому удалось сколотить творческую бригаду. Многие из 120-ти путешествующих под различными предлогами уклонились от участия в этом коллективном труде, но 35 согласилось.

Вскоре развернулась бурная писательская работа. Настолько бурная, что для описания непосредственно проектных и технических решений места уже не осталось. Как не осталось его и для формул, чертежей, таблиц...

Но Горького это не смутило. В число редакторов издания был введен начальник ГУЛАГа Семен Фирин.

И втроем Горький, Авербах (племянник Якова Свердлова) и Фирин легко смогли доказать нужность именно такой книги, представив ее как рапорт ГПУ съезду большевиков. Как книгу, которая оправдала бы в глазах мирового сообщества использование труда заключенных, как книгу, которая бы показала населению страны, что безвинных у нас не сажают.

В общем, монография из пусть даже несколько политизированного, но сугубо технического издания, трансформировалась в оду Сталину, ОГПУ и пр.

--------------------------
А судьба рукописей строителей, проектировщиков, инженеров, подготовленных для Монографии, оказалась незавидной. После выхода горьковско-фиринской книги "Беломоро-Балтийский канал имени Сталина", редколлегии монографии "Беломоро-Балтийский водный путь" было обещано, что материалы будут изданы отдельной книгой и в полном объеме в 1935 г. Да не случилось. Так и пылятся по архивам бесценные и по нынешним временам научные и инженерные труды.

#10 Riviera

Riviera

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 112 сообщений
  • Регистрация: 20-Февраль 08
  • Город:Москва

Отправлено 16 Апрель 2008 - 20:10

канал имени Сталина". Репринт этой известной книги 1934 г., тираж которой был практически полностью уничтожен, сегодня удалось приобрести. Изображение
Занятно, хотя качество полиграфии уступает оригиналу. Забавно, что выходных данных никаких, кроме года(1998 - сомневаюсь, думаю - позже), нет. Имеется лишь миниатюрное предисловие за подписью "Издатель". Вот люди работают...:-))


А вообще ни у кого нет ссылок на подобные экземпляры по Беломорско-Балтийскому каналу???

Почитать бы о тех временах и эпохе строительства :)
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то

#11 a.bukovski

a.bukovski

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 416 сообщений
  • Регистрация: 14-Август 06
  • Город:Москва

Отправлено 17 Апрель 2008 - 12:28

Без комментариев
Изображение
КАК объять необъятное?! 27 круизов с 1998 года,
а фото здесь: http://photofile.ru/users/abukovski.fotoplenka/

#12 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 19 Апрель 2008 - 01:28

Многие туристы в эту навигацию запланировали для себя круизы на Соловки. Соловецкий маршрут, безусловно, является одним из самых красивых и интересных наших маршрутов, самым ярким моментом которого, несомненно, является прохождение Беломорканала.

Несколько лет назад я тоже плавал на Соловки. Во время того путешествия мне удалось купить на канале книгу Ю.А. Дмитриева, вышедшую в Петрозаводске в 2003 году к 70-летию ББК: "Беломоро-Балтийский Водный путь от замыслов до вопрощения". В ней приведены уникальнейшие материалы и документы по истории строительства этого пути.

ББК - это уникальное гидротехническое сооружение, это памятник истории, памятник людям, памятник той суровой эпохе. Если честно, Беломорканал является одной из моих любимых тем на форуме - много могу про него писать, но в данной ветке сейчас хотелось бы привести редкие исторические фотографии из книги Ю.А. Дмитриева...

Фотографии строительства канала.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

#13 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 19 Апрель 2008 - 01:34

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

#14 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 19 Апрель 2008 - 01:45

В продолжение темы:
http://www.infoflotf...showtopic=25780

#15 Riviera

Riviera

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 112 сообщений
  • Регистрация: 20-Февраль 08
  • Город:Москва

Отправлено 19 Апрель 2008 - 17:01

В продолжение темы:
http://www.infoflotf...showtopic=21221


А это-та вас чем не устроила??? :rolleyes:
Проще же в одной читать.
Злые вы! Уйду я от вас!...в монастырь....мужской....
---------------------------------
Всё гребу и гребу куда-то

#16 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 22 Апрель 2008 - 21:31

Ещё немного истории.

Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к 15-16 векам.

Если же говорить о проектах сквозного водного пути между Онежским озером и Белым морем, то первые изыскания в районе нынешнего ББК начались в середине 18 века и продолжались в течение всего 19-го века и вплоть до Первой мировой войны. В 19-м и начале 20 века было разработано несколько проектов канала, наиболее известные из которых - проект инженера Здзярского (1886-1888г), проект инженера Калиновича (1915г) и разработки профессора Тимонова (его проект, в отличие от остальных предполагал возможность плавания по Беломоро-Онежскому пути морских судов). По всем дореволюционным проектам сооружения канала предполагались полностью деревянными.

Изыскания и разработки, несмотря на неимоверные сложности, продолжились и после 1917 года. В 1922 году Цупводпути НКПС на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала, имевший цель, во-первых, определить стоимость сооружения при различных условиях (просматривались несколько вариантов глубины, размеров шлюзов, типов гидротехнических сооружений и др...), а во-вторых определить объемы дальнейших изысканий.

В отношении исходных основных заданий было принято положение, что ББК должен быть на всём протяжении доступен для морских судов. Согласно установленным в то время заданиям для этого строительства, размер шлюза был принят 312,3х21,34 м с глубиной на короле 7,92 м.

На протяжении всех этих лет рассматривалось две основные трассы канала - западный вариант и восточный. Оба этих варианта приведены на рисунке: западный - оранжевый, а восточный, по которому в итоге и был построен канал, - фиолетовый.

Изображение

Длина обоих вариантов была практически одинаковой, они различались высотой водораздельного бьефа (западный выше восточного) и обеспеченностью его водой (восточный беднее водой и нуждался в дополнительном питании). Все сооружения по проекту 1922 года проектировались бетонными, шлюзы - однокамерными, ворота их - металлическими двухстворчатыми. По результатам экономического сравнения восточный вариант получился дешевле западного примерно на 10%.

К проекту строительства Беломорканала вернулись в апреле 1930 года, и события стали развиваться с невероятной быстротой... У проекта было большое будущее - Сталин одобрил это строительство и распорядился дать ему зелёную улицу. Срок стоял небывало короткий - то, над чем ломали головы лучшие умы в течение двух последних столетий предстояло воплотить за три года. В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала - строительство взяло под контроль ОГПУ. Дальнейшие исторические события - секретные совещания, разработка окончательных деталей и обобщение сложнейшего проекта, непрерывные изыскания - трудно описывать в одном постинге - об этом очень много написано в уникальной книге Ю.А. Дмитриева "Беломоро-Балтийский водный путь от замыслов до воплощения".

Скажу лишь, что по окончательному проекту глубина канала и размеры шлюзов составили не 312х20х7 метров, как это предполагалось до этого, а всего 133х14,3х4 метра - собственно, что мы имеем и сейчас. Также был значительно сокращён объем бетонных работ. Но проект морского Беломорканала не был отменен - позднее предполагалось строительство второй нитки, доступной для крупных морских судов. Также известно, что человек, изначально назначенный в 1930 году руководителем проекта ББК (профессор А.С. Аксамитный), был расстрелян в 1931 году. Дальнейшим строительством ББК руководил С.Я. Жук - известный впоследствии гидростроитель, по проекту которого были построены также Канал имени Москвы и Волго-Донской канал.

А дальше в хронологическом порядке следуют те фотографии, которые были опубликованы ранее. Беломоро-Балтийский канал им. И.В. Сталина был открыт в августе 1933 года...

#17 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 22 Апрель 2008 - 22:15

Проект второй нитки Беломоро-Балтийского канала, доступной для крупных морских судов, с гарантированной глубиной не менее 6,4 метров.

Изначально вторую очередь канала предполагалось построить к концу 30-х годов - через четыре-пять лет после введения в строй первой очереди ББК. Причём все работы по переустройству существующих гидротехнических сооружений и сооружению морского ББК предполагались без остановки движения по уже построенному каналу.

Для осязания масштабности проекта приведу несколько фактов.

Одним из основных условий строительства морского ББК являлось сооружение на Свири гидроузла, поднявшего бы уровень Онежского озера на 4 метра (при этом была бы затоплена значительная часть Петрозаводска и несколько десятков более мелких поселений на побережье озера). Также предполагалось сооружение еще нескольких новых крупных водохранилищ и ещё большее увеличение Выгозерского водохранилища на водораздельном бьефе ББК для возможности питания водой новой, морской нитки.

Общее количество гидротехнических сооружений по Большому Беломорстрою характеризуется следующей таблицей, где для сравнения приведены цифры для существующего ББК:

Тип сооружений/Большой ББК/существующий ББК

шлюзы/15 новых (1 перестраиваемый)/19
плотины/1(2)/5
водоспуски/12(-)/12
земляные плотины/42(8)/59
каналы /19(5)/33

Как видно из таблицы, число сооружений морского ББК меньше, чем существующего, но размеры их значительно больше, о чём красноречиво свидительствует следующая таблица:

Работы/Большой ББК/существующий ББК

земляные/47,2 млн м3 /21,0 млн. м3
из них:
выемки/25,7 млн м3 /12,5 млн м3
насыпи/21,5 млн м3 /8,5 млн м3
ряжи / 830 тыс м3 /920 тыс м3
бетон и ж/бетон/2965 тыс м3 /390 тыс м3
металл /56 тыс тонн/9 тыс тонн

Этот проект по разным причинам откладывался несколько раз, а затем как-то сам усох и был снят с повестки дня. А потом началась война. Между тем, все проектные и изыскательские работы по морскому ББК были выполнены в полном объеме. Ждали только команды, но так и не дождались. Так и лежат сейчас все изыскания и чертежи в глубине архивов.

#18 Stereometria

Stereometria

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 522 сообщений
  • Регистрация: 03-Апрель 06
  • Город:Москва, Россия

Отправлено 22 Апрель 2008 - 22:43

Андрей! Огромное спасибо за интересную тему!!!
Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить.
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский

#19 RAM

RAM

    Штурман

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 950 сообщений
  • Регистрация: 22-Февраль 05
  • Город:MSK.РУ

Отправлено 23 Апрель 2008 - 10:12

Кстати, про варианты постройки.. Тут полгода назад по ТВ была передача про каналы. там было показано, что первоначально вообще до Ладоги довести канал хотели, гдето в районе Питкяранты. Есть какая нибудь информация по этому варианту?

#20 a.bukovski

a.bukovski

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 416 сообщений
  • Регистрация: 14-Август 06
  • Город:Москва

Отправлено 23 Апрель 2008 - 16:30

Есть у меня книжечка Станислава Дятлова "По Карелии и Соловкам" , путеводитель по речному маршруту объемом 130 страниц. Не много. Но краткая история ББК есть. К сожалению через сканер не проходит.
Поэтому, если кому интересно, и он будет на Баумане 30 апреля, я могу её захватить с собой. Дайте знать. :blink:
КАК объять необъятное?! 27 круизов с 1998 года,
а фото здесь: http://photofile.ru/users/abukovski.fotoplenka/




Количество пользователей, читающих эту тему: 4

0 пользователей, 4 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования